Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования Английский язык


Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Правобережного района Республики Северная Осетия – Алания

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Возраст обучающихся –5,5-6 лет Срок реализации – 1 год
Составитель: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Худиева Илона Сталинбековна2016 г.
Пояснительная записка
Как утверждают психологи, дети способны воспринять и усвоить огромное количество интересного, с их точки зрения, материала. То есть, практически каждый ребенок может усвоить огромное количество новых знаний – только ему надо в этом помочь.
Несмотря на то, что в настоящее время в России развиваются школы нового типа, где предусмотрено изучение английского языка уже со второго класса, в школьной программе младших школьников выделяется мало времени на получение страноведческой информации. А наши дети очень хотят знать как можно больше о стране изучаемого языка, ее культуре, традициях. Уметь разговаривать и понимать английскую речь, то есть владеть английским языком, как средством общения.
Программа является актуальной и необходимой для детей младшего школьного возраста. Дети изучают язык не только как средство общения, но и как приобщение к культуре другого народа. Новизна программы заключается в попытке привить ребенку интерес к жизни сверстника за рубежом. Включение данного курса в контекст жизнедеятельности младшего школьника нацелено на оказание помощи детям в осознании того, что для настоящего знакомства с окружающим миром, другими странами, народами, их обычаями и традициями им нужно хорошо говорить, читать и понимать на английском языке.
Данная программа предназначена для детей 5,5 – 6 лет, рассчитана на 1 год, в течение которого темы занятий повторяются, но с каждым годом объем информации по темам будет увеличиваться и усложняться. Это позволит детям повторить пройденный материал и, в то же время, расширить свои знания. Программа направлена на углубление знаний по предмету, развитие речевых навыков детей, расширение лексического запаса. Иными словами, данная программа должна пробудить интерес детей к изучению английского языка и применению его в общении.
В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Обучая детей, прибегаю к частым сменам видов деятельности, учитывая неустойчивость их внимания. Ребенок утомляется не деятельностью, а ее однообразием, и хорошо запоминает только то, что для него интересно и вызывает для него эмоциональный отклик.
Данный курс предполагает в целом 169 учебных часов по 45 минут. Частота проведения занятий максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов обучающихся в общении и познании и составляет 2 часа в неделю. Следует отметить, что цели и задачи данного курса формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей. Каждое занятие строится как урок – общение, максимально приближенный к естественному общению. Особое внимание следует обратить на фонетическую сторону речи: произношение звуков, овладение основными типами интонации в английском языке. Занятие следует начинать с фонетической разминки. Считалки и четверостишия направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя. Физкультминутка не только снимает усталость и напряжение у детей, но и развивает их внимание и память.
Успех обучения и отношения обучающихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально педагог проводит занятия. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно педагог использует игровые приемы, наглядность, тем прочнее обучающийся усваивает материал.
Перечисляя средства, способствующие развитию интереса к иностранным языкам, нельзя не остановиться еще на одном – пении. Обращаясь на занятиях к пению, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несет большой эстетический и воспитательный потенциал (происходит приобщение к музыкальной культуре страны изучаемого языка). Кроме того, пение вносит в занятие разнообразие, снимает усталость.
Необходимо сказать об атмосфере на уроках. Роль педагога как человека, владеющего новой интересной информацией, не должна подавлять в обучающемся собеседника. Педагог обязан умело руководить общением и, “подбрасывая” новое, отступать на второй план, когда это необходимо при взаимном общении детей. Но в любом случае дети ищут поддержку, одобрение педагога и необходимо, чтобы ни одна, даже небольшая, удача ребенка не оставалась незамеченной.
Говоря о целесообразности раннего обучения детей иностранным языкам, всегда следует помнить, что главным принципом в любом обучении является его гуманистическая направленность. Педагог должен заглянуть в душу ребенка, пробудить эмоции. Живое слово педагога – самое важное в обучении языку для обучающегося.
