Методическая разработка внеклассного мероприятия Цветы любимому поэту.


В рамках реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание студентов
на занятиях по литературе на основе изучения
национальных традиций народов Поволжья»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЬЯНОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«Цветы любимому поэту»
«ЧӘчӘклӘр яраткан шагыйрьебезгӘ»
(по творчеству татарского поэта Мусы Джалиля) Разработала
преподаватель русского языка
и литературы
Козина Светлана Ивановна
Ульяновск
2016
Ульяновск
2014
Содержание
Введение. Пояснительная записка ………….………………………………........3
Основная часть. …………………………………………………………………….6
Подготовительная работа………………………………………………………… 6
План – конспект внеклассного мероприятия «Цветы любимому поэту»
«ЧӘчӘклӘр яраткан шагыйрьебезгӘ» ………………………………………… 12
Заключение …………………………………………………………………….......33
Литература по теме ……………………………………………………… ….……34
Приложение 1
Приложение 2
введение.
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие «Цветы любимому поэту» («ЧӘчӘклӘр яраткан шагыйрьебезгӘ») посвящено жизни и деятельности татарского поэта, патриота - интернационалиста Мусы Джалиля, который пером и оружием внес вклад в дело укрепления мира и дружбы между народами.
Актуальность избранной темы заключается в необходимости формирования и развития у студентов общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно развитой и духовно богатой личности в процессе изучения литературы, интеграции учебных предметов и внеурочной деятельности.
В процессе подготовки к мероприятию студентами был собран богатый иллюстративный и библиографический материал о Мусе Джалиле. Это сборники стихов поэта, книги о нем, журнальные статьи, вырезки из газет, материалы интернета, учебники для национальных школ, в которых представлены сведения о поэте. Учебные пособия были позаимствованы из Новочукалинской средней школы Дрожжановского района Республики Татарстан, где обучались некоторые наши студенты и с которой мы сотрудничали. Материал был систематизирован, отдельные его моменты нашли отражение в сценарии. Основу сценария составили заметки татарского писателя Рафаэля Мустафина «По следам поэта-героя», центральной темой которых стала жизненная и творческая судьба М. Джалиля. Работа над сценарием проходила в библиотеке техникума, где была организована выставка книг о поэте - «По следам оборванной песни».
Поскольку данное мероприятие соединяло в себе два культурных и языковых пласта – русский и татарский, материал подбирался на обоих языках. В большинстве своем он содержал русскоязычный текст. Отдельные моменты (биография поэта, его стихи, песни на стихи поэта) звучали на татарском языке. Для их воспроизведения были выбраны ребята, владеющие татарской речью. Они готовили выразительное чтение стихов, публицистического материала из татарских средств массовой информации, исполнение национальных песен под аккомпанемент. Читались стихи на татарском языке и русскими детьми - в знак уважения к наследию татарского поэта. В этом случае помощь им оказывалась теми студентами, которые окончили национальную школу.
Объектом особого внимания стала лирика поэта. Она несет в себе огромный воспитательный потенциал. Стихи М. Джалиля – это эхо человеческого подвига и живое свидетельство мира его души. Их пафос поражает с первых строк. Читались стихи в переводах А. Ахматовой, С. Маршака, А. Тарковского, В. Тушновой, М. Лисянского, П. Антокольского. Читали стихи преподаватели, в частности, преподаватель математики Лемаева Т. С., читала одно из самых сильных стихотворений поэта «Варварство», в котором Джалиль взволнованно пишет о святотатстве - о расстреле детей и матерей:
Земля моя, скажи мне, что с тобой?Ты часто горе видела людское,Ты миллионы лет цвела для нас,Но испытала ль ты хотя бы разТакой позор и варварство такое?
Такая практика – совместное участие преподавателей и обучающихся в значительных мероприятиях – устанавливает связи между поколениями, служит для передачи духовного опыта.
С тревогой и волнением студенты прочитали “Моабитские тетради” М. Джалиля. Находясь в гитлеровской тюрьме, приговоренный к смертной казни, поэт нашел в себе душевные силы создать эти великие предсмертные произведения. “Моабитские тетради” – это гражданская лирика, где лирический герой сливается со всем советским народом, выражает его чувства в обобщенной поэтической форме. «Со страниц «Моабитских тетрадей» перед нами встает не просто хороший поэт, не просто талант, принадлежащий одному народу, а поэт, по праву принадлежащий к числу лучших сынов человечества», – под таким углом зрения готовился материал сценария.
Для усиления впечатления использовалась музыка – Первый концерт П. И. Чайковского в исполнении Святослава Рихтера (дирижер Герберт фон Караян) Следует сказать, что стихи Джалиля очень музыкальны. Истоки этой музыкальности – в татарских народных песнях, в духе народа, позволяют получить четкое представление об истории и культуре.
В ходе подготовки к мероприятию осуществлялась работа с историко-документальным материалом, мемуарами бывших сослуживцев поэта, воспоминаниями о нем, его письмами. Письма Джалиля – это особая страница в его творчестве. Даже его личные письма имеют гражданскую позицию, будят лучшие чувства, являются мудрым заветом. В этих письмах - программа поэта-гражданина. Он мечтал встретить Победу, увидеться с женой, с дочкой Чулпан, с друзьями. Но не суждено было сбыться его мечте. Остались недопетыми его песни, недописанными его письма.
Работа с мемуарной и эпистолярной литературой о Мусе Джалиле вывела ребят на новую ступень – поиск материалов о своих родственниках. Были сделаны запросы в Центральный архив министерства обороны и на празднике Победы были вручены наградные листы правнукам Каюрова, Никитина, Назарова. Воодушевленные подвигом Героя Советского Союза поэта М. Джалиля, студенты посетили музей Героя Советского Союза Александра Матросова, оценили, что обучаются в учебном заведении, носившем имя Героя СССР Геннадия Корюкина. Так получилось, что Муса Джалиль стал связующим звеном между поколениями, между нациями. Это татарский поэт, но это и поэт, принадлежащий всем нам, нашей великой культуре, нашему народу.
Мы сотрудничали с методистом кабинета проблем национального образования УИПК ПРО Нурмухаметовой Надией Сингатовной. Проведение мероприятия предварительно обсуждалось с представителями Ульяновской областной татарской национально-культурной автономии, в частности, с председателем - Р. Сафиным, председателем татарской автономии Засвияжского района Ф. Шакуровой.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Подготовительный период.
Подготовительный период мероприятия включал в себя несколько этапов.
Подготовительный период


