ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) как средство развития познавательных творческих способностей младших школьников.


Оглавление
1.ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) как средство развития познавательных творческих способностей младших школьников………………………………………………….3
2.Копилка игр, задач с использованием элементов ТРИЗ и РТВдля младших школьников…..14
Житейские задачи……………………………………………………………………………………14
Ищем ТРИЗ задачи в известных сказках………………………………………………………….16
Игры на развитие ассоциативного мышления ……………………………………………………17
Игры на систематизацию и выделение существенных свойств предметов, деление объектов на группы по заданному основанию…………………………………………………………………..20
Подход к понятию «противоречие»…………………………………………………………………23
Литература…………………………………………………………………………………………...25
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) как средство развития познавательных творческих способностей младших школьников.
Современное образование – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Оно не может развиваться вне времени и пространства. Я.М.Неверов был ярким сторонником и пропагандистом идей демократии, гуманизма, уважения к ребёнку и его индивидуальным особенностям. Образ мыслей, педагогические находки Я.М. Неверова, выдающегося просветителя XIX века свежи и актуальны в ходе происходящих инновационных процессов в образовательной отрасли. Живём мы в условиях перехода начальной школы на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Раз появились новые условия, значит, нужны и новые подходы. История цивилизации показывает, что самые значительные успехи, в том числе в интеллектуальной деятельности, достигаются при условии превращения её в технологию, или метод, алгоритм. Это значит, что каждый педагог должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить для себя на вопрос «Как обучать в новых условиях?» На мой взгляд, учитель не просто должен, он просто обязан стремиться не только к профессиональному росту, но и человеческому совершенству. Это жёсткое требование нашей профессии. И дороги познания привели меня к ТРИЗ - технологии. Это одна из многих инновационных технологий, способных повысить эффективность образования.
Для меня ТРИЗ очень демократичная наука, прежде всего потому, что она одинаково дает возможность развиваться и творить любому: и взрослому, и ребенку, и «сильному» и «слабому». «Творчеству можно научить!» и «Творцом может стать каждый!». Но, чтобы творить, одного желания мало. Нужен инструмент, нужна методика, позволяющая достигать результатов каждому желающему. Для меня таким инструментом стала ТРИЗ-педагогика. Я прочитала различные публикации по ТРИЗ-педагогике, изучила программу С.Гин «Развитие творческих способностей» и решила попробовать учиться творчеству, потому что все мои пожелания насчет изменения форм работ на уроке, все идеи относительно того, чему и как надо учить, оказались созвучны идеям и пожеланиям ТРИЗ. Начиная работать с детьми по технологии ТРИЗ, я была готова к тому, что мне придется, используя опыт коллег, создавать все-таки собственную систему. Мне трудно было понять, в какой именно момент мы начинаем мыслить творчески. Ответ на этот вопрос был найден мною в статье А.Н. Лука «Психология творчества» [2]. Психологи различают два типа мышления: конвергентное(закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным».
Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия. Главная особенность креативного мышления заключается в отказе от опыта репродуктивного мышления и действий, поскольку любое действие по аналогии будет соответствовать только той ситуации, в которой оно раньше применялось.  Применение репродуктивного действия или действия по аналогии всегда будет ниже по результатам и может не принести желаемого успеха. Известно множество статей о том, что попав в традиционную школу, ребёнок на многие годы освобождается от тренировки креативной мыследеятельности, поскольку такая школа основана на развитии репродуктивного мышления. Ему нужно запоминать уложенные в учебнике сведения и уметь воспроизводить эти знания по первому требованию учителя. Это репродуктивное воспроизводство знаний. Однако в жизни, в любой творческой профессиональной деятельности самым ценным является опыт креативного мышления. Сравнивая интеллектуальную активность ребёнка на традиционном уроке и на уроке с элементами ТРИЗ (это всегда продуктивное обучение), я наблюдала существенную разницу. На традиционных уроках ребёнок интеллектуально активен тогда, когда он напрямую работает в проблемной ситуации с учителем. В сумме это не более 2-х часов в неделю. В остальное время ребёнок пассивно воспринимает происходящее на уроке. Учитель, работая с классом, не может уделять много времени каждому учащемуся. При продуктивном обучении учащиеся работают творчески самостоятельно, индивидуально или в паре. Такая работа занимает 2-3 часа в учебный день. Естественно, что при такой нагрузке на интеллектуальные процессы креативность постоянно тренируется. Уже через год я с уверенностью могла сказать, что творческий процесс, как и любая профессиональная деятельность, поддаётся управлению, а основы учебно-творческой мыследеятельности составляют умения интеллектуального творчества. Из сказанного напрашивается вывод: Переход с репродуктивного обучения в школе на продуктивное - первый и важнейший путь формирования креативной мыследеятельности.
Поняв это, решила, что нужно обучать не знаниям, а опыту самостоятельного накопления учащимися различных сведений и способам творческой работы с ними. Каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление «затухает». У каждого из нас в жизни случаются самые различные ситуации, которые, как нам кажется, решить в принципе невозможно. Мы тратим уйму времени на решение задачи, а она не решается. Чтобы облегчить муки поиска вариантов решения, была придумана теория решения изобретательских задач – ТРИЗ. Авторство ТРИЗ принадлежит Генриху Сауловичу Альтшуллеру (1926-1998) учёному из Баку. С появлением ТРИЗ возникла реальная возможность управлять процессом мышления и творчества.
Главная цель ТРИЗ в школе состоит в целенаправленном развитии творческого системного мышления, направленного на преобразование действительности. Каждое слово стоит на своем месте, и за каждым есть свой собственный смысл:
целенаправленно — вместо того, чтобы развитие держать в образовательных сундуках и доставать от случая к случаю по большим праздникам;
развитие и динамика — в противовес рутине и стереотипам,
творческое — значит, новое, неожиданное, нестандартное и созидающее;
системное — умеющее принять этот противоречивый мир со всеми взаимосвязями и взаимозависимостями.