Обучение иностранному языку призвано реализовывать основную стратегию образования – формирование всесторонне развитой личности. В настоящее время в лингвистике принято считать, что усвоение иностранного языка представляет собой процесс овладения языковой системой и приобщения к культуре англоязычного народа.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, дети имеют право на образование и полную подготовку к самостоятельной жизни в обществе, воспитание в духе мира, достоинства, толерантности, свободы, равенства и солидарности, на участие в общественной жизни. В целом, обучение иностранному языку призвано создать благоприятную ситуацию для приобщения ребенка к новому языковому миру с целью лучшей адаптации в современном мире. Личностное становление обучающегося осуществляется в процессе его общения со взрослыми и сверстниками.
Цель: развитие у детей лингвистических способностей, ознакомление их с английским языком как средством общения, с культурой Великобритании.
Задачи:
Обучающие:
освоение детьми первичных сведений об изучаемом языке;
обучение пониманию иностранной речи;
обучение говорению на английском языке;
научить основам грамматики;
Развивающие:
развивать память;
развивать мышление;
развивать воображение;
развивать эмоциональные возможности и творческие способности обучающихся;
развивать языковые способности.
Воспитательные:
формирование позитивного отношения к языку.
выработка навыков работы в коллективе;
развитие интереса к изучению английского языка;
формирование трудолюбия, ответственности.
Возраст обучающихся – 8–10 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия обычно начинаются с фонетической зарядки (5-6 минут), которая помогает настроить органы речи на произношение английских звуков, слов, фраз. Их отработка происходит путем повторения (хором и индивидуально) за преподавателем или лингафонной аппаратурой. Работа над звуковой культурой речи идет на протяжении всего занятия, не ограничиваясь фонетической зарядкой, при этом нами используется следующий игровой прием: многие звуки в сознании ребенка связываются со сказочными образами или знакомыми животными.
Важным этапом во время занятия является формирование словарного запаса из наиболее часто встречающихся в языке слов, легко сочетающихся с другими словами. Активизация лексики, усвоенной на предыдущих занятиях, проводится обычно после фонетической зарядки. В зависимости от содержания материала, она проходит в форме ответов на вопросы преподавателя, игр, работы с картинами, что способствует приобретению навыков использования лексики в речевой деятельности. Введение новой лексики проводится после закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях, при этом используются беспроводной и переводной материал. Для знакомства с глаголами наиболее приемлемы подвижные игры.
Работа по овладению основами грамматики предусматривает выполнением разнообразных коммуникативных упражнений, сюжетно-ролевых игр.
Чтобы повысить интерес детей к изучению английского языка, заучиваем наизусть стихи, песни, считалки и т.д., что, помимо расширения словарного запаса, позволяет обучающимся сменить вид деятельности.
Ожидаемые результаты:
По окончании 1-го года обучения дети будут знать:
как правильно произносить большинство звуков английского языка;
и активно использовать в речи по 10-15 слов основных базовых тем программы:
ответы на вопросы о себе, об игрушках, о животных;
знать алфавит.
уметь:
здороваться, благодарить, прощаться;
воспроизводить знакомые стихи, рифмовки;
самостоятельно строить простые предложения, отвечать на вопросы;
употреблять в речи притяжательные местоимения, предлоги, артикли;
читать знаки транскрипции;
читать простые предложения;
переводить несложные тексты.
Содержание программы дополнительного образования
Содержание обучения английскому языку отвечает следующим требованиям:
оно должно вызвать интерес и положительные эмоции у обучающихся, развить их воображение, любознательность и креативность;
открыть обучающимся доступ к культуре и традициям другого народа по средствам знакомства с повседневной жизнью их сверстников в стране изучаемого языка.
В системе обучения детей английскому языку большая роль отводится контролю за усвоением знаний обучающимися, определению результативности и выбору методов определения результатов.
В программе предусмотрены две основные формы контроля: текущий и итоговый контроль.
В ходе текущего контроля проверяется, каков объем усвоенного лексического материала. Контроль осуществляется во время игр (дидактических, сюжетных), специально созданных игровых ситуациях, в драматизациях.
