Дискуссия ,, Против сленга! За чистоту языка! ’’ (внеклассное мероприятие для 8,9 классов )

Дискуссия ,, Против сленга! За чистоту языка! ’’
(внеклассное мероприятие для 8,9 классов )
Цель: обобщить и систематизировать материал по данной теме, обратить внимание на нравственную позицию гражданина, на моральную ответственность за последствия использования жаргонов, сленгов, формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущности языка.
Ход дискуссии:
Ведущий: Культура чувств, культура общения, культура речи – из всего складывается общий облик культурного человека. Французский философ Вольтер говорил: ,, Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена ’’. порой мы забываем, что язык – это наша культура, история, богатство. Сегодня в этом зале собрались те, кто считает, что язык меняется и не в лучшую сторону. Что сделать, как себя вести в подобной ситуации?
Слушайте. Думайте. Решайте. Вам, вступающим в новую жизнь, продолжать традицию. Какими они будут?.
Чтец 1:
РУССКИЙ ЯЗЫК ( Ярослав Смеляков)

У бедной твоей колыбели,
еще еле слышно сперва,
рязанские женщины пели,
роняя, как жемчуг, слова.
Под лампой кабацкой неяркой
на стол деревянный поник
у полной нетронутой чарки,
как раненый сокол, ямщик.
Ты шел на разбитых копытах,
в кострах староверов горел,
стирался в бадьях и корытах,
сверчком на печи свиристел.
Ты, сидя на позднем крылечке,
закату подставя лицо,
забрал у Кольцова колечко,
у Курбского занял кольцо.
Вы, прадеды наши, в недоле,
лукаво запрудивши лик,
на мельнице русской смололи
заезжий татарский язык.
Вы взяли немецкого малость,
хотя бы и больше могли,
чтоб им не одним доставалась
ученая важность земли.
Ты, пахнущий прелой овчиной
и дедовским острым кваском,
писался и черной лучиной
и белым лебяжьим пером.
Ты - выше цены и расценки -
в году сорок первом, потом
писался в немецком застенке
на слабой известке гвоздем.
Владыки и те исчезали
мгновенно и наверняка,
когда невзначай посягали
на русскую суть языка.
Ведущий: обратите внимание на предложенную тему и скажите, о какой проблеме она позволяет задуматься? ( ответ детей)
Так , что же такое сленг? ( ответы детей )
Молодежный сленг – это особая форма языка. С определенного возраста многие из нас окунаются в её стихию, но со временем как бы ,, выныривают’’ на поверхность литературного языка.
Сленг – это буквально ,, испорченный язык’’, цель которого – обособить какую – то группу людей от остальной части общества. Главное в это языковом явлении – отход от обыденности, игра, маска. Раскованный , непринужденный молодёжный жаргон стремится уйти от скучного мира взрослых. Подобно его носителям, он резкий, дерзкий, громкий. Это – результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак ,, я свой ’’. Среди юного поколения считается модным и привлекательным употребление таких слов, которых не встретишь ни в одном словаре. Ведь значение их никак не связано с самим корнем, а примененные в речи, они служат как бы вычурным элементом и пошлым растворителем грамотного и красивого языка. Вдумайтесь в смысл эти побрякушек, разве они не смешны:
Клёвый – хороший;
Блин – слово – паразит;
Короче – конечно;
Пипец – я поражен;
Капец – я поражен;
Ваще – вообще;
Нежданчик – неожиданно;
Чё – что;
Тормозить – медленно;
Лох – плохой;
Мобила – телефон;
Крыша – защита;
Шухер – опасность;
Шмон – проверка;
Фифти- фифти – 50 на 50;
Респект – уважение;
Фейсом об тейбл;
Что же можно сказать о человеке, который в порыве гордыни возглашает: ,, а мне по барабану’’. Действительно, верхнюю часть туловища этого человека трудно назвать головою.

Многие другие словеса подобного рода нелепы и бессмысленны, и смешон тот, кто любит покрасоваться за их счет.
А вот слово ,, блин ’’, без которого некоторые не мыслят своего языкового существования, помимо лексической абсурдности носит вполне серьёзный, очень некрасивый подспудный смысл.. Как отмечают исследователи, происхождение этого слова связано с заменой другого, нецензурного слова, начинающегося на эти же буквы. Стоит задуматься, что мы говорим!
,, Хеллоу, пипл! Я Раиса Ивановна, и в эфире программа «Шоу – Тайм» - шоу самых прогрессивных новостей и фенек из мира музыки и кино. Сегодня в « Шоу – Тайм2 мы перетрем об этом. Эта Байда и куча другого фуфла в нашей программе « Шоу – Тайм» - такими словами начинается каждый выпуск программы « Шоу – Тайм» на радиостанции «Utra». Большинству молодых людей, опрошенных на улице, либо нравится, либо не очень нравится такая форма изложения. Почему же сленг так привлекает? ( ответы детей).
Как нужно реагировать на использование сленга в средствах массовой информации? Прочитайте цитаты и сделайте выводы ( работы в группах):
9 класс « Если ты, крендель, не втыкаешь в панк, то дальше можешь не читать. А если втыкаешься, то ещё одна тюлька – эти ребята интервью никому не дают» ( из журнала» Хулиган»);
« Банкиры ожидают дальнейшего обесценивания ,, зеленого’’ и уверены, что всё равно надо сбагрить баксы, пусть даже с убытками» (из газеты « Московский комсомолец»)

10 класс « Путин рассказал, как мы пытались выиграть тендер на производство вертолётов, но всё равно ,,пролетели’’» ( из газеты «Комсомольская правда»)
- « можно ли вызывать страхового агента в случае, если вы подозреваете, что ДТП – подстава?» ( из газеты «Комсомольская правда»)

11 класс « Реклама оказалась настолько удачной, что вместе с «Кока-колой» и Санта-Клауса» ( программа «Сегодня» телеканал НТВ);
- « Кто не в ,, PRADA’’, то лох» ( Реклама в витрине ЦУМа)
(ответы детей)
Скажите, с какой целью современная молодёжь использует в своей речи сленг? (ответы детей)
А когда вы станете взрослыми, будете использовать в своей речи сленг? ( ответы детей).

