Квалификационная работа на тему: «Теория и практика проблемного обучения в начальной школе».


Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии!
Уважаемый председатель государственной аттестационной комиссии!
Вашему вниманию представлена квалификационная работа на тему: «Теория и практика проблемного обучения в начальной школе».
Обострение проблемы обучения в образовательных учреждениях в нашей стране диктует необходимость интенсивность повышения эффективности деятельности школьников на уроке, усвоение учащимися понятий и обучения не отдельными мыслительными операциями, а системе умственных действий для решения задач.
Очень важно на начальном этапе формирования личности- научить учащихся познавательной самостоятельности, вызвать «соразмышление» и «сопереживание», заинтересовать их раскрытием перед ними всего процесса возникновения и решения проблемы.
Актуальность нашей работы вытекает из необходимости активации деятельности учащихся в процессе обучения, которая имеет свою специфику. В современной школе мы стараемся достичь путем применения технологий развивающего обучения и использования деятельносного подхода.
Однако, проблема подготовки учителей к использованию элементов проблемного обучения при изучении математики еще не достаточно исследована как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Актуальность и недостаточная теорико- методическая разработанность данной проблемы, а также потребности практики обусловила выбор темы исследования: «Теория и практика проблемного обучения в начальной школе».
Развитие сферы теории и практики проблемного обучения, можно рассмотреть в следующем плане:
Возможность всестороннего развития личности.
Формирование математических представлений и понятий развития абстрактного и логического мышления.
Совершенствовать процесс преподавания математики в соответствии с развитием науки и общества.
Степень научной разработанности проблемы показывает, что проблемное обучение, как следует из самого его названия, представляет собой обучение в процессе которого обучаемые вовлекаются в решение проблем.
Проблемное обучение- это не совсем новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристической беседе Сократа в разработках уроков для Эмиля у Жан Жака Руссо. Особенно близко подходил к этой идее
1
К.Д.Ушинский.
Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались отечественными психологами С.Л.Рубенштейном, Д.Н.Богоявленскими Н.А. Менчинской, А.М.Матюшкиным, а в применении обучению такими дидактами, как М.А.Данилов, М.Н.Снаткин. Много этими вопросами занимаются М.И.Махмутов, И.А.Лернер, исследования в этой области ведутся и сейчас другими представителями педагогической науки.
При исследовании нашего вопроса было обращено особое внимание на труды, где тщательно разработаны общие вопросы теории и практики проблемного обучения, как средств повышения эффективности деятельности школьника на уроке.
Краткое рассмотрение сущности и особенностей проблемного обучения, показывает, что оно при грамотной его организации действительно способствует развитию умственных сил учащихся, самостоятельности видения проблемы и поиска его решения, развитию творческого мышления (самостоятельного применения знаний), развития аналитического мышления, логического мышления, а также способно сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной. Основанной на преодалении значительных, но посильных трудностей; оно ориентирует на комплексное использование знаний.
Но, при всем при этом, в связи с разнообразием различных методов обучения, практика преподавания в школе сталкивается с недостаточной готовности учителей к использованию новых технологий в процессе обучения. Переосмысление к образованию учителя требует перехода к новым обучающим технологиям, ориентированным на педагогическую грамотность, культуру педагогического общения, личностным потенциалом и творческой индивидуальности учителя.
1
Анализ литературы показывает, что проблемное обучение. Как проблема каждой определенной эпохи постоянно и всесторонне расширяется.
Но, следует заметить, что в теории и практике проблемного обучения до сегодняшнего дня нет единого мнения ведущих ученых на предмет понимания проблемного обучения и формирования математических представлений и понятий, развития абстрактного и логического мышления.
Отсутствие систематизированных работ по данной проблеме привело к тому, что несмотря на разработку отдельных частных элементов проблемного обучения, вопросы формирования активации деятельности учащихся в процессе обучения не является достаточно теоретическим и методически разработанным.
При этом можно назвать ряд недостатков:
-имеющая научно-методическая литература не дает полного представления о данной проблеме;
- недостаточно разработаны и выделены отдельные моменты, касающие практики
2.
проблемного обучения;
- отсутствуют методы и формы работы самого педагога по внедрению проблемного обучения в начальной школе.
Исходя из выделенных недостатков, можно с уверенностью сказать, что сейчас особенно важно решить вопрос о применении технологии развивающего обучения и использование деятельностного подхода.

