Конспект урока русского языка на темуВиды норм современного русского языка (10 класс)

Рынина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ города Иркутска лицей № 2

ТЕМА: Нормы современного русского языка

ЦЕЛЬ УРОКА: научить учащихся строить предложения в соответствии с основными нормами современного русского языка.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1) дать понятие языковой нормы,
2) познакомить учащихся с основными языковыми нормами,
3) продемонстрировать на примерах случаи нарушения норм языка,
4) научить ребят исправлять ошибки в предложениях с разными видами нарушений языковых норм.

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, раздаточный материал в виде карточек с примерами.
ЗАПИСИ НА ДОСКЕ:
1. Пятнадцатое сентября
2. Классная работа
3. Нормы современного русского языка
4. баловать, красивее, звонит, вероисповедание, облегчить, обеспечение, в районе аэропорта, иконопись, апостроф, завидно
ХОД УРОКА:

Опрос:
Какой язык называется национальным? Какие группы лексики входят в его состав?
В чем отличие литературного языка от других пластов лексики национального языка?

Слово учителя: чтобы говорить на литературном языке, нужно соблюдать основные нормы языка, как речевые, так и грамматические. С ними мы сегодня и познакомимся.
В современном русском языке выделяется 9 основных видов норм:
1) акцентологическая (в соответствии с этой нормой мы правильно ставим ударение в словах)
Задание: в записанных на доске словах расставить ударение (попробовать): баловАть, красИвее, звонИт, вероисповЕдание, облегчИть, обеспЕчение, в районе аэропОрта, Иконопись, апострОф, завИдно
2) тесно связана с акцентологической орфоэпическая норма.
ВОПРОС: опираясь на значение термина орфоэпия, определите, какие правила регулирует эта норма. (ОРФОС – «правильный», ЭПОС – «звучать», греч.)
ЗАДАНИЕ: прочитайте записанные на доске слова: скучно (ШН), конечно (ШН), нарочно (ШН), шинель (НЕ).
3) словообразовательная (регулирует правила образования новых слов путем присоединения аффиксов): учительник.
ВОПРОС: почему невозможно образование данного слова?
ОТВЕТ: суффикс –тель- уже имеет значение «производитель действия, названного в производящей основе». Суффикс –ник- с таким же значением лишний.
4) лексическая норма (регулирует правила сочетаемости слов).
ЗАДАНИЕ: Исправить ошибки в словосочетаниях:
Коренной абориген, маленькая лепта, впервые познакомиться (плеоназм), коричневые глаза, коричневая лошадь, коричневые глаза (сочетаемость слов), артистический человек (смешение паронимов).
5) морфологическая норма (выбор нужной грамматической формы слова)
В пальте, ухи, обои девушки, эта тюль, быть уверенным в победу
В самое ближайшее время будет дан старт первому этапу спрткиады.
Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возрста.
Нет ничего более худшего чем грубость и ложь допускамые взрослыми.
В комнату вошли двое девушек.
Пиша тебе письмо я плакал.
Он ушел из дома не заперя дверь.
Молодеж решили помочь старшим.

6) синтаксическая норма (регулирует правила согласования слов между собой, порядка слов в предложении)
ЗАДАНИЕ. Исправьте ошибки в предложениях:
Слушая эту волнующую музыку, мне представляется картина урагана.
Вернувшись на стройку уже было темно.
Как приятно знать что придя домой после школы котенок встретит тебя радостным мяуканьем.
7) стилистическая норма
Пример: Имеет место отсутствие карандаша и ручки (неоправданное употребление официально-делового стиля).
8) орфографическая норма
Умолять о пощаде, умалять значение,
9) пунктуационная норма

ЗАДАНИЕ: Перед вами примеры, в которых нарушена та или иная языковая норма. Укажите, какая норма нарушена, запишите правильный вариант.

Исправить ошибки. Установить, какая норма нарушена:

Доктор дал барыне капли, и она сразу вырубилась.
У нас живет пожилая лошадь.
История этой семьи могла лечь в основание романа.
Ваш уход позволит протащить вопрос о приватизации естественных монополий.
Сегодня дежурные на дежурстве дежурили?
Этот показательный номер для того и показали.
Факт засоляривания костюма у него случился при отступлении в яму с соляркой.
Дорогие кандидатки в депутатки! Редакторши и репортерки поздравляют Вас с победой в конкурсе!
В концерте участвовали известные балерины и балеруны.
Эта тюль мне не нравится.
Твоей шампунью вылечить волосы нельзя.
Он пел ей хвалебные дефирамбы.
Это просто ни в какие рамки не вяжется.
Я впервые познакомился с ним в прошлом году.
В своем последнем слове подсудимый сказал: «Дайте мне срок, и я исправлюсь». Судьи представили ему такую возможность.
У него на коже пробежали мурашки.
Приятно осознавать, что, придя вечером со школы, тебя встретит ласковым мяуканьем котенок.
15