Доклад РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА


С.И.Батыршина(Башкирский государственный университет, г. Уфа)
«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
 «Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут её от смерти. И из всех всевозможных свобод, которые мы получили, на первый план всё равно выйдет свобода бессовестности». (А.И. Солженицын) 
 Как хорошо  подметил Солженицын! Это же про наше  время, про то, с  чем  мы  с  вами  сталкиваемся.
 Не  случайно  педагоги России подняли вопрос  о   проблеме  нравственного   и духовного воспитания  современного  человека.   Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, кроется  в разрушении личности. «Разрушим всё до основанья…»,  - а что потом?  Мы  стали  свидетелями полного  отрицания  идеалов советского периода и отсутствия новой системы ценностей, приведших  к упадку духовной культуры молодёжи.   А ведь система ценностей  складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.
 Без прошлого нет и будущего. А о будущем задумываются все. И мы  с  вами  мечтаем, без сомнения, о достойном  будущем наших учеников. А  в  этом  может помочь  русская классическая литература , которая проверена временем. Именно   она существует ,прежде всего, для опыта. Русская литература – это постоянное  исследование и бытовое, и социальное, и историческое, и психологическое, и  философское, и нравственное . И от педагога  зависит, что он поможет найти важное, и как  это важное  преподнесёт. И главное – понимать,  что  только  духовная пища сможет  прибавить  сил нашим детям, научит их  нравственности. А духовность   и  нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся каждым  человеком  в деятельности и поведении. Мы  должны  убедить  учеников  в  том, что нравственность – это присвоение человеком моральных ценностей, требований к себе и другим, и, наконец, перспектива совершенствования.
    На  уроках   литературы  мы нравственно и  духовно  воспитываем  современного  человека, формируя у него:
• нравственные чувства, такие  как:  совесть, вера,  ответственность,  долг, гражданственность, патриотизм;
• нравственный  облик, характерный  терпением, незлобивостью,  милосердием, кротостью;
• нравственные позиции , проявляющиеся   в  способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний , проявлении самоотверженной любви;
• нравственное поведение, которое  проявляется в  готовности служения людям и Отечеству,  духовной рассудительности, доброй воле,  послушании.
Вряд ли кто будет сомневаться в том, настолько велика роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании молодежи, в формировании полноценной личности, ее идеалов, особенно сейчас, когда наше общество стало обществом потреблении, когда люди живут по принципу: «Бери от жизни все!» Все взять, все успеть, все иметь! Любой ценой! А самая важная необходимая для человека, для общества – «высокая нравственность» – стала самой немодной и непопулярной чертой характера.
От того, какова молодежь, каковы ее идеалы, нравственные ориентиры, от того, что они читают, зависит духовное здоровье и будущее нации. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Чтение рассматривается некоторыми социологами как надежный, чуткий и даже универсальный индикатор состояния общества.
Опрос, проведенный в 10 классе (участвовало 25 чел.), показал, что наиболее важным для детей является семья, на втором месте- друзья, на третьем месте – учеба, далее – карьера, любимая работа, книги – с 5 места и далее; самым авторитетным мнением является мнение родителей, затем друзей, учителей; идеалом являются родители, друзья, учителя, литературные герои, герои фильмов, бизнесмен, никто. На вопрос «На что потратите деньги, если выиграете миллион?» Ответы были такие: на учебу, на квартиру, путешествия, машину, отдых, развлечения, хорошие книги. 15 человек из 25 вообще бы не потратили деньги на книги.
Ответы на вопрос «Любите ли читать?» были такими: Да - 5 из 25. «И да, и нет» - 6 человек. «Да, если нравится» - 4 человека. «Да, но не всегда , нет времени» - 10 человек. «Как часто читаете?».
Ответы:
1. когда есть время-8 человек
2. каждый день – 1 человек
3. 1 книга в 2 месяца -1человек
4. 1 книга в месяц- 1 человек
5. по настроению – 2 человека
6. готовясь к урокам – 8 человек
7. для души – 3 человека
Ясно, что в основном чтение подростков ограничивается подготовкой к урокам.