Литературоведческий

Языковой

Музыкальное сопровождение
Исторический
Оформление

Связь с общественностью

Языковой этап
Поскольку данное мероприятие соединяет в себе два культурных пласта – русский и татарский, материал подбирался на обоих языках. В большинстве своем он содержит русскоязычный текст. Отдельные моменты (биография поэта, его стихи, песни на стихи поэта) звучали на татарском языке. Для их воспроизведения были выбраны ребята, владеющие татарской речью. Они готовили выразительное чтение стихов, исполнение песен под аккомпанемент, публицистический материал из татарских средств массовой информации. Читались стихи на татарском языке русскими детьми - в знак уважения к наследию татарского поэта. В этом случае помощь им оказывалась теми ребятами, которые окончили национальную школу.

А. Барышников читает стихотворение
М. Джалиля «Дороги» («Юллар») на татарском языке.
Литературоведческий этап
Совместно с детьми был собран богатый иллюстративный и библиографический материал о Мусе Джалиле. Это сборники стихов поэта, книги о нем, журнальные статьи, вырезки из газет, материалы интернета, учебники для национальных школ, в которых представлены сведения о поэте. Учебные пособия были позаимствованы из Новочукалинской средней школы Дрожжановского района Республики Татарстан, где обучались некоторые студенты техникума.
Работа над сценарием

Впоследствии этот материал был систематизирован, отдельные его моменты нашли отражение в сценарии. Основу сценария составили заметки современного татарского писателя Р. Мустафина, центральной темой которого стала жизненная и творческая судьба М. Джалиля. Его книга «По следам поэта-героя» неоднократно просматривалась и перечитывалась. Работа над сценарием проходила в библиотеке училища, где была организована выставка книг о поэте.

Исторический этап
В ходе подготовки осуществлялась работа с историко-документальным материалом, мемуарами бывших сослуживцев М. Джалиля, воспоминаниями о нем, его письмами. Это трудная, кропотливая, но интересная работа была поручена самым ответственным ребятам.
Для формирования гражданско-патриотического сознания обучающихся проводится системная работа, которая не ограничивается одним мероприятием. Перед творческим вечером о поэте-патриоте М. Джалиле была осуществлена поездка в Дом-музей А. Матросова, где ребята знакомились с подвигом еще одного Героя Советского Союза, возлагали цветы к его памятнику. Впечатления о поездке в Ивановский детский дом нашли отражение в училищной газете «Рабочая смена». Для более полного восприятия темы подвига соотечественников в годы В. О. войны проводились уроки мужества – о Зое Космодемьянской и М. Ефремове, имя которого носит одна из улиц Засвияжского района.
В музее
им. А.Матросова

В подготовке и проведении творческого вечера «Цветы любимому поэту» принимали участие педагоги училища, в частности, преподаватель математики Лемаева Т. С., которая читала одно из самых сильных стихотворений поэта «Варварство». Такая практика – совместное участие преподавателей и обучающихся в значительных мероприятиях – используется для установления связи между поколениями, для передачи
3682365111760духовного опыта.
Т. С. Лемаева читает стихотноврение М. Джалиля «Варварство» М.Джалиля
Оформление
Специальная группа ребят занималась оформительской деятельностью: подбирала цитаты из стихов поэта, находила аналоги их на татарском языке, распечатывала их, оформляла стенды. Параллельно шел подбор иллюстративного материала: фотографий поэта, его семьи, документальных фото, писем. Все это нашло отражение на стендах, в подготовленной презентации «Цветы любимому поэту».
Музыкальное сопровождение
Обучающие были ответственны и за музыкальное сопровождение мероприятия. Подбирались песни на татарском языке на стихи М. Джалиля. Долго и трудно шел поиск аудиозаписи оперы Н. Жиганова «Алтынчеч», либретто к которой написал Джалиль. Одну из арий оперы иллюстрировало слайд-шоу картин художника Булата Гильванова из его серии «Легенда о принцессе Алтынчеч».
На 1 концерт П. И. Чайковского в исполнении С. Рихтера (дирижер Г. фон Караян) было создано слайд-шоу «Варварство» (на стихи М. Джалиля).
Иллюстративный материал к
слайд-шоу «Опера «Алтынчеч»
3733800463550-489585177800
15240269240

Звучит татарская народная песня

Связь с общественностью
Проведение мероприятия предварительно обсуждалось с представителями Ульяновской областной татарской национально-культурной автономии, в частности, с председателем - Р. Сафиным, председателем татарской автономии Засвияжского района Ф. Шакуровой.
Методическую помощь оказал кабинет национальных проблем ИПК ПРО, методист кабинета – Нурмухаметова Н. С.
26727153175Нурмухаметова Н. С.
рассказывает о
М. Джалиле


Главный редактор Ульяновской областной газеты «Эмет» И. Халимов выразил заинтересованность в материале. Репортаж Р. Халимовой был опубликован 4 апреля 2011 г.

