Урок музыки в 5 классе на тему Музыка в баснях.


Урок музыки в 5 классе
Тема "Музыка в баснях"
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Создать условия для освоения новых знаний, решения целей и задач урока:на примере басни Крылова “Квартет” определить роль музыки в литературном жанре “басня”.
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Задачи урока:
Образовательные: знакомство с ролью музыки в басне, русским баснописцем – Крыловым И.А., творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.БородинаРазвивающие: развивать у воспитанников интерес к музыке, умение слушать и анализировать музыкальное произведение, способствовать развитию музыкального слуха; развивать навыки кантиленного пения
Воспитательные: воспитывать любовь и потребность к музыке, как основного средства общения;
Планируемые результаты:
личностные: осознание учебной задачи урока, стремление ее выполнить;метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный анализ музыки, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, высказывать свое мнение, владеть практическими умениями;
предметные: развитие умения ориентироваться в материале урока, умения слушать и анализировать музыку.
Универсально-учебные действия:
-Учить внимательно слушать музыкальные произведения, владеть терминологией.
-формировать эмоциональную отзывчивость к музыке на основе ее восприятия.
-передача собственных впечатлений о музыке в устной речи;
- воспитывать чувство сопереживания.
-разучивание и исполнение песен с применением исполнительских средств выразительности;
-умение оценивать свою работу на уроке.
Ход урока:Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Приветствует учащихся. Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность Самоопределение, смыслообразование(Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Этап подготовки к освоению знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося 1.Какая тема объединяет все наши уроки?
2.На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы. Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”. Какому литературному жанру можно отнести эти произведения? 1.Что стало бы с литературой, если бы не было музыки”.
2.Басня Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Освоение знаний
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися 1.Какими будут цели нашего урока?
Тема нашего урока - "Музыка в баснях"
2.Кто написал эти басни?
3.Басня – что же означает это слово?
4.Что объединяет басни: “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”?
5.Басня Крылова «Квартет». Что такое квартет?
6.Слушание басни И.А. Крылова “Квартет”.
Анализ басни.
7.Слушание “Квартет” А.П. Бородина
Анализ музыкального произведения.
8.Динамическая пауза
9.Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор и учёный-химик.
10.Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка?
1.Познакомиться с ролью музыки в литературном жанре басня.
2.Известный великий русский поэт, работавший в жанре басни – Иван Андреевич Крылов.
3.Сообщение о басне.
4.В этих баснях - музыка является “главным действующим лицом”.
5.Сообщение о квартете.
6.Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание
7.Скрипка, виолончель – струнный квартет
8.Дети выходят к доске по рядам – к своему музыкальному инструменту
9.Сообщение о А.П.Бородине10В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно. Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Применение на практике
Цель этапа: исполнить выразительно песню, прививать навыки кантиленного пения. Исполнение песни “Волшебный смычок”
Повторение мелодии. Исполнение по ролям. Исполнение песни «Волшебный смычок» Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.(К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Рефлексия
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Какую же роль играет музыка в литературе?
С музыкой какого композитора вы познакомились?
Как вы считаете, была ли полезной наша работа?
Как бы вы оценили свою деятельность?
Музыка обогащает литературу.
Мы познакомились с музыкой Бородина, узнали, что такое «квартет»
Оценивают работу друг другом.
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)