Конспект урока по литературному чтению. И. Бунин Полевые цветы

Конспект урока 3 класс.
Тема. И. Бунин. "Полевые цветы"
Цели. Создавать условия для ознакомления с текстом, формировать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас;
Способствовать развитию речи, памяти, мышления;
Способствовать воспитанию любви к природе;
Познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
Коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
Регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование. Учебник "Литературное чтение", презентация, цветочные благовония, карточки для работы в группе.
Ход урока
Организационный момент
Посмотрите на меня спокойно, удивлённо, с лёгкой грустью, радостно, нежно, спокойно. Эти эмоции я постараюсь вызвать у вас на уроке, чтобы вы испытали и радость, и нежность, и лёгкую грусть, и удивление.
II.Подготовка к восприятию нового материала.
Отгадывание загадок о цветах. На доске рисунки детей с изображениями полевых цветов. Дети читают загадки о цветах и показывают их.
Желтая скатерка,
Белая оборка,
У оборки той зубцы -
Закругленные концы. (Ромашка.)
Учитель. Объясните, почему вы так считаете?
Ученик 2
У травки-кудрявки
Кисточки лиловые,
В них цветки медовые,
А у листа - верхушка -
Ветка-завитушка. ( Мышиный горошек.)
Ученик 3
Цветик-невеличка,
Яркий огонек.
Как зовут? ( Гвоздичка. )
Ученик 4
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух. ( Одуванчик.)
Ученик 5
Любят зайчатки
Листья-тройчатки
От травы-полевки,
Красной головки. ( Клевер красный. )
Ученик 6
Эй, звоночек, синий цвет,
С язычком, а звону нет! Д. Колокольчик.
У. Где растут эти цветы? Как их можно назвать?
Д. Это полевые цветы, потому что они растут в поле.
У. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на лугу в момент цветения и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте глубокий вдох носом и выдох ртом два-три раза.
Откройте глаза. Перед вами изображение букета полевых цветов.
Картины "Букет цветов" голландского художника Яна ван Хёйсума (1722)
Об этих скромных и нежных цветах поэты сочиняли стихи, композиторы писали музыку на эти стихи .
На доске – портрет Бунина . Учащиеся формулируют задачи, исходя из того, что мы изучаем тему «Поэтическая тетрадь»
-Познакомиться с биографией и творчеством И. Бунина.
-Будем работать над содержанием его стихов.
-Научимся понимать их и читать выразительно.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ивана Бунина "Полевые цветы".
Сведения об авторе
Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения  в области науки и литературы.
И.А.Бунин  родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. Здесь впервые открывается будущему писателю «скромная» красота русской природы. Еще в раннем возрасте пробуждается в нем художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы передать пленительное очарование летнего ржаного поля, березовой рощи на полотне с помощью красок и кисти. Притягательную силу, врачующее воздействие природы прочувствовал мальчик Иван Бунин, когда умерла его младшая сестренка. От глубокой душевной боли спасался он, убегая в лес, обращаясь в молитвах к небу и солнцу. В 11 лет он поступает в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из - за финансовых затруднений семьи возвратился домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 – летнем возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год выходит его первый сборник стихотворений. Но признание пришло к Бунину после выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов. Он уехал в 1918 г. из Москвы и поселился в Одессе. А затем, после долгих скитаний, в 1920 г. Бунин приезжает во Францию.
Бунин умер в Париже и похоронен на Русском кладбище
III. Первичное восприятие текста
Книги у учащихся закрыты.
У. Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы: какие цветы поэту нравятся больше других? Почему?
Учитель читает стихотворение.
- Ответьте на поставленный перед вами вопрос. Д. Поэту нравятся цветы лесов и лугов. Они напоминают про "давно забытые светлые дни". Они красивые и сердцу родные.
IV. Словарная работа
V. Прочитайте стихотворение про себя и выделите непонятные слова.
Учитель объясняет смысл слов.
Пышно - ярко, нарядно, великолепно.
Заморских (цветов) - привезенных из-за моря, из других стран.
Благовонная (весна) - аромат, запах.
Вечных созвездий - группа звезд.
"Сестра и братья заморских цветов" - родные садовых цветов.
VI. Работа с текстом по группам.
Первая группа работает над первой частью, вторая над второй частью
Вопросы для групп.
У. Сколько частей в стихотворении? Почему?


Первая группа

Вторая группа

О каких цветах идет речь в первой части? Назовите их.
-Докажите, что они хорошие.
-Почему же они автору нравятся меньше, чем полевые?
Как об их красоте говорит поэт?.

Нарисуйте словесную картинку места: где растут садовые цветы? В каких условиях? Как они выглядят?

О каких цветах идет речь во второй части? Назовите их.
Докажите, что они хорошие.
-Почему же они автору нравятся больше, чем полевые?
Как об их красоте говорит поэт?.
Нарисуйте словесную картинку места: где растут полевые цветы? В каких условиях? Как они выглядят?





VII. Ответственные в группе дают ответы на вопросы.
VIII. Прочитайте стихотворение целиком. Рассмотрите иллюстрации к нему.
Дети выполняют задание.
- Какими строчками можно подписать эти иллюстрации?
"Скромные сестра и братья заморских цветов". - "Веет от них красотою стыдливою, Сердцу и взору родные они".
IX. Обобщающая беседа
Выделим выразительные средства, которые использует автор для придания стихотворению красоты, которые называются средства художественной изобразительности
«Эпитеты – это ». Давайте найдём в стихотворении эпитеты.
«Сравнение - это »
– Где в своем стихотворении Бунин использует сравнение?
“Песок – как шёлк”
– Как вам кажется, почему как шёлк?
Ведь шёлк это ткань, разве можно песок сравнивать с тканью?
Какое ощущение передаёт нам поэт этим сравнением?(Нежности, мягкости).
Ребята, давайте перечитаем строчку “бродить по этим солнечным палатам”
В нашем представлении слово палата ассоциируется с больницей. Что с чем сравнивается?
Как называется такое скрытое сравнение? (Метафора
У. Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение?
Д. Нам дороги полевые цветы, родная природа, потому что мы их видим каждый день, к ним привыкли, они стали родными. Мы их за это любим, они наши - скромные и прекрасные.
- Эти картины природы волнуют нас, заставляют думать о чем-то родном и хорошем.
У. Как поэт относился к своей родине - России?
Д. Иван Бунин любил свою родину, грустил о ней.
X. Работа над выразительностью чтения
У. Стихотворение называется "Полевые цветы". Автор не называет их в отдельности, а говорит обо всех полевых цветах.
Определите, что хотел выразить Бунин в этом стихотворении, о чем думал?
Д. Он хотел выразить свою любовь к родной природе, к родине.
У. Как вы думаете, с каким настроением надо читать это стихотворение?
Д. Первую часть - равнодушно, холодно, вторую часть - тепло, восторженно.
У. Какой надо выбрать темп?
Д. Умеренный.
Лучший чтец награждается.
Дети читают стихотворение.

XI.Рефлексия
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
XII. Информация о домашнем задании
     Выучить наизусть, нарисовать рисунок.