И все это для того, чтобы жизнь становилась лучше. Теперь я могу утверждать: «Личность ученика, вне зависимости от его возраста, выступает для ТРИЗ-педагогики в главной роли».
В основе ТРИЗ-педагогики лежат:
методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);
методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ) – общая теория сильного мышления);
воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ)
Чтобы обучать с помощью ТРИЗ в начальной школе, необходимо соблюдать условия:
а) учителю необходимо научиться приёмам и методам ТРИЗ;
б) регулярно тренировать творческое мышление.
Конкретным шагом прохождения изучаемой темы на уроке является:
Блок АДеятельность педагога до урока
Блок БДеятельность педагога и ученика
Блок ВДеятельность ученика и педагога
Блок Г Домашняя работа ученика
Наряду с учебной программой я дополнительно использовала возможности обогащающего обучения (когда помимо введения дополнительных занятий по ТРИЗ меняется и форма организации учебного процесса и, частично, содержание учебного материала), что существенно интенсифицировало процесс формирования умений интеллектуального творчества младших школьников. Это специально организованная педагогическая работа в форме развивающих «минуток» и развивающих уроков по накоплению у учащихся опыта творческого мышления.
Записав тему урока, учитель должен чётко обозначить решаемую проблему. А. Гин последователь и ученик Г.С.Альтшуллера в книге «Приёмы педагогической техники» определяет: «Традиции урока – это полезные ритуалы педагогического общения».
Один из приёмов – вход в урок. Его формула: начинать урок с «настройки». Комфортное начало способствует положительному эмоциональному настрою учащихся. Необходимо так продумать начало урока, чтобы оно захватило учащихся необычностью, яркостью, активизировало их познавательную потребность. Для этого я и организуюю специальные развивающие минутки (вступления к урокам). В течение 5-7 минут учащиеся выполняют занимательные микрозадания на сообразительность и оригинальность, на развитие познавательных процессов.
К каждому занятию подбирается доступный проблемно-занимательный материал с учётом темы и типа урока. Слова «подумайте», «догадайтесь» - мои союзники. Я предлагаю детям догадаться по схеме, какая тема урока.

Р з е а ш д е а н ч и и е
Чтобы повысить интерес к учебному материалу, я ставлю перед ними простую, понятную и привлекательную для них цель.
На моих уроках дети фактически свободно проявляют своё воображение и фантазию, не сообразуясь ни с законами реальности, ни с законами жанра творческой деятельности, и самый «слабый» ученик может почувствовать свою значимость, поверить в свои силы, ощутить себя созидателем. В этом плане мне помогли работы Ш.А.Амонашвили, в частности, мысль, что необходимо планировать урок, учитывая не только содержание, но и настроение, с которым следует "подать" каждое задание, и темп работы. Он называет такое планирование "партитурой" урока. Научиться планировать динамику урока - это, может быть, половина успеха работы с младшими детьми. Здесь же надо отметить противоречие: урок должен быть цельным, восприниматься "на одном дыхании", а упражнения разноплановыми по темам. Урок должен предоставлять детям возможность полноценно общаться с учителем и друг с другом, учить культуре общения. Надо учитывать, что потребность в общении у детей этого возраста велика. Дети должны чувствовать свою необходимость на уроке: оценивать работу одноклассников и учителя, поправлять "ошибки" учителя, выбирать вид работы.
Перед вами 6 прямоугольников. Подумайте, на что они похожи. Дорисуйте.
Для развивающих уроков подбираются
нестандартные, занимательные задания.
Сначала это более «свободные» задания –
такие, например:
Затем детям показываются различные приёмы нахождения новых идей, алгоритмы создания собственных творческих продуктов – загадок, игр, сказок. Например:
Алгоритм сочинения ассоциативных загадок
Расчёска
На что похожа? Чем отличается?
Как забор Но не перелезть
Пила Пилит
Трава Растёт

Выбор объекта, подбор аналогий и отличий осуществляют сами дети, учитель лишь организует работу соответственно алгоритму. Чтобы развить творческий потенциал младших школьников, надо научить его решать проблемы по предметам средствами ТРИЗ. Для этого нужно соблюдать требования к процессу обучения ТРИЗ детей младшего возраста и учитывать проблемы, возникающие на этом пути. В основе требований лежит принцип наглядности обучения. Чтобы овладеть методом, необходимо воспринять, осознать его как целое. Это означает, что следует отдельно, особо, а не "по ходу дела" учить основным инструментам ТРИЗ. Творческие учебные задачи можно найти в любом учебнике, надо только внимательно читать. Кроме этого я стараюсь умело применять наглядные пособия, подбираю предельно упрощенные пособия, заставляя детей "додумывать", "довоображать" иллюстрацию задачи. "Вот такие катушки, только огромные, величиной с эту парту, надо было перевозить в вагоне" (показываю обычные катушки с нитками) или «Отгадайте имя, скрытое за полоской бумаги».
Развитие творческого мышления достигается через применение дидактического принципа обучения на высоком уровне трудности. Для развития воображения и творческого мышления детей очень важно, чтобы они научились "вживаться" в полученную ими фантастическую ситуацию. Например: предлагаю ученикам составить рассказ "Как я стал великаном», где непременно надо указать, как это произошло (почему рассказчик вдруг так вырос), что он увидел вокруг себя, что ему стало легко делать и что, наоборот, сложно. Очень важно, чтобы дети научились описывать ф-объект, сравнивая его с реальными объектами. С этой же целью дети рисуют самое большое дерево в мире (надо показать, что оно выше чего-то ужасно большого), или очень маленького зверька.
