Программа элективного курса по теме: «Подросток в системе правовых отношений»

МБОУ Стрелецкая СОШ







Программа элективного курса по теме:
«Подросток в системе правовых отношений»



Составила: Гусева Н.И.
учитель истории и обществознания














Программа элективного курса:

«Подросток в системе правовых отношений».

Правовая подготовка является неотъемлемой частью образовательного ценза современного выпускника школы. Вступив в рыночные отношения, формируя демократическое государство, мы наконец-то задумались о своих правах, о возможности их реализации. Действительно, право способно помочь как отдельному гражданину, так и стране в целом. Ведь, справедливость важнее всего в этом мире. Поэтому важным элементом современного школьного образования становится приобщение учащихся к правовой культуре. Чем раньше начать знакомить и приобщать школьников к знаниям по праву, тем крепче станут знания со временем, тем грамотнее с точки зрения реализации прав будет человек, что в полной мере отвечает букве и духу Закона РФ и Концепции модернизации российского образования.
Данный курс рассчитан на учащихся 8-9 класса. Его Изучение призвано содействовать формированию у учащихся подросткового возраста целостного представления о современных тенденциях, особенностях развития правового законодательства в целом и непосредственно в отношении подростков. Что в значительной степени помогает становлению правосознания учащихся, формированию их гражданской позиции в будущем. В связи с этим предполагается реализовать следующие цели и задачи:
Цель:
Формирование у учащихся умений анализировать социальную действительность, жизненные ситуации с правовой точки зрения.
Задачи:
Способствовать вовлечению учащихся в познавательную деятельность по праву.
Развитие познавательной активности по праву.
Реализация познавательных потребностей в области права.
Помочь школьникам успешно подготовиться к олимпиадам.
Углубить имеющиеся знания в образовательной области право.
Отработать имеющиеся навыки по предмету (анализ правовых источников, аргументировано отстаивать свою точку зрения, доказывать собственную правоту, опираясь на правовые источники, перекладывать теорию на практику при решении правовых задач и т.д.).
Познакомить учащихся с материалами правовых источников.
Сформировать понимание необходимости знания права в современных условиях развития общества.

Новизна данного элективного курса заключена в том, что наряду с общей правовой теорией отдельно отобран материал, который непосредственно касается учащихся подростковой возрастной группы. Это позволяет ученикам, которые изучили данный курс применять полученные правовые знания в жизни, иметь представления о правовой ответственности за свои проступки и возможно преступления.
Тематика занятий курса подобрана таким образом, чтобы познакомить учащихся с их правами в следующих правовых областях: права подростка в решении политических вопросов, экономика и права подростка, подросток в системе уголовного права, подросток и семья с точки зрения права и т.д.
Минимальное изучение курса проводится за 34 часа. Курс состоит из 3 разделов и 34 тем. 1 Раздел: Введение в курс права, 2 Раздел: Правовые основы общества, 3 Раздел: Право и подросток. В конце программы приведена сетка поурочных часов и список литературы.

Отличительной чертой курса является широкое привлечение дополнительных материалов из различных пособий по праву, правовых источников, популярной правовой литературы и СМИ. Теория закрепляется практическими заданиями к каждой теме, а также проверкой основных понятий темы. Данные задания: правовые задачи, проблемные задачи к темам, темы сочинений, вопросы для обсуждений и варианты ответом собраны в Приложении №1.
Задания различны по сложности и характеру. Одни побуждают к рассуждению, другие требуют точного ответа с опорой на конкретные статьи из правовых источников.
Материал программы основан на базовых предметных компетенциях (право, обществознание) и расширяет их в соответствии с методами теоретического и эмпирического познания.
Содержание программы позволяет более полно сформировать представления о единой правовой системе общества.

Мотивирующий потенциал программы заключается в том, что в процессе ознакомления с темами курса:
активизируются социально-правовой и познавательный мотивы учащихся;
повышается уровень познавательного интереса учащихся к изучению правовой сферы;
происходит формирование у учащихся ценностного отношения к собственному правовому образованию, вследствие чего у школьников может возникнуть желание и в будущем продолжить освоение правовой теории при выборе профессии уже на более высоком уровне.

Развивающий потенциал программы.
Содержание программы способствует: формированию теоретического и
эмпирического мышления обучающихся, формированию способностей красиво и правильно говорить, используя правовую лексику, отстаивать собственные позиции с опорой на правовые источники. В процессе изучения тем курса, ученики развивают умение работать с материалами правовых документов, учатся анализировать их и соотносить теорию с действительностью. Задания, предложенные к темам курса, предполагают развивать творческие способности учащихся (составление кроссвордов, написание сочинений). Развивать логическое мышление школьники могут при заполнении кроссвордов по теме занятия.

Адекватность данного курса состоит в том, что изучение каждой темы закрепляется решением проблемных юридических задач и разбором ситуаций, с которыми современные учащиеся сталкиваются в повседневной жизни. Это помогает самоопределению и самореализации учащихся в настоящем и будущем.

Адаптивность: В идеальном варианте при знакомстве с материалами данной программы приветствуется наличие базовых знаний учащихся в правовой области, тогда ознакомление с курсом пройдет более эффективно. Но программу можно так же предложить для учащихся без базовой правовой подготовки и специального профиля, т.к. изложение материала проводится последовательно в соответствии с законами формальной логики: сначала происходит знакомство с общими «Правовыми основами общества», а затем дифференцированно «Право и подросток». Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что такая последовательность и системность освоения содержания программы способствует её эффективному усвоению и применению на практике.

Здоровьесберегающая направленность курса заключается в том, что занятия проходят в спокойной, доверительной обстановке. Учитель в доступной форме объясняет материал каждой темы, что создает ситуацию психологической предрасположенности учеников к познавательной деятельности на занятиях. Также может рассматриваться вариант группового знакомства учащихся с данным курсом. При такой форме ведения занятий, у преподавателя появляется возможность индивидуальной работы с учениками. На усмотрение учителя количество часов курса может быть сокращено (объединение близких по смыслу тем Раздела 1 и Раздела 2) или наоборот, может быть увеличено (если учащимся требуется больше времени для усвоения материала). Программа рассчитана на год обучения и поэтому не создаёт учебных перегрузок школьников 8-9 класса.

Программа курса интегративна – она легко вписывается в учебный процесс образовательной области «Обществознание» (как отдельные темы, теория, так и дидактический материал). Некоторые темы курса могут встраиваться во внеклассную воспитательную работу. Отдельные темы могут быть рассмотрены на уроках истории при изучении разделов: «Россия на современном этапе развития».
Важным является то, что курс не привязывается к какому-либо конкретному учебнику, это позволяет преподавателю на свое усмотрение использовать учебно-методическую литературу и разнообразить формы, методы и приёмы ведения занятий. Нужно так же отметить, что в планировании учебного курса имеется графа: «Методическое оснащение темы». В ней указываются правовые источники с указанием основных статей, которые учитель должен использовать в первую очередь для подготовки к занятию, чтобы как можно полнее раскрыть для учащихся тему занятия.
Требования к уровню профессиональной компетентности педагогов: В идеальном варианте у учителя, который преподаёт данную программу, предполагается наличие диплома юридического образования или свидетельства о посещении правовых квалификационных курсов.
Педагог, который работает с учащимися по данной программе, так же должен иметь основательное представление о правовых основах современного российского общества (быть мобильным в плане знакомства с правовой теорией, следить за изменениями статей правовых источников, уметь перекладывать теорию на практику при решении юридических задач и проблем и т.д.).

