Из опыта работы по программе внеурочной деятельности«Хочу всё знать». «Деятельностный подход во внеурочной деятельности»


Слайд № 1
Начальная школа даёт сегодня не только базовые навыки, такие как умение читать, слушать и говорить, а формирует потребность в саморазвитии, самообразовании.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Поэтому мне как учителю необходимо на уроке не только всё доступно рассказать, но и научить ребёнка мыслить, а также привить ему навыки практических действий.
Слайд № 2
Эпиграфом к своему выступлению я выбрала японскую пословицу, которая, на мой взгляд, очень точно передаёт суть сегодняшней темы.
Слайд № 3
Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но еще важнее знания о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье — результаты деятельности, а деятельность — это решение задач. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится субъектом образовательной деятельности. Основным элементом работы учащихся становится решение задач, т.е., освоение новых видов деятельности — учебно-исследовательской, поисковой, творческой и др.
Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется
системно - деятельностным,
КОТОРЫЙ и лежит в основе ФГОС.
Согласитесь, что научить ребёнка играть в шахматы можно только сидя с ним перед шахматной доской с фигурами, плавать – только находясь в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.
Слайд № 4
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Слайд № 5
Итак, внеурочное занятие.
Чтобы выяснить о наличие познавательного интереса, детям было предложено дома найти информацию о самых больших и самых маленьких яйцах птиц в природе.
Детьми была сформулирована и скорректирована учителем тема занятия: Опыт «Варёное и сырое яйцо»
В соответствии с поставленной целью была спланирована работа.
Работаем в группах:
Выдвигаем гипотезы
Наблюдаем за объектами
Выполняем опыты
Делаем выводы
Слайд № 6
В процессе игры «Найди маму» выяснили, что не всё так просто. Особые затруднения были с определением гусиного и индюшачьего яиц. Слайд № 7 Игра
Слайд № 8
В результате игры возник положительный эмоциональный настрой на дальнейшую работу: «С малой удачи начинается большой успех»
Перед ребятами задача: два совершенно одинаковых яйца: варёное и сырое. Определить где какое и промаркировать.
Таким образом, на этапе Постановки учебной задачи обсуждали затруднения «Чего мы еще не знаем?»; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
Слайд № 9
Яйца взвешивали, слушали, лизали, встряхивали… Много гипотез выдвигали, много спорили
Слайд № 10
Этап: Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” детьми нового знания).
Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения.
На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.
Организована коллективная деятельность детей в форме мозгового штурма Способы: диалог, групповая работа.
В итоге работы яйца промаркировали. При этом во 2-ой группе была девочка, которая умела определять это бытовым путём, покрутив на столе, она и убедила свою группу в правильности выбора. Оппоненты так до конца и не поверили в простоту данного опыта, поэтому разбили на их взгляд «варёное» яйцо. Вся тарелка…
Слайд № 11
Опыт № 2 с сырым яйцом. Тонет или нет?
Слайд № 12
Проблем стояло несколько: Яйцо поместили в воду, и оно утонуло.
Что надо сделать, чтобы яйцо всплыло и стало плавать на поверхности?
А теперь самое интересное! Когда яйцо будет плавать посередине?
Слайд № 13
Этап: Рефлексия деятельности
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы.
Вопросы:
Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу?
Какие получили результаты? Где можно применить новое знание?
Слайд № 14
Опыт № 3 с варёным яйцом. Яйцо в бутылке?
Слайд № 15
Учитель предлагает высказать предположения – может ли яйцо само запрыгнуть в эту бутылку?
Для подтверждения гипотез предлагается выполнить следующий опыт.
В исполнении учителя: ПРОДЕЛЫВАЮ.
Слайд № 16
На этапе Рефлексии деятельности организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечаются цели последующей деятельности.
Слайд № 17
Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.
Таким образом, Деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.
Применяя Деятельностный подход на уроках и во внеурочной деятельности, я добилась значительных результатов в развитии своих учеников. Дети научились мыслить логически, не ждут готовых знаний, а добывают их сами; умеют работать в группах, парах, выслушивать позицию других и отстаивать собственное мнение.
Слайд № 18
В качестве заключения:
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.Учебное действие – действие по созданию образа.Образ – слово, рисунок, схема, план.Оценочное действие – я умею! У меня получится!Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)