Теория и практика формирования УУД


Метапредметное образование.
Теория и практика формирования универсальных учебных действий
План
1. Актуальность вопроса
2. Метапредметная деятельность. Концепция формирования универсальных учебных действий
3. Особенности конструирования уроков в контексте метапредметного образования
1. Актуальность вопроса
Понятие метапредметности вошло в последнюю версию Федеральных государственных образовательных стандартов. Это вызвано сменой парадигмы образования. Историческое время диктует изменение вектора образования – вместо «Образования на всю жизнь» - «Образование на протяжении всей жизни», что связано с востребованностью и успешностью полипрофессионалов (обладателей дипломов о нескольких образованиях, специалистов, которые ориентируются в разных сферах деятельности).
Это также вызвано увеличением объема подлежащего усвоению учебной информации при дефиците времени, что возродило идею интеграции (внутрипредметной и междисциплинарной).
Однако метапредметность в обучении предполагает не только междисциплинарную интеграцию, а формирование свойств личности, позволяющих управлять собственной познавательной деятельностью, осуществлять его познавательное развитие.
Как связаны метапредметность и ФГОСы?
Методологией ФГОСов является системно-деятельностный подход.
В глоссарии ФГОС отмечается: «Системно-деятельностный подход – это подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов».
Основным результатом образования по ФГОС рассматривается развитие личности ребенка на основе учебной деятельности, освоение УУД (формирование российской и гражданской идентичности; личностного развития (ценностно-смысловое развитие и способность к саморазвитию); познавательного развития (овладение методологией познания и способность управлять своей деятельностью); коммуникативного развития (компетентность в общении). Особенностью новых стандартов является выделение 3Т - требований к результатам образования: личностные, предметные, метапредметные.
2. Метапредметная деятельность. Концепция формирования универсальных учебных действий
Разберемся с понятием «метапредметность» и оценим его значение для организации образовательного процесса в школе.
Еще раз подчеркнем, что метапредметность в обучении предполагает формирование свойств личности, позволяющих управлять собственной познавательной деятельностью, осуществлять его познавательное развитие.
Обратимся к этимологии данного термина.
Метапредметность – от «мета», «над», всеобщее, универсальное. Метадеятельность – это универсальная деятельность, которая является «надпредметной».
Метапредметная деятельность субъекта включает следующие компоненты: метапознание, метакогнитивные знания, метакогнитивные стратегии и метакогнитивную компетентность.
Метапознание – это осознание себя как познающего, отслеживание своей способности понимать, получать знание.
Метакогнитивные знания – это знание того как получать знание: как обучаться, как запоминать, сравнивать.
Метакогнитивные стратегии – это умение использовать в нужный момент нужные метакгнитивные знания.
Метакогнитивная компетентность – это навыки применения метакогнитивных стратегий, контроль за своей познавательной деятельностью.
Важно помнить, что метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Основой метапредметного обучения в школе выступает процесс формирования универсальных учебных действий.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой ученых под руководством А.Г. Асмолова.
Термин «универсальные учебные действия», согласно документу, означает:
- умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
В концепции выделены виды универсальных учебных действий:
личностные,
регулятивные,
познавательные,
коммуникативные.
Универсальные учебные действия нацелены на выполнение следующих функций:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для непрерывного образования; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Задача формирования личностных УУД состоит в обеспечении ценностно-смысловой ориентации учащихся: установлении связей между целью учебной деятельности и ее мотивами, индивидуальном оценивании усваиваемого материала.
Направление работы по формированию познавательных УУД предполагает уверенное владение различными поисковыми системами, освоение способами добывания, анализа учебной информации, критического ее осмысления и создание на ее основе собственного оригинального продукта (проекта, презентации, сообщения и проч.).
Регулятивные УУД предполагают владение процессом целеполагания, умение планировать работу, действие в соответствие с алгоритмом, контролирование действия по достижению результата, а также адекватное оценивание собственных достижений.
Назначение коммуникативных УУД состоит в обеспечении социальной компетентности и сознательной ориентации обучающихся на позицию других людей, продуктивное взаимодействие и сотрудничество, владение речевыми ресурсами для построения конструктивного диалога, убеждения оппонентов и собеседников в собственной правоте.
NB! Таким образом, умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации: как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
3. Особенности конструирования уроков в контексте метапредметного образования
Целью метапредметного урока становится комплекс, состоящий из предметных (образовательных), метапредметных и оргдеятельностных целей.
Школу часто обвиняют в том, что она развивает исполнительские способности. Ученики, выпускники школы, обладая внутренней дисциплиной, способны качественно работать по предложенному алгоритму, добиваясь поставленной учителем цели. Ученики работают над заданиями, разработанными педагогом. Однако самостоятельно определить цель своей работы, выбрать стратегию деятельности ученики не в состоянии. Если нет инструкции, они останавливаются и ждут указаний и требуют стимулирования. Подчеркнем, что метапредметные цели, не игнорируя цели образовательные и оргдеятельностные, подталкивают учеников к необходимости проявлять инициативу, любознательность, развивать ум, интеллектуальный потенциал.
Как же спланировать и провести метапредметное занятие?
Отбор и организация содержания (в идеале) будут сориентированы на метапредметы (знание-знак-проблема-задача). Метапредметы – фундаментальные единицы, которые равно выделяются в любой дисциплине и позволяют освоить собственно познавательный процесс, не запомнить информацию, а словно переоткрыть ее. У каждого метапредмета своя задача:
•«знак» - формирование у школьников способности схематизации;
•«знание» - формирование способности работать с понятиями;
•«проблема» - формирование у школьников собственной позиции относительно данного события;
•«задача» - решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.
В арсенале педагога есть множество технологий, методов и приемов формирования метапредметных знаний, способов, развития метакогнитивных стратегий, формирования универсальных учебных действий (см. Приложение).
При моделировании метауроков целесообразно придерживаться следующего:
1.Ученик не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, «переоткрывает» открытие.
2. Ученик открывает сам способ работы с понятием.
3. Рефлектируя собственный процесс работы, ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же.
Структура метапредметного урока при всей вариативности включает в себя обязательные элементы:
•этап мобилизации внимания, вызов интереса;
•целеполагание – формулирование самими учащимися целей урока;
•включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность, в основе которой проблема – понимание дефицита имеющихся у обучающихся знаний или умений;
•коммуникация – взаимообмен информацией участников процесса;
•самооценка и взаимное оценивание – результаты самопроверки и взаимопроверки;
•рефлексирование по поводу содержания и деятельности на уроке.
В заключении подчеркнем, метапредметное образование согласуется с такими принципами построения урока в рамках системно-деятельностного подхода как, принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности; принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик; принцип целостности – формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.
NB! Поскольку умение учиться не может ограничиваться рамками одной или нескольких дисциплин, организация обучения на принципе метапредметности должно привести к росту успеваемости учащихся по всем дисциплинам, к росту познавательной мотивации и формированию уважительного отношения к интеллектуальной деятельности в целом, сформировать способность к рефлексии и самостоятельности мышления.