Русская литература и духовно — нравственные проблемы современного российского общества.


Н.А.ИгнатьеваМОБУ СОШ с.СухоречкаБижбулякского района
Республики Башкортостан
Русская литература и духовно - нравственные проблемы современного российского общества.
    «Если духовные силы нации иссякнут, никакое
наилучшее государственное устройство и никакое
наилучшее промышленное устройство не спасут
её от смерти. С гнилым дубом дерево не стоит.
И из всех всевозможных свобод, которые
мы получили, на первый план всё
равно выйдет свобода бессовестности».
(А.И. Солженицын) 
В своем выступлении с посланием Федеральному Собранию 12.12.2012 г., президент Владимир Путин обратил внимание на проблему морали и духовности в России. “Сейчас в нашей стране мы видим результаты того, что происходило в органах власти, в СМИ и в головах за прошедшие годы. Были отброшены все идеологические штампы, но, к сожалению, вместе с ними - и моральные принципы“. Обозначение вышесказанного проявляется в равнодушии к общественным делам и приобретает безобразные, агрессивные и вызывающие формы, создающие угрозу безопасности общества.Отсутствие ориентиров в воспитательном процессе, размывание, а иногда «переписывание истории» под угоду политикам, может привести к тем печальным событиям, которые мы сегодня наблюдаем на Украине. Те ценности-гордость за свою Родину, патриотизм, дружба народов независимых государств были отброшены, а на их место выдвинуты идеи ориентации на западные ценности, западную культуру, размыты народные ценности-культура, обычаи, нравы; пропаганда лжи, искажение исторических фактов, сеяние вражды между исторически и духовно близкими народами-украинским и русским, привели к воспитанию «ультранационалистов» и фашистов.
В связи с этим, сегодня как никогда важнейшей целью образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [9, c. 2].Российскими ценностями всегда были патриотизм, коллективизм, соборность, широта души, взаимопомощь. Воспитание духовности традиционно занимало ключевое место в педагогике во все времена.Вопросы нравственности и морали волновали людей не только в наше время, ими интересовались и занимались ученые, философы, политики, культовые служители и в прошлую эпоху. 
Наша страна переживает один из непростых исторических периодов. Но самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, кроется в разрушении личности. «Разрушим всё до основанья…», - а что потом?  Мы стали свидетелями полного отрицания идеалов советского периода и отсутствия новой системы ценностей, приведших к упадку духовной культуры молодёжи.   А ведь система ценностей складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.
   А что теперь?  Балом правят деньги. Да, без них в современном мире сложно жить. Но ведь факт, что материальные ценности одержали победу над духовными.  А следствие того -  искажение представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме у молодых людей.  Общество столкнулось с высоким уровнем преступности и жестокости. И разве нас не волнует ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры?
Ныне наше общество вместе с демократическими изменениями получило целую индустрию развлечений. Ощутимое влияние на умы по – прежнему оказывает кинематограф, но несколько иначе: все больше пошлости, примеров распущенности и безнравственности распространяется через фильмы.
Одной из страстей, захвативших молодежь, является телевидение. В плену телевизионной зависимости оказываются даже пожилые люди. Что же говорить о восприимчивой к информации молодежи? Современный человек находится в плену телевизионной пропаганды оккультизма. Наши люди, будучи крещеными, серьезно увлекаются изучением восточных культур, искусства фэн – шуй, разбираются в вопросах экстрасенсорики, знают по именам всех экстрасенсов из телебитв.
Молодежь не в силах противостоять этому. Не имея нравственных ориентиров, молодые люди принимают насилие за геройство, поведение «звезд» за образцы, то есть воздействует то, что дезориентирует. Между тем в человеке все должно быть подчинено духовной доминанте: священное – главное в жизни.
Как спасти молодое поколение, от которого зависит наше будущее? Можно привлечь к научно – техническому творчеству, к искусству. Но это удел немногих. Можно увлечь спортом. Но культ тела приводит к безнравственности, что мы видим на примере спортсменов, завершивших карьеру: мужчины пополняют преступный мир, женщины обнажаются для рекламы.