Результаты изучения курса:
Знать основные правоведческие понятия и использовать их в различном контексте
Уметь выделять существенные признаки права как особого вида социальных норм
Знать существенные элементы системы права, его источники
Знать основные виды юридической ответственности и уметь распознавать их на основании приведенных примеров
Знать основные понятия и нормы отраслевого права (государственного, семейного, трудового, гражданского, уголовного, административного)
Уметь на основании приведенных ситуаций определить вид правонарушений
Уметь характеризовать место и роль Конституции РФ в системе источников права
Уметь на основании приведенных сведений распознавать полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ, правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата
Изучение данного курса поможет учащимся в последующие годы (9,10,11 классы) достигнуть хорошего уровня в их политико-правовом, гражданском образовании, что возможно станет базой для дальнейшего изучения права в профессиональных учебных заведениях.


Раздел I: Введение в курс права.
Раздел призван сформировать у учащихся целостное представление о том, что такое право как наука. Изучение данного раздела дает возможность показать, что право – это комплекс юридических дисциплин: общетеоретических, исторических, отраслевых (например, гражданское право, уголовное право, семейное право и т.д.), прикладных (например, судебная медицина).
Право в данном разделе выступает, как наука, которая изучает правила, складывающиеся в отношениях между людьми, регулирование этих отношений. Особенностью права является тесная связь науки с практикой: юристы-теоретики не просто изучают то законодательство, которое есть, они дают рекомендации законодателям на основе общих представлений о должном и правильном поведении людей в обществе с точки зрения правового закона.
Право представляется и как самостоятельное явление, как элемент общественного устройства, как совокупность правил поведения – это объективное право. Когда мы используем выражения "Я имею право на", "он нарушил мое право" - мы говорим о субъективном праве. Существует множество определений как субъективного, так и объективного права; некоторые из этих определений отличаются друг от друга довольно сильно, некоторые - всего лишь отдельными нюансами.
Каждый ученый-юрист понимает право по-своему и часто предлагает собственное определение. Кроме того, в юриспруденции сложилось несколько научных школ, и определения, предлагаемые этими школами, отражают их основные взгляды на политико-правовую и социально-правовую действительность.
Опорные понятия и термины: право, отрасли права, признаки права, правовая система, закон, правовой акт, нормы права, публичное право, частное право, источники права.

Тема 1: Роль права в жизни человека, общества, государства.
Значение права для современного человека, общества и государства в целом. Взаимосвязь правовой системы с другими сферами общества. Право и справедливость.
Тема 2: Право, его сущность и особенности.
Понятие право. Роль законов в современном обществе. Разница между законами и подзаконными актами. Отрасли права и их характеристика.

Раздел II: Правовые основы общества.
В этом разделе затрагиваются вопросы, с которыми ежедневно сталкивается каждый человек и гражданин. Это область прав и обязанностей людей, их ответственности перед законом, здесь выясняются причины нарушения закона и последствия, к которым это ведет. Закон и право – это такие виды социальных норм, которые организуют повседневную жизнь рядовых граждан и касаются каждого из нас. Поэтому особое внимание в данном разделе уделено правовым вопросам, с которыми приходится постоянно сталкиваться современному человеку. Кроме того, учащиеся знакомятся с основополагающими принципами современного российского права на основе работы с материалами правовых документов.
Опорные понятия и термины: конституционное право, уголовное право, административное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, правосудие, правонарушение, преступление, проступок, юридическая ответственность, наказание, вина, уголовная ответственность, кодекс, правоохранительные органы, суд, договор, физическое и юридическое лицо.

Тема 3: Конституционное право.
Конституция РФ: дата принятия, структура, особенности. Что такое конституционное право. Работа с основными статьями Конституции РФ.

Тема 4: Власть и право.
Разделение властей. Функции президента РФ согласно законам Конституции. Характеристика ветвей власти. Местное самоуправление.

Тема 5: Права человека.
Международные документы о правах человека. Место и роль прав человека в Конституции РФ. Словарь урока: Билль, Декларация, право человека, свободы человека, Всеобщая декларация прав человека.

Тема 6: Права ребенка.
Основные права несовершеннолетних. Права детей в системе семейного права. Реализация прав ребенка.



Тема 7-8: Гражданство в РФ.
Общие положения о гражданстве в РФ. Формы и условия, сроки приобретения гражданства в РФ. Двойное гражданство в РФ. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве в РФ. Условия отказа в предоставлении гражданства в РФ.

Тема 9: Политические права.
Основные политические права и их характеристика. Как цивилизованно жаловаться: Возрастные особенности и условия подачи жалоб. Сроки для рассмотрения жалоб.

Тема 10: Избирательное право.
Основные понятия и их характеристика: Выборы, референдум, избирательное право. Особенности процедуры выборов. Нарушения в процессе выборов.

Тема 11: Гражданские права человека.
Основные гражданские права. Право на частную собственность. Процедурные гражданские права. Виды сделок (договоров). Неимущественные гражданские права. Физическое и юридическое лицо.

Тема 12-13: Семейное право.
Характеристика брачных отношений, условия вступления в брак. Принципы брака. Порядок заключения брака в РФ. Препятствия для заключения брака. Условия для прекращения брака. Недействительность брака. Права и обязанности супругов. Права родителей по отношению к детям.


Тема 14-15: Трудовое право
Гуманизация современного труда. Что такое трудовое право и что оно регулирует? Трудовой договор, его виды. Несовершеннолетние в условиях трудового права.

Тема 16: Административное право.
Основные составляющие характеристики административного права. Административные правонарушения и взыскания за них.

Тема 17-18: Уголовное право. Преступление.
Характеристика уголовного права. Уголовный кодекс РФ. Преступление и проступки. Виды преступлений.

Тема 19-20: Юридическая ответственность.
Понятие юридическая ответственность. Виды наказаний за уголовные преступления. Смягчающие и отягчающие обстоятельства совершения преступления. Обстоятельства, исключающие наказания.

Тема 21: Причины преступлений.
Причины преступности (субъективные и объективные).
Тема 22: Нарушение прав человека.
Самые вопиющие нарушения прав человека их характеристика. Причины нарушения прав человека.

Тема 23: Правовая культура человека.
Результаты правового образования. Издержки правовой системы. Особенности правовой культуры.

Тема 24: Международное гуманитарное право.
Защита прав человека в мирное и военное время. Основные характеристики МГП. Мировые организации по защите прав человека.

