Размышления на тему формирования экологической культуры у младшего школьника


Размышления на тему формирования
экологической культуры у младшего школьникаНаучные труды ученых и практиков говорят, что одним из доступных и интересных направлений в работе с младшим школьником является направление общения с природой.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. В своей педагогической практике мы активно используем инновационные формы организации образовательного процесса. Нетрадиционные формы урока: встречи с интересными людьми, урок-экскурсия,
тематическая конференция, брейн-ринг и т.д.
Внеурочная деятельность открывает широкие возможности научить школьника:
- ориентироваться в информационных потоках по заданной теме,
- обрабатывать полученный материал,
- последовательно и со смыслом рассказывать о своей работе другим,
- анализировать свой труд.
Исходя из опыта работы, в нашей школе утвердились разноуровневые формы работы с детьми во внеурочное время по формированию экологической культуры у младшего школьника.
Огромную помощь в этом году оказала работа по стандартам второго поколения с первоклашками. Внеурочная деятельность создавала благоприятные условия для работы творческих мастерских. Мы составляли совместно с педагогами дополнительного образования ЦДТ №5 индивидуальную программу для каждой творческой группы и осуществляли ее.
Учащиеся работали как индивидуально, так и группами. Это было хорошее закрепление полученных знаний.
В школе должно быть достаточное количество кружков, чтобы осуществлять качественную работу с детьми.
Например, занятия кружка «Юный эколог» позволяют ребенку накапливать опыт экологической культуры, воспитывать в себе активную жизненную позицию, через проектно-исследовательскую деятельность. Занятия игрового характера развивают память, внимание, мышление и воображение у младших школьников.
В структуру занятия входят: подвижные игры, игровые упражнения, игры сюжетно – ролевого характера; интерактивные беседы, диспуты, интервью; практические работы; экскурсии.
На уроках и во внеурочное время учащиеся открывают из разных источников информации следующее: «Машинная цивилизация», появившаяся в XVIII веке, продвигаясь семимильными шагами по столетиям, принесла с собой не только комфорт и научные открытия, но и сумела нарушить органическую связь человека со средой его обитания, нанесла и продолжает наносить ей огромный ущерб, загрязняя сушу и водоемы, вызывая опасные изменения климата на планете, истончения высших слоев атмосферы, отравляя химическими отходами промышленные зоны, а поля пестицидами.
Такие изменения наталкивают юных экологов на совершение научных открытий, на реализацию действий, посильного вклада в большое общее дело всего человечества – решения экологических проблем.
Формирование экологической культуры школьника занимает особое место в российской системе образования.
Данный социальный заказ направил нашу педагогическую деятельность в русло активной работы. Усваивать и применять экологические знания и умения в жизни школьнику помогает учитель, который грамотно выстраивает процесс проектной деятельности.
Проектная деятельность – это особая область общения с источниками информации.
-Во-первых, мы учимся создавать ситуацию вопроса.
-Далее являемся советниками в определении шагов к решению вопроса.
-Затем предоставляем юным экологам возможность практических действий.
Существуют различные источники информации для получения знаний. Главное научить ребят при возникающем вопросе по ходу действий не забывать его, а запоминать и искать на него ответ, сначала с помощью взрослых, а потом и самостоятельно. Начиная с первого класса, дети умнеют прямо на глазах, а умненькие дети если понимают проблему, то очень хотят делать добрые дела.
От класса к классу степень изучения материала изменяется к большему. Объем, научность, самостоятельность, оформление имеют различные параметры для каждой ступени начальной школы.
Чем интереснее игра в юных экологов, тем выше уровень познавательной активности.
Экологические занятия для дошкольников имеют характер игры, это помогает юным экологам удерживать интерес слушателей. Дети с увлечением выполняют предложенные задания, такие как «Вылепи капельку воды», «Определи на рисунке местечко для капельки», «Сбереги водичку, купая пупса», «Получи плетеную капельку воды».
Школьники во время занятия показывают:
- способность интересно и доступно для детей 4-5 лет рассказывать по теме;
-умение работать в команде, соблюдать правила коллективной работы;
-знания по данной теме и интерес к данной теме.
Наша задача состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для приобретения детьми умений и навыков, которые помогут достигать ученику на определенном возрастном этапе высокого для данного возраста уровня мастерства в практической деятельности.