Рабочая программа внеурочной деятельности Юный патриот


Пояснительная записка
Программа кружка внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный патриот» составлена в соответствии:
со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 г. № 1241; от 22.09.2011 г. № 2357; от 18.12.2012 г. № 1060; от 29.12.2014 г. № 1643; от 18.05.2015 г. № 507.
письмо Министерства образования и науки российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта образовательного стандарта общего образования»
основной общеобразовательной программой начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденной И.В. Донченко, директором МАОУ СОШ № 4 г.Черняховска, 29.08.2015 г.;
авторской программой «Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность» Т. А. Орешкина
Направленность программы
Программа «Юный патриот» относится к духовно-нравственному направлению. Программа “Юный Патриот ” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Актуальность программы
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Цель и задачи курса «Юный патриот»
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Общая характеристика программы курса
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Юный патриот” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия), а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.Формы и режим занятий
Формы занятий:
Классные часы;
Беседы, викторины;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Экскурсии, поездки, походы;
Трудовые дела;
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Ролевые игры
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Программа предусмотрена для учащихся 1 – 4 классов в возрасте от 7 до 10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Таким образом, общий объём занятий составляет 34 часа.
Срок освоения программы – 1 год.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений.
Метапредметные:
Познавательные УУД
Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками.
Регулятивные УУД
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
Коммуникативный УУД
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью.
Учебный план
№ Тема раздела Кол-во часов
1 «Мой дом, моя семья». 10
2 «Моя малая Родина». 13
3 «Моя Родина – Россия» 11
Итого 34
Формы подведения итогов реализации программы
Формы контроля: мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; диспуты, викторины; исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; портфолио.Форм подведения итогов: викторина, конкурс знатоков истории, конкурс рисунков, беседа, тестирование по теме и т.д.
Содержание разделов программы
Программа «Юный » включает в себя три блока:
«Мой дом, моя семья».
«Моя малая Родина».
«Моя Родина – Россия»
1 блок. «Мой дом, моя семья» (10ч)
Задачи:
воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
формировать чувства ответственности перед будущей семьей.
Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
2 блок. «Моя малая Родина» (13 ч)
Задачи:
формировать представления о специфике города, об истории города;
приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;
воспитывать гордость, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему.
3 блок. «Моя Родина - Россия» (11 ч)
Задачи:
формировать представления об истории России, о культурных, политических, экономических особенностях
воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа России.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия Объем
теоретических часов Объем практических часов Содержание деятельности Предполагаемый результат деятельности
«Мой дом, моя семья» (10 ч)
1 Родной дом и семья. Члены семьи. 1 Беседа о ценности семьи, обязанностях каждого члена семьи, семейном досуге добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
посильно участвую в решении семейных проблем;
участвую в организации досуга семьи;
2 Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. 1 Составление семейной родословной, родственные связи Уметь составлять родословное древо
3 Панорама добрых дел 1 Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Рисунок «Я и моя семья»
4 ДОМ - территория семьи, мир вещей. 1 Ценные вещи в доме. Домашняя коллекция каждого ученика Предоставлении домашний коллекции (фото, рисунки)
5 Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. 1 Традиционные семейные праздники Знать семейные праздники
6 Семейные реликвии и святыни 1 Что такое реликвия, семейная реликвия и святыня. Знать отличительные особенности семейных реликвий.