Раздел III: Право и подросток.
В данном разделе речь идет о субъектах права, их правоспособности и дееспособности с основным акцентом на подростковый период.
Субъекты права - лица, субъекты общественной жизни, которые в соответствии с юридическими нормами и при наличии определенных обстоятельств могут иметь предусмотренные ими права и нести соответствующие обязанности.
Субъектами права выступают как отдельные люди (граждане, иностранцы, лица без гражданства), так и организации (государственные, муниципальные, общественные, частные). В сфере имущественных отношений субъекты - отдельные люди называются физическими лицами, а организации - юридическими лицами. В определенных отношениях (на международной арене, в федеративных связях) субъектом права может выступать государство в целом.
Субъектами права эти лица становятся тогда, когда они наделены нормами права специальными юридическими свойствами: правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность субъектов права - закрепленный в юридических нормах различных отраслей права объем прав и обязанностей, который может иметь субъект данного вида. Правоспособность определяет потенциальные возможности лица в правовой сфере и различается в зависимости от вида субъекта, его возраста. Возможности в правовой сфере у детей и подростков значительно уже, чем у взрослых граждан.
У отдельных людей (индивидов) правоспособность возникает с момента рождения или с определенного в нормах права возраста и прекращается со смертью.
Дееспособность субъектов права - закрепленные юридическими нормами различных отраслей права необходимые для субъекта качества, при наличии которых он может собственными действиями осуществлять правоспособность, реализовать принадлежащие ему права и обязанности. Отдельные люди (индивиды) признаются дееспособными при достижении определенного отраслью права возраста (18 лет - для брачных и имущественных отношений, 14-15 лет - для трудовых отношений, 16 лет - для административной или уголовной ответственности и т.п.).

Не являются дееспособными индивиды, хотя и достигшие соответствующего возраста, но невменяемые, т.е. неспособные отдавать отчет в своих действиях или руководить ими вследствие слабоумия, хронической душевной болезни и других обстоятельств. Вопрос о невменяемости субъекта решается только судом.
В совокупности правоспособность и дееспособность образуют правовой статус субъекта права, который воплощается в большей или меньшей части в его конкретных правах и обязанностях при наличии юридических фактов.


Тема 25: Ответственность несовершеннолетних по уголовным делам.
Преступления против несовершеннолетних. Преступления, совершаемые несовершеннолетними. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Принудительные меры к несовершеннолетним.

Тема 26-27: Подросток в условиях семейного права.
Право ребенка жить и воспитываться в семье. Права ребенка при расторжении брака родителей, установление происхождения ребенка. Установление отцовства. Права и обязанности детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой. Право ребенка на защиту. Право ребенка выражать свое мнение. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Имущественные права ребенка в семье. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Права детей на алиментное содержание.

Тема 28: Правовые возможности подростков в политической деятельности.
Создание и участие подростков в формальных и неформальных политических организациях.

Тема 29: Подросток и трудовое право.
Продолжительность рабочего времени, ограничения в выборе трудовой деятельности. Заключение трудового договора с несовершеннолетними. Отпуск для несовершеннолетних. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования.

Тема 30: Гражданское право для подростков.

Имущественные неимущественные права подростков. Дееспособность подростков в имущественных отношениях. Экономические сделки несовершеннолетних. Наследственные права подростков. Отказ от наследства несовершеннолетними. Защита прав несовершеннолетних при наследственном разделе.

Тема 31: Право подростка на образование.
Формы получения образования. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений

Тема 32: Знакомство с положениями школьного устава.
Основные положения школьного устава в отношении учащихся: обязанности школы, основные характеристики организации образовательного процесса. Права и обязанности обучающихся. Права педагогических работников.

Тема 33-34: Итоговое обобщение по курсу.














Приложение к элективному курсу
«Подросток в системе правовых отношений»
(учебные материалы)










Задания и проблемные ситуации к занятиям курса
«Подросток в правовой системе».

Урок 2:

1 задание. Заполни таблицу: Право в обществе.

В чем выражено?
Зачем нужно?
С чем связано?

1
2
3

Ответы: 1. Право выражено в следующих источниках – закон, указы Президента, нормативных актах, правовых обычаях.
2.Для организации общества, контроля над общественными отношениями, разрешения конфликтов.
3. С государством, которое гарантирует его права. С обществом, которое его придерживается.

2 задание. Заполни таблицу (расставь знак «+»):

Правила поведения
Относится к правовой норме
Не относится к правовой норме
Почему?

Мама запретила сыну играть в песочнице




Директор школы обязал всех приходить со сменной обувью




Директор фирмы запретил сотрудникам курить в здании школы




Суд вынес решение о взыскании денежной суммы с г-на Иванова




Президент РФ издал Указ о повышении зарплаты работникам бюджетной сферы




Ответ: К правовой норме относится только последняя ситуация.

Задание 3: Сопоставьте между собой содержание двух колонок таблицы, описывающей отрасли права.

Название отрасли права
Содержание отрасли права

Уголовное право
А). Регулирует отношения между органами власти и гражданами.

Административное право
Б). Устанавливает преступность и меру наказания за неё.

Гражданское право
В). Определяет порядок наследования, защиты чести и достоинства, владения и распоряжения собственностью, заключения сделок и т.д.

Трудовое право
Г). Регулирует отношения между мужчиной и женщиной в при вступлении в брак, разводе и в процессе семейной жизни

Семейное право
Д). Устанавливает порядок отношений между работником и работодателем.

Ответ: 1-Б; 2-А; 3-В; 4-Д; 5-Г.

Урок 3: Конституционное право.
1 задание: Вставь слово в предложение:
«Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан – это __________».
Ответ: Конституция

«__________ - это отрасль права, рассматривающая отношения, регулируемые конституцией, и положения самой конституции, конституционных законов».
Ответ: Конституционное право

«Независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах
- это ________________».
Ответ: государственный суверенитет

2 задание: Докажите на 2-3-х примерах, что между правами и обязанностями существует неразрывная связь. Ответы внесите в таблицу.
Конституционное право
Соответствующие им обязанности
Статья Конституции













Ответ: Например, так:
Конституционное право
Соответствующие им обязанности
Статья Конституции

Право на свободный труд.
Добросовестно выполнять трудовую деятельность: своевременно приходить на рабочее место, соблюдать технику безопасности и т.д.
Ст. 37

Право на образование.
Посещать школу, выполнять требования учителя по подготовке д/з. и т.д.
Ст. 43

Право на жилище.
Оплата коммунальных услуг.
Ст. 40


3 задание: Какие способы принятия Конституции вы можете назвать? Каким способом принята Конституция РФ?
Ответ: Конституция может быть принята:
* Парламентом
* Конституционным собранием ( ассамблеей, конвентом)
* С помощью референдума
* Указом президента
Конституция РФ была принята с помощью референдума

Урок 4: Власть и право.
1 задание: Поясните схему «Три формы проявления власти».




Ответ: 1. Власть-влияние – это превосходство в должности, социальном положении, закрепленное конституцией, уставом, законом, традицией.
2. Власть-авторитет – превосходство в обаянии, компетентности, знаниях, нравственных качествах, популярности.
3. Власть-сила превосходство в физических качествах или вооружении.

2 задание: Определите, к каким видам власти относятся следующие её проявления:

Ситуации
Вид власти

1
Директор фабрики подписал приказ об увольнении работника.


2
Парламент принял закон о государственной границе.


3
Суд вынес приговор человеку, совершившему кражу.


4
Министр принимает решение о строительстве завода.


5
Мама запрещает дочери поздно гулять.



Священник организует мирное шествие прихожан.



Городской юноша под влиянием произведений Л.Н. Толстого начинает вести простую, скромную крестьянскую жизнь.



