Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 классов Юный патриот


Краснодарский край, город-курорт Геленджик с.Текосмуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 24
муниципального образования город-курорт Геленджик
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от _________ 20___ года
Председатель педсовета
____________ __________
Подпись, печать ОУ ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематическая программа духовно – нравственного воспитания
«Юный патриот»
Срок реализации программы: 4 года
Возраст обучающихся - 6,5 лет- 11 лет
Составитель: Колесникова Лариса Александровна,
учитель начальных классов.
1. Пояснительная записка
Программа духовно – нравственного воспитания «Юный патриот» представляет собой программу организации внеурочной деятельности младших школьников, создана на основе основной образовательной программы МБОУ ООШ №24
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Юный патриот». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий. Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы.. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников.
Программа курса «Юный патриот» включает 4 раздела,связанных между собой логикой формирования патриота Родины.
-Я, моя семья, школа, мои друзья
- Моя Родина, мой край родной
-Я, и окружающий меня мир
-Я, и мое здоровье.
В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воины, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Изучив курс «Юный патриот», учащиеся должны знать:
название страны, региона, родного города, района и посёлка, где живет учащийся;
символику страны, края, города, района, школы;
государственные праздники;
имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
Должны уметь:
описывать изученные события истории Отечества;
оценивать поступки других с позиции добра и зла;
уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях
Программа курса предусматривает аудиторные и внеаудиторные занятия 1)аудиторные (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельная работа).
2) внеаудиторные (экскурсии, игры, встречи, диспуты, праздники, практикумы в библиотеке, работа с документами, работа с компьютером, другими информационными носителями).Для более успешного усвоения материала учителю начальных классов необходимо проводить уроки в нетрадиционной форме: экскурсии, викторины, уроки – исследования, посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми и пр.
Цель работы по патриотическому воспитанию:
формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
сохранение истории нашего края для будущих поколений;
воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
Задачи работы по патриотическому воспитанию:
сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края,
сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
организовать экскурсии по историческим местам края
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
2. Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п Разделы, темы Количество часов
Рабочая программа Рабочая программа по классам
1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.
аудит внеаудитаудит внеаудаудит внеаудитаудит внеаудит1 Я, моя семья, школа, мои друзья 60 5 10 5 10 5 10 5 10
2 Моя Родина, мой край родной 120 10 20 10 20 10 20 10 20
3 Я, и окружающий меня мир 60 5 10 5 10 5 10 5 10
4 Я, и мое здоровье 30 3 3 4 4 4 4 4 4
23 43 24 44 24 44 24 44
Итого: 270 66 68 68 68 3. Содержание программы курса « Юный патриот»
Программа курса « Юный патриот» рассчитана на 4 года обучения (общим объёмом 270 часов: 66 часа – в 1 классе, по 68 часов – во 2, 3, 4 классах). Выбор курса определяется желанием родителей учащихся 1, 2, 3 и 4 классов.
Программа предполагает возможность организовывать проведение занятий в форме внеаудиторных активных занятий (интенсивов).
1 класс (66 часов)
Раздел I . Я, МОЯ СЕМЬЯ, ШКОЛА, МОИ ДРУЗЬЯ(15ч)
Экскурсия по школе (Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника )Экскурсия в школьную библиотеку.(Библиотека –источник информации. Правила поведения в библиотеке Законы нашего класса. Разучивание стихов и песен о дружбе. Твое имя. (Поисковое задание). Игра: «Давайте познакомимся».(Родной дом и семья. Члены семьи. Внимательные и заботливые отношения в семье).