План – конспект внеклассного мероприятия
«Цветы любимому поэту»
«ЧӘчӘклӘр яраткан шагыйрьебезгӘ»
(по творчеству поэта Мусы Джалиля)
Цели и задачи:
Знакомство обучащихся с творчеством выдающегося татарского поэта Мусы Джалиля, его жизнеутверждающими стихами, героической судьбой.
Способствовать формированию поэтического общения, умения говорить на родном языке, используя его литературные возможности.
Способствовать воспитанию у обучающихся:
уважения к личности поэта-героя;
чувства патриотизма;
чувства гордости за свой язык и свою культуру – у детей с
татарскими корнями;
уважения к культуре других народов (толерантности) – у детей, не говорящих на татарском языке.
Оборудование, материалы: живые цветы, портрет М. Джалиля, фотографии, выставка книг поэта, мультимедийная презентация, слайд-шоу, открывок из фильма «Моабитская тетрадь», плакаты с цитатами и высказываниями поэта на русском и татарском языках, стенды с материалом о биографии и творчестве поэта.
Форма проведения: творческий вечер
Место проведения: учебно-технический центр BOSCH ПУ №2
Ведущие: 20 группа Халиуллова Эльвира,
Галиева Галия;
Чтение стихов: 18 группа Исаева А., Камалова Л., Демьяненко Н.;
5 группа Немов Е.;
2 группа Барышников А.
Гости мероприятия: Шакурова Фавзия Ахметовна, председатель
татарской национально-культурной автономии
Засвияжского района г. Ульяновска;
Нурмухаметова Надия Сингатовна, методист
кабинета национальных проблем ИПК ПРО;
Рузия Халимова, корреспондент Ульяновской
областной татарской газеты «Эмет».
Ход мероприятия
Вступительная часть.
(На экране портрет М. Джалиля)
Слово преподавателя
У каждого поколения есть свои идеалы, свои герои. Но есть герои на все времена. Их чтут, им поклоняются всегда, они являются образцом для подражания. Их имя стало легендой. Одним из таких героев стал советский татарский поэт Муса Джалиль, 105-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Его жизнь – шаг в бессмертие, его смерть – подвиг, его стихи – уроки жизни, наполненные духом патриотизма и отваги.
Враги надели на него оковы,
Но не сумели волю в нём сломить.
                                    Пусть в заточенье он, поэта слово
Никто не в силах заковать, убить…
Сегодня мы чествует имя Мусы Джалиля. Сегодня возлагаем цветы любимому поэту…
(К портрету М. Джалиля возлагаются цветы.Звучит аудиозапись песни на татарском языке «Сагыну» («Тоска»)
на слова М. Джалиля. Исполняет Азат.)Основная часть.
1 ведущий
Если жизнь проходит без следа,В низости, в неволе, что за честь?Лишь в свободе жизни красота!Лишь в отважном сердце вечность есть!Если кровь твоя за родину лилась,Ты в народе не умрешь, джигит.Кровь предателя струится в грязь,Кровь отважного в сердцах горит.Умирая, не умрет герой - Мужество останется в веках. Имя прославляй свое борьбой, Чтоб оно не молкло на устах.
«Мир и мировая литература знают много поэтов, обессмертивших свои имена неувядаемой славой, но таких, как поэт-герой Муса Джалиль, увековечивший свое имя и бессмертными творениями, и смертью, которая сама является подвигом, не так уж много. Вот они: великий Байрон, славный народный поэт Венгрии Петефи, герой Юлиус Фучик и, наконец, Муса Джалиль».
Залилов Муса Мустафович, литературный псевдоним - Муса Джалиль -прославленный татарский поэт-антифашист, Герой Советского Союза, первый лауреат Ленинской премии среди писателей СССР, один из выдающихся сынов нашей страны.
2 ведущий:
(Рассказывает биографию М. Джалиля на татарском языке.)
Татар халкының бөек улы, герой шагыйрь Муса Җәлил (Муса Мостафа улы Җәлилов) 1906 елның 15 февралендә элекке Оренбург губернасы (хәзерге Оренбург өлкәсе Шарлык районы) Мостафа авылында крестьян гаиләсендә алтынчы бала булып дөньяга килә. 1913 елда Мусаның әтисе Мостафа абзый, ишле гаиләсен ияртеп, Оренбург шәһәренә күчә һәм вак-төяк сату эшләре белән шөгыльләнә башлый. 1918 елны ул туган авылына кире кайта һәм бер елдан шунда вафат була.
Муса алты яшеннән авыл мәктәбенә укырга керә, гаилә шәһәргә күчкәч, укуын «Хөсәения» мәдрәсәсендә дәвам иттерә. Мәдрәсә елларында (1914-1917) матур әдәбият әсәрләрен яратып укый, Тукай, Дәрдмәнд, С. Рәмиев иҗатлары белән яыннан таны¬ша, шулар тәэсирендә үзе дә шигырьләр язып, аларны мәдрәсәдәге кулъяз¬ма журналга урнаштыра бара.
Октябрь революциясе җиңеп, илдә совет власте урнашкач, «Хөсәения» мәдрәсәсе Мәгариф комиссариаты карамагындагы урта педагогик белем бирү мәктәбе итеп үзгәртелә. Муса, бу мәктәпнең алдынгы укучыларыннан булып, озакламый шәһәр комсомол оешмасына член булып керә.
1921 елның афәтле җәен М. Җәлил яңадан Оренбург шәһәрендә уздыра. Көзен аны, партиянең губерна комитеты рекомендациясе белән, Оренбург хәрби-партия мәктәбенә урнаштыралар. 1922 елның көзендә М. Җәлил Казанга килә. Башта ул «Татарстан» газетасы редакциясендә эшли, ә 1923 елдан Татрабфакта укый башлый.
1925-1927 елларда М. Җәлил ВЛКСМның Орск өяз комитетында, аннары Оренбург губерна) комитетында инструктор булып эшли! 1927 елда аны комсомолның Бөтенсоюз киңәшмәсенә делегат итеп җибәрәләр. Киңәшмәдә ул ВЛКСМ Үзәк Комитетының татар-башкорт секциясе бюросына член итеп сайлана һәм Мәскәүдә эшләргә калдырыла. Бюроның тапшыруы буенча М. Җәлил беренче татар совет балалар журналларын («Кечкенә иптәшләр» һәм «Октябрь баласы») оештыруда актив катнаша һәм 1932 елның ахырына кадәр («Октябрь баласы» Казанга күчеп, «Пионер каләме» исеме белән чыга башлаганчы) шул журналларның җаваплы редакторы булып эшли. 1929 елда М. Җәлил партия сафына член булып керә.
1933-1934 елларда М. Җәлил Мәскәүдә татар телендә чыга торган «Коммунист» газетасының әдәбият-сәнгать бүлеген җитәкли. 1934 елда шагыйрьнең күп кенә шигырьләрен эченә алган шактый зур җыентыгы («Орденлы миллионнар») басыла һәм шул ук елны «Стихи Мусы Джалиля» исеме белән сайланма шигырьләре беренче мәртәбә рус телендә чыга.