Ответ:

Ситуации
Вид власти

1
Директор фабрики подписал приказ об увольнении работника.
Исполнительная

2
Парламент принял закон о государственной границе.
Законодательная

3
Суд вынес приговор человеку, совершившему кражу.
Судебная

4
Министр принимает решение о строительстве завода.
Исполнительная

5
Мама запрещает дочери поздно гулять.
Родительская


Священник организует мирное шествие прихожан.
Религиозная


Городской юноша под влиянием произведений Л.Н. Толстого начинает вести простую, скромную крестьянскую жизнь.
Духовная



3 задание: Как вы понимаете фразы? Согласны ли вы с ними?
Закон могуч, но власть нужды сильнее.
Иоганн В. Гете
Власть – страшный наркотик, навсегда порабощающий человека.
А. Анатольев
В борьбе за власть всегда находятся друзья, но при её делёжке есть только враги.
Сенека
4 задание: Вставь слово в предложение:
«Способность и возможность одних людей влиять на других на основе закона и традиции, без физического воздействия – это ___________».
Ответ: Власть

«Общепризнанное влияние лица или организации на различные сферы общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте – это _________».
Ответ: Авторитет

5 задание: Продолжи предложение:
* Больше пользы народу, стране, находясь у власти, принесет человек, который
* Если бы у меня была власть, то
* Властью не должны обладать люди, которые , потому что
* Для укрепления собственной власти человеку необходимо

6 задание: Как вы считаете? Ответ поясните.
* Должна ли власть сочетаться с силой?
* Нужна ли обществу власть?
* Всегда ли у власти есть оппозиция, которая стремится её свергнуть?

7 задание: Подумайте и ответьте, каким образом:
*Исполнительная власть может усилиться за счет законодательной власти?

Урок 5: Права человека.

1 задание: Почему государство заинтересовано в том, чтобы граждане знали свои права и способы их реализации?

Ответ:
Любое государство старается, чтобы граждане знали о своих правах, но по большому счету это ему не выгодно. Государственная власть состоит из номенклатурных работников (чиновников), которые будут страдать в большей степени от тех людей, которые отлично знакомы с правовой и законодательной базой страны. Ведь такие люди сразу же смогут пресекать несправедливое отношение и чрезмерную грубость, а также беспредел со стороны бюрократов.

2 задание: В правовых государствах права и свободы людей защищены:
1) правительством 2) президентом 3) милицией 4) законом
Ответ: 4







3 задание: Дополни схему:







Ответ: Международный Красный Крест.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ответ: Всеобщая декларация о правах человека.

4 задание: Закончи предложение:
«Утверждение верховной властью международного договора - _______________ » .

Ответ: ратифицировать.




Урок 6: Права ребенка.

1 задание: Продолжи ряд: Права ребенка:

* Базисные права, основные: право на жизнь, на имя и т.д.
* Право на воспитание в семье.
*
*
*
Ответ:
* Право на свободное развитие личности
* Право на обеспечение здоровья
* Право на образование и культурное развитие

2 задание: Могут ли права ребенка быть равны правам взрослых людей? Поясните.

Ответ: Нет, не могут. Дети не обладают правами в полной мере. Детская дееспособность частично ограничена, например: право голосовать наступает с 18 лет. Право совершать экономические сделки на приобретение недвижимости в собственность наступает с 18 лет и т.д.

3 задание: Кто из взрослых в большей степени должен быть заинтересован в реализации положений Конвенции о правах ребенка?
Ответ: Конечно, прежде всего, родители, учителя. Но, прежде всего правительство, власть на местах.

4 задание: Конвенция о правах ребенка – документ:
1) обязывающий подписавшую страну соблюдать указанные права;
2) рекомендующий подписавшей стране соблюдать права ребенка;
3)информирующий общественность подписавшей страны о правах ребёнка.

Ответ:1


Урок 7-8: Гражданство в РФ.

1 задание: Закончи предложение:
«Постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях - ___________________» .

Ответ: гражданство

2 задание: Гражданин П. гуляя по парку, нашел на лавочке сверток, в котором оказался ребенок младенческого возраста.
Как согласно Российскому законодательству будет определено его гражданство?

Ответ: Его гражданство будет определено в соответствии со Ст. 12 п.2 Федерального Закона о гражданстве РФ:
« Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения».

3 задание: В чём разница между понятием «гражданин» и «гражданство»?

Ответ: Гражданство - это постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях.
Гражданин – это человек, который имеет принадлежность к какому-либо государству, в котором он является участником правовой и политической жизни.

4 задание: Какие черты характерны для гражданина со времён классической древности и сохранились до современности?

Ответ:
свободный человек
обладание правами
гражданин обязан соблюдать законы государства
ответственность
смелость
работоспособность
чувство чести
гражданин обязан защищать Отечество, когда это потребуется
гражданин приносит пользу Отечеству своей деятельностью и т.д.

5 задание: Объем прав, свобод и обязанностей гражданина определяется:
1. Национальностью
2. проживанием в данном государстве
3. гражданством
4. возрастным цензом

Ответ: 2(т.к. в Конституции РФ сказано: « права человека и гражданина»), 3


Урок 9: Политические права.
1 задание: Закончи предложение:
«Открытость, доступность информации для общественного ознакомления, обсуждения – это ________________».

Ответ: гласность

2 задание: Что из перечисленного относится к политическим правам граждан?
1. Свобода мысли и слова
2. Приобретение недвижимости в собственность
3. Активное и пассивное участие в выборах
4. Создание семьи
5. Создание политической партии
6. Защищать свои права в суде

Ответ: 1, 3, 5.



3 задание: Закончи предложение:
«Источником власти в демократическом государстве является ________________».
Ответ: народ

Урок 10: Избирательное право.

1 задание: На выборах депутатов в представительный орган власти из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы?
Ответ: Мажоритарная система, т.к. выборы проводились по избирательным округам, а так же несмотря на то, что кандидат завоевал менее 50% голосов, он все же одержал победу.

2 задание: Продолжи ряд: Выборы в РФ являются:
* добровольными
* всеобщими
*
*
Ответ: Выборы в РФ тайные, равные, прямые.

3 задание: Кто в Российской Федерации не имеет права участвовать в выборах президента страны?
Ответ: Лица, не достигшие 18 летнего возраста, заключенные, иностранцы, которые не имеют российского гражданства.

4 задание: Кого мы выбираем ( правильные ответы пометьте знаком плюс)
* министров
* начальников отделений милиции
* депутатов Государственной Думы
* Президента страны
* Генерального прокурора РФ
* Депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации
Ответ: депутатов Государственной Думы, Президента страны, Депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации.
Урок 11: Гражданские права человека.

1 задание: Продолжи ряд: Гражданские права :

* Право на жизнь
* Свобода от пыток
* Право на личную неприкосновенность
*
Ответ:
* На неприкосновенность жилища
* Свободу передвижения
* Защиту прав в суде и т.д.

2 задание: Решите правовую ситуацию:
В одной из развитых демократических стран журналистка опубликовала на страницах женского журнала очерк с указанием имен и фамилий участников семейной драмы, рассказанной ей в поезде случайной попутчицей. Попутчица подала на журналистку в суд.
Какое гражданское право нарушила журналистка?
Выиграет ли попутчица в суде?

Ответ: Нарушено право человека на тайну личной жизни. Попутчица выиграет дело в суде.

Урок 12-13: Семейное право.

1 задание: Примером нормы семейного права является:
А) Каждый из супругов свободен в выборе занятий, профессии и места жительства.
Б) Подсудимый имеет право на последнее слово в судебном заседании
В) Гарантия свободы слова человека.

Ответ: А

2 задание: Продолжи предложение:
«Письменное соглашение жениха и невесты о режиме их имущества после вступления в брак (совместное или раздельное распоряжение имуществом) – это ______________».