Большая проблема в начальных классах - развитие речи. Надо иметь в виду, что учить чему-то серьезному ребенка с неразвитой речью - занятие мало серьезное. Значит, нам эту задачу с помощью ТРИЗ и решать. На уроках я широко использую ответ "по шаблону", когда начало предложения в той или иной форме задано учителем, а дети его продолжают. Этот метод не мешает соображать, а говорить помогает, кроме того, снимается страх перед устным ответом.
На уроках « Литературного чтения» при составлении плана произведения использую прием раскадровки. Каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя (с положительной на отрицательную или наоборот).      Создаем паспорт литературного героя. Например, вот такой паспорт создали дети, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:
Имя – Иван
Автор (создатель) – П.П. Ершов
Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»
Где живет – в град-столицеКем служит – конюхом у царя
Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок) По составленным паспортам героев можно провести с учащимися викторины, для этого перемешиваю левые и правые части паспорта и прошу восстановить их. Составляю сказочные письма, в которых описываю события, происходящие с героем, но не называю его имени, задача учащихся – назвать героя, автора и произведение.      Применение приемов ТРИЗ на уроках литературного чтения способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы.
В течение трёх лет велось целенаправленное наблюдение за развитием творческого потенциала младших школьников, организацией мышления учащихся с использованием моделей и технологий, разработанных в рамках Теории решения изобретательских задач - ТРИЗ (Альтшуллер Г.С.). Изучая элементы курса ТРИЗ, мои дети осваивали:
инструменты решения типовых (с точки зрения ТРИЗ) задач различного уровня (изучались вепольные преобразования, стандарты на решение изобретательских задач, эффекты);
сетевые технологии сужения поля поиска (игра "Да-нет") (Хоменко Н.Н., 1998);
технология создания творческих продуктов в курсе развития речи: загадок (Нестеренко А.А., 1995); сказок и пословиц (Мурашковская И.Н., 2000); и др.
Моим учащимся и мне очень понравились сказочные задачи (С.Н. Ладошкина), игра «Маленькие человечки» (Г.И. Иванова), «Волшебники» – приёмы разрешения противоречий (И.Н. Мурашковская). С помощью алгоритма сочинения загадок (А.А. Нестеренко) мы составляли тематические альбомы с рисунками и фотографиями и передавали их как пособие младшим учащимся.
Дихотомия. Линейная «Да – нетка».
Цель приема: закрепить понятия «до», «после», «между», «перед».
Учитель вкладывает в демонстрационную ленту числа от 0 до 100;
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Загадываем одно из чисел и предлагаем детям отгадать его с помощью вопросов и ответов «да» и «нет». Например: это число 50? Нет. Это число от 50 до 100? Нет. Это число меньше, чем 50? Да. Это число 20? Нет. Это число больше, чем 20? Да. Это число между20 и 40? Да. Это число 30? Да.
Приемы фантазирования
"Перевирание сказки".
Возможно, эта игра знакома многим из вас. Она обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции.
Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:
- Не Желтая, а Красная
- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и :- Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:
- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
И так далее.
"Сказка наизнанку".
Это один из вариантов игры в " перевирание" сказок. Он состоит в умышленном и более органичном "выворачивании наизнанку" сказочной темы.
Например, Красная Шапочка злая, а волк добрый:.Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха:
"Салат из сказок".
В этой игре используются образы из двух различных сказок, а задача детей подумать и рассказать как будут развиваться события в данном случае.
Например, - Что произойдет, если Золушка выйдет замуж за Емелю;
- Или что произойдет, если Буратино очутится в домике Семи Гномов.
"Что было бы если:"Цель данной игры найти как можно больше возможных вариантов ответов для данной ситуации. Примеры ситуаций:
к вам в дверь постучал крокодил;
на земле исчезли все кошки;
на земле исчезла вода
"Исключение лишнего слова".
Учитель называет три слова: солнце, помидор, собака. Дети должны исключить одно слово, причем принцип по которому они это сделают, они должны выбрать сами. Они могут предложить исключить помидор, так как это слово начинается с буквы "П", остальные слова начинаются с буквы "С". Или могут предложить исключить слово собака, так как все остальные слова обозначают круглые предметы. Могут предложить такой вариант: в словах собака солнце - 6 букв, а в слове помидор - 7, следовательно, можно исключить помидор по такому признаку и т.д.
Типовые приемы фантазирования можно результативно использовать на уроках математики. Например:
1. Волшебник Путаница перепутал числа от 1 до 10. Помогите ему расставить их в порядке возрастания.
2. Волшебник Переноса времени предлагает вам задачу: Владику 5 лет, он ходит в детский сад. Приходит волшебник и переносит его на 3 года вперед. Сколько лет будет Владику и что он будет делать?
3. Помогите волшебнику Остановки времени решить задачу: Роме 5 лет, а его другу Мише 7 лет. Пришел волшебник и остановил время для Миши, а на Рому его волшебство не подействовало. Прошло 2 года. Сколько сейчас лет Роме? Сколько лет Мише?
Развитию творческого воображения помогают кольца Луллия. Устройство представляет собой 2–3 картонных круга на стержне, разделенные на сектора. На круге сверху крепится стрелка. Например: урок математики в 1-м классе. Цель: закрепить знания геометрических фигур, обнаружить их наличие в объектах окружающего мира, развивать творческое воображение. На большом круге в секторах расположены картинки с изображением реальных объектов. На малом круге – геометрические фигуры. Стрелка указала на дом и круг – дети должны ответить на вопрос: что может быть круглого в доме? Или: когда дом может быть круглым?