1935 елда Мәскәү дәүләт консерваториясе каршында татар опера театрына профессиональ кадрлар әзерләү өчен Татар опера студиясе оештырылгач, М. Җәлилне шунда әдәби бүлек мөдире итеп эшкә чакыралар. 1938 елда студиядә укуын тәмамлап Казанга кайткач та М. Җәлил опера театрының әдәби бүлек җитәкчесе булып эшләвен дәвам иттерә.
М. Җәлилнең 1934-1941 еллар арасында язган лирик шигырьләре, җырлары, «Хат ташучы» (1938), «Алтынчәч» кебек поэмалары сугышка кадәрге татар совет поэзиясенең үзенчәлекле бер казанышы буларак тәкъдир ителәләр.
1941 елның июль аенда М. Җәлил армиягә алына. Башта ул Казан гарнизоны хәрби частендә рядовой кызылармеец булып хезмәт итә, аннары Курск өлкәсендәге политработниклар әзерли торган алты айлык курсларга укырга җибәрелә. Курск өлкәсенә фашист гаскәрләре якынлашкач, курслар Татарстанның Минзәлә шәһәренә эвакуацияләнә. 1941 елның декабрендә курсларны тәмамлагач, өлкән политрук М. Җәлил Мәскәү аша фронтка китә (февраль, 1942), Ул Төньяк-көнбатыш фронтта чыга торган «Отвага» исемле газетаның алгы сызыктагы хәрби корреспонденты итеп билгеләнә. 1942 елның июнендә Волхов юнәлешендә барган канлы сугышлар вакытында, аларның часте чолганышта калып, М. Җәлил каты яраланган хәлендә дошман кулына эләгә. Шул көннән патриот шагыйрьнең фашист тоткынлыгындагы газаплы һәм героик тормыш этабы башлана.
М. Җәлил һәм җәлилчеләрнең, яшерен оешма төзеп, фашизмга каршы алып барган героик көрәше, каһарманлыклары турында дистәләрчә китаплар - романнар, повестьлар драма әсәрләре һәм поэмалар язылган, кинофильмнар төшерелгән. Иң мөһиме: Җәлил һәм аның иптәшләре ахыргы сулышларына кадәр ватан алдында турылыклы булып калалар һәм фашизмга каршы көрәштә тиңдәшсез рухи ныклык, батырлык үрнәге күрсәтәләр.
1944 елның февраль аенда Җәлилгә һәм аның көрәштәшләренә Дрезденда суд була. Фашистик хәрби суд аларны, «дәүләткә каршы җимерү эше» алып баруда гаепләп, үлем җәзасына хөкем итә. Шул елның 25 августында Плетцензее төрмәсендә унбер җәлилченең гомере өзелә.
1956 елның 2 февралендә СССР Верховный Советы Президиумы Указы белән Муса Җәлилгә Ватан сугышы чорында күрсәткән тиңдәшсез ныклыгы һәм батырлыгы өчен Советлар Союзы Герое исеме бирелде, ә әсирлектә тудырган поэтик иҗаты - бөтен дөньяга мәшһүр «Моабит дәфтәрләре» Ленин премиясенә лаек булды.
«Моабит дәфтәрләре» - Җәлил поэзиясенең иң югары ноктасы. Моабит шигырьләрендә шагыйрьнең шәхси образы, кичерешләре, фәлсәфи уйланулары аша кеше рухының бөеклеге, куркусызлыгы, гуманистик табигате, гаделлек һәм хаклык тантанасына якты ышанычы, туган иленә, туган халкына чиксез мәхәббәте гаҗәеп зур эмоциональ көч һәм сәнгатьчә камиллек белән гәүдәләнә.
1 ведущий:
В просторах оренбургских степей затерялась небольшая татарская деревня Мустафино. Зимой ее чуть не до крыш заносит сугробами. Летом немилосердно палит солнце. Здесь 15 февраля 1906 года родился Муса Джалиль. Он был шестым ребенком в семье крестьянина Мустафы Залилова.
Как и все крестьянские дети, он бегал босиком по росистой траве, пас гусей, ходил в ночное, купался в речушке Неть, протекавшей неподалеку от деревни. Очень любил сказки бабушки Гильми. Это были сказки про дива, про его подземное царство с семью запорами и храброго батыра, побеждающего злые силы. В детстве Муса очень любил слушать протяжные татарские песни, которые пела его мать Рахима-апа. Не случайно в его поэтическом наследии много стихов-песен: «Песня молодости», «Споемте, друзья», «Песня девушки», «Мои песни». Особенно в его семье ценилась народная песня. Все это - от матери: она была лучшей певуньей в селе, знала множество песен и сама сочиняла их.
(Звучит татарская народная песня «Соловушка» в исполнении обучающихся)
2 ведущий:
Рано проснулась у Мусы тяга к знаниям. Ему не было еще и шести лет, когда он стал проситься в школу. Раз отругал его отец, Мустафа-абзы, другой, хотел уже взяться за ремень, но тут вмешалась мать.— Оставь, отец, — сказала она. — Ребенок не озоровать, а учиться просится. Может быть, светлой головой одарил его Аллах...
Поворчал Мустафа-абзы, но все же взял Мусу за руку и отправился в школу. В те годы все четыре класса сельского медресе занимались в одной комнате. Муса быстро научился читать, писать и считать, стал заниматься с четвероклассниками. Муса увлекся музыкой, затем рисованием. Но, пожалуй, самым сильным и постоянным увлечением его стало чтение. В библиотеке «Белем» Муса пропадал вечера напролет.
1ведущий:
Впечатлительный, не по годам начитанный, Муса рано начал писать стихи. Они были простые, наивные: про весеннее солнышко, речку, гусей, про природу родной деревни. Ему было всего 9 лет.
В годы гражданской войны Муса рвется на фронт защищать Советскую власть. Но его не берут: маленький, щуплый, он выглядит совсем мальчишкой. Тогда Муса, всегда кипучий, деятельный, становится комсомольцем - признанным вожаком сельской молодежи.
2 ведущий:
В 13 лет его стихи напечатала газета «Кызыл Йолдыз» («Красная звезда») за подписью « Кечкене Джалиль» («маленький Джалиль»).
1 ведущий:
Если б саблю я взял, если б ринулся с ней, Красный фронт защищая, сметать богачей. Если б место нашлось мне в шеренге друзей, Если б саблей лихой я рубил палачей...
Если б грудь обожгло мне горячим свинцом,Если пуля засела бы в сердце моем,Если б смерть, не давая подняться с земли,Придавила меня кулаком, —
Я бы счастьем считал эту гибель в бою,Славу смерти геройской я в песне пою.Друг-рабочий, винтовку возьми — и в поход!Жизнь отдай, если надо, за волю свою.