Ответ: брачный контракт.
3 задание: Продолжи ряд: Родители имеют следующие права в отношении своих несовершеннолетних детей:
* Определять имя, отчество и фамилию ребенка
* Определять гражданство, национальность
*
*
*
Ответ: Представлять своих детей, т. е. защищать их права и интересы, пока они недееспособны. Воспитывать своих детей. Определять местожительство детей.

4 задание: Сопоставьте право людей на создание семьи с другими правами человека: на труд, отдых, образование, свободу выбора религии и др. Какие из них родственны первому? Поясните.
Ответ: Право основывать семью относится к группе гражданских прав, куда включено и право на свободу совести, религии. В этом они родственны и по сути, и по букве закона. Такие же права, как право на труд, отдых, образование близки «семейному» праву житейски, по логике жизни, по сути.


Урок 14-15: Трудовое право.

1 задание: Какие правовые источники трудового права вы можете назвать?
Ответ: Конституция РФ ст. 37. Трудовой кодекс РФ. Трудовой контракт.

2 задание: Вставьте пропущенные слова в текст:
«В Российской Федерации документ о трудовой деятельности наемного работника. Ведутся на работающих св. 5 дней на предприятии, в учреждении, организации. В __________ вносятся сведения о работнике, о выполняемой им работе, о награждениях и поощрениях. Взыскания в ____________ не записываются».

Ответ: трудовая книжка.

« Договор между работником и работодателем, который определяет права и обязанности подписавшихся сторон в рамках трудовых отношений - это ___________».

Ответ: трудовой контракт.

3 задание: Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «трудовое право».

Отпуск, увольнение, трудовой договор, налоги, работодатель, работник, охрана природы.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ: охрана природы.

4 задание: Иванов был зачислен заместителем начальника отдела с месячным испытательным сроком. Через 23 дня он заболел и отсутствовал на работе 17 дней, а через день после выхода на работу был уволен по статье 23 КЗоТа как не выдержавший испытания.
Вопросы к тексту:
В каком порядке, какой продолжительности устанавливается испытательный срок при приеме на работу?
Как исчисляется испытательный срок и когда он может быть уволен работник, не выдержавший его?
Куда может обратиться Иванов, чтобы решить спор?
Правильно ли уволен Иванов?
Ответ:1. Срок испытания обязательно указывается в трудовом договоре, он не может превышать 3-х месяцев.
В срок испытания не засчитывается период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе. Если испытуемый по каким-либо причинам не удовлетворяет работодателя договор может быть расторгнут до окончания испытательного срока.
Решение работодателя работник может обжаловать в судебном порядке.
Если работник не был предупрежден за 3 дня, то увольнение неверное и ему должны выплатить компенсацию за три дня.

5 задание: Водитель автобуса Петров 10 сентября подал в дирекцию автопарка заявление об увольнении по собственному желанию. Когда 25 сентября Петров обратился с просьбой выдать ему трудовую книжку и произвести расчет, то ему отказали, заявив, что заменить некем. 26 сентября Петров на работу не вышел и был уволен за прогул. Законны ли действия дирекции автопарка? Ответ аргументируйте.

Ответ: Действия дирекции автопарка незаконны. Согласно ст.80 ТК РФ, по истечении срока предупреждения (заявления) об увольнении работник вправе прекратить работу, а администрация предприятия обязана выдать ему трудовую книжку и произвести с ним расчет. Петров имеет право обжаловать решение администрации в суде.

6 задание: Руководитель государственного предприятия отказался принять на работу молодую женщину, которая только что вышла замуж. Как вы думаете, почему он это сделал? Законны ли его действия с точки зрения трудового законодательства?
Ответ: Руководитель государственного предприятия отказался принять на работу молодую женщину, которая только что вышла замуж, скорее всего из опасения возможного её ухода в декретный отпуск. Это необоснованный отказ с точки зрения прав человека и норм трудового права (ст.16 ТК РФ).

Урок 16: Административное право.
1 задание: Найдите в приведенном ниже списке санкции, применяемые за административные правонарушения, и обведите цифры, под которыми они указаны:
1. Увольнение с работы
2. Предупреждение
3. Лишение свободы
4. Штраф
5. Исправительные работы
6. Ссылка из страны
Ответ: 1,2,4,5
2 задание: Найдите в приведенном ниже списке примеры административных правоотношений и обведите цифры, под которыми они указаны:
1. Отношения правительства с министерствами
2. Отношения отдела внутренних дел с гражданами
3. Отношения городского Департамента образования с частным лицеем
4. Отношения покупателя с продавцом
5. Отношения автора произведения с издательством
Ответ: 1,2,3
3 задание: Административные правонарушения (проступки) не являются преступлениями, поскольку их общественная опасность не так велика как у преступных действий. Значит ли это, что они менее вредны для общества?
Ответ: Действительно, административные правонарушения (проступки) не являются преступлениями, поскольку их общественная опасность не так велика как у преступных действий. Однако, и они причиняют немалый вред, касаясь жизненно важных сфер: порядка управления, здоровья человека, окружающей среды, общественного порядка. Безнаказанность за административные правонарушения провоцирует их повторение и прямо ведет к действиям, квалифицируемым уже как уголовные преступления.

Урок 17-18: Уголовное право. Преступление.
1 задание: Какие из нижеприведенных деяний относятся к преступлениям, а какие – к административным проступкам?
№ по счету
Деяние
Вид деяния

1
Кража лампочки в подъезде


2
Незаконная порубка ёлки в парке для своей семьи


3
Кража телевизора из клуба


4
Порубка деревьев с целью спекулятивной продажи


5
Незаконная порубка большого количеств деревьев для строительства колхозного склада



Ответ:
№ по счету
Деяние
Вид деяния

1
Кража лампочки в подъезде
Административное правонарушение

2
Незаконная порубка ёлки в парке для своей семьи
Административное правонарушение

3
Кража телевизора из клуба
Преступление

4
Хранение и продажа наркотиков
Преступление

5
Незаконная порубка большого количеств деревьев для строительства колхозного склада
Административное правонарушение


2 задание: Укажите признаки, которые характеризуют уголовно-правовую ответственность (не менее 3-х).

Ответ: 1. Носит личный характер
2. Влечёт за собой судимость
3. Имеет целью наказание преступника
4. Применяется к лицам, совершившим преступление.

3 задание: Очевидец избиения человека группой лиц отказался давать свидетельские показания, заявив, что участники избиения проживают с ним в одном доме, и он не желает портить с ними отношения. Правомерна ли данная позиция? Поясните.

Ответ: Данная позиция неправомерна. Дача свидетельских показаний суду – юридическая обязанность граждан. Дача ложных показаний преследуется в уголовном порядке. Согласно ст.51 Конституции РФ человек освобождается от дачи свидетельских показаний против самого себя, супруга и ближайших родственников.

