Рабочая программа по внеурочной деятельности. История села в названиях улиц



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н.В. Архангельского»

РАССМОТРЕНО
на заседании
МО учителей
русского языка и литературы
Протокол №_______
от «____» _________ 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
директор школы
Е.В. Костылева
Приказ №__________ от «____» ________2015г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
(социальный проект)
«История села в названиях улиц»
5 «г» класс

Учитель: Попова Ирина Васильевна


с. Мужи
2015 год

Пояснительная записка.
Программа предназначена для проекта социальной значимости «История села в названиях улиц» реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана 35 часов, один час в неделю.
Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является осознанное принятие учащимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни». Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где узнал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Историко-литературный и природоведческий материал обогатит учащихся новыми сведениями о родном крае, расширит кругозор, будет способствовать формированию высоконравственной личности. Тем самым школа будет готовить учащихся к активному участию в общественной жизни.
Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливаются с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.
Ученики не только самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество. При разработке программы учитывался личностно-ориентированный подход, то есть учитывались психологические и возрастные особенности детей. Все материалы программы соответствуют интересам учащихся этого возраста, повышают мотивацию, способствуют их личностному и социальному развитию.
Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению. При создании мультимедийных проектов по литературе в качестве консультантов могут выступать два педагога: словесник и преподаватель информатики, так как сам проект представляет собой интеграцию этих дисциплин.
Главная цель проектной деятельности — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту “не заметить”. Обязательная задача педагога при работе над проектом — дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела
Цели:
1.Главная цель проектной деятельности — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту “не заметить”. Обязательная задача педагога при работе над проектом — дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела12.Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обрабатывать и анализировать результаты, пользоваться источниками краеведческого содержания.
Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:
Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
Развивать образное мышление;
Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
Развивать творческие способности;
Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Проект социальной значимости «История названий улиц моего села» реализуется в рамках внеурочной деятельности. Проводится 1 раз в неделю, всего 35 занятий в год
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемныхвопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Оценивать предъявленное готовое решение.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
Конструировать несложные задачи.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток
Ожидаемые результаты освоения программы
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследований разных видов;
• методы исследования;
• правила выбора темы и объекта исследования;
• основные логические операции, их отличительные особенности;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
• выделять главное и второстепенное в собранном материале;
• выделять из текста основные понятия и давать им определения;
• классифицировать предметы, процессы, явления и события;
• выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
• ранжировать выдвигаемые идеи;
• предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
• делать выводы и умозаключения;
• указывать пути дальнейшего изучения объекта;
• презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
• самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
• реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
• без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
• работать в коллективе, группе;
• презентовать работу общественности.
Содержание учебного предмета «Проектная деятельность»
Раздел 1 .Обсуждение тем, выяснение проблем, постановка цели. Раздел 2 Критерии оценивания проекта. Обсуждение текущей работы Раздел3.Утверждение темы проекта, типа проекта, планы работы. Раздел 4. Отчёт о сборе информации. Изучение собранной информации. Раздел 5 Работа над письменной частью работы (отчёта). Работа над презентацией Раздел 6. Письменная часть проекта (отчёт). Раздел 7 .Составление презентации Раздел 8. Подведение итогов защиты.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема уроков Кол-во час. УУД
деятельности учащихся Дата по плану Дата по факту
1. Раздел 1 Обсуждение тем, выяснение проблем, постановка цели 1 Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.
Познавательны: формировать познавательный интерес к предмету исследования: объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектной работы. 6.09 2. Постановка цели работы 1 13.09 3-4 Раздел 2. Критерии оценивания проекта. Обсуждение текущей работы 2 20.09 -27.09 5-6 Этапы работы над проектом. 2 4.10 - 11.10 7 Сбор и первичная обработка информации 1 Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
Регулятивные: формировать операционный опыт ( учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач.
Познавательные: объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выбора технологии ( способа) решения проектной задачи. 18.10 8 Изучить историю образования села. 1 Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту коллективной деятельности.
Познавательны: формировать познавательный интерес к предмету исследования6 объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектной работы.
Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой.
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: формировать познавательный интерес к предмету исследования6 объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектной работы.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.
Познавательны: формировать познавательный интерес к предмету исследования; объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектной работы.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач
Познавательные: формировать умения эмоционального оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого.
Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой.
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: формировать познавательный интерес к предмету исследования6 объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектной работы.
25.10 9 Подготовить рассказ об улице, на которой каждый из нас проживает. 1 1.11 10 Когда появилась улица, почему она так называется. 1 8.11 11 Какие люди прославляли её. 1 15.11 12 Раздел 3. Утверждение темы проекта, типа проекта, планы работы. 1 22.11 13-14 Экскурсия в РКМ. 2 29.11 -6.012 15-16-17 Провести экскурсию по улицам села. (Ленина, 50 лет Октября, Уральская) 3 13.12 -20.12
27.012 18-19 Раздел 4. Отчёт о собранной информации.
Провести анкетирование среди родителей. 2 16.01 – 23.01 20-21 Изучить семейные архивы (документы, фотографии) 2 30.01 -6.02 22 Выпустить буклет.
«Улицы родного села». 1 13.02 23 Раздел 5. Работа над письменной частью отчёта. 1 20.02 24 Раздел 6. Письменная часть проекта. 1 27.02 25-26 Написать введение кпроекту. 2 5.03
12.03 27
28 Обозначить в проекте актуальность, объект исследования, цель работы, задачи, практическую значимость проекта. 2 19.03
2.04 29 Основная часть проекта. Оформление
основного блока проекта. 1 9.04 30 Оформление
основного блока проекта. 1 16.04 31
Раздел 7. Составление презентации. 1 23.04 30.04 32 Раздел 8. Подведение итогов защиты.
1 7.05 33-34 Написание сочинений об улице моего села. 1 14.05
21.05 35 Рисунки своих улиц.
Составление сценария
на тему: «История улиц моего села». 1 27.05 Список литературы и интернет источников.
Колесников А.Д. Омская Пашня. – Омск, 1999. – С. 96-99.
Матвеев А.А. Сухопутные маршруты среднего прииртышья в XIX- I половине XX вв. // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея., 2006. - № 12. – С.167-178.
Саньков М. Марьяновский меридиан – Омск, ИПК «ОМИЧ», 1994. – 190 с.
http://marianowka.ru/http://www.marianowka-city.ru/newsМатериалы из РКМ.
«Ямальский калейдоскоп» Л.В. Федорова,
«Край ямальский» Л.В. Федорова,
«Северные родники» Л.В. Федорова© Copyright 2009.
год Мужи All Rights Reserved