Объект исследования: процесс обучения школьников математике.
Предмет исследования: организация проблемного обучения при обучении математике.
Цель исследования: изучение проблемного обучения, как средства повышения эффективности деятельности школьников на уроке.
Гипотеза исследования: проблемное обучение является фактором повышения эффективности деятельности школьников на уроке при условии соблюдения его принципов, грамотности создания проблемных ситуаций и использование во взаимосвязи ст другими методами и технологиями обучения.
В соответствии с целью нами определены задачи исследования:
изучить историю и основные понятия проблемного обучения;
рассмотреть основные пути реализации проблемного обучения в учебном процессе;
выявить роль проблемного обучения в повышении эффективности учебной деятельности;
провести эмпирическое исследование влияния методов проблемного обучения на эффективность учебной деятельности школьников.
Разобрать и реализовать систему мероприятий по внедрению методов проблемного обучения в педагогический процесс преподавания математики в средней школе.
Практическая значимость работы заключается в разработке педагогических рекомендаций по устранению некомпетентности навыков обучения через проблемные ситуации и введение методов проблемного обучения в структуру уроков.
Предполагаемые методы и конкретные приемы позволяют также реализовать ряд задач по экспериментально - исследовательской деятельности направленные на повышение активации и эффективности деятельности школьников на уроке; обеспечивают педагогов теоретическими и практическими навыками, обоснованной
3.
методикой.
Результаты исследования позволяют усовершенствовать процесс его эффективность.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы по теме исследования и приложения.
В первой главе рассматривается теоретические основы проблемного обучения. Начиная с истории и
2
основных понятий проблемного обучения, мы также в этой главе рассматриваем основные пути реализации проблемного обучения в учебном процессе. Роли проблемного обучения в повышении эффективности учебной деятельности школьников и его место в учебном процессе.
В результате выполнения 1 главы мы пришли к выводу, что проблемная ситуация-это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.
Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно, лучше усваивается и надолго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации); способно сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на преодолении значительных, но посильных трудностей; оно ориентирует на комплексное использование знаний.
Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой, познавательной деятельности. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.
Важно подчеркнуть, что проблемное обучение, приучающее учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать пути решения, что является одним из средств формирования диалектического мышления.