Ведущий: Рассказывают, что в годы ВОВ к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.
И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось всё больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова.
Немцев заинтересовало, что вселяет в людей уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и всё понял. Первое, что видел каждый, были слова:
« Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Скажите, может ли народ стать великим, разговаривая на сленге? Почему? (ответы детей).
А могут ли произведения, написанные на сленге стать великими? Почему? (ответы детей).
Прочитайте переводы на сленге некоторых произведений и скажите, хотели бы вы читать такие произведения и учится по таким учебникам? ( работа в группах)
1-й ученик: Ну вот, приехал он в деревню и увидел там девушку ( не помню, как её звали). Решил он её соблазнить. А у девушки парень был Ленский, как сейчас помню. Ну, она поначалу, как порядочная девушка, поломалась, а потом влюбилась в него, как дура. Ленский тут ему дуэль забивает. На дуэли Онегин Ленского пострелял и завалил, тут девка к Онегину. А он ей ручкой делает и уезжает на север бананы рубить. Ну вот, сразу и видно, что он эгоист: сначала влюбил в себя девку, прицепом ещё и парня её завалил. Ну, какой нормальный пацан так сделает.
2-й ученик: И сказал вскоре Иисус братушкам: вступаем в Иерусалим! А когда шли по дороге, то встречавшие их чуваки ломали сучья и бросали под ноги. А некоторые скидывали свой прикид и постилали на дороге. Так пришли они в Иерусалим и сразу устроили раздачу. Лохам же мало не показалось, и решили они замочить пришедших Но те, кто был поумней, поняли, что это не тема Приступили к нему лохи иерусалимские и решили его напрячь, спрашивая: платить ли бабки кесарю или послать? ( ответы детей )

В свете этих размышлений особенно удручающим явлением выглядит третий, самый безобразный, враг языка – это нецензурная брань или в простонародье матершинные слова. Само понятие «нецензурный» связано с явлением цензуры в языке. Конечно же, никаких людей и организаций, которые бы контролировали речь людей, отслеживали и наказывали бы виновных в ошибках, не существует. Но есть нравственный цензор – совесть. Когда человек матерится, он теряет всякий стыд и чувство человечности перед окружающими, идет против своей совести. Ведь нередко при появлении на людях разошедшегося матерщинника многим бывает как – то не по себе, как будто каждый лично становится соучастником чего – то грязного, похабного. Поэтому среди культурных и грамотных людей нецензурная брань немыслима. Никогда нельзя забывать, что слово – тоже сила.
Будь осторожен выбирая слово, -
Им осчастливить можно и убить!
( Н. Грибачёв)
Ведущий 2: В Древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на её волну, призывая её в свою жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, - они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Если выругаться в лесу, леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение «поле брани». Многие думают, что это поле битвы, а на самом деле – это поле матерной ругани. Научно подтверждено, что мат опасен для здоровья.
Ведущий 1: Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешало мертвых, исцеляло больных.
Многие народы имели особые табу ( запреты) на подобные слова, так как связывались они с именами тёмных духов и демонов, то есть с олицетворённым злом. Христианская религия различает слова созидательные и слова разрушительные. Первые помогают людям творить добро и любовь, украшая жизнь. Вторые постепенно уничтожают в человеке его душу. Сквернословие есть скверна души, гордыня плоти, ведущая к духовному вырождению и искривлению своего «Я». Всякий употребляющий скверные слова, оскорбляет тем самым не только Бога, но и образ его Божий в себе самом, подвергает его разрушению на всех уровнях – от здоровья до судьбы. Апостол Павел предупреждает, что страдает от этой скверны не только сиюминутная земная жизнь, но и вечная: « Злоречивые Царства Божия не наследуют»; «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе».
В этом церковь полностью держится одной позиции с наукой: сквернословие – это зло, которое всегда становится началом пути к ещё большему злу.

1. Считаете ли Вы, что язык меняется не в лучшую сторону?
2. Важен ли для Вас русский язык?
3. Что необходимо сделать для того, чтобы сохранить русский язык ?

Размышляя над вопросами, ребята пришли к выводу, что русский язык, развиваясь, должен оставаться литературным. Они считают, что нет ни одного языка столь же богатого эмоционального, умеющего живописать окружающее. Они обеспокоены тем, что в речи появляются слова паразиты, на которые никто не обращает внимания, а порой ребята гордятся тем, что могут ,, круто ’’ разговаривать. Живя в стране, стыдно не знать язык. Учащиеся нашей школы приходят к выводу, что необходима пропаганда языка: следует проводить устные журнала, вечера вопросов и ответов, лингвистические журналы. Хочется сказать и пожелать оставаться такими же неуспокоенными, быть активными участниками – борцами за чистоту языка.

Слово ( Н. Гумилёв )
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.





















Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе
И достаточно в общем серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчёт кривотолков,
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

Михаил Матусовский