На вопрос «Какие книги читаете?» были получены следующие ответы:
1.Фантастику -8 человек
2.Детективы – 2 человека
3.Про любовь- 4 человека
4.Научную литературу – 6 человек
5.«ужасы»- 1
6.Ф. Достоевского – 2
7.Л. Толстого – 2
8.Бунина – 1
9.Булгакова – 2.
Ответы показывают, что современные школьники не утруждают себя чтением. Эти результаты как в капле воды отражают общее снижение интереса к книге. Сейчас нет культа книги, всеобщей «заразительности», когда потрепанная книга переходила из рук в руки и
не прочитавший ее был не понят. Дефицита книг нет, а то, что доступно и не запретно, то неинтересно. И это , к сожалению, веяние времени, факт нашей современности.
Кроме того, в наш информационный век чувства, переживания, отношения уходят на второй план. Главное сейчас информация, поэтому интересны детективы, фантастика, научная литература.
А между тем, человеческий мозг устроен так, что лучше воспринимать информацию через художественные образы, нежели через научные выкладки. Ведь писатель не просто передает информацию: произведения классиков обладают огромной силой воздействия на человеческую душу, способны вызвать те или иные чувства, заставляют думать о собственной жизни, иногда даже пересматривать свое мировоззрение.
Сила влияния художественной литературы на человеческое сознание подобна силе влияния реальности, и даже может перекрывать ее. Это происходит потому, что талантливый писатель способен передавать сюжет насыщенно, ведь каждому из нас знакомы такие ощущения: «невозможно оторваться от книги», «прочитал книгу на одном дыхании». Это говорит о том, что книга может завладеть сознанием человека.
Хорошо сказал о роли литературы известный писатель Юрий Бондарев: «Это великое переселение из мира внешнего в мир внутренний, что ей дано проводить всеобщую ревизию совести, порицать мировой порок безразличия друг к другу, жестокость, алчность, варварское соперничество с самой природой. Словом начинались ненависть, войны, вражда, национализм, разрушались стыдливость, чистота, мораль, целые культуры, но словом, увеличивались и любовь, и раскаяние, начинались великие революции, новые эпохи, прекрасные книги, благословенная тишина мира».Велика роль литературных героев, хотя в ответах современных школьников не они являются идеалом для подражания, как это было раньше, когда мы восхищались любимыми героями и брали с них пример.
Положительные персонажи вызывают уважение, отрицательные заставляют воздержаться от ошибочных шагов и неверных поступков. Вспомним Андрея Болконского и Пьера Безухова, Наташу Ростову и Элен, Печорина и Грушницкого, Гринева и Швабрина. Этот ряд можно продолжать бесконечно.
Все хорошо знают «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина. Эта повесть о милосердии , чести, любви, настоящий кладезь мудрости. Рассматривая эпизоды, связанные с Петрушей Гриневым, мы можем видеть, как он под влиянием различных обстоятельств жизни, встреч меняется, какие уроки жизни получает, как происходит становление героя, его взросление.
Восприятие художественной литературы как присвоения художественных ценностей невозможно без умения смотреть и видеть, слушать и слышать. Это сложный процесс, в котором есть своя специфика, свои тонкости. Воспринимая художественное произведение, подросток может ограничиться лишь вниманием к развитию фабулы, динамике действия. А глубокие нравственные идеи, взаимоотношения героев, их переживания останутся за пределами его восприятия.
Почему разбойник Пугачев не казнил Гринева? Почему он помог освободить Машу? Все началось с первой встречи, когда Петруша обратился к вожатому: «Что, брат, прозяб?» Этим словом «брат» устанавливается ниточка сочувствия, жалости, благодарности. Пугачев в ответ можно сказать, исповедовался: «Что греха таить, заложил у целовальника». Нарушены социальные условности, классовая субординация. Возникает чувство общности. Все смертны, все под Богом живем! В знак благодарности Петруша отдает заячий тулупчик, но не только в знак благодарности, в его обращении «брат» Пугачевым были услышаны жалость, любовь, милосердие к человеку, которому холодно. И завязались между ними таинственные отношения, где высший и низший едины, где нет ни господина и раба – где враги – братья.
«Спасибо, ваше благородие. Награди вас, Господь, за вашу добродетель. Век вас не забуду, ваших милостей!». И не забыл.