Конкурс рисунков: Моя семья.Презентация: традиции моей семьи. Подготовка и проведение праздников: День именинника (осенние-летние, зимние, весенние)
Раздел 2.Моя Родина, мой край родной(30ч)
Презентация:Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Москва – столица Российского государства.Презентация:Народные праздники России (Рождество, Масленица, Троица) Практическая работа: разучивание кубанских ирусские народных игр.Конкурс рисунков «Моя мамочка». Встречи, беседы с интересными людьми. Люди разных профессий. Практическая работа: разучивание кубанских и русских народных песен,частушек, потешек. Проект «Военная летопись нашей семьи». Конкурс рисунков «Мы за Мир!». Встреча с участниками боевых действий.Возложение цветов к братским могилам. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». Экскурсия в краеведческий музей п. Архипо - Осиповка. Викторина «Знатоки родного края». Экскурсия « Улицы моего села»
Раздел 3. Я, и окружающий меня мир (15ч)
Конкурс загадок о природе. Конкурс поделок из природного материала «Дары Кубани». Презентация Я – гражданин России. Экологическая экскурсия влес .( осенняя, зимняя, весенняя). Викторина: умники и умницы. Просмотр фильма : животный и растительный мир( по выбору педагога) Обсуждение фильма. Экскурсия на поляну. Сбор листьев , лекарственных трав.
Конкурсы загадок различной направленности.Встречи с людьми интересных профессий. Подготовка к празднику Букваря. Праздник Букваря.
Раздел 4. Я, и мое здоровье (6ч)
Игра “О необходимости соблюдения гигиены и режима дня”;
Конкурсы:
Загадки от доктора Пилюлькина. Конкурс рисунков : Мое здоровье.
Подготовка к линейке безопасности. Линейка безопасности. Здоровье - это здорово!
Содержание курса.2 класс (68 часов)
Раздел I . Я, МОЯ СЕМЬЯ, ШКОЛА, МОИ ДРУЗЬЯ (15ч)
Экскурсия в школьный музей. История школы.Песни родителей, бабушек.(Прослушивание). Подготовка к празднику День матери. Проведение праздника День матери. Экскурсия в сельскую библиотеку Конкурс рисунков « Моя семья» Кл.час. «Под крышей дома своего».Фамилия, имена, отчества членов семьи (Поисковое задание).О чём говорят названия улиц (поисковое задание)..Дискуссия: Что такое дружба? Мои друзья.Кл.час « Добрый человек – добрые дела»
Раздел 2. Моя Родина, мой край родной (30ч)
Основные достопримечательности села Текос, Архипо–Осиповка. Экскурсия по парку( в санатории «Вулан»)Посещение кинотеатра ( по выбору педагога). Культпоход .Обсуждение кинофильма. Творческое задание: создание альбома «Знай и люби свой поселок » (рисунки, сочинения ). Практическое занятие: казачьи игры. Встречи с интересными людьми.Встреча с ветераном Великой Отечественной войны. Коллективный анализ. Исторические памятники. ( Виртуальная экскурсия). Экскурсия в воскресную школу п. Архипо – Осиповка.. Викторина: животные Краснодарского края. Конкурс поделок: «Кубанские ремесла». Экскурсия в музей хлеба, на мельницу п. Архипо – Осиповка. Поход на дольмены с. Пшада. Встреча с Ветеранами Войны .Встреча с тружениками тыла. Коллективный анализ. Трудовой десант (помощь ветеранам). Просмотр фильмов о героизме детей в годы ВО войны (по выбору педагога). Обсуждение фильма. Подготовка к празднику Масленица. Проведение праздника Масленица.
Раздел 3. Я, и окружающий меня мир (15ч)
Экологическая экскурсия в лес ( осенняя, весенняя, зимняя). Викторина: животный и растительный мир Кубани. Экскурсия в океанариум п.Архипо – Осиповка.Конкурс рисунков «Удивительный мир рыб». Экскурсия на страусиную ферму с. Пшада. Просмотр фильмов о бережном отношении к природе ( по выбору педагога) Обсуждение фильма .Конкурс поделок из бросового материала. Конкурс загадок о природе. Кл.час «Твои соседи по планете»
Раздел 4. Я, и мое здоровье (8ч)
Викторина: твои друзья и недруги. Игра: если хочешь быть здоров, будь им. Практическое занятие: русские народные игры. Конкурс рисунков: здоровая улыбка. Просмотр фильмов о спорте. ( По выбору педагога) Обсуждение фильма. Презентация : олимпиада – мы тебя ждем. Коллективный анализ. Веселые старты.(практикум).