Диагностический инструментарий позволил отследить реализацию поставленных целей. Мониторинг наблюдений проводила по 2-м направлениям:
Психологическая диагностика;
Диагностика ЗУН
Качество знаний учащихся по основным предметам повысилось. Используя методики «Найди отличия» и «Алфавит» Л.В. Тихомирова и наблюдая за каждым ребёнком в течение четырех лет, пришла к выводу, что уровень развития внимания у детей увеличился с 21% до 42%. Увеличилось количество учащихся, умеющих решать логические задачи (до 60%). Успешно стали решаться вопросы преемственности детский сад – школа в использовании единой ТРИЗ-технологии, что помогает первоклассникам быстро и безболезненно адаптироваться к школьной жизни. Творческие учебные задачи можно найти в любом учебнике, надо только внимательно читать. Пример из учебника математики для 3 класса «Школа России»:«Если из суммы вычесть одно из слагаемых и получится второе слагаемое, значит сложение выполнено верно».
Вопросы учителя: Каким образом при вычитании получились слагаемые, ведь названия компонентов вычитания звучат по-другому? Почему написано именно так, нет ли в этом ошибки, и если есть, то как ее можно исправить (предложите свою формулировку).
Коллективно мы выдвигаем творческие учебные задачи. Творческие учебные задачи делятся на:
- изобретательские задачи,
- исследовательские задачи,
- конструкторские задачи,
- прогнозные задачи,
- задачи с достраиваемым условием.
Изобретательская задача ставит перед решателем вопрос: как быть, когда дополнительные условия делают очевидные решения невозможными, когда грамотного применения традиционных ЗУНов недостаточно?
Для того, чтобы решить изобретательскую задачу, вначале чётко вместе с учащимися формулируем противоречие, выясняем, какие ресурсы есть в данной ситуации и какие из них можно использовать при решении задачи, называем идеальный конечный результат, уточняем противоречие, обозначив противоположные свойства объекта, решаем противоречие при помощи приёмов. Например: Мальчик восьми лет оказался перед дверью, закрытой сестрой изнутри. Как войти в комнату? (Применить силу? Поднять крик?)Он сформулировал более идеальное решение: сестра сама должна открыть дверь. Мальчик подошел к двери и крикнул сестре: "Я тебя запер!" Через несколько секунд она сама распахнула дверь, освобождая себя из "плена".
Учебная проблема в начальных классах по чтению обычно выражается словами «Дети плохо читают». С такой формулировкой проблемы не решить. Чтобы с ней справиться в соответствиями в правилами ТРИЗ, привожу проблемную ситуацию к мини-задаче. Под этой задачей чаще всего подразумевается умение читать «вслух», т.е. проговаривать прочитанное и желательно с интонациями, понятно, что переход к скорочтению невозможен, даже при чтении «про себя», т.к. голосовые мышцы гортани и рта всё равно совершают непроизвольно движения – артикуляцию. У некоторых детей вырабатывается привычка понимать слово только после его произношения. Значит, решений может быть несколько, они подразделяются на две группы:
Изготовление нового текста на бумажном носителе.

Использование книжного текста с введением какого-то приспособления.
Пример упражнения «Язычок».
На полоске бумаги, шириной 2 – 5см печатается текст.
Длина полоски не более 297мм (строка стандартноголиста). Конец полоски накручивается на карандаш
текстом внутрь. Получается закрученная спираль со спрятанным текстом. Чтец зажимает ладонью или пальцами левый свободный край спирали и дует на неё. Полоска с текстом разворачивается, как детская игрушка «язычок». Если чтец прекращает дуть, полоска сворачивается и прячет текст. Сложность текста выбирает учитель. Если за один вдох текст не прочитан, то его «выдувание» продолжить до полного прочтения
Пример упражнения «Шалашик»:
Половину стандартного листа (210 Х 148) сложить
пополам «шалашиком», угол сгиба 30-60 градусов.
«Шалаш» повесить на указательные пальцы рук
и поднести к тексту. Выбрать положение рук и расстояние до книги так, чтобы ближняя половина листа закрывала первые 3-6 строчек текста. Строчки будут открываться, если подуть на «крышу» шалаша и закрываться, если дуть не будешь.
Исследовательская задача.
Произошло некое явление или случай. Необходимо объяснить его, выяснить причины… Ключевые вопросы: как происходит? Почему?
Алгоритм решения исследовательской задачи:
Выбрать для исследования простой предмет, доступный для рассмотрения со всех сторон.
Обсудить вопросы: зачем предмет нужен, что в нём хорошего и плохого, чем можно заменить предмет и что хорошего и плохого будет в этой замене.
Из чего сделан предмет? Чем будет лучше или хуже, если его сделать из другого материала?
Разобрать из каких частей состоит предмет.
Что измениться, если…
Петя с сестрой слепили снеговика. На дворе было холодно и девочка, пожалев снежную бабу надела на неё шубу. «Что ты делаешь? – вскрикнул Петя. - Она же растает!» Скажите, прав ли был мальчик?
(Нет. Сама шуба не греет, а удерживает температуру тела человека. Это принцип работы термоса).Конструкторская задача

Этот тип задач не содержит острых противоречий и предполагает придумывание устройства под заданную цель (функцию). Обычно сложные научные классификации выстраиваются на основании набора признаков и грани деления бывают довольно условными. Для понимания этого важного факта предлагается игра-дискуссия типа:

«Чем страус отличается от человека?»
Игра проходит по схеме:
Предлагается признак отличия.
2. Ищутся аргументы против этого признака.
Дети делают вывод: только совокупность факторов
может служить надёжным отличительным признаком.
Прогнозная задача
Анализ положительных и отрицательных последствий известных всем явлений, открытий или решений.
Явление: идёт дождь. Назовите положительные и отрицательные последствия этого явления.
В ходе внедрения ТРИЗ-технологии возникало немало трудностей. Они заключались в сложности освоения детьми терминологии, отсутствии специальных часов в учебном плане, недостаточной разработкой учебно-методической базы, но часть данных проблем решаема. Первичное знакомство с ТРИЗ- технологией шло через кружковую, внеклассную работу. С введением в школу внеурочной деятельности данная проблема была решена.