Фонетический материал контролируется в процессе фонетических разминок. Грамматика контролируется в процессе непосредственного общения на занятиях, в выполнении специальных упражнений.
В процессе текущего контроля результатом могут быть стихи, рифмовки, сценки, навыки чтения, в том числе правила слогоделения и чтения, знание транскрипции и чтение по ней.
Одним из способов определения результативности является тестирование. Такая форма контроля, как тестирование, позволяет наиболее объективно оценить знания обучающихся, увидеть проблемы и индивидуально подойти к возможностям компенсации пропущенных тем.
Итоговый контроль осуществляется при использовании такой формы, как инсценировка (сценки, диалоги, стихотворения). Данный вид контроля осуществляется за полугодие в декабре, за год – в апреле.
Программа дополнительного образования разработана с использованием существующих методов и приемов обучения, а также новейших разработок в области преподавания иностранного языка. Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения иностранным языкам:
повышения мотивации обучения;
коммуникативной направленности;
индивидуального подхода к обучающимся.
Для решения коммуникативных задач проводятся групповые занятия, организуются тематические беседы, игры. Понимание речи на слух тесно связано с умением говорить. Обучение произношению отдельных звуков, слов должно проводиться в небольших группах, что позволяет педагогу добиться правильного и четкого произношения.
Групповые занятия имеют следующую структуру:
Вводная часть:
приветствие, организационный момент;
фонетическая разминка.
Основная часть:
лексический материал по теме занятия;
речевой материал по теме;
грамматическое чтение стихотворений, скороговорок, рифмовок.
Заключительная часть:
закрепление пройденного материала в виде игр, речевых ситуаций;
ориентировка на следующее занятие.
Методы и приемы, используемые педагогом, отражают его организующую, обучающую, контролирующую функции и обеспечивают ребенку возможность ознакомления, тренировки и применения учебного материала.
К основным методам следует отнести ознакомление, тренировку и применение. Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из основных методов, является контроль, включающий коррекцию и оценку. Через показ и объяснение осуществляется ознакомление с учебным материалом, понимание и осознание его, а также создается готовность к осуществлению тренировки, позволяющей формировать необходимые языковые и речевые навыки. При использовании метода тренировки особое место отводится контролю, так как происходит формирование навыка, действие с учебным материалом должно быть доведено до автоматизма. Педагог осуществляет контроль во время наблюдения за работой детей либо посредстваом тестов.
В работе используются различные средства наглядности: ученическая доска, парты и стулья, английский алфавит в картинках, всевозможные игры и детские игрушки, карточки с тематическим изображением, видео, мультимедиа.
Каждый из методов реализуется в системе приемов, применяемых в процессе обучения. Важно, чтобы эти приемы ставили обучающегося перед необходимостью решения мыслительных задач, призывали к познавательной активности и помогали усваивать полученные знания и применять их на практике.
Учебно – тематический план
№ Тема занятий Всего часов Теория Практика
1 Вводное занятие. Роль английского языка в современном мире 1 1 2 Добро пожаловать в Англию. Знакомство с другими англоговорящими странами. 3 1 2
3 Правильное произношение английских звуков. «Сказка о язычке» 2 1 1
4 Мы – воспитанные англичане. «Здравствуйте всегда» 6 3 3
5 Знакомство на английском языке 3 1 2
6 Счет от 1 - 10 4 2 2
7 Сколько тебе лет? 3 1 2
8 Ты кто? Я мальчик( Я девочка) 3 1 2
9 Времена года 3 1 2
10 Английская семья 5 2 3
11 Дни недели 3 1 2
12 Месяца. День рождения 5 2 3
13 Цвета 11 5 6
14 Рождество в Англии. 5 2 3
15 Волшебный английский зоопарк 9 3 6
16 Накрываем на стол 3 1 2
17 Овощи, фрукты 5 2 3
18 Веселый английский алфавит 34 Итого: 108
30
78
Содержание программы
Урок 1. Вводное занятие. Роль английского языка в современном мире.
