Выступление по теме: «Система работы на уроке в классе Здоровья по сохранению зрения и здоровья младшего школьника»


«Система работы на уроке в классе Здоровья по сохранению зрения и здоровья младшего школьника»
Свое выступление я хочу начать со слов Василия Александровича Сухомлинского «Забота о здоровье ребёнка – это не только просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…. И не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» Слайд 2
Самый драгоценной дар, который получает человек от природы – это конечно здоровье. В условиях современного мира проблема здоровья детей  приобретает уже глобальный характер. Так как с каждым годом здоровье детей катастрофически падает.
Так что же происходит в школе? Слайд 3 По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.
С каждым годом все больше детей приходят в первый класс с ослабленным зрением. В нашем городе комплексная медицинская психологическая и педагогическая помощь с нарушением зрения оказывается только дошкольникам, посещающим специализированный детский сад. Но выпускники этого учреждения поступают в массовые общеобразовательные школы, где нет возможности оказывать им комплексную медицинскую, психологическую помощь.
(Слайд 4) Поэтому в 2007 году в нашей школе был начат эксперимент по теме «Внедрение модели индивидуальной и дифференцированной помощи младшим школьникам с нарушением зрения, как условия интегрированного обучения в массовой общеобразовательной школе». На базе 1- «в» класса организовали класс Здоровья, в котором были созданы оптимальные условия для охраны и развития нарушенного зрения. В течение 4 лет проводилась работа с детьми с ослабленным зрением и здоровьем совместно с педагогами дошкольного образовательного учреждения № 3 «Радуга». Слайд 5 Обучаясь в школе, дети получали еще и постоянную медицинскую квалифицированную помощь. Слайд 6 После окончания эксперимента наработанный опыт стал применяться во всех классах школы, так как он соответствовал программе здоровье сбережения стандартов второго поколения. В настоящее время создано четыре класса «Здоровья». Каждый класс имеет паспорт, где отслеживается динамика оздоровления учащихся, проводимые мероприятия с детьми.
Работа с учащимися проводится как в урочное, так и во внеурочное время. Я хочу рассказать о том, как, я реализую оздоровительную работу с учащимися на уроках.
При планировании урока я опираюсь на следующие критерии
здоровье сохраняющего урока: Слайд 7
•Максимальная двигательная активность.
•Сенсорно-разнообразная среда.
•Развитие мелкой моторики руки.
•Работоспособность.
•Дифференциация.
•Эмоциональный фон.
Ребенок нормально растет, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе. Слайды 8, 9, 10 Для решения этих задач вместо традиционной сгорбленной сидячей позы использую режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока.
Большую часть времени дети работают с книгой, тетрадью на близком от глаз расстоянии. Такие нагрузки становятся для многих детей непосильными. Возникает близорукость, то есть глаз адаптируется к работе на близких дистанциях и теряет способность к четкому видению вдаль. Поэтому на уроке контролирую состояние зрительных функций учащихся. Для профилактики зрительного утомления и прогрессирования глазных заболеваний использую прием чередования периода восприятия на дальнем и близком расстоянии от глаз, поочередное слежение то одним, то другим глазом, гимнастические упражнения, разработанные ведущими специалистами офтальмологами, пальминг, а также тренажер «Стрелоплан». Слайды 11, 12, 13 Расширению зрительно-двигательной активности способствует и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров, геометрических фигур черного цвета и физкультминутки, Слайд 14 которые выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.
На своих уроках учитываю и психологическое воздействие цвета на учащихся, так вместо традиционно белого мела использую желтый мелок. Сочетание зеленой доски и желтого мела улучшает настроение, успокаивает, способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, снижет утомляемость.
Слайд 15 Для активизации зрительно-моторных реакций так же использую чтение слов, записанных на волнистых линиях, мелкий шрифт, приближение и удаление текста от глаз.
Слайд 16 Для профилактики плоскостопия, у каждого ребенка имеются медицинские коврики. Его используют как для проведения специальных упражнений, так и когда учащиеся сидят за партами, так как по гигиеническим нормам оптимальным считается, если обувь на уроке снята и дети находятся в носочках.
Использование всех этих приемов на уроке гарантирует результат улучшения здоровья учащихся. Повышает уровень успеваемости и эффективности учебного процесса. Создает психологический комфорт и является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно психических и сердечно - сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза, плоскостопия и другой патологии.
Таким образом, благодаря использованию на уроках коррекционно-педагогических методик происходит повышение общей функциональной активности и различной чувствительности зрительной системы, развитие монокулярной и бинокулярной фиксации, глазо-двигательных функций, константности восприятия.
Если мы не будем заботиться о свое здоровье, - у нас не будет будущего. Будущее нашей страны – счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми – сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.
Слайд 17 Свое выступление хочу закончить словами афоризма «Здоровье – это еще не всё, но всё без здоровья – ничего!»

МАУОУ СОШ № 26
Момот О. Н. учитель начальных классов первой квалификационной категории