Наше поколение не может остаться равнодушным   и к разрушению  института семьи, к  формированию внесупружеских, антиродительских  и антисемейных установок.
 Не вдруг мы заговорили о нравственном и духовном  кризисе. Как будто наблюдали со стороны или чего-то ждали.   Только чего? Неужели так боялись «вынести сор из избы»? А сейчас, оказалось, необходимо подключить различные общественные институты, чтобы   попытаться вернуть то самое ценное, без чего жизнь наша не имеет истинного смысла. 
Поэтому, наверное, и высветилась одна из проблем современного образования: в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишена возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Они не знают, как люди решали свои проблемы или что стало с теми, кто пошел против высших ценностей. И как изменилась   жизнь   тех, кто своими поступками подавал нам яркий пример. 
В 2007 году в закон РФ «Об образовании» внесено несколько значительных поправок, появились две замечательные фразы. Первая: «содержание образование должно обеспечивать «духово – нравственное   развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» (пункт 6 статьи 9 ). Вторая: «содержание образования должно обеспечить…формирование духовно – нравственной личности» (пункт 2 статьи 14). Теперь по Закону получается, что духовно – нравственная личность – это цель образования. Следовательно, вся система образования должна быть просто пронизана духовно – нравственным содержанием.
На протяжении всей нашей истории духовно-нравственные ценности были прочным фундаментом Российского государства. Пренебрежение ими в недавнем прошлом стало источником растущей бездуховности, социального пессимизма, гражданской пассивности, ослабило государство и общество.
Важнейшая задача сегодня – укоренение новой мировоззренческой основы нашего образования. Мировоззрение строится либо на традиции, либо на идеологии. Традиция – это всегда обновляющаяся жизнь, передаваемая из поколения в поколение, и вне традиции у народа нет ни сил, ни опыта, ни возможности осуществлять свою особую миссию в этом мире. Вне традиции народ не может существовать, сохраняя свое лицо.
Что касается идеологии, то она рационалистична. Идеология проистекает из сконструированных человеческим разумом представлений о жизни, её целях и возможностях. Можно сказать, что идеология – это искусственная традиция, которая не имеет под собой ни опыта жизни, ни мудрости поколений, ничего, кроме человеческого своеумия и своеволия, человеческой корысти и лукавства.
Главная задача нашего времени – вернуться от идеологии к традиционной жизни, и в этом особую роль играет образование.
Чтобы вернуться к воспитанию личности, укорененной традиции, необходимо положить духовно – нравственную культуру православной цивилизации в качестве мировоззренческой основы образования. Эта основа нацелит образование на создание условий, способствующих рождению в человеке духовной жизни и её развитию. Это не значит, что преподавать нужно вероучительный предмет, излагающий учение Православной Церкви. Речь идет о восприятии идеалов и ценностей, укорененной в православной традиции и способствующих воспитанию личностей, желающих и способных возрождать нашу цивилизацию. Это скорее всего уже известная нам, но немного подзабытая «народная педагогика».
Для российского образования, учитывая многонациональный уклад жизни, характерно изучение языков народов, включаемых в пространство государства, изучение и сохранение их правовых и культурных обычаев, социальной структуры, религии. Это тоже элемент духовно – нравственной культуры, который необходимо сохранить, обеспечивая в образовании воспроизводство традиционной основы нашей жизни.
Православную культуру давно предлагалось включить в федеральный образовательный стандарт, то есть изучать во всех школах и регионах России всем обучающимся в российских школах детям, без различия вероисповеданий. Изучать предлагается не православное исповедание, а представления Православия о человеке, его призвании, о нравственном законе и способах его соблюдения, о том, как люди строили свою душу, свой дом и нашу страну.
Это не оскорбляет мусульман, буддистов, атеистов, потому что творцами православной культуры являются люди разных кровей, иноверцы и даже атеисты. Дело не в крови и не в фамилии.
