Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению на тему Юный патриот для 2 класса.

МБОУ "Малинская средняя общеобразовательная школа"


«РАССМОТРЕНО» « СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МБОУ
______________ цикла ________________ «Малинская СОШ»
Протокол № ______ ________________ _________Семёнова Н.А.
«___» ______20__ г. «____»_______20__ г. Приказ №______
Председатель ШМО от «___»______ 20___г.

____________________






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Юный Патриот»
на 201_/201__ учебный год
2 класс


Учитель: Кузьмин В.А.




Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный Патриот»
представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
пояснительную записку, где раскрывается статус документа, специфика курса, цели и задачи программы, используемая литература и источники.
основные содержательные линии программы, здесь указывается основное содержание внеурочной программы, мониторинговая карта результатов освоения курса, раскрывают необходимый уровень предметных знаний-умений, методическое обеспечение программы и др.
календарно-тематическое планирование, где наглядно показана часовая рас-
планировка тем уроков и дата их проведения.

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Юный Патриот» для 2 класса разработана на основе примерной программы начального и основного образования, разработанной на основе стандарта второго поколения под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Cовременная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут происходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых научных исследований и т.п. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность.
Актуальность. Государственный стандарт второго поколения (ФГОС) предусматривает несколько направлений по внеурочной деятельности учащихся младших классов. Одним из главных таких направлений является патриотическая деятельность. Значение развития патриотических знаний у учащихся велико, ведь они дают не только определенные знания, но и воспитывают будущего гражданина и защитника с морально-нравственными качествами и патриотической любовью к своей стране.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Данная программа направлена на воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина и патриота России.
В федеральном базисном учебном плане на изучение социального направления в 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание учебного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития детей.
Основная цель программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории своей родины).

Задачи преподавания курса:
Образовательные задачи – подача учебной информации как можно более эффективнее с помощью различных методов обучения. Вызвать интерес к патриотическому направлению внеурочной работе. Расширять кругозор учащихся.
Познавательные задачи – формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей страны.
Практические задачи – формирование у учащихся представлений и об отечественных исторических событиях и фактов через знания о своих предков и национальных героев.
Воспитательные задачи – сформировать ценностные ориентации и нравственные убеждения на основе исторических знаний, тем самым воспитать достойного гражданина и защитника.

Используемая литература и источники:
- Моя страна Россия: пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста / Н.Ф. Виноградова, Л.А. Соколова. – М.: Просвещение, 2007.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- История России в историческом музее. Культурный фонд «Кинокомпания «Православная Энциклопедия», 2007 г. (DVD диск.)
- Иллюстративная история российского государства. Полная версия в IV томах. «Дивайс», 2007 г. (4 DVD диска.)
- http://www.proshkolu.ru.

2. Основные содержательные линии программы.


Основное содержание дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности «Юный Патриот».
Историческая личность:
В истории личностями называют людей, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, отличающихся от других людей в каком-либо отношении и сделавших определенный вклад в истории.
В данной программе будут представлены следующие российские исторические личности:
- Правители и самодержцы
- Великие полководцы
- Национальные герои
Учащиеся узнают о каждой исторической личности чем она известна и знаменита, её сделанный вклад в определенный период в истории развития страны.

Исторические события:
Исторические события – это историческое время, которое движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных. События, следующие одно за другим, образуют временные исторические циклы и периоды.
Каждое историческое событие насыщенно своими историческими личностями и героями, войнами, конфликтами, датами, цифрами.
Исторический факт:
Исторический факт – это реальное, действительное событие, которое подтверждено рядом исторических источников. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов, их множество. Пример исторического факта – наши предки славяне, существование Первой и Второй мировых войн. В исторической науки условно выделяют три группы фактов: факт – событие, характеризующий уникальное, неповторимое; факт - явление, отражающий типичное, общее; факт – процессы, определяющий всеобщее.
Каждый исторический факт непосредственно связан с историческим временем, поэтому ему также свойственны исторические личности и герои, войны, конфликты, даты, цифры.
Данная рабочая программа состоит из следующих разделов
(распланировка внеурочной программы):


раздела
Наименование раздела
Количество всего часов
Теоретич.
часть
Практич.
часть

1
Наши предки.
4
3
1

2
Древнерусское государство и первые её правители.
6
5
1

3
Русь в период татаро-монгольского
ига. Русь Московская.
5
4
1

4
Царская Русь.
4
3
1

5
Императорская Россия.
10
9
1

6
Герои СССР и Великой отечественной Войны.
4
3
1

7
Итоговый обобщающий урок по всем разделам, «Кто такой патриот».
1
1
1


Содержание курса:

раздела
Наименование
раздела
Кол-во часов
Основное содержание, что должны изучить учащихся

1.
Наши предки
4
история возникновения наших предков славян
занятия наших предков
верования наших предков


2.
Древнерусское государство и первые её правители.
6
история возникновения Древнерусского государства
первые и дальнейшие правителями Древнерусского государства
важнейшие исторические события и факты
формирование раздробленности Древнерусского государства


3.
Русь в период татаро-монгольского ига. Русь Московская.
5
татаро-монгольское нашествие и его влияние на Русь
исторические личности
национальные герои
важнейшие исторические события и факты
формирование независимости Руси от татаро-монгольского ига
усиление роли Московского княжества