Содержание курса.
3 класс (68 часов)
(15ч)
Раздел I . Я, МОЯ СЕМЬЯ, ШКОЛА, МОИ ДРУЗЬЯ
Традиции моей семьи.Конкурс рисунков
Великая Отечественная война в истории моей семьи(поисковое задание)
Подвижные семейные игры (практикум)
Поздравление учителей с Днем учителя.Открытка.
Что растет на территории школы. Тесты.Викторина.Все о школе.Трудовой десант «Озеленение школы». Творческое задание: портрет моегодруга.
Школьный музей п. Архипо – Осиповка. Экскурсия. Коллективный анализ.
Раздел 2. Моя Родина, мой край родной (30ч)
Знаменитые земляки(поисковое задание)
Встреча с известными земляками. Коллективное обсуждение.
Знай, люби и гордись своим селом.Практикум.
Заочная экскурсия: Моя родина Россия.. Конкурс рисунков « Нам нужен мир, а не война». Экскурсия на почту. Экскурсия в клуб с.Текос.
Подвиги односельчан в годы Великой Отечественной войны.(кл.час)Экскурсия в ООО «Кредо». Коллективный анализ. Викторина: знай свой край. Экскурсия в краеведческий музей г-к Геленджик. Выпуск стенгазеты. Конкурс русского блюда( практикум)
Раздел 3. Я, и окружающий меня мир ( 15ч)
Экологическая экскурсия в лес.Конкурс поделок из природного материала:Осенние фантазии. Викторина: реки, моря Краснодарского края. Изготовление экологических листовок. Конкурс рисунков: Черное море мое. Просмотр фильмов о природе края. ( по выбору педагога) Обсуждение фильма . Подготовка к походу.Поход в лес.
Раздел 4. Я, и мое здоровье(8ч)
Спартакиаданародных игр. Путешествие в Страну Дорожных знаков. Коллективная подготовка. Праздник: Земля наш дом!Трудовой десант: «Чистый двор - чистый класс». «Наши друзья и недруги».Конкурс рисунков: Олимпиада - 2014.
Содержание курса.
4 класс (68 часов)
(15ч)
Раздел I . Я, МОЯ СЕМЬЯ, ШКОЛА, МОИ ДРУЗЬЯ
История одной фотографии( Творческая работа.Сочинение.)
Рукотворный мир.Выставка поделок из природного материала.
Вклад моей семьи в историю страны(поисковое задание)
Папа, мама, я – дружная семья.Спортивный праздник
Поздравление с Днем Семьи.Мастерская сюрпризов. ( поздравительная открытка). Мой любимый предмет в школе(конкурс рисунков, сочинений). Диспут: Школьная дружба.
Праздник: Прощание с начальной школой . Подготовка к празднику. Экскурсия в школу имени академика Щетинина.
Раздел 2. Моя Родина, мой край родной (30ч)
Моя малая родина(Творческое задание.)
Знакомство с духовной жизнью села (кл.час)Экскурсия в церковь п. Архипо – Осиповка.Герои – земляки Великой Отечественной войны(поисковое задание) . Встреча с ветеранами ВОвойны, воинами – интернационалистами. Тимуровская помощь ветеранам ( ВОвойны, труда). Линейка памяти односельчанина Цыганкова С. « Солдат войны не выбирает». Коллективный анализ.Экскурсия по историческим местам села. Коллективный анализ.Викторина: кубанские блюда.
Сбор экспонатов для школьного музея («Пионерская слава», « Музей письменности»). Помощь в создании музеев. Творческое задание. «Моё село в будущем».
Народы – проживавшие в нашем селе(поисковая работа). Конкурс кубанского блюда (практикум) Экскурсия в музей г. Новороссийск.