Православная культура – это язык выражения внутреннего мира всего народа, а не только одного человека. Из истории нам известно, что Л.Толстой был отлучен от церкви, тем не менее он творец православной культуры. Тургенев называл себя атеистом, но и он – творец православной культуры. Мусульманские поэты и писатели – такие, как Гамзатов, Айтматов, - творцы православной культуры. Фронтовики коммунисты, бывшие атеистами, писали замечательные произведения о войне, они тоже творцы православной культуры.
Задачу восстановления традиционных мировоззренческих основ образования сегодня решать можно и нужно, для её решения все есть. Накоплен опыт изучения православной культуры, очень разнообразный, он является целой, единой большой образовательной областью – «духовно – нравственная культура» России.
Основными сферами жизни ребёнка, в которых происходит непрерывный процесс духовно – нравственного становления его личности, являются семья и школа. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
 Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.
Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
- патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
- гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
-  наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
-  искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
   Мы понимаем, что базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.  На мой взгляд, только русская литература может дать надежду на духовное обновление. При условии, что попытается ответить на  шукшинское «что с нами происходит?»,  что  докопается  до нравственного кризиса, поймёт   причины  деградации, разберётся  в  сути механизмов, с помощью которых в человеке научились убивать совесть. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм вышел из моды, когда в дефиците доброта, милосердие, бескорыстие, от решения проблемы воспитания  нравственности и духовности современного человека  зависит будущее страны .
    Нам, словесникам, трудно работать в условиях сокрушительного духовного и нравственного слома. Всё исконное, народное, традиционное теряет силу примера, в том числе «великий и могучий» русский язык.  Поэтому постоянно стоит вопрос: «Как переубедить?»  И боль за то, что исчезает культура пользования родным языком.  Ответственность за сохранение чистоты и красоты речи снижается не только в СМИ и политической жизни общества, но и в жизни школ.
Известный филолог, академик Александр Михайлович Панченко, заметил: «Бог указал каждому народу свою роль: Египту – астрология и астрономия, Греции – риторика и философия, славянам – словесность и литература». В этих словах  и гордость за Россию, и её  историческая  миссия , и значение русской  классической  литературы. А может быть, и ответ на вопрос.
Литература - главный, если не единственный школьный предмет, который целиком и полностью должен быть ориентирован, прежде всего, на формирование души. Не игнорируя интеллектуальную сторону духовной жизни, литература остается стержневой учебной дисциплиной, которая последовательна в развитии эмоционального мира ребенка. Литературные произведения дополняют в образовательном процессе функцию не столько объекта изучения, сколько субъекта - инструмента воздействия на "тайное тайных", на душу Урок - первооснова всего учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемый источник, который помогает ученикам набраться сил. На уроке формируется человек завтрашнего дня, поэтому быть учителем - не только высокая честь и обязанность, но и большая ответственность. Сегодня мы много говорим о модернизации школьного образования, часто забывая, что это не абстрактное понятие, а будничная, конкретная работа. Каждый наш день - творческий поиск, решение вопросов: как сделать уроки и внеклассные мероприятия по-настоящему обучающими. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более качественной, эффективной?
Наверное, не случайно профессию педагога сравнивают с профессией актера. И дело тут не только в том, что, как и актер, учитель должен уметь установить контакт с людьми, заинтересовать их, увлечь. Как не бывает одинаковых спектаклей, так не может быть и похожих уроков. Педагог-новатор Е.Н. Ильин советует: "Не бойтесь быть артистичными. Мы себя не демонстрируем. Мы себя передаем. Урок - это социальность, публичность, человечность" [Ильин, 1986: 35].
Почему так скучно бывает порой на уроках русской литературы, где, казалось бы, сама содержательная ткань - текст - должна радовать и удивлять?
Так грамотно все написано и обозначено в программах, так ясно поставлены цели литературного образования, а что-то недооценено учителем, ученики его не слышат, перестают читать книги, не пишут стихи.
К сожалению, в новых социокультурных условиях, в которых оказалось современное общество, когда "век расшатался", "порвалась связь времен" - разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, угрожающе деформируется личность молодого человека, часто не различающего, где добро и зло, красота и уродство, колоссальный нравственный и эстетический потенциал литературы остается невостребованным юным читателем в той мере, в какой это необходимо сегодня подрастающему поколению. Учителя сетуют на то, что книга вообще уходит из жизни современного школьника. Чтение рассматривается чаще всего как принудительное учебное занятие или как "развлекаловка" (с соответствующим выбором книг).