4 задание: Вставьте пропущенные слова в текст:
«Определение опасных для личности, общества и государства деяний как преступных и установление видов наказаний за их совершение закреплено в _______________».
Ответ: в уголовном кодексе
« Лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, считается невиновным до того момента, пока его виновность не будет установлена _________________».
Ответ: судом.
Урок 19-20: Юридическая ответственность.
1 задание: У Петра Иванова кто-то по ночам воровал во дворе дома дрова, чтобы пресечь действия похитителей, Иванов изготовил взрывчатое средство и спрятал его в дровах. Ночью раздался взрыв, в результате которого был убит несовершеннолетний Котов.
Относится ли это деяние Иванова к преступлению? Поясните.
Ответ: Совершенное Ивановым общественно опасное деяние попадает под признаки убийства, т.е. преступления, посягающего на жизнь человека. Иванов с помощью изготовленного взрывчатого устройства лишил жизни подростка, при этом действовал противоправно, нарушил ст. 37 УК РФ. Действия Иванова представляют собой акт мести, самочинной расправы. Итак, действия Иванова охватываются признаками преступления, содержащегося в ст. 105 УК РФ.

2 задание: Дополни схему:




Ответ: преступление.
3 задание: Какие утверждения являются ложными, а какие верными? Поясните.
1. Одним из основных признаков преступления является доказанная вина.
2. Бездействие человека при любых обстоятельствах не может являться преступлением.
3. Несовершеннолетние не могут подвергаться наказанию в виде лишения свободы.
Ответ: 1 – верно (ст. 5 УК РФ);
2 – неверно (ст. 25 УК РФ);
3 – неверно (ст. 20 УК РФ).

4 задание: Вставьте пропущенное слово:
1. «Совокупность неблагоприятных последствий, возникающих у тех, кто нарушил нормы права. Принудительное возмездие со стороны государства – это _________________».
2. «Обязанность человека отвечать за свои поступки перед обществом, самим собой - это _______________».

Ответ: 1. юридическая ответственность. 2. ответственность.

5 задание: Какая система наказаний на ваш взгляд является наиболее эффективной? С какой целью осуществляется наказание со стороны государства? Запишите положительные и отрицательные последствия наказания.

Ответ: Наказание осуществляется с целью восстановления справедливости, а так же в целях исправления осужденного и предупреждения повторных правонарушений, может быть ещё и в научение другим. Положительное: предупреждение преступлений, справедливость наказания за совершенное противоправное деяние, воспитание граждан в духе уважения к правовым нормам. Отрицательные: Озлобление человека, месть с его стороны, подрыв здоровья.

6 задание: Продолжи ряд: К основным признакам юридической ответственности относится:
* Имеет место быть лишь за деяние предусмотренное законом;
* Презумпция невиновности
*
*
*

Ответ: справедливость (ст. 6 УК РФ), целесообразность мер наказания, неотвратимость ответственности за содеянное.

Урок 21:Причины преступлений.
1 задание: Может ли один закон уменьшить преступность?
Ответ: Безопасность жизни не может гарантировать ни один самый совершенный уголовный кодекс. Для борьбы с преступностью необходим комплекс мер. Здесь уместно говорить о мерах по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, различие форм борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией.


2 задание: Какие из нижеперечисленных причин преступлений объективными, а какие - субъективными?
нищета семьи;
низкий уровень образования человека
сцены насилия в СМИ и на экране телевизора;
недостаточное финансирование государством образования;
озлобленность человека;
сокращение издания научных и научно-популярных книг;
желание стать суперменом;
стремление модно и красиво одеваться.
Ответ: объективные: 2,3,4,6. субъективные: 1,5,7,8.
3 задание: Какие черты характера человека могут спровоцировать его на совершение преступлений?
Ответ: вспыльчивость, мстительность, настойчивость в удовлетворении своих желаний, коварство и т.д.
4 задание: Согласны ли вы с пословицей? Поясните ответ.
«Кто начал красть иголки, тот дойдет и до коров».


Урок 22: Нарушение прав человека.
1 задание: Дополни предложение:
«Умаление (фактически или юридически) прав гражданина или какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания – это _______________».
Ответ: дискриминация.
2 задание: Могут ли нарушения прав человека быть незначительными?

Ответ: В целом правовой подход к данному вопросу не допускает деления нарушений прав человека на «незначительные» и «значительные». Все нарушения прав человека нетерпимы и должны быть по возможности устранены в короткие сроки.

3 задание: Почему расизм, национализм, апартеид получил такую дружную негативную оценку во всём мире?
Ответ: Потому что это вопиющее отступление от всех правил и норм мирового общежития, отношения к человеку. Эти явления опасны для всего человечества.
Урок 23-24: Правовая культура человека. Международное гуманитарное право.

1 задание: Что содействует росту правовой культуры человека?
Ответ: Росту правовой культуры человека содействуют следующие качества характера: выдержанность, настойчивость, чувство такта, честность, сила воли и т.д.

2 задание: Является ли любовь к детективам признаком правовой культуры человека?
Ответ: Скорее всего, нет, но, она может стать базой для овладения правовой культурой. А, может быть и нейтральной к ней.
3 задание: Дополни схему:






Ответ: Всеобщая Декларация прав человека.
4 задание: Назовите не менее двух отличий международного гуманитарного права от других отраслей права.
Ответ:
Соединяет в себе правовые и нравственные начала
Содействует пониманию ценности жизни каждого человека
Утверждает принципы гуманизма
Является систематизированным выражением правил, ограничивающих насилие, в культуре любого народа.

5 задание: Согласны ли вы с выражением:
«На войне как на войне!»
Правомерен ли, на ваш взгляд, такой подход к ведению военных действий?


6 задание: Какие типы международных правовых документов имеют обязательную силу для государств, подписавших их:
а) декларация;
б) протокол;
в) пакт;
г) конвенция.
д) дополнительный протокол к конвенции.
Ответ: в, г, д.


Раздел III: Право и подросток.
Урок 25: Ответственность несовершеннолетних по уголовным делам.
1 задание: Какие причины того, что подросток может оказаться под влиянием взрослых правонарушителей, вы можете назвать?
Ответ: несамостоятельность мышления, авантюризм, жадность, асоциальное окружение, интерес к модной одежде, стремление к лидерству среди сверстников, жестокость и т.д.

2 задание: Как вы думаете почему некоторые юристы хотят снизить возраст наступления уголовной ответственности несовершеннолетних до 12-13 лет?
Ответ: Скорее всего, данное желание возникает по причине того, что наиболее запущенные, циничные подростки сознательно пользуются льготами возраста, совершая тяжкие преступления до наступления 14 лет. Порой эти преступления совершаются под влиянием взрослых. Кроме того, практика уголовных наказаний в ряде европейских государств даёт примеры снижения возраста уголовной ответственности.

3 задание: Старшеклассник Петров совершил хулиганский поступок. Являются ли его действия правонарушением? Перечислите признаки, по которым вы это определили. Понесет ли Петров наказание?
Ответ: Да его действия являются правонарушением, т.к. в его действиях прослеживается признаки правонарушения:
* виновность, *противоправность, * общественная опасность.
4 задание: В процессе судебного разбирательства по делу судьей были допрошены два свидетеля 13 летнего возраста. Какую ошибку допустил судья?
Ответ: Допрос свидетеля в возрасте до 14 лет (2 балла), а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от 14 до 16 лет производится с участием педагогического работника, который вызывается в суд.

5 задание: Несовершеннолетний Кавадзе пытался тайно похитить в магазине костюм стоимостью 1 тыс. 200 руб., но был задержан при выходе из   торгового зала.   На Кавадзе было заведено уголовное дело, но через неделю уголовное дело в отношении Кавадзе было прекращено на основании ст. 75 УК РФ.    Правомерно ли прекращение уголовного дела в отношении Кавадзе на основании того, что завершить кражу он не смог. Совершил ли Кавадзе преступление?
Ответ: Уголовное дело в отношении Кавадзе не может быть прекращено. (1 балл) В его действиях есть предварительная преступная деятельность, покушение на кражу.
6 задание: К несовершеннолетнему лицу, совершившему преступление, не могут быть применены следующие виды наказания:
а) штраф
б) арест
в) лишение права заниматься определенной деятельностью
г) конфискация имущества
д) лишение свободы на срок свыше 10 лет
Ответ: г, д.