С появлением ТРИЗ в образовательной практике учителей начальных классов возникла реальная возможность управлять процессом мышления и творчества. ТРИЗ - едва ли не единственная технология решения проблем, направленная на получение предельно малозатратных решений высшего уровня. ТРИЗ дает решателю как бы компас, задающий верное направление, не позволяющий тратить время на бесполезное блуждание. Ученик, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеет и сам хочет учиться. Ребёнок характеризуется высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, у него ярко выраженное творческое мышление.
Очень хочу научить ребенка рассматривать собственную жизнь, как объект применения инструментов ТРИЗ. Тогда многие проблемы отпали бы сами собой. Результатом работы учителей, работающих по данной технологии являются умные, свободные, творчески активные дети — не об этом ли мечтает каждый учитель? Только попробовав в работе ТРИЗ - технологию, я поняла слова Ж.-Ж. Руссо: «У ребёнка особое умение думать и чувствовать, нет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим».
Копилка игр, задач с использованием элементов ТРИЗ и РТВ для младших школьников
1. Житейские задачи.
1.1. Дети не хотят тепло одеваться не потому, что они не понимают, что на улице холодно, а потому, что их заставляют одевать много различных вещей, неведомого для детей назначения: несколько рубашек, чулки, рейтузы, носки, валенки, косынку, шапку, шарф... Детей можно понять, когда они скандалят. Сформулируйте противоречие, ИКР и найдите решение.
1.2. Вы подъехали к магазину на велосипеде. Вам надо зайти в магазин. Как предотвратить угон велосипеда?
1.3. Как сберечь фруктовые деревья от вымерзания?
1.4. В средневековых городах улицы были кривыми и настолько узкими, что с трудом могли разъехаться только всадники. Телеги и арбы разъехаться не могли. Что можно сделать, чтобы столкновений по середине улицы не происходило?
1.5. Уборка пола в квартире никому не доставляет удовольствия. Последним крупным достижением в этой области был пылесос. Предложите 10 способов упрощающих уборку пола.
1.6. В холодное время года ступени лестниц, расположенных под открытым небом покрываются уплотненным снегом, что опасно. Снимать снег скребком трудоемко, посыпать солью малоэффективно. Как быть?
1.7. Найдите недостатки и усовершенствуйте самую обычную бабушкину терку для овощей, сохранив ее главное достоинство – овощи она не режет и не строгает, а раздирает, что приводит к лучшей усвояемости и вкусу.
1.8. Сформулируйте противоречие и ИКР в Вашей работе. Предложите несколько способов его разрешения.
1.9. На Вашем поле огромный валун. Он Вам очень мешает. Подъёмного крана нет. Сформулируйте противоречие, ИКР, найдите ресурс основных частей задачи, используйте приёмы, найдите несколько решений.
1.10. Что надо сделать, чтобы сапоги не скользили в гололёд?
1.11.Вы и вся ваша семья уезжает в отпуск на месяц. Поливать цветы некому. Как быть?
1.12.Как срезать розу и не уколоться?
1.13.Как предохранить сосуды с водой от растрескивания или вспучивания в очень сильные морозы? Это могут быть стеклянные и жестяные банки, баки, радиаторы водяного обогрева домов... Известно, что при замерзании вода увеличивает свой объём на 9% и развивает при этом огромные усилия, которые и разрывают сосуд изнутри..
1.14. В современных городах много домов с плоскими крышами. Земля в черте города дорогая. Как использовать крыши?
1.15. Есть ли что-нибудь хорошего в том, что подгорела каша? (У автора подгорал и суп).
1.16. Группа детей ехала на автобусе в лагерь отдыха. Одна девочка не смогла сесть рядом со своей единственной знакомой. Что в этой ситуации хорошо, а что плохо?
1.17. Три кошки за три минуты ловят трех мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за сто минут поймать сто мышей?
1.18.Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно чтобы сварить 5 яиц?
1.19.У двух зрячих слепой брат, но у него нет зрячих братьев. Объясните.
1.20.На что похоже половина яблока?
1.21.Ситуация юридического характера. Если ночной сторож умер днем, будут ли ему платить пенсию?
1.22.Задача для дошкольников: Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 5 и 7 лет?
1.23.Что сделается с красным шелковым платком, если его опустить на дно океана?
1.24. Закройте листком бумаги столбик цифр, напечатанный ниже, и, отодвигая его понемногу книзу, складывайте вслух получаемые суммы: тысяча, тысяча сорок, две тысячи сорок и так далее. 1000 40 1000 30 1000 20 1000 10
2. Ищем ТРИЗ задачи в известных сказках:
2.1.Аленушка и братец ИванушкаИванушка хочет пить. Но пить из лужи нельзя — станешь животным. Как утолить жажду или хотя бы перетерпеть, пока идешь. (Ответы могут быть такие: пожевать кислой травы или ягод, намочить панаму или рубашку, чтобы было не так жарко, отфильтровать воду из лужи, подоить корову на поле и попить молока.)2.2.Бременские музыкантыДрузья — осел, петух, собака и кот хотят переночевать в доме. Как им прогнать из дома разбойников? (Конечно, дети могут вспомнить решение, которое предлагает автор — испугать разбойников. Постарайтесь придумать другие решения. Например, начать кричать: “пожар, пожар”; перессорить разбойников между собой)2.3.Серая шейкаНаступила зима, пруд застыл и теперь лиса может съесть уточку. Что среая шейка может придумать, чтобы не попасть в зубы лисе?2.4.Храбрый портнойПортной обманул великана, несколько раз. Великан задал ему еще одну задачку, например, выпить реку, перенести гору, превратить горы в равнину. Какое хитрое решение придумает портной на этот раз?2.5.ЗолушкаЗолушка хочет пойти на бал, но у нее нет доброй тети-волшебницы. Что она может придумать, чтобы оказаться там?2.6.Гадкий утенокКогда утенок улетел с хозяйского двора, то попал на озеро, где вскоре началась охота. Как утенку не стать добычей охотников?2.7.Краденное солнцеКрокодил украл солнце. Как его заставить вернуть солнышко, не прибегая к силе? Или другой вопрос: как медведю найти своих медвежат в темноте?
