Учебное занятие по краеведению: В названиях улиц — история Черлака


В названиях улиц – история Черлака.
Аннотация: Данная методическая разработка занятия  поможет обучающимся конкретизировать знания о малой Родине, посёлке Черлак. Материал может быть использован на занятиях в дополнительном образовании, а также во внеурочной деятельности в школе.
Тема занятия:
Тип занятия: подача нового материала
Форма занятия:
Методы: Объяснительно-иллюстративный (Обучающиеся приобретают знания на аудиторных занятиях, из учебно-методических источников, через наглядное пособие в «готовом» виде). Воспринимая и перерабатывая факты, оценки, заключения, обучаемые остаются в пределах воспроизводящего мышления.
Цели:
Способствовать духовно – нравственному самоопределению детей, формированию гражданской позиции, через знакомство с историей улиц посёлка Черлак.
Задачи: Формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому на примере выдающихся личностей;
Формирование знаний об улице: в честь кого названа данная улица. Приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.
Воспитывать уважение, чувство гордости и благодарности к подвигам героев. Знакомство обучающихся со славным прошлым и настоящим родного  края.
Развитие творческих способностей.
Развитие коммуникативной компетенции.
Результат: проекты обучающихся «Моя улица», которые составят коллективный проект  «Улицы моего поселка».
Оборудование: словари Даля и Ожегова, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, ручки, листы, фотографии.
Структура занятия:
1. Организационный момент
2. Подготовительный этап:
А) Работа со словарями русского языка
Б) Игра «Назови улицу»
В) Чтение стихотворений
3. Основная часть
А) Рассказ педагога об улицах Черлака
Б) работа по фотографиям «Самый лучший посёлок» (Слайд )В) разгадывание кроссворда4. Итог занятия
Рефлексия.
Домашнее задание
Ход занятия:
Организация начала занятия
Мотивация обучающихся.
Слово педагога:
- Добрый день, я рада приветствовать всех, кто интересуется новым, стремится к познанию и всегда готов узнавать что-то новое.
1. Приветствие «Солнышко».
Учащиеся сидят в группах за столами. В центре стола расположено солнце, у каждого ребенка в руках лучик.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, у вас на столах есть солнце. Но ему чего-то не хватает. Как вы думаете чего же?  (ответы детей).
Конечно, нашему солнцу не хватает лучиков. У каждого из вас в руках лучики, сейчас вы, по очереди приклеивая свой лучик к солнышку, произнесете пожелание на сегодняшнее занятие. Подумайте, что вы хотите пожелать всем, кто сегодня здесь присутствует (пожелания детей)
Хорошо, спасибо вам, теперь мы готовы начинать.
Педагог: Ребята, обратите внимание на экран. Вам нужно отгадать ребус, тем самым мы определим тему нашего занятия. (Слайд)
Дети: Улица
Верно, молодцы. Тема нашего занятия «В названиях улиц – история Черлака» 
Подготовительный этап.
Цель сегодняшнего занятия: Способствовать духовно – нравственному воспитанию, формированию гражданской позиции, через знакомство с историей улиц посёлка Черлак.
Улицы – это родословная городов, сел, поселков.
За каждым названием улицы стоит загадочная история его возникновения и жизни. Разгадать эти «загадки» - занятие интересное и увлекательное.
-А вы хотите разгадать тайны названий улиц? (Да)
- Что называют «улицей»? (ответы детей)
1. Работа со словарями русского языка.     Перед вами находятся лексические словари русского языка Даля и Ожегова. Я предлагаю вам найти значение слова «улица» и зачитать их.
В словаре В. Даля можно прочитать: Улица – простор меж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов.
      Улица – в населённых пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство (С.И.Ожегов) (Слайд)
Слово «улица» - словарное. Как запомнить его написание?
Зимой и летом мы ходим одетые, а лицо у нас открытое. И слово «улица» можно представить как «открытые лица» (слайд )-А сколько улиц в Черлаке? (91)
Так что же всё-таки таится в названиях улиц?
              Улица без названия -              Как человек без имени,           
            Названия улиц -  хранители памяти прошлых поколений. На улицах нашего посёлка есть достопримечательности, памятники, да и название улиц несет в себе определенную информацию.
Игра «Назови улицу». Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови улицу». Я буду говорить, в честь чего называют улицы, а вы, в свою очередь, называете эти самые улицы. Готовы? Начнем.
(Слайд ) Улицы названные в честь каких - либо исторических событий:
улица Победы, Первомайская, 40 лет Октября, 50 лет Октября
улицы рядом с рекой названы ее именем или указывают на то, что они находятся рядом с ней:
                                               ул. Береговая
названия улицы могут отражать особенности местности или ее расположения:
                                                          Дорожная,  Центральная;
или просто красивые названия, такие, как:
                                                                 8 марта, СолнечнаяА есть и такие, которые имеют значение сторон света:
Северная, Южная, Восточная
Улицы названы в честь людей, которые совершили что-то значимое для страны, для общества:
ул. Ю.А. Гагарина, Колеватова, Смирнова, Шеломовой.
-Ребята, а на каких улицах живёте вы? (дети отвечают)
- Что для вас значит ваша улица?
3. Чтение стихотворений
Вы знаете стихи, посвященные улице?
Дети читают стихи. Спасибо, молодцы.
