Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот»



Рабочая программа по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
по курсу «Юный патриот»
1 класс



СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Стр.
Пояснительная записка ………………………………………………………….3-4
Планируемые результаты изучения учебного предмета ………………….5
Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,
критерии оценивания……………………………………………………….5
Перечень учебно-методических средств обучения ………………………..5
Календарно-тематический поурочный план …………………………………..6-7
Лист корректировки рабочей программы………………………………………8
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» для 1 класса Е составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
Приказа о внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
Плана внеурочной деятельности МБОУ « СОШ № 1» на 2012-2013 учебный год.
Начальная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Спецкурс «Юный патриот» носит личностно ориентированный характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.
Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.
При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения:. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
Занятия курса разделены на теоретические и практические.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, города, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Программа вводится за счёт часов, выделенных на внеурочную деятельность. Она рассчитана на учащихся 1 классов – 66 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Раздел I. Я – гражданин (18ч)
Раздел II. Живые страницы прошлого (14ч)
Раздел III. Прошлое рядом (28ч)
Раздел IV. Заключение (6ч)
1.1 Планируемые результаты по курсу внеурочной деятельности духовно-нравственного воспитания «Юный патриот»
Изучив курс «Юный патриот», учащиеся должны знать:
название страны, региона, где живет учащийся, родного города(села);
символику страны, края, села, школы;
государственные праздники;
имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
должны уметь:
описывать изученные события истории Отечества;
оценивать поступки других с позиции добра и зла;
уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
1.2 Формы контроля уровня достижений планируемых результатов, критерии оценивания
Формы контроля: творческие работы учащихся, выставки, конкурсы чтецов.
1.3 Перечень учебно-методических средств обучения

Учебно-методическое обеспечение для учителя
Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.

Учебно-методическое обеспечение для учащихся
Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.
II.Календарно-тематический поурочный план внеурочной деятельности «Юный патриот»
№ п\пТема занятия Теория (часов) Тип занятия Вид занятия Дата
Раздел I. Я – гражданин (9ч)
1.1 Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. 1-2 ОНЗ, РБеседа, конкурс рисунков 1.2 Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. 3-4 ОНЗ, РБеседа, конкурс рисунков 1.3 Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. 5-6 ОНЗ, РБеседа, конкурс рисунков 1.4 Родной край – частица России. Символика края. 4-5 ОНЗ Урок – путешествие 1.5 Город мой родной. 6-7 ОНЗ Учебный диалог, презентация учителя 1.6 Экскурсия «Наша улица». 8-9 ОНЗ Экскурсия 1.7 Я - ученик. 10-11 ОНЗ Экскурсия по школе 1.8 Родной дом и семья. 12-14 ОНЗ Беседа 1.9 Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут. 15-17 ОНЗ Игра Раздел II. Живые страницы прошлого (7ч)
2.1 Как жили наши предки славяне. 18-19 ОНЗ Урок – путешествие 2.2 Богатырская наша сила 20-21 ОНЗ Урок 2.3 Русские героические сказки. 22-23 РВикторина 2.4 Русский солдат сам черт ему не брат. 24-25 ОНЗ Учебный диалог 2.5 Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский. 26-27 ОНЗ Урок 2.6 Русские полководцы. А.В. Суворов. 28-29 ОНЗ Урок 2.7 Военные забавы юного Петра. 30-31 ОНЗ Учебный диалог, презентация Раздел III. Прошлое рядом (14ч)
3.1 Путешествие по городам – героям. 32-34 ОНЗ Путешествие 3.2 Путешествие по городам – героям. 35-36 ОНЗ Путешествие 3.3 Путешествие по городам – героям. 37-38 ОНЗ Путешествие 3.4 Путешествие по городам – героям. 39-40 ОНЗ Путешествие 3.5 Бийск в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей боевой славы войнов - авганцев. 41-42 ОНЗ Экскурсия 3.6 История школьного памятника. Ученики – герои. 43-44 ОНЗ Экскурсия 3.7 День защитника Отечества. 45-46 ОНЗ Устный журнал 3.8 Проект «Военная летопись нашей семьи». 47-48 РПроект 3.9 Дети войны. 49-50 ОНЗ Урок 3.10 День космонавтики. 51-52 ОНЗ Беседа 3.11 День Победы 53-54 ОНЗ
Урок
3.12 Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». 55 РКонкурс 3.13 Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к мемориалу Воинской славы. 56-57 РВстреча, экскурсия 3.14 Экскурсия в городскую детскую библиотеку. 58-59 ОНЗ Экскурсия Раздел IV. Заключение (2ч)
4.1 Зарничка. 60 РСоревнования 4.2 Конкурс рисунков «Мы за Мир!» 61 РКонкурс 4.3 Что мы узнали и чему научились за год. 62 РУрок Итого 62ч.