Как преодолеть эту беду, приобщить школьника к чтению, вернуть ему интерес к книге, объяснить, что без нее невозможно формирование личности; как научить слышать и понимать слово писателя, его думы, чаяния, надежды, сопереживать им и формировать собственную жизненную позицию? Это тем более сейчас необходимо, так как литература занимает, бесспорно, особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, речи, творческих сил, то есть играет важную роль в становлении эмоциональной, эстетической, нравственной культуры ученика. Поэтому во главу обучения литературе сейчас поставлено развитие личности ученика, тем более что литературное развитие - грань общего личностного развития человека.
В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека - это проблема, от решения которой зависит будущее страны. В каких бы неблагоприятных условиях ни находились учителя-филологи, каждый из них стремится внести посильный вклад в повышение эффективности литературного образования. Но чтобы говорить о духовно-нравственном воспитании учащихся, в первую очередь необходимо повести речь о духовно-нравственном воспитании самого учителя. Школа нуждается в грамотных учителях, в таких людях, которые, во-первых, своим примером будут воспитывать подрастающее поколение, потому что "мерилом значимости учителя является прежде всего его человеческая и нравственная сущность" [Андреев, 2000: 452]. Во-вторых, учитель-филолог должен быть человеком интеллектуальным, знающим не только свой предмет - русский язык и литературу, но и историю, искусство, музыку, чтобы возможно было создать на своих уроках целое культурное пространство, чтобы учащиеся видели связь и получали общее представление о культурном процессе и просто "учились жить". Поэтому для учителя-филолога важно, что, кроме уроков литературы и русского языка, необходимы уроки МХК, искусства, а также факультативные занятия, которые помогают воздействовать на духовно-нравственные качества учащихся.
Л.Н. Толстой писал: "Попытка основать нравственность помимо религии подобны тому, что делают дети, которые, желая пересадить нравящееся им растение, отрывает от него не нравящийся им и кажущийся им лишним корень и без корня втыкают растение в землю. Без религиозной основы не может быть никакой настоящей, непритворной нравственности, точно так же, как без корня не может быть настоящего растения".
Главная особенность русской литературы - это литература православная. И великое счастье, если учитель, ее преподающий, человек православный, живущий по законам христианской морали. Н.А. Бердяев утверждал: "Вся наша литература 19 века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человеческого мира. В самых значительных творениях она проникнута религиозной мыслью" [Бердяев, 1999: 137]. Это же можно сказать и о литературе 20 века, исключая некоторые произведения последних десятилетий. Возникает вопрос, как может педагог, отвергающий православие, донести до учащихся тот идейный смысл, который вкладывался писателем? Именно поэтому третье важное, на наш взгляд, условие успешного развития духовно-нравственных качеств воспитанников - это знание культуры православия самим учителем.
Надеюсь, определение "учитель-словесник" снова вернется в школу и станет образцом для подражания в речевой деятельности, образцом в морально-этическом, нравственном, патриотическом, духовном, православном плане.
Каким же образом возможно воспитывать духовно-нравственные качества учащихся в современной школе по современным программам? В современной школе большинство классов работают по программам, в которые введены разделы "Древнерусская литература" и "Духовная литература". Следует отметить, что в каждом классе отводится определенное количество времени на изучение духовной литературы и древнерусской, но часов мало, и все произведения стоят обособленно, чувствуется их оторванность от литературного процесса. Каждый учитель имеет право вносить некоторые изменения в программу. Так как Библия является книгой, на которой воспитывалось не одно поколение, поэтому понять глубоко произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского и др. невозможно без знаний Библии.