Мир, лежащий во зле, живет по своим законам, идет своими путями мести и немилосердия. «Око за око, зуб за зуб»- вот его древний закон. Жестокость восставших порождена жестокостью правительства.
Мы видим, что Пушкин в «Капитанской дочке» представляется нам не просто мастером-художником, но очень мудрым человеком с глубоким нравственным опытом. который мы невольно впитываем, вбираем в себя. В «Капитанской дочке» мы находим ответ на вопрос: «Как жить в ладу с самим собой. Жить по законам добра и милосердия».
На примере толстовских героев князя Андрея и Пьера Безухова мы учимся задумываться о смысле жизни.
Изучая «Грозу А. Островского обсуждаем проблему суицида. Почему Катерина бросилась в Волгу и можно ли было ее спасти? (Героиня оказалась в полном одиночестве: ее никто не поддержал: ни муж Тихон, ни Борис). А как важна проблема воспитания! Деспотизм в семье приводит к полному безволию Тихона и приспособленчеству Варвары.
Что толкнуло Родиона Раскольникова на преступление и каковы его последствия – предмет обсуждения на урока, посвященных Ф. Достоевскому. (Раскольников, словно ножницами, отрезал себя от людей: избегает близких - мать и сестру. А как страшны последствия преступления! «Я себя убил, а не старушонку». Только ли себя? Одно преступление рождает другое, третье…
Что происходит с человеком, если он отступает от законов добра? Мы видим и в киноповести «Калина красная». В. Шукшин пишет: «Егор Прокудин ушел от корней, от истоков, от матери. Это гибель нравственная. Меня волнует здесь момент расплаты».
Булгаковский роман «Мастер и Маргарита» заставляет задуматься о наказании за грехи, зло, отступление от добра, истины, Особенно ярко это показано на примере Понтия Пилата, обреченного на муки совести за трусость.
Ленивцу Обломову И. Гончаров противопоставляет деятельного А. Штольца, но симпатии автора явно на стороне Обломова, так как он добр, чист, бескорыстен. «Золотое сердце» называет его друг Андрей. Где истоки этих качеств героя? Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. К такому выводу мы приходим анализируя главу «Сон Обломова» - царство всеобщего благоденствия, любви , гармонии.
Верности учит Пушкин на примере Татьяны Лариной и Маши Троекуровой.
Особо остро на сегодняшний момент развития современного технологического общества встаёт вопрос о скором «умирании» деревни: сокращение численности населения, закрытие или реорганизация школ – культурных центров села, безработица. Эта проблема волей-неволей затрагивает жизненные интересы подрастающего поколения, молодых граждан села. Эта проблема волновала ещё в 60-90-е годы XX века таких писателей, как В. Распутин, В.Астафьев, В.Шукшин, давших миру очерки «деревенской прозы».
Задачами изучения произведений данных писателей являются:
раскрытие смыслового и системообразующего значения «деревенской прозы», способствование активному освоению учащимися лучших образцов отечественного искусства;
представление ориентиров добра и истины в образцах культурных произведений и жизни на основе веры, надежды, любви, способности к сопереживанию;
воспитание любви и уважения к родине, её народу и его святыням.
Какими способами человек может познать себя? Их несколько? Это – сравнение себя с другими людьми, самонаблюдение и анализ (А.Мудрик 2001).
Поэтому духовно-нравственное развитие личности обучающегося на уроках литературы – это педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы школьника через осмысление художественного произведения с опорой на жизненный опыт и личные впечатления.
Ориентиры добра, уважения к родине, её народу и его святыням предлагается рассмотреть на примере повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». Диалогическое взаимодействие на учебном занятии успешно реализуется в процессе деловой дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом. Воспитывать духовно-нравственные ценности в детях нужно опираясь на содержание текста, толкование духовно-нравственных понятий.
С этой целью предлагается поразмышлять над вопросами по идее повести:
Понятие души и совести. Можно ли объединить эти два понятия? Пословицы, поговорки, афоризмы о совести. Какие высказывания ближе вашим жизненным принципам?
Анализ эпизода разорения кладбища. Свои и чужие. Уважение памяти предков.
Образы-символы в повести: самовар – семейное единение, изба – храм, «царский листвень», Хозяин острова – живая душа природы.