Урок 26-27: Подросток в условиях семейного права.
1 задание: Прокурор единолично вынес решение о лишении родительских прав матери и отца Димы Иванова. Родители мальчика обратились в суд на неправомерные действия прокурора. Какое решение должен вынести суд?
Ответ:   Суд должен вынести решение о неправомерности действий прокурора. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке.

2 задание: Десятилетнему Игорю Петрову реально существовала угроза жизни. Суд вынес решение об отобрании ребенка у родителей. Правильно ли поступил суд.

Ответ: Суд поступил неправильно. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.

3 задание: Вправе ли ребёнок самостоятельно обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд?
а) не вправе;
б) вправе;
в) вправе только после достижения 14-летнего возраста.
г) вправе только после достижения 18-летнего возраста.

Ответ: в
4 задание: По достижении какого возраста обязателен учёт мнения ребенка при решении в семье или в судебном разбирательстве любого вопроса, затрагивающего его интересы?
а) б лет;
б) 10 лет;
в) 14 лет;
г) 18 лет.
Ответ: б
5 задание: Освобождает ли лишение родительских прав родителя от выполнения обязанности по содержанию своего ребёнка?
а) да;
б) нет;
в) освобождает в случае, если ребёнок в дальнейшем не проживает совместно с родителем;
г) освобождает в случае, если это прямо закреплено в решении о лишении родительских прав или решении суда.
Ответ: б
6 задание: Какой размер алиментов, взыскиваемых на одного ребёнка, установлен законом?
а) не менее 1/5 от дохода родителя;
б) не менее 1/3 от дохода родителя;
в) не менее 1/2 от дохода родителя;
г) не менее 1/4 от дохода родителя.
Ответ: г.
Урок 28: Правовые возможности подростков в политической деятельности.
1 задание: С какого возраста ребенок имеет право вступать в общественные объединения:
а) 6 лет;
б) 10 лет;
в) 8 лет;
г) 12 лет.

Ответ: б
2 задание: Верны ли следующие утверждения?
А. Граждане, не достигшие 18 лет, не могут участвовать в выборах Президента РФ.
Б. От имени граждан, не достигших 18 лет, в выборах Президента РФ могут представители опеки и попечительства.
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения не верны.

Ответ: 1.
Урок 29: Подросток и трудовое право.
1 задание: Обязаны ли трудоспособные совершеннолетние братья и сёстры уплачивать алименты на содержание своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи братьев и сестёр?
А) обязаны;
б) не обязаны;
в) обязаны только в случае невозможности получения нуждающимися братьями и сёстрами содержания от их родителей;
г) обязаны только в случае их совместного проживания.

Ответ: в.
2 задание: Дополните предложение:
« Человек или организация, предлагающие работу – это ___________________».
« Человек, который согласен выполнить какую-либо работу за определенное вознаграждение – это ________________».

Ответ: работодатель, работник.
3 задание: Заполни таблицу:

Ситуация
Закон нарушен или нет
Пояснение

Саша, 13 лет, устроился на работу почтальоном на весь год.



Маша, 15 лет, договорилась в устной форме о работе по раздаче рекламы летом.



Олег, 14 лет, заключил трудовой договор на работу во время каникул на полный рабочий день.



Нина, 16 лет, устроилась летом на работу по трудовому договору на работу по 4 часа в день с двумя выходными в неделю.




Ответ:
Ситуация
Закон нарушен или нет
Пояснение

Саша, 13 лет, устроился на работу почтальоном на весь год.
Закон нарушен
Работать в РФ подростку можно с 14 лет с разрешения родителей.
Работать можно в свободное от учебы время.

Маша, 15 лет, договорилась в устной форме о работе по раздаче рекламы летом.
Закон нарушен
Маша должна была и могла самостоятельно заключить трудовой договор с работодателем.

Олег, 14 лет, заключил трудовой договор на работу во время каникул на полный рабочий день.
Закон нарушен
Подросток 14 лет не может работать в день более 4-6 часов.

Нина, 16 лет, устроилась летом на работу по трудовому договору на работу по 4 часа в день с двумя выходными в неделю.
Закон не нарушен.


4 задание: Дополните ряд: Условия для работы подростков:
* Согласие родителей на работу
* Работать можно только во время лета, каникул
*
*
Ответ: Работать не более 4-6 часов в день, иметь 2 выходных в неделю, запрет на работу в злачных местах, особенно где продаются спиртные напитки, в ночное время так же запрещено работать.

5 задание: Является ли работа ребенка на приусадебном участке формой его эксплуатации взрослыми?

Ответ: Нет. Посильный труд ребенка по хозяйству, равномерно распределенный между членами семьи, не может принимать форму эксплуатации.



Урок 30: Гражданское право для подростков.
1 задание: Какие действия с имуществом несовершеннолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет могут совершать без согласия родителей?
а) распоряжаться своим заработком;
б) заключать мелкие бытовые сделки;
в) заключать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
г) осуществлять права автора.

Ответ: б, в.
2 задание: Бабушка подарила несовершеннолетнему внуку квартиру. Родители решили продать её. Имеют ли они на это право? Назовите кодекс РФ, который регулирует данные правоотношения? Ответ обоснуйте.

Ответ: Родители не имеют права продать квартиру, которая принадлежит их сыну. Данные правоотношения регулирует Гражданский кодекс. Родители не могут распоряжаться жилой площадью своих детей.

3 задание: Относительно каких перечисленных категорий граждан в ГК РФ есть прямой запрет на назначение их опекунами?
а) недееспособных граждан;
б) ограниченно дееспособных граждан;
в) граждан, лишённых родительских прав;
г) несовершеннолетних граждан;
д) граждан, ограниченных в родительских правах.

Ответ: а, в, г.

Урок 31: Право подростка на образование.

1 задание: Что включает в себя институт образования?
Ответ:
Министерство образования
Региональные и городские департаменты образования на местах
Школы, лицеи, гимназии, колледжи, ВУЗы.
Школьники, студенты, преподаватели

2 задание: Современное образование в РФ предполагает:
А) Обязательность обучения в государственной школе
Б) Обязательность единых программ обучения
В) Обязательность высшего образования
Г) Наличие разных типов и видов школ

Ответ: г.

3 задание: Какие методы поддержания школьной дисциплины, уважающие человеческое достоинство ребенка, вы предложили бы для практики обучения и воспитания.

Урок 32: Знакомство с положениями школьного устава.

1 задание: Какие права и обязанности, учащихся вы бы добавили в Устав своей школы?
















Планирование учебного времени.

Кол.-во
часов
число
Тема занятия
Содержание темы
Контроль
знаний
Методическое оснащение темы

Раздел I: Введение в курс права.


1
1

Роль права в жизни человека, общества, государства.
Значение права для современного человека и общества в целом. Взаимосвязь правовой системы с другими сферами общества. Право и справедливость.