Его первые стихи революционные, такие же «красные», как молодое Советское государство: "Красное войско", "Красный путь", "Красная ромашка", "Красная сила", "Красный богатырь". Сегодня трудно нам осознать, но в те времена люди верили в высокие идеалы коммунизма, в чистоту чувств, искренность, стремление служить своему народу. Таким был молодой Джалиль.
2 ведущий:
(Читает стихотворение «Кызыл ромашка» («Красная ромашка») на татарском языке.)
КЫЗЫЛ РОМАШКАИртәнге таң нурыннанУянды ромашкалар.Елмаеп, хәл сорашып,Күзгә-күз караштылар.Назлады җил аларныТибрәтеп ак чукларын,Таң сипте өсләренәХуш исле саф чыкларын.Чәчкәләр, кәефләнеп,Җай гына селкенделәр.Һәм кинәт шунда гаҗәпБер яңа хәл күрделәр.Ерак түгел моңаепУтыра ромашка кызы,Тик чуклары ак түгел,Кан шикелле кып-кызыл.Ромашкалар бар да ак,Аерылмый бер-береннән;Ничек болай берүзеУл кызылдан киенгән?Әйттеләр: «Син, сеңелкәй,Ник үзгәрдең? Нишләдең?Нигә кызыл чукларың?Нидән алсу төсләрең?»Әйтте кызыл ромашка:«Төнлә минем янымаЯтып батыр сугышчыАтты дошманнарына.Ул берүзе сугыштыУнбиш укчыга каршы;Чигенмәде, тик таңдаЯраланды кулбашы.Аның батыр ал каныТамды минем чукларга.Минем кызыл күлмәгемБик охшады Чулпанга.Егет китте, мин калдымКанын саклап чугымда,Көн дә аны сагыныпБалкыйм мин таң нурында».1 ведущий:.
В 1927 году Муса Джалиль поступает в Московский государственный университет. Он знакомится со многими видными советскими поэтами: А.Жаровым, А.Безыменским, М.Светловым. Слушает в Политехническом музее В.Маяковского. Свои стихи он посвящает комсомолу, молодежному движению.
2 ведущий:
По окончании университета Муса Джалиль работает редактором детского журнала «Октябрь баласы» («Октябренок»), в центральной татарской газете «Коммунист». Как журналист Муса постоянно разъезжает по стране. Его интересует все, что происходит: он пишет о Сталинградском тракторном заводе, Московском метрополитене, о большевистских темпах первых пятилеток. Товарищи поражались его неуемной энергии, широкой эрудиции, меткости и бескомпромиссности суждений.
1 ведущий:
Из воспоминаний жены поэта - Амины Джалиль:
«Семь предвоенных лет, наиболее творческих лет Мусы, мы прожили очень дружно, в согласии. Чулпан доставляла нам обоим много радости. Нашему счастью, казалось, не будет конца. Джалиль был очень тонким, чутким. Жизнерадостный, неутомимый, он любил посмеяться, пошутить, любил веселые компании, долгие вечерние беседы. И при всей своей нежности и мягкости, легко ранимой открытости, умел быть ровным, спокойным, постоянным.   Он так и остался юным, молодым в дружбе, в товариществе, научился строить дружбу на чистой основе, строить ее надолго. Джалиль жил широко, открыто, щедро раздавая окружающим богатства своей души».
Пускай на всем, что совершаешь ты,
Проступит след душевной чистоты:
Ведь сила не во внешности твоей,
А только в человечности твоей.
Жить бесполезно - лучше уж не жить,
На ровном месте кочкою служить.
Свети потомкам нашим, как маяк,
Свети, как человек, а не светляк.
Железо не ржавеет от труда,
И глина обожженная тверда,
Оценит мужа по делам народ,
Героя не забудет никогда.
2 ведущий:
В 1935 году Мусу Джалиля назначили заведующим литературной частью татарской студии при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. А в декабре 1938 года в Казани открыли оперный театр, который ныне носит имя Мусы Джалиля. Поэт стоял у истоков его создания. Джалиль написал либретто к первым операм: «Девушка – рыбачка» и «Алтынчеч». Либретто – это текст к опере. Музыку к ним создал известный композитор Назип Жиганов.
Джалиль был поражен древней легендой о золотоволосой девушке Алтынчеч - принцессе Волжской Булгарии. В 1222 году, когда монгольская армия напала на ее родину, Алтынчеч и еще сорок ее подруг взяли в руки оружие, чтобы отстоять свою землю. Все красавицы-девушки погибли, а их героическая смерть осталась в памяти народа и отразилась в красивой легенде. Ее и опоэтизировал Джалиль. Послушаем арию из оперы «Алтынчеч».
(Звучит ария из оперы Н. Жиганова «Алтынчеч».Демонстрация слайдов «Алтынчеч») 1 ведущий:
12 июля 1941 года состоялась премьера легендарной оперы «Алтынчеч». А враг уже направил свой молниеносный удар на нашу державу - 22 июня фашистская Германия напала на Советский Союз. Тем не менее премьера оперы о борьбе за независимость состоялась. Когда смолкли последние звуки оркестра, под бурные аплодисменты на сцену поднялись создатели бессмертного творения – Муса Джалиль и композитор Назип Жиганов. На следующий день они уходили на фронт.
2 ведущий:
Из письма дочери Чулпан. 28 февраля 1942 г.
«Милая моя Чулпаночка!
Наконец поехал на фронт бить фашистов-мерзавцев. Ты, наверное, в кино бываешь и видишь, как наши бьют и гонят с нашей земли фашистов. Вот так я тоже буду воевать. Когда совсем их выгоним и победим, я приеду. Будем праздновать твой день рождения. Я собирался сделать тебе очень хороший подарок, приеду, сделаю.
Ну, пока, дорогая, до свидания! Я уже сажусь в вагон. Крепко целую
Я поехал на фронт в Ленинград. Папа.»1 ведущий:
Военкор Джалиль работал в газете «Отвага». Часто бывал на передовой, собирая необходимый материал. За день проходил по 25—30 километров.
“ Моя жизнь сейчас проходит в боевой обстановке и в кропотливой работе и походе. Поэтому сейчас ограничиваюсь фронтовой лирикой, а за большие вещи возьмусь после победы, если останусь жив”- писал Джалиль с фронта.
Но именно в эти трудные фронтовые будни поэтом написаны прекрасные стихотворения, многие из которых были посвящены любимым жене и дочке Чулпан.
(Чтение стихотворения “Прощай, моя умница”.)
ПРОЩАЙ, МОЯ УМНИЦА
Прощай, моя умница. Этот привет
Я с ветром тебе посылаю.
Я сердце тебе посылаю свое,
Где пламя не меркнет, пылая.