7 Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой. 1 Что такое семейные герои Предоставление коллажа «Семейный герой»
8 Проект «Военная летопись нашей семьи». 1 Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных Защита проекта
9 Я - ученик. Мой класс – моя семья. Моя школа. Традиции школы. 1 Традиции школьной жизни, традиции и праздники класса Знать традиции школы и класса
10 Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника. История школы. 1 Составление символики школы, ее значение и особенность Предоставление рисунков «Символика школы»
«Моя малая Родина» (13 ч)
11 Территория и географическое положение края 1 Знакомство с картой, границы, история образования нашего. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Знать расположение Калининградской области, уметь находить Калининградскую область на карте
12 Заповедные места Калининградской области 1 Знакомство с заповедными местами Калининградской области, виртуальное путешествие Знать заповедные места Калининградской области
13 Растительный мир Калининградской области 1 Составление книги растений Калининградской области Книга «Растения Калининградской области»
14 Животный мир Калининградской области 1 Составление книги животных Калининградской области Книга «Животные Калининградской области»
15 Культурные традиции народов, проживающих на территории Калининградской области 1 Изучение традиций народа живущего в Калининградской области Знать традиции народа Калининградской области
16 Наши известные земляки. 1 Составление коллажа «Наши земляки» Коллаж «Наши земляки»
17 Наш край в годы Великой Отечественной войны. 1 История края во время ВОВ, просмотр видеосюжета о нашем крае в годы ВОВ Знать историю Калининградской области до ВОВ и во время ВОВ
18 Замок «Инстербург» 1 Экскурсия в замок «Инстербуг» .Знать историю замка Инстербург
19 Памятные места Черняховска. Памятные места Калининградской области 1 Экскурсия по памятникам г.Черняховска Знать что такое памятные места, уметь ориентироваться на карте
20 Экскурсия по памятным местам г. Черняховска 1 Составление карты памятных мест Черняховска Карта «Памятные места г. Черняховска»
21 Проект «Памятные места Черняховска» 1 Составление проекта «Памятные места г.Черняховска» Карта «Памятные места г. Черняховска
22 Проект «Памятные места Черняховска» 1 Составление проекта «Памятные места г.Черняховска» Карта «Памятные места г. Черняховска
23 Проект «Памятные места Черняховска» 1 Защита проекта «Памятные места г Черняховска» Защита пректа«Моя Родина – Россия» (11 ч)
24 Как жили наши предки славяне. Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных
славян. 1 Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.
Знать кто такие славяне. Быт, нравы и культура славян
25 Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. 1 Русские народные былины, знакомство с богатырями Руси Знать содержание русских былин
26 Народные праздники России. 1 Знакомство с традициями народных праздников Знать традиции народных праздников
27 Русские народные песни 1 Прослушивание русских народных песен, их особенности.
Знать русские народные песни
28 Русские народные игры 1 Знакомство с русскими народными играми Знать русские народные игры , уметь их проводить
29 Русские полководцы и флотоводцы. 1 Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский Знать целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом
30 Русская культура: архитектура, живопись, музыка, скульптура, балет, театр и т.д.1 Знакомство с особенностями архитектуры и живописи российских художников и скульпторов Знать отличительные особенности русской культуры
31 Национальная кухня русского народа. 1 Знакомство с национальными блюдами России Знать национальные блюда России
32 Национальная кухня русского народа. 1 Создание книги «Русская кухня» Предоставление книги «Русская кухня»
33 Государственная символика России 1 Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов Знать о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов
34 Обобщающее занятие. Конкурс рисунков «Я патриот!» 1 Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.
Рисунок «Я патриот»
Критерии оценивания
Критерии
Индикатор Измеритель
Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека Имеет четкое представление о принадлежности к РФ Анкета
Испытывает чувство гордости за родную страну Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ
Имеет представление о понятии «гражданин» Анкета
Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека Анкета, анализ творческих работ, собеседование
Сформированность моральных норм и правил поведения Соблюдает моральные нормы и правила поведения Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей
Ценностное отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности Имеет ценностную установку «Учение», «Труд»
Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ
Участвует в общественно-полезной деятельности Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях
Ценностное отношение к природе, окружающей среде Имеет ценностную установку «Природа» Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ
Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке.Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ
Ценностное отношение к семье, старшему поколению Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей
Развитое социальное партнерство Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся
Материально техническое обеспечение
Средства Перечень средств
Технические средства обученияКлассная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Экранно-звуковые пособияВидеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Слайды  (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)
Оборудование классаУченические столы с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.
Список литературы
Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2011.
Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2012.
Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2013.
Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 2013. - 221с.
Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2011. - №17. - 9 - 13с.
Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2011Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2011. - №1. – 147с.
Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2012.
Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2011. - №3. – 40с.