Вторая глава содержит наше практическое исследование, а именно диагностика эффективности деятельности школьников на традиционном уроке и проведение методической работы по внедрению проблемного обучения в педагогический процесс общеобразовательной школы на примере уроков математике в начальной школе в десяти классах (2- 4 классах) МБОУ «октябрьской общеобразовательной школы»
4.
Октябрьского района Оренбургской области.
Исследование было направлено на проведение методической работы по внедрению проблемного обучения в педагогический процесс и отслеживание его эффективности.
В процессе исследования цель подтвердить гипотезу о том, что проблемное обучение является фактором повышения эффективности деятельности школьников на уроке, при использовании его принципов, грамотности создания проблемных ситуаций и использование вот взаимосвязи с другими методами и технологиями обучения.
При этом исследование включало в себя три этапа:
1.Констатирующий.
2.Формирующий (разработка, апробация)
3. Контрольный.
На последнем этапе предполагалось сравнение первичных и итоговых результатов.
На этапе констатирующего и контрольного эксперимента мы провели тестирования.
Тестовый аспектный анализ уроков (ПРИЛОЖЕНИЕ А) охватывал следующие вопросы:
-психологические цели уроков;
-психология обучения;
-психология учения;
-отношения, психологический климат;
-формирование личности ребенка;
-средний балл за урок.
Результаты тестирования (таблица 1 стр. 33) показали средний балл:
-психологические цели урока- 5 баллов;
-психология обучения
(мотивация, проблематизация, ориентировочная основа действий ,
формирование общеучебных умений)-4,25 баллов;
-психология учения (целеполагание, планирование, внимание, понимание, запоминание
применение, самоконтроль, рефлексия)- 6 баллов
-отношения, психологический климат- 8,7 баллов
-формирование личности ребенка- 3,4
-средний балл за урок-5,47 баллов
Математическая оценка эффективности урока (ПРИЛОЖЕНИЕ Б) в тестовом наблюдении (таблица 2 стрю34) ,где мы тестировали требования к деятельности учителя на уроке и требования к деятельности учащихся показала:
5.
- соответствие урока к организации составило 95%;
-обучающей деятельности-70%;
-воспитательной деятельности- 50%;
-к деятельности учащихся-55%;
Эффективность урока составила 67,5%, что соответствует хорошему уровню.
Проводя диагностику успеваемости школьников на уроке по математике , исходя из анализа документации (журнала успеваемости) (таблица 3 стр.35) мы сделали вывод о том, что уровень успеваемости удовлетворительный, так как средний балл обследуемой группы из 10 классов (2-4 классов)- составляет 3,68%.
В ходе исследования мы также провели анкетирование 10 педагогов на констатирующем этапе эксперимента (таблица 4 стр.35-36)было предложено ответить на 5 вопросов:
1.Используете ли Вы на уроках проблемные ситуации?
2.С какой целью Вы используете проблемные ситуации на уроках?
3.Как Вы оцениваете эффективность использования проблемных ситуаций?
4.Литературу каких авторов Вы изучили по по проблемному обучению?
5.Как Вы оцениваете отношение детей к урокам с использованием проблемных ситуаций? На этих уроках дети работают: очень хорошо, хорошо, не очень хорошо, детям все равно.
и пришли к выводу, что в современных школах большую часть учителей волнует использование проблемных ситуаций, но они не обладают достаточными сведениями о технологии его применения на уроках математике.
Анализ традиционных уроков показал, что одним из низких показателей имеет активность учащихся и эффективности их деятельности. Мы предполагаем, что это происходит из0за того. Что учителя, как показало анкетирование, не владеют навыками обучения через проблемные ситуации.
Поэтому на втором этапе исследования мы проводим с ними работу по устранению данной некомпетентности и введения методов проблемного обучения в структуру уроков. На этом этапе исследования мы решаем следующие задачи:
1.Ознакомление учителей начальных классов с теоретическими основами применения технологии проблемного обучения;
2.Ознакомление педагогов с педагогическим опытом применения методов проблемного обучения на уроках в начальной школе;
3.Проведение практической работы по внедрению методов проблемного обучения в структуру уроков.
Для этого по составленному плану (таблица 5стр37) мы проводим работу с педагогами: через посещения уроков, педагогических собраний, различных докладов, проведение практикума, подведение итогов посещения открыты занятий и работа над
6.
ошибками.(некоторые разработки и тезисы см. в ПРИЛОЖЕНИИ Г)
Диагностика эффективности учебной деятельности школьников на контрольном этапе эксперимента целью которой следовало определить эффективность деятельности школьников на уроке с применением методов обучения. Мы использовали следующие методы:
- тестовый аспектный анализ урока; (таблица 6 стр.39)
-математическая оценка эффективности урока; (таблица 7 стр.39- 40)
-анализ документации; (таблица 8 стр.40)
-анкетирование. (таблица 9 стр.41)
Данные контрольного эксперимента показали, что при внедрении методов проблемного обучения в структуру уроков по математике на 64% возрос показатель психологических аспектов урока. Что касается составляющих этого показателя, то особенно заметны изменения в аспектах формирования личности учащегося (62%).
Эффективность урока повысилась на 7,29% ,успеваемость- на 42,3%

Таким образом, приходим к следующим выводам:
В ходе нашего исследования мы изучили проблемное обучение как средство повышения эффективности деятельности школьников на уроке.
А именно: изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме, провели эмпирическое исследование влияния методов проблемного обучения на
7.
эффективность учебной деятельности школьников, разработали и реализовали систему
мероприятий по внедрению методов проблемного обучения в педагогический процесс преподавания математики в средней школе.
Краткое рассмотрение сущности и особенностей проблемного обучения показывает, что оно при правильной его организации действительно способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т. д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения). Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно, лучше усваивается и надолго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации); способно сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на преодолении значительных, но посильных трудностей; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Проблемное обучение - одно из средств более полкой реализации дидактического принципа активности и сознательности обучения. Важно подчеркнуть, что проблемное обучение, приучающее учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать пути решения, является одним из средств формирования диалектического мышления.
Анализ традиционных уроков обучения в ходе эмпирического исследования показал, что одним из самых низких показателей имеет активность учащихся и эффективности их деятельности. Мы предполагаем, что это происходит из-за того, что
8.
учителя, как показало анкетирование, не владеют навыками обучения через проблемные ситуации.
Поэтому на втором этапе исследования мы провели с ними работу по устранению данной некомпетентности и введения методов проблемного обучения в структуру уроков в начальной школе.
Диагностика эффективности учебной деятельности школьников на контрольном этапе эксперимента показала, что при внедрении методов проблемного обучения в структуру уроков возрос показатель психологических аспектов урока, повысилась эффективность урока и успеваемость школьников.
Таким образом, мы подтвердили предположение о том, что проблемное обучение является фактором повышения эффективности деятельности школьников на уроке при условии соблюдения его принципов, грамотности создания проблемных ситуаций и использования во взаимосвязи с другими методами и технологиями обучения. И его необходимо внедрять в педагогическую практику.
Спасибо за внимание!

9.