Я видел тебя, покидая Казань,
Кремлевские белые стены,
Казалось -- с балкона ты машешь платком,
И облик твой гас постепенно.
Казалось, ты долго мне смотришь в лицо
Блестящим взволнованным взглядом,
И я, утешая тебя, целовал,
Как будто со мною ты рядом.
Родной мой дружок, я покинул тебя
С надеждой горячей и страстной.
Так буду сражаться, чтоб смело в глаза
Смотреть нашей родине ясной.
Как радостно будет, с победой придя,
До боли обняться с тобою!
Что может быть лучше? Но я на войне,
Где может случиться любое.
Прощай, моя умница! Если судьба
Пошлет мне смертельную рану,
До самой последней минуты своей
Глядеть на лицо твое стану.
Прощай, моя умница! В смертный мой час,
Когда расставаться придется,
Душа, перед тем как угаснуть навек,
Сияньем былого зажжется.
В горячих объятьях утихнет озноб,
И я, словно воду живую,
Почувствую на помертвелых губах
Тепло твоего поцелуя.
И, глядя на звезды, по милым глазам
Смертельно томиться я стану,
И ветра ладони, как руки твои,
Прохладою лягут на рану.
И в сердце останется только любовь
К тебе и родимому краю,
И строки последние кровью своей
О ней напишу, умирая.
Чтоб нашего счастья врагам не отдать,
Тебя я покинул, родная...
Я -- раненый -- грудью вперед упаду,
Дорогу врагу преграждая.
Спокоен и радостен будет мой сон,
Коль жизнь подарю я отчизне,
А сердце бессмертное в сердце твоем
Забьется, как билось при жизни.
Прощай, моя умница. Этот привет
Я с ветром тебе посылаю,
Я сердце тебе посылаю свое,
Где пламя не меркнет, пылая.
1 ведущий:
Между тем обстановка на Волховском фронте еще более осложнилась. Вторая ударная армия, в рядах которой сражался Джалиль, была отрезана от остальных соединений советских войск. В тяжелых условиях окружения, когда не хватало боеприпасов и давно были съедены последние сухари, Муса сохранял спокойствие и выдержку. А еще…
Все – таки он был настоящий поэт. Чтобы поддержать слабеющие силы товарищей, он научил их, как в детстве, добывать березовый сок.
(Демонстрация слайдов презентации «Березовый сок» .)
1 ведущий:
В одном из писем другу Гази Кашшафу с Волховского фронта Джалиль упоминает свою “Балладу о последнем патроне”. Мы не знаем содержания этого произведения, но, по-видимому, речь в нем шла о последнем патроне, который политрук Джалиль на крайний случай берег для себя. Но все сложилось иначе. Тяжело раненный, оглушенный взрывной волной, он попал в руки врага. Джалиль тяжело переживал позор плена.
(Чтение стихотворения «Прости, Родина!»)
ПРОСТИ, РОДИНА!Прости меня, Родина, чье святое Имя не раз повторял я в бою, Прости за то, что с последним вздохом Не отдал я жизнь во славу твою.О нет, я тебя ни на миг не предал Во имя пылинки -жизни моей. Волхов - свидетель: священной присяге Я верен был до последних дней.Не трусил я, видя, как рвутся бомбы, Как сыплются пули свинцовым дождем, Не дрогнул душой, когда кровь и трупы Только и были видны кругом.Хоть сзади и спереди, слева и справа Отрезан был путь, хоть пылала грудь, Облитая кровью, - не лил я слезы, Ослаб, но душой не слабел ничуть.Тень смерти костлявой, неотвратимой Ко мне приближалась, - и думал я: Бери меня, смерть! В ненавистном  рабстве Пускай не окончится жизнь моя!..Но зло надо мною судьба посмеялась, И смерть меня не коснулась, нет... Что мог я поделать, если нежданно В последний миг отказал пистолет?Теперь я в неволе... Каждое утро Гляжу на восток, где заря взошла, И пламя мщенья стихами рвется Из сердца израненного орла.Одна лишь надежда, друзья, что скоро Опять я примкну к рядам боевым Израненным, но не смирившимсяНичем не запятнанным сердцем моим.
2ведущий:
В плену поэт особенно остро осознал силу боевого товарищества. Фашисты обычно пристреливали больных и раненых, устраивали облавы на евреев и политруков. Никто не выдал Джалиля. Товарищи прятали его от гитлеровцев, помогали при переходе из лагеря в лагерь.
Он сам всегда помогал друзьям. Однажды подошел к незнакомому военнопленному. Переломив скудную пайку хлеба, протянул половину.
— Возьми, браток, — сказал. — Все мы тут дети одной семьи.
1 ведущий:
Стремление быть полезным Родине, народу и жгучая ненависть к
фашистам приводят поэта к мысли о создании подпольной организации военнопленных.
В конце 1942 года, получив сокрушительный удар под Сталинградом,
немцы решают использовать военнопленных для борьбы против против Советской Армии. Фашисты создают так называемые “национальные легионы”: армянский, грузинский, татарский. Начинает формироваться легион “Идель — Урал”, куда насильно сгоняли военнопленных из национальностей Поволжья и заставляли их воевать против своих. Джалиль и его товарищи решают сорвать замыслы фашистов, повернуть оружие, вложенное в руки пленных, против самих гитлеровцев. Чтобы обмануть врагов, подпольщикам пришлось для вида дать согласие сотрудничать с немцами, принять на себя клеймо предателей. Нелегко досталось Джалилю и его друзьям такое решение.