Раздел 3. Я, и окружающий меня мир. (15ч)
Викторина: достопримечательности родного края. Экологическая экскурсия к водоему ( осенняя, зимняя, весенняя). Кл.час: Уважение к старшим. Концерт к Дню пожилого человека.
Конкурс рисунков: цветы Кубани. Изготовление экологических плакатов. Коллективный анализ. Конкурс Турнир знатоков: Знание – сила. Кл.час: Деловая игра: Основные права и свободы человека
Раздел 4. Я, и мое здоровье(8ч)
Конкурс кроссвордов: Островок безопасности. Конкурс рисунков: Мы выбираем спорт.Коллективная подготовка. Туристический поход в горы.
4.Предполагаемые результаты реализации программы
Уровень результатов Приобретение социальных знаний
(Первые уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности
(Второй уровень) Получение опыта самостоятельного
Общественного действия
(Третий уровень)
Духовно-нравственное
направление
«Юный патриот» Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок Туристский поход, краеведческий клуб Туристско-краеведческая экспедиция
Поисково-краеведческая экспедиция
Школьный краеведческий музей
Результатами изучения курса «Юный патриот» является формирование следующих УУД: Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
1.Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе
2.Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
3.Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности
4.Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
5.Способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства
6.Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
7.Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках
8.Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные УУД:
По окончании изучения курса ученик научится:
1.Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
2.Принимать и сохранять учебную задачу.
3.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации.
4.Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
5.Высказывать свою версию разрешения проблемы.
6.Различать способ и результат действия.
7.Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
8.Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений.
9.Контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
10.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
1.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете.
2.Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
3.Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
4.Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.
5.Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
6.Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
7.Осуществлять синтез как составление целого из частей
8.Устанавливать аналогии.
9.Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков;
Коммуникативные УУД:
1.Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).
2.Слушать и понимать речь других людей.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
3.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
4.Формулировать собственное мнение и позицию.
5.Договариваться и приходить к общему мнению.
6.Контролировать действия партнёра
7.Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
8.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
9.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в группах.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Определяются базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
– патриотизм – любовь к своей малой Родине - Кубани, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов Кубани
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности;
– искусство и литература – красота, гармония, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
5. Формы контроля.
Основными формами отслеживания результатов работы являются выставки, утренники, концерты, праздники, защита проектов, тестирование, пополнение экспозиций казачьего уголка, портфолио.
6. Методические рекомендации.
Курс « Юный патриот» предназначен для учащихся начальных классов общеобразовательных школ. Предлагаемые направления программы соответствуют возрастным особенностям младшего школьника и реализуются через внеурочную деятельность МБОУ ООШ №24 направленную на возрождение духовных, исторических, военно – патриотических традиций.
Главное направление в воспитательной работе отводится ценностно – ориентированной деятельности, направленной на формирование бережного отношения к истории кубанского казачества, традициям, обрядам и быту казаков. Важнейшим условием успешности воспитательного процесса является поддержка со стороны родителей, создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг ребёнка. При этом важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу творческих успехов ребёнка в самосовершенствовании и самовыражения.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1. И.П. Лотышев. «Путешествие по родному краю».Краснодар. Перспективы образования.
2. Е.А. Хачатурова. «История Кубани в рассказах и картинках». Краснодар. Перспективы образования.2009 3
3
2. Печатные пособия Набор таблиц 2
3. Технические средства обучения 1.Классная магнитная доска
2.Экспозиционный экран
3.Персональный компьютер
4.Мультимедийный проектор
5.Сканер, принтер 1
1
1
1
2
4. Экранно-звуковые пособия Комплект электронных уроков «Кирилл и Мефодий» 1
5. Игры и игрушки -
6. Оборудование класса
Двухместные ученические столы с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников и пр.
Комплект
1
Согласовано Согласованопротокол заседания МО учителей заместитель директора начальных классов по УВР
_______ Н.М.Кузнецова№____ от______________2013 года
____________ Л.А.Колесникова
«___» __________ 2013