Подберите однокоренные слова к слову Матёра (мать, материк). Что значат эти слова в повести?
Кто мы на этой земле – хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли и ушли, сами по себе, - ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли всё, что смогли, а там «хоть потоп»?
Пессимистична или философична повесть В. Распутина?
Сопоставьте идею повести с современностью. Какие проблемы актуальны сегодня? Приведите примеры из СМИ, Интернета, собственного опыта.
Красной нитью через всё учебное занятие должны пройти чувства сохранения памяти, корней, родословной, традиций. Художник, задумывающийся над жизнью глубоко и серьёзно, не пройдёт мимо опыта, оставленного ушедшими поколениями. В этом смысле человеческая память – как хранительница нравственного опыта предыдущих поколений – играет первостепенную роль. А без ощущения человека связи с прошлым она, память, становится ущербной, неполной. «Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит», - писал великий Гёте.
Главная тема русской литературы – противоборство двух раздирающих душу и сердце наших стремлений – к сокровищам небесным и сокровищам земным. Человек обречён на выбор между добром и злом. Такой выбор ставит перед своими героям В.П.Астафьев в повести «Царь-рыба».
На уроке литературы, рассматривая одну из глав, например, «Царь-рыба», подводим обучающихся к определению главной проблемы через эпиграф, в качестве которого можно взять слова Ф. Логау: «Все боятся палача, совесть редкому страшна: он за явное казнит, а за тайное – она». Предлагаем провести сравнительный анализ внутреннего и внешнего облика главного героя главы – Игнатьича.
Игнатьич – человек, царь-рыба олицетворяет силы природы. «Так зачем же, зачем перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь – на одной ловушке. Пробил крёстный час, пришла пора отчитаться за грехи», -- говорит автор. Проблема понятна, нужно вызвать интерес и желание в ней разобраться.
Показывая муки совести главного героя перед лицом смерти, автор вновь и вновь поднимает вопросы отношения к памяти и опыту старших поколений, отношения к женщине, как хранительнице и продолжательнице рода человеческого, разумного использования человеком природных богатств.
Так что же она, совесть, размышляем со старшеклассниками, не есть ли земная, ощутимая нами искра Божества, стремление к небесному? Через наблюдение, самоанализ приходим к выводу, что такие моральные качества и чувства, как: благородство, верность, уважение, гордость, любовь, стыд, не существуют в отвлечённом виде – они должны подтверждаться поступками, и, как известно, именно поступки, дела, а не слова и благие намерения доказывают, каков человек и каковы его принципы. Обнищает человек, глухой к добру станет его душа, если возобладают в нём жадность и корыстолюбие. И только вечная, первобытная, величественная природа судит и наказывает тех, кому «удаётся спрятать себя, притаиться до поры до времени».
Русская литература всегда была совестью народа  и  его гордостью, потому что для нашего менталитета  характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к слову, которым можно  не только полки за собой повести, но   и  убить  или  воскресить, вознести до небес  или  втоптать в землю.
Обсуждение со старшеклассниками на уроках литературы вопросов совести, души ,ответственности за свой поступки любви к родине, дому ,семье ,заботы о ближнем ,о бережном отношении к природе способствует укреплению нравственных принципов в сознании подрастающего поколения, помогает глубже проникнуть в художественное произведение , понять авторский замысел. Ведь доброе рождается только из доброго. И доброе, мудрое слово писателя ,учителя. наставника, нашедшее отклик в сердце ребенка , подростка, не умирает , а всегда живет в его памяти.
В  наше бурное время гаснут маяки, свергаются идолы, линяют герои, но не смотря ни на что, у нас есть великая русская литература , которая и может стать  настоящей опорой в  воспитании нравственности и духовности современного человека. В этом  поможет ее несравненная человечность, сострадание, высокая мораль и жертвенность. И надеемся, что  в конце даже самого мрачного и темного туннеля и всегда  будет свет. И наши старания и общие  усилия, все-таки,  не пройдут даром.
Пусть же художественные произведения помогают нам быть защищенными в области духа, в сердечной сфере.
ЛИТЕРАТУРА
Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.
Караковский В. А., Новикова Л. А., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.
Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Интернетресурс. 2009г
Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). М., 1997.