(Демонстрация отрывка из фильма Л Квинихидзе «Моабитская тетрадь», 1968г., СССР.)
1 ведущий:
Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: “Изменник он! Родину предал”, —
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если любят меня.
Я взял автомат и пошел воевать,
В бой за тебя и за Родину-мать.
Тебе изменить? И отчизне своей?
Да что же останется в жизни моей?
2 ведущий:
Подпольщики стали работать в типографии, распространяли среди пленных сводки советского радио, печатали листовки, готовили восстание. Джалиль, разъезжая по лагерям для военнопленных, вербовал новых членов подпольной организации. Но фашисты догадались о ее существовании. Им удалось напасть на след подпольщиков. Джалиль и его товарищи были арестованы . Брошенный в каменный мешок Моабитской тюрьмы, скованный по рукам и ногам, но не сломленный духом, Муса не прекратил борьбы. Теперь у него осталось единственное оружие — слово.
1 ведущий:
Порой душа бывает так тверда,
Что поразить ее ничто не может.
Пусть ветер смерти холоднее льда,
Он лепестков души не потревожит.
Улыбкой гордою опять сияет взгляд,
И, суету мирскую забывая,
Я вновь хочу, не ведая преград,
Писать, писать, писать не уставая.
Пускай мои минуты сочтены,
Пусть ждет меня палач и вырыта могила,
Я ко всему готов. Но мне еще нужныБумага белая и черные чернила!
2 ведущий:
Сколько остается еще жить? Месяц, два? Ныло избитое на допросах тело, не слушались пальцы (гестаповец несколько раз прошелся по ним каблуками сапог). Перебитая следователем левая рука неправильно срослась. Стоило, забывшись, неловко пошевелить ею, как в голову и в плечо отдавала острая боль. Гестаповские палачи не зря считались мастерами своего дела. Железными прутьями, просунутыми в резиновые шланги, они отбили ему почки.
1 ведущий:
Но он продолжал писать. Как раздобыть хоть немного бумаги — вот что беспокоило его больше всего. В камере появился новый заключенный — бельгиец Андре Тиммерманс. Он подарил Джалилю несколько листков почтовой бумаги: бельгийцам разрешали писать письма домой. Из этой бумаги Муса сшил себе маленький блокнот. Так появились знаменитые «Моабитские тетради», куда вошло 125 стихотворений Джалиля, пронизанных и тяжестью неволи, и жгучей тоской по свободе, и болью любящего и страдающего сердца.
Тиммерманс после своего освобождения из лагеря передал эти самодельные тетради со стихами на Родину Мусы. В 1957 году за этот лирический дневник, запечатлевший переживания поэта-узника, Джалилю было посмертно присвоена Ленинская премия. Ещё одну тетрадку передал в Союз писателей Татарии бывший военнопленный Н Терегулов.
            На последней странице одного из блокнотов М.Джалиль обращается к «другу, который умеет читать по-татарски и прочтёт эту тетрадку: «Это написал известный татарскому народу поэт Муса Джалиль. Испытав все ужасы фашистского концлагеря, не покорившись страху сорока смертей, был привезён в Берлин. Здесь он был обвинён в участии в подпольной организации…и заключён в тюрьму. Его присудят  к смертной казни. Он умрёт. Но у него останется 115 стихотворений, написанных в заточении. Он беспокоится о них. Если эта книжка попадёт в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги их и после войны сообщи в Казань, выпусти их в свет как стихи погибшего поэта татарского народа. Это - моё завещание»
2 ведущий:
Сколько строк, образов, невысказанных мыслей и замыслов теснилось в его голове! Кто бы поверил, что именно сейчас, когда жить осталось считанные недели, а может, и дни, он переживал небывалый творческий подъем. Поэт сознавал, что так, как сейчас, он еще никогда не писал, словно только в тюрьме он понял, наконец, как надо писать. Он спешил. Надо было спешить, чтобы оставить обдуманное и накопленное людям, а не унести с собой в могилу.
1 ведущий:
В заточении поэт создает самые глубокие и совершенные произведения. Их можно назвать подлинными шедеврами советской поэзии. Вынужденный экономить каждый клочок бумаги, поэт записывал в «Моабитские тетради» только то, что до конца выношено, выстрадано. Война уготовила Джалилю тяжелейшие испытания. И на этом рубеже поэт не согнулся, не растерялся. «Моабитскими тетрадями» Джалиль как бы отлил вечный памятник человеку, историей призванному спасти мир от черной свастики.
(Чтение стихотворения «Палачу»)
ПАЛАЧУ
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час -- умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.
Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей.
За это, возвратясь, я попрошу прощенья,
Колена преклонив, у родины моей.
1 ведущий:
Одно из сильнейших стихотворений «моабитского цикла» - «Варварство».
(Чтение стихотворения «Варварство».Демонстрация слайдов. Звучит 1 концерт П. И. Чайковского.)1 ведущий:

