Технологическая карта урока. Учитель Перелыгина Г.Ю МБОУ гимназия №1 города Туапсе.


Технологическая карта урока. Учитель Перелыгина Г.Ю МБОУ гимназия №1 города Туапсе.Тема: Наследственное право.
Деятельность учащегося Деятельность учителя
ЦЕЛИ: Образовательная: Изучить понятие наследственное право, права и обязанности граждан, изучить процедуру передачи и принятия наследства. Развить теоретические знания и практические умения и навыки по данной теме.
Развивающая: Развивать логическое мышления; активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательная: Развить профессионально важные качества: творческую активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений.
Образовательная: Дать определение понятия наследственное право, определить права и обязанности граждан, изучить процедуру передачи и принятия наследства. Выявить теоретические знания и практические умения и навыки учащихся.
Развивающая: Способствовать развитию логического мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Воспитательная: Воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений.
ФОРМА УРОКА: Урок-лекция ТИП УРОКА: Изучение нового материала.
ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ: Гражданские правоотношения, основания возникновения правоотношений. понятие и виды субъектов, принципы гражданских правоотношений, виды объектов. НОВЫЕ ПОНЯТИЯ : наследственное право, история появления, наследство, наследник, завещание, наследственная масса, открытие наследства, виды наследства, приобретение.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
Фронтальный- беседа по пройденному материалу, повторение терминов. КОММЕНТАРИЙ К ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ:
Подготовить свои примеры ( из фильмов, сказок , мультфильмов..).
И повторить теоретическую часть, используя дополнительную литературу.
ЭТАП УРОКА. ДЕЯТ-ТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТ-ТЬ УЧАЩЕГОСЯ МЕТОДЫ, ФОРМЫ, ПРИЕМЫ УУД РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.Организационный Работа с документами, заполнение журнала, Формирование темы и целей урока с помощью разыгрываемой ситуации, когда царь распределил свое богатство между 3 сыновьями. Подготовка к уроку, формирование темы вместе с учителем, определение целей Форма- фронтальная. Словесный - беседа и объяснительно-информационный Личностные: развитие логического мышления, целеполагания, дисциплинированности и организованности.
Познавательные: получение и осмысление информации.
Регулятивные: формирование волевой саморегуляции и саморганизованности.
Коммуникативные: планирование ученического сотрудничества.Определение темы и целей урока, запись основных моментов в тетрадь учащимися.
2.Изучение нового материала
2.1. Понятие «наследственное право».
2.2. Формы получения наследства.
2.3. ЗАВЕЩАНИЕ.
2.4.Наследник.
3. Закрепление изученного материала.
4. Рефлексия
5. Комментарий к домашнему заданию. Наследование – переход после смерти гражданина принадлежащего ему на праве собственности имущества и имущественных прав и обязанностей в порядке правопреемства к одному или нескольким лицам. Наследование – это такой вид сделки, который мы называем односторонним, так как наследование вступает в силу лишь после смерти наследодателя.
Получить наследство можно:
НАСЛЕДСТВО
ПО ЗАКОНУ
ПО ЗАВЕЩАНИЮ
ПО ПРАВУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ЧЕРЕЗ НАСЛЕДСТВЕННУЮ ТРАНСМИССИЮ
Запись в тетрадь определения завещания:
Завещание – это письменный документ, составленный надлежащим образом и содержащий распоряжение наследодателя о переходе его имущества и имущественных прав после его смерти к определенным лицам.
Работа с документом: Гражданский Кодекс (стр. 434) п. 4, 5, ст. 1118, п. 2, ст. 1119, п. 1, ст. 1121
Итак, есть три формы составления завещания:
1. Нотариально удостоверенное завещание2. Закрытое завещание, отданное на хранение нотариусу3. Завещание может быть в простой письменной форме без удостоверения нотариусом.
Существует особый принцип – принцип свободы завещания. Принцип свободы завещания – завещать любому человеку, либо организации, либо государству.