При изучении в 5 классе рождественских рассказов дополнительно нужно рассматривать Новый Завет: Рождество Иисуса Христа. На уроках внеклассного чтения должны подробно анализироваться рождественские рассказы, учащимся необходимо выполнять творческие работы, в которых они указывают не только особенности данного жанра, но и - главное - их нравственную направленность. При изучении рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на Елке" выделяем основные духовно-нравственные понятия, такие как добро и зло, терпение, милосердие, сострадание, любовь; начинаем работу по ведению словарика нравственных категорий.
У Л.Н. Толстого есть книга "Круг чтения", в которой собраны мысли великих людей и самого писателя по вопросам нравственности; на каждый день месяца отводится та или иная нравственная категория. Эта книга может быть незаменимым помощником при проведении такой работы. И на протяжении нескольких лет эти словарики ведутся, дополняются, изменяются. Главная цель данной работы - создать нравственный стержень, объединяющий литературные произведения в единую систему. Важно отметить, что усилить духовно-нравственное воспитание на примере большинства литературных произведений возможно в том случае, если постоянно работать над основными нравственными категориями. Работая постоянно, учащиеся приходят к выводу об их значимости и легче выявляют проблематику и тематику произведения.
В 6 классе возвращаемся к жанру рождественского рассказа при изучении произведения О. Генри "Дары волхвов", проводится урок развития речи, на котором ведется обсуждение репродукций с картин, изображающих библейские сцены, на Рождественский сюжет. Проводится сравнительный анализ ранее изученных произведений с данным рассказом; продолжается работа с нравственными категориями: любовь, самопожертвование, дар. На уроке внеклассного чтения вводится понятие святочного рассказа, его особенностей, проводится параллель между рождественскими и святочными рассказами, изучаются рассказы Н.С. Лескова "Жемчужное ожерелье" и "Неразменный рубль" за счет уроков самостоятельного или внеклассного чтения.
В 6 классе при изучении повести А.С. Пушкина "Метель" и обращении к теме человеческого счастья, тайны брака и супружества очень важно использовать возможность ознакомить детей с такими базовыми понятиями, как таинства, храм, супруги, счастье, которые помогут постичь всю глубину и таинственность пушкинской прозы.
В 8 классе при изучении повести Пушкина "Станционный смотритель" возвращаемся к Библии, к притчам Иисуса Христа. Подробно останавливаемся на притче о блудном сыне, а также на нравственных понятиях: прощение, покаяние.
Самым интересным и результативным является обращения к духовно-нравственным понятиям в период изучения в 8 классе повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Появляется возможность их рассмотрения с противоположных сторон: любовь и ненависть, честь и бесчестие, верность и предательство, жестокость и милость. Разбираются понятия с одним корнем: милость, милостыня, милосердие. Говорим о понятии страсти, которые являются причиной грехопадения. Будет целесообразным в 8 классе на последних уроках провести читательскую конференцию, к которой учащиеся готовятся в течение месяца. Используя за основу словарь нравственных категорий, они готовят выступление по самостоятельно прочитанному произведению, рассматривая те духовно-нравственные понятия, которые затрагиваются в произведении. Дополняют свои выступления высказываниями великих людей по данному вопросу.
При изучении творчества поэтов как 19 века, так 20 века необходимо включать стихотворения на библейские сюжеты (В. Брюсов, А. Ахматова, Ф.И. Тютчев, А.С. Пушкин и др.). Также можно проводить уроки сопоставительного анализа (притча о сеятеле и стихотворения на данный сюжет Некрасова, Брюсова). Большая проблема состоит в том, что учителя литературы порой не в силах дать оценку произведения с точки зрения православия, часто это уже сформировавшееся в советское время мнение. Помочь в этом могут книги М.М. Дунаева "В горниле сомнений", "Православие и русская литература" в 5-ти томах, о. Иоанна Маслова "Симфония", написанная по произведениям Тихона Задонского, и др. книги, в которых рассматриваются проблемы духовной жизни человека, в том числе проблемы культуры в целом. В настоящее время, когда перед учителями ставятся порой жесткие рамки, - следовать неотступно программам, по которым работают, по программам, которые часто расходятся с их морально, духовно-этическими нормами - важно, хотя бы те 30%, отданные на откуп учителю, использовать с максимальной пользой для развития духовно-нравственного воспитания учащихся.