3.Игры на развитие ассоциативного мышления
3.1.Игра-перевоплощение. Например, мы стали кошками. Что делают кошки? Как они кушают? Как спят? Как умываются? Как охотятся? Переносим «образ кошки» на себя. То есть ее передние лапы – наши руки, ходим на четвереньках, лакаем молочком, трёмся о диван, как кошки; наши слова – мяу, мяу и мур, мур. Стараемся с помощью них передать, то, что хотим сказать.3.2.Описание предмета по наводящим вопросам. Можно задействовать, вот такие карточки. Просто берем предмет и описываем его, стараясь назвать, на что он похож по форме\цвету\размеру\выполняемой функции и.т.д. Можно просто по дороге домой или на прогулке постараться почаще комментировать все выражениями «Ой, какой желтый цветочек, как солнышко», «Небо хмурое, как Глеб когда расстроится», «Ветер дует, как фен», «Птички поют, как будто вот такую песенку (и напеть)», «Ботинки грязные, как посуда после обеда» и.т.д. Ребенок быстро подхватит и начнет тоже активно сравнивать, а главное развивать ассоциативное мышление.3.3.Составление цепочек ассоциаций. По очереди с ребенком называете слово, которое «возникает» в голове. Например, так:Мама: батутГлеб: круглыйМама: зонт (в комнате стоит открытый зонт и он круглый)Глеб: дождьМама: холодныйГлеб: холодильникИ.т. д.Пока играем, не только развиваем мышление, но и смеемся от души, ведь порой, ассоциации очень смешные!3.4.Игра на развитие ассоциативного мышления для детей в возрасте, наверное, от 6-7лет. Даются 2 слова, например Машина и грязь, и надо составить цепочку ассоциаций, которая приведет от одного слова к другому. Например: машина, колеса, лужа, грязь.3.5. Взрослый загадывает слово и говорит, к какой теме оно относится (цветок, транспорт и.т.д.), а ребенок старается отгадать, задавая вопросы по ассоциации. То есть, например такие: «Что общего у этого транспорта с машиной?», «На какой фрукт похож этот цветок по форме?» и.т.д. Вопросы придумывать сложно, и думаю, эта игра для развития мышления тоже подойдет детям от 6-7 лет.
3.6 Игра «Теремок»
На что похож предмет? Дать как можно больше обоснованных ответов. Обычно задание такого типа используются для «приобретения билетов в сказочную страну» ( или на машину времени , или в страны Загадок,. Сказок).
В теремке живет ….Показывается или называется предмет. Если вы хотите получить билет, нужно доказать, что один из имеющихся у вас предметов похож на хозяина теремка, и рассказать, чем он похож.
Например, в теремке поселился мел. Ответ: Лист бумаги на него похож тем, что тоже бе-лый, ручка – тем, что пишет, пенал имеет такую же форму и т.д.
3.7 Игра «Отгадай-ка»
1 вар. Ученик выходит из класса, коллективно загадывается какой-либо предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно от-гадать, какой предмет задан.
2 вар. Загадывается не предмет, а кто-нибудь из учеников. Отгадчик задает вопросы типа: «Если бы этот человек был . . ., то каким?
3.8.Игра «Превращение»
Представить, что класс заколдовали и превратили например в (море, лес, город, стройка, театр и т.д.). Каждая группа получает название того, во что превращается класс, и задание по превращению предметов, находящихся в классе.
Например: Дано – лес. Что есть в лесу (трава, деревья, звери, овраги, мох, гнезда птиц, норы животных. …). Перечисляется , что в классе похоже на перечисленные объекты.
3.9. Игры «Ассоциации» или ассоциативные цепочки
а) Ассоциации по смежности.
Ведущий называет предмет или явление, а играющие приводят примеры непосредственно связанных с ним объектов: в пространстве : глаз – очки, ресницы, брови; туча – молния, дождь. во времени : утро – восход солнца, роса, подъем и т.д.; болезнь – высокая температура, кашель, лекарство и т.д.
б) Ассоциации по подобию:
Мяч – солнце, мыльный пузырь, глобус, воздушный шар и т.д.
Море – пустыня, остров, государство.
Подобного цвета – зола, кот, ночь, ручка, волос.
Вызывающие такие же эмоции: радость – пятёрка, каникулы, подарки, праздник
Выполняющие подобную работу: утюг – ветер, расческа, бульдозер.
в) Ассоциации по контрасту (противоположные объекты)
экватор – северный полюс, высокая гора – морская впадина, пустыня – тайга.
г) Игра «Мост»
Ведущий записывает на доске два названных слова. Играющие перебрасывают разные ас-социативные мосты (ассоциации) между этими словами. Побеждает тот, кто построит больше мостов.
Пример: рыба – магнитофон Рыба не может издавать звуки, как магнитофон (по противопол.)
• Могут крутиться на одном месте (по подобию)
• На деньги от проданной рыбы купим магнитофон (смежность по времени) На празднике «День рыбака» играл магнитофон.
д) Игра «Цепочка»
Для лучшего запоминания связать слова по смыслу в одну цепочку ( историю, небылицу).
Например: комар, фонарь, собака, солома, пальто, лисица, дворец, баран. Придумать по этим словам мультфильм, сюжет которого разворачивается от одного слова к другому.
После того как «мультфильм» придуман, доска закрывается и ученики вспоминают слова по порядку.