2
1

Право, его сущность и особенности.
Понятие право. Роль законов в современном обществе. Разница между законами и подзаконными актами. Отрасли права и их характеристика.
Вопросы в тетради.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Раздел II: Правовые основы общества.


3
1

Конституционное право.
Конституция РФ: дата принятия, структура, особенности. Что такое конституционное право. Работа с основными статьями Конституции РФ.
Практические задания по Конституции. Вопросы в тетради.
Конституция РФ

4
1

Власть и право.
Разделение властей. Функции президента РФ согласно законам Конституции. Характеристика ветвей власти. Местное самоуправление.
Практические задания.
Конституция РФ
ст.: 80-85, 94-107,110, 118,123..

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

5
1

Права человека.
Международные документы о правах человека. Место и роль прав человека в Конституции РФ. Словарь урока: Билль, Декларация, право человека, свободы человека, Всеобщая декларация прав человека.
Практические задания.
Материалы документов: Конституция РФ Глава2.


6
1

Права ребенка
Работа с материалом документов о защите прав детей. Основные права несовершеннолетних. Права детей в системе семейного права. Реализация прав ребенка.
Вопросы в тетради.
Конвенция о правах ребенка. Семейный кодекс РФ.


7-8
2

Гражданство в РФ
Общие положения о гражданстве в РФ. Формы и условия, сроки приобретения гражданства в РФ. Двойное гражданство в РФ. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве в РФ. Условия отказа в предоставлении гражданства в РФ.
Практические задания.
Конституция РФ. Гражданский кодекс ст.1,2, 6,11,12,13,17, 28,32.
Федеральный закон о Гражданстве РФ.


9
1

Политические права
Основные политические права и их характеристика. Как цивилизованно жаловаться: Возрастные особенности и условия подачи жалоб. Сроки для рассмотрения жалоб.
Вопросы в тетради.
Образец искового заявления в суд.
Указ о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан 1968г.

10
1

Избирательное право
Основные понятия и их характеристика: Выборы, референдум, избирательное право. Особенности процедуры выборов. Нарушения в процессе выборов.
Словарь.
Вопросы в тетради.
Тест
«Федеральный Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ». Ст. 2,3,4.

11
1

Гражданские права человека
Основные гражданские права. Право на частную собственность. Процедурные гражданские права. Виды сделок (договоров). Неимущественные гражданские права. Физическое и юридическое лицо.
Знать и пояснять содержание схемы: Виды договоров.
Словарь темы.
Конституция РФ Глава 2 ст.19-28.
Гражданский кодекс

12-13
1

Семейное право
Характеристика брачных отношений, условия вступления в брак. Принципы брака. Порядок заключения брака в РФ. Препятствия для заключения брака. Условия для прекращения брака. Недействительность брака. Права и обязанности супругов. Права родителей по отношению к детям.
Сочинение – рассуждение темы в тетради.
Решение кроссворда.
Конституция РФ. Семейный кодекс РФ.ст.1, 40,42,81,83.

14-15
1

Трудовое право
Гуманизация современного труда. Что такое трудовое право и что оно регулирует? Трудовой договор, его виды. Несовершеннолетние в условиях трудового права.
Словарь темы.
Решение проблемных ситуаций.
Решение кроссворда.
Трудовой кодекс РФ ст. 1,15,31.

16
1

Административное право
Основные составляющие характеристики административного права. Административные правонарушения и взыскания за них.
Практические задания.
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.





17-18
1

Уголовное право. Преступление.
Характеристика уголовного права. Уголовный кодекс РФ. Преступление и проступки. Виды преступлений.
Решение юридических задач.
Решение кроссворда
УК РФ. Ст. 14, 15,18, 20. Гл. 5. Гл.7. Гл.8.

19-20
1

Юридическая ответственность
Понятие юридическая ответственность. Виды наказаний за уголовные преступления. Смягчающие и отягчающие обстоятельства совершения преступления. Обстоятельства, исключающие наказания.
Заполнение таблицы на тему: «Виды правонарушений и ответственность за них»
Словарь.
УК РФ. Гл. 4. Ст. 19-23. Гл. 9-10. Гл.11-13.

21
1

Причины преступлений
Причины преступности (субъективные и объективные).
Сочинение по теме в тетради.


22
1

Нарушение прав человека
Самые вопиющие нарушения прав человека их характеристика. Причины нарушения прав человека.
Словарь темы.
УК РФ. Гл. 34

23
1

Правовая культура человека
Результаты правового образования. Издержки правовой системы. Особенности правовой культуры.
Практические упражнения.
Словарь


24
1

Международное гуманитарное право
Защита прав человека в мирное и военное время. Основные характеристики МГП. Мировые организации по защите прав человека.
Подготовка к обобщающему уроку.


Раздел III: Право и подросток.

25
1

Ответственность несовершеннолетних по уголовным делам
Преступления против несовершеннолетних. Преступления, совершаемые несовершеннолетними. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Принудительные меры к несовершеннолетним.
Разрешение проблемных задач.
УК РФ. Раздел 5.

26-27
1

Подросток в условиях семейного права
Право ребенка жить и воспитываться в семье, Права ребенка при расторжении брака родителей, установление происхождения ребенка, Установление отцовства, Права и обязанности детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой, Право ребенка на защиту, Право ребенка выражать свое мнение, Право ребенка на имя, отчество и фамилию, Имущественные права ребенка в семье, Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей, права детей на алиментное содержание.

Тест.
Семейный кодекс РФ Глава 10,11,13.

28
1

Правовые возможности подростков в политической деятельности.
Создание и участие подростков в формальных и неформальных политических организациях.

Сообщение на тему: «Деятельность молодежного городского парламента».


29
1

Подросток и трудовое право.
Продолжительность рабочего времени, ограничения в выборе трудовой деятельности. Заключение трудового договора с несовершеннолетними. Отпуск для несовершеннолетних. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования.

Тест.
Трудовой кодекс РФ Глава 15 ст. 91, Глава 11 ст.63, Глава 19 ст. 122, Глава 26 ст.175,176

30
1

Гражданское право для подростков.
Имущественные неимущественные права подростков. Дееспособность подростков в имущественных отношениях. Экономические сделки несовершеннолетних. Наследственные права подростков. Отказ от наследства несовершеннолетними. Защита прав несовершеннолетних при наследственном разделе.

Практические задания.
Гражданский кодекс РФ часть 1
Глава 3 ст.17, 20, 26,27,28.
Гражданский кодекс РФ часть 3
Глава 63 ст.1142,1143,1144,1147, 1149,1157,1167.

31
1

Право подростка на образование.
Формы получения образования. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений

Вопросы в тетради.
Конституция РФ ст.43.
Закон об образовании РФ от 10июля 1992г. ст.10, 16, 19, 45,46.


32
1

Знакомство с положениями школьного устава.
Основные положения школьного устава в отношении учащихся: обязанности школы, основные характеристики организации образовательного процесса. Права и обязанности обучающихся. Права педагогических работников.


Обсуждение статей и положений школьного устава.
Устав школы.

33-34
1

Итогово-обобщающее занятие.























Власть

Влияние

Сила

Авторитет

639582*1

Международные организации по защите прав человека

ООН

________

Совет Европы

Международные документы по защите прав человека

Билль о правах человека

_______________________

Конституция

Правонарушение

________________

Проступок

Источники Международного гуманитарного права

Женевская Конвенция 1949г.

________________

Устав Международного Комитета Красного Креста

Устав ООН



15