Наследник
Физическое лицо
Юридическое лицо
Государство
(составить схему на доске)
Обязательная доля в наследстве. Работа с учебником (учебник стр. 75)
Наследование по закону
Работа с документом: Гражданский Кодекс (стр. 445) ст. 1142, 1143, 1144.
Открытие и принятие наследства
 Открытие наследства - это момент, когда имущество умершего становится наследством, то есть может переходить в собственность граждан в порядке наследования.
   В соответствии со ст. 1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.
Место открытия наследства – последнее постоянное место жительства наследодателя, а если оно неизвестно – место нахождения имущества наследодателя. Временем открытия наследства признается день смерти наследодателя, а при объявлении его умершим – день вступления в законную силу решения суда.
Принятие наследства осуществляется в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Можно принять наследство, а можно от него отказаться. Отказ от наследства возможен в течение шести месяцев, даже если наследник уже принял наследство. Отказ может быть в пользу другого физического лица, государства, юридического лица, либо без указания таковых. Принятием наследства считается совершение действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследстваВместе с наследством наследник получает и ответственность за полученное имущество.
Наряду с непринятием наследства наследнику предоставлено право отказаться от наследства путем осуществления совершенно определенных активных действий. Такой отказ безоговорочно свидетельствует о нежелании наследника принять наследство (ст. 1157 ГК РФ).Закон устанавливает только один способ отказа от наследства - путем подачи об этом письменного заявления. Порядок подачи заявления такой же, как и при принятии наследства (ст. 1159 ГК РФ). Заявление об отказе от наследства должно быть подано нотариусу или иному должностному лицу, которому предоставлено право выдавать свидетельства о праве на наследство (по действующему законодательству это должностные лица консульских учреждений). Такое заявление может быть подано лично наследником, передано через другое лицо либо переслано по почте. Если наследник не передает заявление лично, его подпись на заявлении об отказе, так же как и на заявлении о принятии наследства, должна быть соответствующим образом удостоверена (нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, либо должностным лицом, уполномоченным удостоверять доверенности). Заявление об отказе от наследства, как и заявление о принятии наследства, может быть подано от имени наследника его представителями, и в этом случае в доверенности, на основании которой действует представитель, должно быть специально оговорено полномочие на отказ. В заявлении об отказе от наследства воля наследника должна быть выражена в строго определенной форме. В нем не должно содержаться никаких условий и оговорок.Отказаться от наследства, так же как и принять его, можно только целиком, не допускается отказ от части наследства. Но принятие части наследства и отказ от части наследства влекут разные последствия.
Ученикам предлагается посмотреть фрагменты фильмов и ответить на поставленные вопросы.
На интерактивной доске воспроизводиться фрагмент мультфильма «Кот в сапогах».
После просмотра фрагмента мультфильма задаются вопросы:
Имеется ли в этом фрагменте пример наследственного права?
Кто является наследодателем?
Кто является наследником/ми?
Имеется ли очередь ?На равноправные ли доли разделено наследство?
Какие нормы законодательства нарушены?
Следующим воспроизводиться фрагмент из сказки «Золушка». После просмотра так же задаются вопросы:
Имеется ли в этом фрагменте пример наследственного права?
Кто является наследодателем?
По чьей линии передается наследство?
Нарушаются ли здесь наследственные права золушки?
В соответствии с какими нормами законодательства она может защитить свои права?
Следующий фрагмент , воспроизведенным для обсуждения, взят из фильма «Принц Персии».
Вопросы:
Имеется ли в этом фрагменте пример наследственного права?
Кто является наследодателем?
Законным ли способом юноша получил титул принца?
Он является полноправным наследником короля или имеются ограничения?
На этом этапе происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, и возможна его повторная проблематизация (Новый вызов).
Работа с таблицей «Знаю, хочу узнать, узнал».
Домашнее задание: Составление «Синквейна»
Слово «синквейн» происходит от французского слова, означающего «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
Первая строка: Существительное, обозначающее тему синквейна. Вторая строка: Два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна. Третья строка: Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету.Четвертая строка: Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки.Пятая строка: Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.