(Комар летел с фонариком, который был похож на собаку, шерсть у собаки – как солома. Из соломы можно сплести пальто и пришить воротник из лисицы. Эта лисица живёт во дворе, внутри которого играют на барабане).3.10.Придумывание метафор
Последовательность сочинения метафор (на доске)
1) Что? (выбрать объект)
2) Что делает? (назвать действия объекта)
3) На что похож? (Выбрать другой объект, совершающий такое же действие)
4) Где? (Назвать место, где обычно находится первый объект или происходит его действие)
5) Пункт 4 (прилагательное) + Пункт 3 (существительное) = метафора
Пример:
1) луна
2) светит
3) сыр
4) небо
5) луна – небесный сыр
(расческа – карманные грабли, чайник – кухонный вулкан, будильник – настольный петух, дождь – небесные слёзы и т.д.)Сочинение ассоциативных загадок.
Используется таблица, которая заполняется по ходу сочинения загадки. На что похоже Чем отличается
1) Выбрать объект. Записать на верхней строке. Например, юла.
2) Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос «На что похож объект?» (не-обходимо указать 3-4 сравнения). Юла похожа на балерину, зонтик, гриб и т.д..3) Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос «Чем отличается?»
4) Вставить слова «Как», «….но не…».
5) Прочитать готовую загадку. На что похоже Чем отличается
Как балерина, но не живая
Как зонтик, но от дождя не скрыться
Как гриб, но не съедобнаяВыбор объекта, подбор аналогий и отличий осуществляют сами дети. Учитель только ор-ганизует работу соответственно алгоритму. Необходимо подбирать наиболее оригиналь-ные сравнения.
Игры на систематизацию и выделение существенных свойств предметов, деление объектов на группы по заданному основанию.
Игра «Аукцион» или «Укрась слово».
Учитель показывает какой-либо предмет (книгу, цветок, игрушку, др.) и предлагает детям по цепочке называть признаки, отвечая на вопросы какой?, что делает?. Если ученик повторяет уже сказанное или затрудняется ответить, он садится. В конце игры остается один ученик-победитель.
Игра «Цепочка».
(Проводится в кругу). Учитель бросает мяч и называет любое слово (существительное). Ученик возвращает мяч или передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное).Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием ,и бросает мяч следующему ученику. И т.д.
Пример: Облако - белое – вата– мягкая – трава – гладкая – бумага – лёгкая – задача – длинная – верёвка – мокрая – земля – грязная – одежда – дорогая – ваза – стеклянная.
Игра «Поезд».
Ученики называют любые слова. Учитель записывает 10-12 слов в строчку на доске. Это поезд, состоящий из слов-вагонов. Но вагоны должны быть хорошо сцеплены между собой: слова должны иметь сходство.
Задание: записать в тетради общие признаки каждой рядом стоящей пары.
Пример: На доске записаны слова : музыка – игра – лягушка – карандаш – и т.д. Признаки сходства: музыка и игра – их придумывают люди; игра и лягушка – бывают подвижными; лягушка и карандаш – бывают зелеными и т.д.
Игра «Паутинка».
Цель: учиться находить даже самые тонкие, невидимые связи, соединяющие далёкие на первый взгляд предметы и явления.
Ведущий называет два предмета (явления). Играющие по очереди объясняют, каким образом эти системы взаимосвязаны. Ответы могут быть в письменной форме.
Пример: Сено и авторучка
Варианты ответов:
а) ручка выпала и затерялась в сене;
б) новая игра: отыскать авторучку в стоге сена;
в) пейзаж со стогом мена, нарисованный авторучкой;
г) идею создания авторучки изобретателю подсказала соломинка с водой внутри.
Игра «Четвертый лишний».
На доске – рисунки с изображением предметов. Нужно исключить лишнее и доказать по-чему. (Например, изображены: яблоко, апельсин, банан, помидор. Классический вариант ответа: «Помидор – лишний. Это овощ , а все остальное фрукты).
Цель игры: продемонстрировать, что могут быть и другие варианты. Лишним может стать любой предмет в зависимости от того, по какому признаку (или основанию) проводится сравнение.
Можно очертить круг вокруг рисунков (слов). Тот, кто лишний, выходит из круга. Нужно объяснить, почему он становится «лишним».Возможные основания для сравнения: цвет, стоимость, вкус, где растёт, количество букв в обозначенном слове и др. Главное, чтобы не было пересечения признака ни с одним из тех, «кто в кругу». Игра – театрализация
а) в которой можно превращаться в различные предметы.
Учитель или ученик (можно по командам, группам) загадывает какой-либо объект (мяч, лягушка, линейка, дерево …), вторая группа показывает действия с названным предметом.
б) Игра «Где были – не скажем, что делали - покажем».
Группа детей выходит из класса, придумывает какое-либо действие. Класс должен отга-дать, какое действие изображается.
Сочинение загадок.
С помощью признаков и действий можно придумывать загадки про разные предметы. а) По признакам
На доске заранее начерчена таблица КАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ
1) выбрать объект (например, динозавр)
2) заполнить левую часть таблицы, ответить на вопрос «Какой?» (динозавр какой? – страшный, опасный, дикий, огромный и т.д.)3) заполнить правую часть таблицы «Что такое же? (Страшным может быть приведение, опасным может быть огонь, дикими могут быть кабаны, огромным можно назвать небо …4) вставить слова – связки «…но не».
5) прочитать готовую загадку по таблице КАКОЙ ЧТО ТАКОЕ ЖЕ
Страшный, но не приведение
Опасный, но не огонь
Дикий, но не кабан
Огромный, но не небо
б) Последовательность сочинения загадок по действиям:
1) выбрать объект;
2) придумать какие действия он выполняет;
3) придумать, какие еще объекты выполняют те же действия;
4) вставить слова связки «но не» или «а не» и прочитать загадку.