Цель: Сформировать у детей представление о существовании различных языков, о пользе знания иностранного языка. Познакомить с глаголами “stand up”, “sit down”.
Урок 2, 3, 4. Знакомство с Англией и другими англоговорящими странами.
Цель: Познакомить детей с историей Великобритании ( столица, флаг, королева) и с другими англоговорящими странами. Сказка «Гость из Великобр…бр».
Урок 5, 6. Правильное произношение английский звуков.
Цель: Объяснить детям разницу в произношении английских и русских звуков и научить их правильно произносить английские звуки. «Сказка о язычке»
Урок 7 – 12 . Мы – воспитанные англичане. «Здравствуйте всегда»
Цель: Научить детей здороваться и прощаться на английском языке “Good morning”, “Good afternoon”, “Good evening”, “Good bye”, “Good night” (выучить четверостишия)
Урок 13, 14, 15. Знакомство на английском языке.
Цель: развить умения и навыки устной речи, научить детей знакомиться на английском языке, используя речевые обороты “What is your name?”, “My name is…”. Познакомить детей с глаголами “to play”, “to run”
Урок 16, 17, 18, 19. Счет от 1 – 10
Цель: научить детей считать на английском языке сначала от 1 до 5, затем от 6 до 10. Считалка «Распускается тюльпан». Ввести игру “What is missing?”. Познакомить детей с глаголами “to sleep”, “to wake up”.
Урок 20, 21, 22. Сколько тебе лет?
Цель: повторить счет от 1 до 10. Научить детей задавать и отвечать на вопрос “How old are you?” “I am…” Познакомить детей с глаголами “to dance”, “to sing”.
Урок 23, 24, 25. Ты кто?
Цель: научить детей задавать вопрос “Who are you?” и отвечать на него “I am a boy (a girl). Познакомить детей с глаголами “to clap”, “to draw”.
Урок 26, 27, 28. Времена года.
Цель: Выучить с детьми названия времен года на английском языке. Познакомить детей с глаголами “to hop”, “to jump”
Урок 29 – 33 . Английская семья.
Цель: Научить детей рассказывать о членах своей семьи на английском языке, используя речевой оборот “I have got…( family, mother, father, sister, brother, grandmother, grandfather). Стихотворение «Я шалил, разбилась ваза…»
Урок 34, 35, 36. Дни недели.
Цель: Выучить с детьми названия дней недели на английском языке. Познакомить детей с глаголами “to fly”, “to swim”
Урок 37, 38, 39, 40, 41. Месяца. День рождения.
Цель: научить детей называть месяца и поздравлять друг друга с днем рождения на английском языке. Выучить песню “Happy Birthday”
Урок 42 – 52 . Цвета.
Цель: Развить умения и навыки устной речи. Научить детей называть цвета на английском языке. Выучить стихотворения про все цвета. Ввести союз “and”.
Урок 53, 54, 55, 56, 57. Рождество в Англии.
Цель: объяснить детям разницу между новогодними праздниками в Англии и в России. Выучить песни и стихотворения на английском языке к новогоднему утреннику. Ввести соответствующую лексику “snow-man”, “snow”, “New Year Tree” и т. д.
Урок 58 – 66 . Волшебный английский зоопарк.
Цель: выучить с детьми названия животных на английском языке. Контроль пройденного материала.
Урок 67, 68, 69. Накрываем на стол.
Цель: ввести новые лексические единицы: a table, a plate, a fork, a spoon, a knife, a glass. Выучить стихотворение “Help your mother lay the table…”
Урок 70, 71, 72, 73, 74. Овощи, фрукты.
Цель: научить детей называть названия овощей и фруктов на английском языке.
Урок 75. Знакомство с английским алфавитом.
Цель: сформировать у детей представление о разнице между английским и русским алфавитом, рассказать о том, сколько букв в английском алфавите. Подготовить их к тому, что на следующем уроке они начнут знакомиться с каждой буквой алфавита по очереди.