Записывают тему в тетради.
Записывают определение «наследование», задают вопросы по теме, отвечают на вопросы учителя.
Рисуют схему в тетради, озвучивают понятия, выявляют различия и сходства при различных формах.
Записывают определение «завещание». Работа с документами, с ГКРФ. Рисуют схему форм составления завещания. Выявляют закономерности, анализируют.
Перерисовывают схему с доски, участвуют в беседе, работают с учебником, работа с ГКРФ, записывают под диктовку понятие «открытие наследства», «место открытия наследства», «время открытия наследства», определяют причины принятия наследства и отказа от него.
Учащиеся просматривают фрагмент и отвечаю на вопросы.
Учащиеся заполняют таблицу «Знаю, хочу узнать, узнал» по пройденной теме, что дает подвести итоги данного занятия, насколько материал полон, усвоен и понят.
Например:
1. НаследствоНеожиданное, огромноеПолучить, вступить, унаследовать Наследование – односторонняя сделкаОтветственность
2. НаследникЗаконный, недостойныйПолучает, наследует, вступаетПо закону, по завещанию…Право владеть имуществом
Подведение итогов урока.
Форма- групповая работа. Словесный, фронтальная беседа, печатный-работа с документами, невербальные-зарисовка таблиц,с помощью приема – структурирование знаний.
Форма- фронтальная работа с классом. Метод-словесный, (прием- лекция), метод-наглядный(работа с доской),метод-практический(конспектирование в тетради)
Форма- групповая, метод –частично- поисковый, также применяется наглядный метод с применением интерактивной доски, словесный – ребята высказывают свои точки зрения, то есть используются такие приемы, как: работа с источниками, решение задач, ответы на вопросы, применяя аргументы и доказательства.
Метод- частично поисковый и метод индивидуальной работы. Приемы: заполнение таблицы, цитирование законодательства, теоретический анализ.
Метод – индивидуальная работа, прием – выполнение задания отдельно каждым учащимся.
Личностные: формирование смыслообразующих качеств.
Познавательные: способность структурировать знания, искать и уметь находить необходимую информацию.
Регулятивные: осознание учащимися, что уже освоено и что подлежит усвоить.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Личностные: Формировка структуры знаний, смыслообразующих качеств, а также осознание учащимися того, что им необходимо усвоить.
Познавательные: Развивать умение работы с документами и умения выделять главное.
Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения, формирование такого качества как прогнозирование.
Коммуникативные: умение так организовать свою работу в коллективе, чтобы не унижать своими высказываниями других людей.
Личностные: формирование волевых качеств, мотивации достижения успеха.
Познавательные :умение структурировать знания.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, толерантности и уважение к другому мнению.
Регулятивные: выработка волевой саморегуляции, умения строить свой ответ правильно и аргументированноЛичностные: формирование волевых качеств ребят.
Познавательные: умение структурировать знания, сравнивать, анализировать материал и умение делать выводы.
Регулятивные: умение контролировать и оценивать процесс деятельности, а также способность грамотно уметь выражать свои мысли, производить самооценку ответа. Изучение нового материала, конспектирование основных понятий, изучение данной темы по запланированному плану, а также развитие умения структурировать знания, оформляя их в форме таблиц. Выявление закономерностей и анализ полученного материала.
Формирование знаний в области наследственных прав, изучение всех форм наследования, запись главных определений, повышение умения работы с документами, а также развитие умения работать как индивидуально, так и в коллективе.
Закрепление изученного материала - используя просмотр фрагментов на интерактивной доске, ребята отвечают на поставленные вопросы учителя по данной теме.
Учитель подводит итоги по данной теме, ребята заполняют таблицу, в которой проводят рефлексию урока, а также анализ имеющихся знаний ранее и полученных за данный урок, а также учащиеся вырабатывают собственное отношение к изучаемому материалу.