Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» для 11 класса (базовый)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 1" п. Пуровск Пуровского района


Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №1» п.Пуровск
филологии
Руководитель МО:
_____________ Л.А Калиниченко __________________________________ ____________________Е.В.Фесенко

Протокол № _6
от «_30_» _мая________ 2016
Приказ №___.
от «____»__________201 г.





Рабочая программа
элективного курса «Искусство устной и письменной речи»
для 11 класса
(базовый)
1 час в неделю (всего 34 часа)


Учитель Калиниченко Лариса Анатольевна

·
·
·
·
·2015-2016 учебный год




Пояснительная записка
              Тематическое планирование составлено на основании курса
«Искусство устной и письменной речи». Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/Программы  по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова). – М.: Мнемозина, 2008.
Программа рассчитана на 34 часа.
  Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме. В связи этим старшеклассники должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть разными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Кроме того, ученики должны научиться соблюдать в речевой практике основные нормы русского литературного языка( произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные); уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения). И,  наконец, учащиеся должны осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.
Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предлагается чаще обращаться к такой форме обучения, как семинар.
Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном и электронном форматах. Предполагается активное использование Интернет-ресурсов, электронных учебников, электронных справочников.
Прогнозируемые результаты
        Элективный курс «Искусство устной и письменной речи»  поможет поднять общекультурный уровень современного  школьника, чтобы он  мог продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными коммуникационными технологиями.  В связи с этим большое внимание на занятиях должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения (электронная почта, электронная конференция, чат, обмен файлами и др.).
        В результате обучения старшеклассники получат возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.


Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающие должны знать/уметь:
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; 
владеть разными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Кроме того, ученики должны научиться соблюдать в речевой практике основные нормы русского литературного языка( произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);
уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения). И,  наконец, учащиеся должны осуществлять речевой самоконтроль; 
оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; 
совершенствовать и редактировать собственные тексты. Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.









Учебно-тематический план

№ п/п
Тема
Кол-во часов в теме

1
Сбор материала для письменного и устного высказывания
5

2
Развитие основной мысли в письменном и устнов высказывании
6

3
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств
6

4
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя
6

5
Публичная защита реферата
10

6
Итоговое занятие
1












Содержание программы (34 ч)
Сбор материала для письменного и устного высказывания (5 ч) Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли. Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание цели будущего высказывания (письменного или устного). Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, интернет – публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, аннотаций и т.п. Конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух. Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием интернет – ресурсов в процессе подбора материала по теме реферата (выступления). Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отражёнными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме. Выделение главной и второстепенной информации. Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения. Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы. Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании (6 ч) Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление предварительного плана. Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения. Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности вступления и заключения публичного выступления. Основная часть речевого высказывания. Подчиненность доказательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли высказывания. Логические формы и приёмы изложения (дедукция, индукция, аналогия). Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов. Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения, варианты заключений. Смысловые части письменного текста и абзац. Разные способы связи частей текста и предложений. Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи. Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста. Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи (лексические, синтаксические). Языковые средства, подчёркивающие движение мысли в письменном тексте. Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др. Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили произношения(нейтральный, высокий и разговорный), их особенности и уместность использования в разных ситуациях общения. Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств (6 ч)
Работа над точностью и правильностью речевого высказывания. Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные). Вариативность норм. Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфографический, орфоэпический, толковый, словарь грамматических трудностей, словарь и справочники по русскому правописанию. Уместное использование языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации. Уместное использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения. Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов, языковых средств, наиболее подходящий в данной речевой ситуации. Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя (6 ч)
Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др. Использование в письменном высказывании средств эмоционального воздействия на читателя. Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: риторическое обращение, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание т.д. Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя. Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи. Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя. Особенности речевого этикета в официально- деловой, научной и публицистической сферах общения. Публичная защита реферата (10 ч)
Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида. Психологическая готовность к трудностям публичного выступления. Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым нормам; выразительность речи; успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.














Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
Вагаков Д. Риторика.- М., 2001 Баранов А. Н. Я в
ас слушаю.- М.: 1990 Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. – М. : 1989 Гольдин В. Е. Речь и этикет. – М.: 1983 Горелов И. Н., Житников В. Ф., Зюзько М. В. и др. Умеете ли вы общаться? – М.: 1991 Кохтев Н. Н. Риторика. – М.: 1994 Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. М.: 1992 Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. – М.: 2002 Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. – М.: 1991 Розенталь Д. Э. А как сказать лучше? – М.: 1988 Скворцова Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М.: 1983 Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М.: 1989 Словари Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: 1987 Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: 2004 Скворцов Л. И. Культура русской речи. Словарь –справочник. – М.: 2003 Школьный словарь иностранных слов/ Под ред. В. В. Иванова. – 4-е изд. - М.: 1999 Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М.В. Панов. – М.: 1984 Для учителя Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. – 6-е издание, перераб. и доп. – М.: 1984 Безменова Н. А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. – М.:1989 Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики. – М.: 1991 Диалог: теоретические проблемы и методы исследования/Под ред. Н. А. Безменовой. – М.: 1991 Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.: 1993 Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. – М.: 1997 Граудина Л. К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. - М.: 1989 Иванова С. Ф. искусство диалога, или Беседы о риторике. – М.: 1992 Ивин А. А. Основы теории аргументации. – М.: 1997 Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М.: 1998 Корнилова Е. Н.Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. – М.: 1998 Культура русской речи/Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. – М.: 1998 Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М.: 1986 Ладыженская Т. А. Риторика в школе и жизни. - М.: 2001
















Календарно-тематический план.
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Форма организации
урока
Дата
Коррекция





План.
Факт


Сбор материала для письменного и устного высказывания
5(часов)

1.
Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли.
1
Лекция.

01.09
02.09


2.
Работа над содержанием речи. Анализ литературы.
1
Конспект
08.09



3.
Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отражёнными в прочитанных текстах.
1
Практическая
работа
15.09



4.
Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.
1
Практическая работа
22.09



5.
Способы цитирования.
1
Лекция
29.09



Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании
7(часов)

6.
Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления.
1
Лекция.
06.10



7.
Основная часть речевого высказывания. Логические формы и приёмы изложения.
1
Конспект.
13.10



8.
Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.
1
Практическая работа
20.10



9.
Заключение и основная мысль текста. Функции заключения, варианты заключений.
1
Практическая работа.
27.10



10
Смысловые части письменного текста и абзац.
1
Лекция
10.11



11
Языковые средства, подчёркивающие движение мысли в письменном тексте.
1
Лекция.
17.11



12
Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли.
1
Практическая работа
24.11



Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств
6(часов)

13
Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию.
1
Практическая работа.
01.12



14.
Языковая норма и её признаки. Орфоэпические и интонационные нормы.
1
Лекция

08.12



15.
Лексические и стилистические нормы.
1
Лексика.
15.12



16.
Морфологические и синтаксические нормы.
1
Лекция

22.12



17.
Правописные нормы. Вариативность норм.
1
Лекция





18.
Нормативные словари современного русского языка и справочники.
1
Практическая работа.





Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя
6(часов)

19.
Выразительность речи.
1
Семинар-практикум




20.
21.
Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи.
2
Семинар-практикум




22.
Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.
1
Урок-игра




23.
Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.
1
Семинар-практикум




24.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

1
Лекция





Публичная защита реферата
10(часов)

25.
Психолого-физиологическая подготовка к выступлению.
1
Лекция.




26.
Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.
1
Практикум.




27.
Основные критерии оценки выступления на защите реферата.
1
Лекция





28.
Содержательность и соответствие нормам.
1
Конспект.




29.
Выразительность речи.
1
Семинар-практикум




30.
Успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.
1
Семинар-практикум




31.
Защита рефератов.
1
Зачёт.




32.
Защита рефератов.
1
Зачёт.




33.
Защита рефератов.
1
Зачёт.




34.
Итоговое занятие.
1

















13PAGE 15


13PAGE 14315




15