4.
Царская Русь.
4


формирование царской Руси
исторические личности
национальные герои
важнейшие исторические события и факты
«Смутное время» в истории России

5.
Российская империя.
10
формирование Российской империи
исторические личности
национальные герои
важнейшие исторические события и факты
усиление роли России на международной арене
Первая Мировая Война


6.
Герои СССР и Великой отечественной Войны.
4
СССР и Великая Отечественная Война
исторические личности
национальные герои
важнейшие исторические события и факты
значение Великой Отечественной Войны для нашей истории


7.
Итоговый обобщающий урок по всем разделам, «Кто такой патриот».
1
характерные особенности отдельной исторической личности и героев
значение и роль исторической личности в нашей истории
имена и подвиги национальных героев
важнейшие исторические события и факты
вывод учащимся, кто такой патриот и какими качествами он должен обладать



Мониторинговая карта результатов освоения курса:
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.
Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой области.
При разработке рабочей программы внеурочной деятельности необходимо учесть, что главными результатами обучения и воспитания является формирование универсальных учебных действий (УУД), направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.










Личностные и метапредметные результаты
образовательного процесса в 2-м классе.
результаты
формируемые умения
средства формирования

личностные
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на уроке
парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;


в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;


коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;









В результате обучения дети должны:
Знать/ понимать:
( основные исторические факты и события по истории России
( хронологические рамки событий;
( историю наших предков;
достижения и имена русских правителей и национальных героев
уметь:
пересказывать основное в исторических событиях;
давать характеристику историческим деятелям;
ориентироваться в исторической хронологии событий;
самим искать информацию

Выше перечисленные навыки, которые учащиеся должны приобрести в ходе обучения, способствуют приобретению не только социокультурных знаний, но и патриотических знаний, которые в общем расширяют кругозор ребенка.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики, которые соответствуют формам работы с детьми: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.






Методическое обеспечение программы осуществляется по следующим направлениям:

РАЗДЕЛ
Формы работы
Формы подведения итогов
Дидактический материал, механическое оснащение

1
Наши предки.




Показ презентаций
Просмотр видео и аудио файлов
Беседы с элементами опроса








- Ролевые игры - Итоговое повторение по разделу





- DVD диски - Аудио файлы - Презентации - емонстрационный материал (портреты, картинки, схемы, карты)

2
Древнерусское государство и первые её правители.




3
Русь в период татаро-монгольского ига. Русь Московская.




4
Царская Русь.




5
Императорская Россия.




6
Герои СССР и Великой отечественной Войны




7
Итоговый обобщающий урок по всем разделам, «Кто такой патриот».
Показ презентаций
Беседы с элементами опроса

- Итоговое повторение. - Ролевая игра. - Проведения конкурса лучшего знатока истории.


- Презентации - Демонстрационный материал (портреты, картинки, схемы, карточки)






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной работы «Юный Патриот» для 2 классов
на 201_ - 201__ учебный год (34 часа)


урока
Название разделов, тем уроков
Кол-во
часов
Дата




2 А
2 Б


Раздел 1. Наши предки.
4 часа



1.
Наши передки – славяне.
1



2.
Чем занимались славяне.
1



3.
Во что верили славяне.
1



4.
Итоговое повторение по разделу.
1




Раздел 2. Древнерусское государство и первые её правители.
6 часов



5.
Образование Древнерусского государства и первые её
русские князья (Рюрик, Олег, Игорь).
1



6.
Святослав и Ольга.
1



7.
Ярослав мудрый
1



8.
Владимир Мономах.
1



9.
Юрий Долгорукий.
1



10.
Итоговое повторение по разделу.
1




Раздел 3. Русь в период татаро-монгольского ига. Русь Московская.
5 часов



11.
Александр Невский. Ледовое побоище.
1



12.
Иван I Калита.
1



13.
Дмитрий Донской. Куликовская битва.
1



14.
Иван III. Конец татаро-монгольского ига.
1



15.
Итоговое повторение по разделу.
1




Раздел 4. Царская Русь.
4 часа



16.
Иван IV Грозный.
1



17.
Смутное время. Минин и Пожарский.
1



18.
Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы
1



19.
Итоговое повторение по разделу.
1




Раздел 5. Императорская Россия.
10 часов



20.
Петр I.
1



21.
Екатерина II.
1



22.
Полководец Суворов Александр Васильевич
1



23.
Адмирал Ушаков Фёдор Фёдорович
1



24.
Полководец Кутузов Михаил Илларионович
1



25.
Александр II.
1



26.
Адмирал Нахимов Павел Степанович
1



27.
Николай II.
1



28.
Генерал Брусилов Алексей Алексеевич
1



29.

Итоговое повторение по разделу.
1




Раздел 6. Герои СССР и Великой отечественной Войны.
4 часа



30.
Герои Панфиловцы
1



31.
Дети - герои Великой отечественной Войны
1



32.
Маршал Советского союза Жуков Георгий
Константинович
1



33.
Итоговое повторение по разделу.
1



34.
Итоговый обобщающий урок по всем разделам, «Кто такой патриот».
1 час












13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 115