Урок музыки и литературы в 5 классе Музыка звучит в баснях


"Музыка звучит в баснях".
(урок литературы и музыки в 5 классе с использованием ИКТ)

Цели:
продолжить изучение темы по литературе « Басни И.А.Крылова» и тему по музыке "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки";
показать, что музыка часто звучит не только в сказках и стихах, но и в баснях;
через рабочую наглядность (слайд-фильм) раскрыть тему урока по литературе и музыке в увлекательной и доступной форме.
Задачи:
направить обучающихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в баснях;
развивать образное восприятие, самостоятельность мышления; умения слышать и выделять главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;развивать читательскую компетенцию.
воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
Тип урока: урок углубления и расширения темы.
Методы:
организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративный
частично-поисковый
репродуктивный
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
метод эмоциональной драматургии
создание нравственных переживаний
ситуация занимательности
прием сопоставления
сравнение, анализ, обобщение
по источнику информации и характеру деятельности:
словесные
наглядные
практические
по назначению и дидактическим задачам
приобретение знаний
формирование умений и навыков
применение знаний
повторение
методы педагогики искусства:
побуждение к переживанию в обстановке внутреннего эмоционального приятия художественного произведения
Форма обучения: фронтальная.

Литературный материал: басни И.А.Крылова

Музыкальный материал:
А.Ермолов. «Добрые сказки» - слушание (фрагмент)
В. Шаинский. "В мире много сказок" - исполнение
И.Крылов. «Квартет» - слушание
Йозеф Гайдн. Квартет ля мажор. Opus 2 №1. Часть 1. Allegro - слушание 2
раза
А.Ермолов. «Всё ещё впереди» - исполнение
Оборудование: мультимедиапроэктор, слайд-фильм, проигрыватель, грамзаписи, CD - записи.

Ход урока
Оргмомент.
Со звонком дети входят в класс под музыку А.Ермолова «Добрые сказки»
Учитель: На предыдущих уроках мы увидели, как много бы потеряла музыка, если бы не было литературы, и начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Напомните проблемный вопрос, на который мы с вами пытались ответить?
Дети: "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?" (слайд № 1)
Учитель: Давайте вспомним, какие литературные жанры мы знаем( кроссворд) (слайд № 2)
(1 -стих, 2- сказка, 3 - басня, 4 - рассказ, 5 - повесть, 6 - роман ,7 - миф, 8 - легенда)
Учитель: Как вы считаете, какой из литературных жанров самый музыкальный? Что было бы со стихами, если бы не было музыки?
Дети: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, т.к. могут существовать только вместе с музыкой.
Учитель: Не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только песнями обогащает музыка литературу. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой, но и находится среди важнейших тем самой литературы. Часто музыка становиться главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту. Пробуждает чувства, останавливает зло. И уж конечно невозможно представить себе сказки, в которых бы не звучала музыка.
(На фоне звучания песни В.Шаинского "В мире много сказок" появляется (слайд № 3), на котором содержится припев песни, где говорится о значимости сказок.)
Исполнение песни «В мире много сказок» В.Шаинского
Учитель: Почему нельзя прожить на свете без сказок? Чему учат сказки? Назовите сказки, в которых звучит музыка.
Ответы учащихся.
Учитель: Отправимся на выставку в картинную галерею (слайд № 4 - 6). Сегодня там представлены живописные произведения из различных сказок ("Соловей" Г.Х. Андерсен, "Садко" сказка-былина, "Золушка" Ш. Перро). Назовите, из каких они сказок и какую роль в них играет музыка?
Изучение нового материала.
Учитель: Музыка "звучит" не только в сказках народов мира. Она «звучит» и в баснях.
Дайте определение «басня».
Из каких частей состоит басня?
Слайд №7. «Музыка звучит в баснях» (запись темы урока в тетрадях)
Слайд №8, портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басням И.А.Крылова.
Назовите басни И.А.Крылова, в которых звучит музыка.
Дети: «Осел и соловей», «Скворец», «Кукушка и петух», «Квартет» и др.
Учитель:
Послушайте басню И.А.Крылова и попробуйте догадаться, что для музыканта самое главное.
Просмотр клипа «Квартет», читает А.Папанов
Учитель: Так что же самое главное?
Дети: Умение.
Учитель: Верно, а еще терпение, внимательность и трудолюбие. Почему у зверей ничего не получилось?
Дети: Потому что они спешили и ссорились между собой, потому, что они решили, будто смогут играть сразу, а учиться не обязательно.
Учитель: Действительно, чтобы приобрести это самое «умение», надо долго и упорно учиться, не опускать руки, если что-то не получается. Какова мораль данной басни? Зачитайте строки, в которых содержится мораль басни. А как называлась басня?
Дети: «Квартет»
Учитель: Что же это за странное слово? Давайте посчитаем, сколько было зверей.
Дети: Мартышка - раз, осёл - два, козёл - три, медведь - четыре.
Учитель: Правильно, четыре. Попробуйте сами объяснить, что такое квартет.
Дети: Это когда играют вчетвером.
Запись в тетради определения «квартета» (Слайд №9)
Слайд №10-12. Различные квартеты
Учитель: Как вы думаете, имел ли Иван Андреевич Крылов какое- нибудь отношение к музыке?
Действительно, И.А.Крылов был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете.
Современники вспоминали, что обычно он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе часто оказывался Иван Андреевич. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному слуху нельзя было не верить.
Давайте послушаем, как звучит квартет.
(Видеофрагмент квартета. Иозеф Гайдн. Квартет ля мажор. Opus 2 №1)
Учитель: Посмотрите как сидят музыканты. Стулья стоят полукругом, чтобы исполнители друг друга хорошо видели и слышали. Иногда знак к началу произведения дает первая скрипка, но чаще музыканты даже делают вместе вдох и начинают играть. Первая и вторая скрипки ведут мелодию, альт её украшает, а виолончель - это опора, фундамент всего квартета. Если мы прослушаем произведение целиком, то услышим, что у каждого инструмента своя партия, каждый немножко «побыл главным», но музыканты внимательно слушают друг друга, поэтому у них получается стройная, слаженная и очень красивая музыка.
Учитель:Сейчас хотелось бы прослушать басню Крылова «Квартет» в вашем исполнении (чтение по ролям, театрализация).
Каждый из вас, ребята, мастерски сыграл свою роль. Вы все ещё раз убедились насколько важно прислушиваться дрг к другу, действовать сообща.
Итог урока.
Учитель: Давайте в заключении урока разгадаем кроссворд:
Большой певческий коллектив (хор)
Ансамбль из четырех исполнителей (квартет)
Автор песни «Все ещё впереди» (Ермолов)
Автор басни «Квартет» (Крылов)
Заключение.
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Как понимаете значение слова «квартет»?
Сколько участников входит в состав квартета?
Как нужно играть, чтобы получилась красивая музыка?
Появились ли бы басни о музыке и музыкантах, если бы не было музыки?

Домашнее задание.
Выразительное чтение басни И.А. Крылова
































Кузнецова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Уксянская СОШ» Далматовского района
Брюханова Наталья Аркадьевна,учитель музыки МКОУ «Уксянская СОШ» Далматовского района

«Музыка звучит в баснях» (конспект бинарного урока по литературе и музыке в 5 классе)




13 PAGE 14515








15