Урок 76. Буква “Aa”
Цель: познакомить детей с первой буквой английского алфавита. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 77. Буква “Bb”
Цель: познакомить детей с буквой “Bb”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 78. Буква “Cc”
Цель: познакомить детей с буквой “Cc”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 79. Буква “Dd”
Цель: познакомить детей с буквой “Dd”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 80. Буква “Ee”
Цель: познакомить детей с буквой “Ee”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 81. Закрепление пройденного материала.
Урок 82. Буква “Ff”
Цель: познакомить детей с буквой “Ff”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 83. Буква “Gg”
Цель: познакомить детей с буквой “Gg”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 84. Буква “Hh”
Цель: познакомить детей с буквой “Hh”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 85. Буква “Ii”
Цель: познакомить детей с буквой “Ii”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 86. Буква “Jj”
Цель: познакомить детей с буквой “Jj”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 87. Закрепление пройденного материала.
Урок 88. Буква “Kk”
Цель: познакомить детей с буквой “Kk”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 89. Буква “Ll”
Цель: познакомить детей с буквой “Ll”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 90. Буква “Mm”
Цель: познакомить детей с буквой “Mm”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 91. Буква “Nn”
Цель: познакомить детей с буквой “Nn”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 92. Буква “Oo”
Цель: познакомить детей с буквой “Oo”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 93. Закрепление пройденного материала.
Урок 94. Буква “Pp”
Цель: познакомить детей с буквой “Pp”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 95. Буква “Qq”
Цель: познакомить детей с буквой “Qq”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 96. Буква “Rr”
Цель: познакомить детей с буквой “Rr”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 97. Буква “Ss”
Цель: познакомить детей с буквой “Ss”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 98. Буква “Tt”
Цель: познакомить детей с буквой “Tt”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 99. Закрепление пройденного материала.
Урок 100. Буква “Uu”
Цель: познакомить детей с буквой “Uu”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 101. Буква “Vv”
Цель: познакомить детей с буквой “Vv”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 102. Буква “Ww”
Цель: познакомить детей с буквой “Ww”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 103. Буква “Xx”
Цель: познакомить детей с буквой “Xx”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 104. Буква “Yy”
Цель: познакомить детей с буквой “Yy”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 105. Буква “Zz”
Цель: познакомить детей с буквой “Zz”. Ввести новую лексику, начинающуюся на соответствующую букву. Выучить стихотворение.
Урок 106, 107, 108. Закрепление пройденного материала.
Цель: проверить насколько дети усвоили пройденный материал. Выучить песню про английский алфавит.
Рекомендуемая литература для педагогов:
Анисимова Е. А. Страноведение с изучением иностранного языка, 2010г.
Вронская И. В. 105 занятий по английскому языку, 2007 г.
Дольникова Р. А., Фрибус Л. Г. Как детишек нам учить по-английски говорить. Обучение детей от 4 до 7 лет. Пособие для педагогов и родителей – СПб : КАРО, 2011 г.
Дополнительные образовательные программы «Учим английский, играя в театр» - Москва ООО «Новое образование. 2013 г
Козина С. Праздники для школьников на английском языке, 2008 г.
Мультимедийная обучающая компьютерная программа «Профессор Хиггиннс. Английский без акцента» - Истра Софт, 2001г.
Учебник «Playway to English». Авторы – Gunter Gerngross, Hurbert Puchta. 2013 г.
для родителей и обучающихся:
Гомза С. Х. Английский язык для детей, 2011 г.
Дольникова Р. А., Фрибус Л. Г. Как детишек нам учить по-английски говорить. Обучение детей от 4 до 7 лет. Пособие для педагогов и родителей – СПб : КАРО, 2011 г.
Учебник «Playway to English». Авторы – Gunter Gerngross, Hurbert Puchta. 2013 г.
Хисматуллина Н. В. Веселый алфавит, 2004 г.
Шишкова И. А. английский для малышей, 2002 г.
Штайнепрайс Мария, Английский язык для младших школьников, 2007 г.