Литература как искусство построена на диалоге, в основе которого разные точки зрения на один предмет. Замечательно, если учитель проводит интегрированные уроки с искусством, историей, музыкой, факультативным курсом, МХК. Это дает возможность расширить кругозор учащихся, рассматривать эти предметы не как стоящие особняком, а как единое культурное явление.
  Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам нравственного   и духовного воспитания современного человека. Но без прошлого нет и будущего. А о будущем задумываются все. И мы с вами мечтаем, без сомнения, о достойном будущем наших учеников. А в этом может помочь русская классическая литература, которая проверена временем. Именно   она существует, прежде всего, для опыта. Русская литература – это постоянное исследование и бытовое, и социальное, и историческое, и психологическое, и философское, и нравственное. И от педагога зависит, что он поможет найти важное, и как это важное преподнесёт. И главное – понимать, что только духовная пища сможет прибавить сил нашим детям, научит их нравственности. А духовность   и нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся каждым человеком в деятельности и поведении. Мы должны убедить учеников  в  том, что нравственность – это присвоение человеком моральных ценностей, требований к себе и другим, и, наконец, перспектива совершенствования.
    На уроках   литературы мы нравственно и духовно воспитываем современного  человека, формируя у него:
* нравственные чувства, такие как: совесть, вера, ответственность, долг, гражданственность, патриотизм;
* нравственный  облик, характерный  терпением, незлобивостью,  милосердием, кротостью;
* нравственные позиции , проявляющиеся   в  способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний , проявлении самоотверженной любви;
*нравственное поведение, которое  проявляется в  готовности служения людям и Отечеству,  духовной рассудительности, доброй воле,  послушании.
Урок  русского  языка  – это пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра. Укорененность этих  слов  в русском языке удивляет:  добрый, добродетель, доброта, добрейший , добро  и  благоволить, благоговеть, благодарить, благоприятный, благополучие, благородный.    
  Язык   всегда был величайшим учителем и наставником.  С детских лет мы впитываем наш язык, слушая колыбельные песни, сказки и потешки. А потом сами познаем его с «Илиады» до Пушкина и Лермонтова, Толстого и Тургенева. Язык   всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык   всегда был педагогом, даже и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит. Наша задача сделать мир языка , в который мы вводим   наших  учеников,  богаче.
Нравственное и духовное воспитание на уроках русского языка и литературы традиционно страдает воспитанием «на словах», что называют вербализмом или же сводится к тому, что изучение языка и произведений художественной литературы само по себе имеет воспитательное влияние.  И задача учителя обеспечить не автоматическое впитывание, а сознательное. Этого можно достичь через реальное переживание. Русская литература всегда была совестью народа и его гордостью, потому что для нашего менталитета характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к слову, которым можно не только полки за собой повести, но   и убить или воскресить, вознести до небес или втоптать в землю.
В наше бурное время гаснут маяки, свергаются идолы, линяют герои, но,
несмотря ни на что, у нас есть великая русская литература, которая и может стать настоящей опорой в воспитании нравственности и духовности современного человека. В этом поможет ее несравненная человечность, сострадание, высокая мораль и жертвенность. И надеемся, что в конце даже самого мрачного и темного туннеля всегда будет свет. И наши старания и общие усилия, все-таки, не пройдут даром.
Литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273 (ст. 9, п. 1). URL:http://www.ed.gov.ru/ofinf/nd_fao.2. Послание Президента России Федеральному собранию РФ в 2007 и 2008 гг. 27,с.2).3. Послание Президента России Федеральному собранию РФ 12.12.2012 г.
4. Бердяев, Н. А. Судьба России. [Текст] / Н. А. Бердяев. — М.: Издательство Шевчук, 2000 с. 307).5. Выготский Л.С. Психология искусства. — Ростов, 1998.6.Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2-х ч. – Ч. 2. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 67 с.7. Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя – словесника: Кн. для учи-теля: Из опыта работы. – М., 1988
8. Андреев, В.И. Педагогика: учебное пособие / В.И. Андреев. - Казань: Наука, 2000. - 608 с.