Основная часть. Усвоение новых знаний
Улица А. Буя раньше, в царское время, называлась улица Береговая, улица Коммунистическая раньше называлась улица Церковная, так как на этой улице была построена в конце 18 века Свято - Никольская церковь.
Улица Мельникова была улица Столбовая, так как по ней проходил тракт, соединяющий Черлаковскую станицу с областным центром, улица Ленина - улица Базарная.
Ребята, в нашем поселке есть улицы, которые названы в честь выдающихся людей нашего района. Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми из этих улиц.
-А может быть вы сами готовы вспомнить и назвать такие улицы.
-Какие улицы, где бы звучало имя, вы знаете? (ответы детей).
1. Рассказ педагога об улицах Черлака.
(Слайд ) Алексей Семенович Буй. Подростком, за участие в бунтах, волнениях, был сослан в Омск, где работал торговцем, изучал бухгалтерское дело, а затем поступил на службу в Иртышское пароходство.
Во время гражданской войны с Колчаком Алексей Буй возглавлял воинский отряд. В середине июня 1918 года, уйдя на разведку, Буй был схвачен колчаковцами близ деревни Багедина и расстрелян. Иртышские речники приняли решение об увековечении памяти своего первого комиссара. Его именем был назван пассажирский пароход и улицы в населенных пунктах. Его именем названа в р.п. Черлак самая первая улица, которая ранее называлась Береговой.
Слайд Врач - нет более мирной профессии. Очень приятно, что в нашем посёлке есть улица, названная в честь человека этой профессии.
Валентина Викентьевна Шеломова в 1938 году начала работать заведующей женско-детской консультации, а затем педиатром в Черлакской районной больнице. Пользовалась большим уважением у мам и детей. Валентина Викентьевна принимала активное участие в общественной жизни Черлака и Черлакского района.
За добросовестный труд и безупречную репутацию она награждена шестью медалями, в том числе медалью «За трудовую доблесть», почетным знаком «Отличник здравоохранения», а в 1959 году она первая в районе получила почетное звание «Заслуженный врач РСФСР».
В 1967 году она удостоена высокой чести, ей было присвоено звание «Почетный гражданин Черлака». В 1994 году её именем названа одна из улиц Черлака.
Слайд
Константин Константинович Смирнов родился 2 декабря 1919 года в городе Архангельске. Детство и юность прошли в Ленинграде. В 1937 году, после окончания средней школы, учился в пединституте на физико-математическом факультете.
В 1939 году был призван в ряды Красной Армии. Затем Финская война, ВОВ. Как он воевал, говорят его многочисленные награды. Войну он закончил в звании майора.
После войны вновь служба: в Корее был военным советником, в Китае – военным атташе.
В 1965 году вышел в отставку. В 1972 году приехал в Черлак. Здесь многие годы он был военруком в профессиональном училище №26.
В трудовой книжке Константина Константиновича более 20 поощрений за военно-патриотическое воспитание молодежи. Ребята уважительно называли его «наш Кон Коныч».
В 1966 году его именем названа одна из улиц Черлака.
Слайд Совсем недавно в нашем посёлке в восточной его части появилась улица, названная в честь Сергея Микрюкова, простого Советского парня, который словом и поступком доказал свою любовь к родной земле, к Родине.
Сергей Михайлович Микрюков родился 14 апреля 1959 года в селе Красный Октябрь Черлакского района Омской области. В 1980 году окончил Омское танковое училище. В 1983 году Сергей Михайлович был направлен, как боевой офицер, в Афганистан. За четкое выполнение задания командования он был награжден медалью «За боевые заслуги». Но прошло чуть менее года и Сергея Михайловича не стало. Он погиб при выполнении боевого задания. За свой последний бой, умелое руководство личным составом, личное мужество и героизм Сергей Михайлович представлен к правительственной награде.
Судьба отмерила ему всего 24 года. Он прожил их достойно, как и подобает настоящему защитнику Родины. Его именем названа одна из улиц Черлака.
2. Работа по фотографиям «Самый лучший посёлок» (Слайд )- Давайте поиграем. Я покажу фотографии, а вы попробуйте определить и назвать  здание и улицу.
-Назовите пословицы, поговорки об улице.
3. Разгадывание кроссворда. 
А сейчас, ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Тем самым мы выясним, какое представление вы имеете нашего поселка.

IV. Итог занятия
-За что вы любите свою родную улицу?
-Какую роль может сыграть улица в судьбе человека?
          Звучит песня из к/ф «Весна на Заречной улице»: «Когда весна придет, не знаю. … В моей судьбе ты стала главной родная улица моя».
Рефлексия.
 Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует, что может работать еще лучше – поаплодировали себе.
Педагог благодарит обучающихся за работу на занятии.
Ребята, сейчас мы подведём итог занятия. Если вам оно понравилось, и вы запомнили для себя, какую-то важную информацию, вы выходите к доске и прикрепляете к ней красный флажок. Если наоборот, флажок оставляете у себя на столе.
Домашнее задание.
Подобрать материал об улице, на которой живете, используя план:
На какой улице расположен твой дом?
Почему так названа улица?
Когда она появилась?
Какие дома стоят на улице?
Какие учреждения на ней расположены?
Кто из твоих одноклассников на ней проживает?
Какие интересные люди здесь проживают?
-1379855188214000