Что делает? Какой объект делает так же
Летает, а не муха
Гудит, а не пылесос
оставляет след, а не мел
Ответ: самолёт.
При заполнении таблицы предпочтение отдается более оригинальным вариантам, желательно, называть характерные признаки (или действие предметов). Можно придумывать интересные загадки про животных, явления природы, транспорт, бытовую технику и т.д.
Игра «Путаница»
Класс делится на две группы. Одна группа записывает на отдельных листочках имена су-ществительные, другая глаголы. Затем учитель наугад берет листочки из каждой группы и записывает полученное сочетание. Например: «Стол летает», «мороженое танцует», «облако стреляет» и т.д.
а) попытаться объяснить последствия получившихся нелепиц;
б) объяснить, как такое может быть на самом деле, используя переносное значение слов и аналогии. Например : объяснить, как дождь может играть – стук капель напоминает игру на барабане, и можно сказать, что дождь играет.
ПОДХОД К ПОНЯТИЮ «ПРОТИВОРЕЧИЕ»
Цель: научить видеть хорошие и плохие (полезные и вредные свойства) предмета, явле-ния, их взаимосвязь.
Игра «Суд».
Класс делится на две команды. Организуется суд над каким-либо объектом (портфелем, конфетой, морозом и т.д.). Одна команда «прокуроров» указывает на отрицательные сто-роны объекта, а другая «адвокаты» - на положительные. Ответы оцениваются баллами или фишками.
Игра «Спор».
Задается ситуация, в которой возник спор между сказочными персонажами о достоинст-вах чего- либо. Каждая команда представляет свой персонаж. В конце делается вывод, разрешаются найденные противоречия.
Пример: Незнайка спорит со Знайкой, утверждая, что все тучи надо обстреливать специ-альными снарядами, т.к. от дождя только одни неприятности. Знайка утверждает, что дождь приносит пользу, поливая растительность.
Старинные задачи:
«Вы братья?». Да. «Вы близнецы?» Да. «Вы двойняшки?» Нет. «Кто же вы?» 2. Прохожий спросил мудреца:- Долго ли идти до города?- Иди, сказал мудрец.Почему так сказал мудрец?2. Мудрец хотел узнать скорость, с которой идет прохожий.3.Три ослика несли поклажу. Первый нес сахар, второй железо, третий вату. Переходя реку они споткнулись о камень и искупались с поклажей на спине. После этого один побежал, другой пошел, а третий прошел 10 шагов и лег. Почему третий лег, а первый побежал?4. У царя была красавица дочь. Царь объявил, что отдаст ее замуж за того отважного юношу, который рискнет из кувшина с черным и белым шаром вытащить белый, а если вытащит черный, его казнят. Один юноша согласился пойти на смертельный риск. Перед испытанием, девушка ему сообщила, что в кувшине два черных шара. «Спасибо!!!», - сказал юноша. Что ему надо сделать? 5. Загадка:«Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.6. Загадка: «Черные, кривые, от рожденья все немые. Станут в ряд – сейчас заговорят. 7. Что произойдет с белым платком, если его опустить в Красное море? 8. Два сына и два отца съели три яблока. По сколько яблок съел каждый? 9. Шла Маша в город, а навстречу ей три старушки, у каждой по два мешка, в каждом мешке по кошке. Сколько всего человек шло в город? 10. Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? Бублик разрезали на четыре части. Сколько сделали разрезов? 
11.Тройка лошадей пробежала три версты. Сколько верст пробежала каждая лошадь?12. Как найти середину квадрата?13. Что это за пятачек, на который ничего не купишь?14.Одна пожарная команда всегда опаздывала на пожар. Брандмейстер так разозлился, что издал приказ: «Со следующего дня выезжать на пожар за 30 минут до его начала». Можно ли выполнить приказ? 15. Разгадайте загадку: «Купили новую посудину, а она вся в дырах». 16.Сколько концов у 6,5 палок? 17.За час я могу распилить полено на три части. Сколько времени мне понадобится, чтобы распилить это полено на две части? На 4 части?18.Кто говорит на всех языках?19.У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье?20.Во сколько раз минутная стрелка вращается быстрее часовой? 
Заключение
Игры, описанные в данной работе – лишь пример того, как можно на основе некоторых приемов ТРИЗа использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления, научить детей приёмам прикладной диалектики.Все эти игры и приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности «Хочу все знать». Кроме того, элементы этих приёмов можно использовать на уроках литературного чтения (при изучении раздела "Устное народное творчество"), русского языка, математики, изобразительного искусства, технологии и т. д. Показывают свои творческие способности и при постановке спектаклей, играя ту или иную роль. Поэтому дети добились хороших результатов в различных районных фестивалях. Такой подход к обучению повышает интерес ученика, его самосознание, формирует творческие способности, уверенность в себе и в своих силах.
Литература
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.:Союз, 1997.
Лук А.Н. Психология творчества – М6 Наука, 1978
Зиновкина М. К знаниям через творчество // Учитель. – 1999. - № 5
Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! - Рига: Эксперимент, 1997.
Курышев В.А. ТРИ Зовый подход при решении задач // Школьные технологии. – 2003.
Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: «Вита-Пресс», 1999.
Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2000. - № 5
Платонова Л.А. Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе. – Начальная школа плюс до и после. - 2006. № 11
Работа Т.Сидорчук, Н.Хоменко. АНАЛИЗ СЮЖЕТНОГО СМЫСЛА СКАЗОК С ПОМОЩЬЮ СИТУАТИВНОЙ ИГРЫ "ДА-НЕТ" в Интернет на сайте Минского Центра ОТСМ-ТРИЗ технологий: http://www.trizminsk.org).http://www.trizminsk.org. Веб-сайт Минского центра ТРИЗ-технологий. Все направления ТРИЗ.