Чуткую, утреннюю тишину нарушил стук кованых сапог.
Медленно, с раздирающим душу скрежетом раскрылась плохо смазанная дверь... Заключенные сразу поняли, что их час настал. Среди группы осужденных был и Муса Джалиль. В дверях соседней камеры он увидел знакомого итальянца и спокойно приветствовал его “своим обычным “салям”. Итальянец на всю жизнь запомнил это татарское приветствие.
Муса Джалиль был казнен 25 августа 1944 года, в 12 часов 18 минут.


2 ведущий:
Из воспоминаний католического священника Г. Юрытко, который неоднократно беседовал с поэтом перед его смертью:
“Я помню еще поэта Мусу Джалиля. Я посещал его как католический священник, приносил ему для чтения книги Гете и научился ценить его как спокойного, благородного человека. Его товарищи по заключению в военной тюрьме Шпандау очень уважали его.”“Умный, приветливый, воспитанный, высокообразованный и, несмотря на ожидание близкой смерти, державший себя очень спокойно, он оставил у меня чрезвычайно хорошее впечатление”.
1 ведущий:
Да, Джалиль оказался на сцене истории лицом к лицу с фашизмом. Все вокруг него было черно. И тем большего уважения заслуживает то беспримерное мужество, с каким Поэт встретил свой смертный час...
(Чтение стихотворения «Мои песни» на русском и татарском языке.)
МОИ ПЕСНИ
Песни, в душе я взрастил ваши всходы, Ныне в отчизне цветите в тепле. Сколько дано вам огня и свободы, Столько дано вам прожить на земле!
Вам я поверил свое вдохновенье, Жаркие чувства и слез чистоту. Если умрете - умру я в забвенье, Будете жить - с вами жизнь обрету.В песне зажег я огонь, исполняя Сердца приказ и народа приказ. Друга лелеяла песня простая. Песня - врага побеждала не раз.Низкие радости, мелкое счастье Я отвергаю, над ними смеюсь. Песня исполнена правды и страсти -Тем, для чего я живу и борюсь.Сердце с последним дыханием жизни Выполнит твердую клятву свою: Песни всегда посвящал я отчизне, Ныне отчизне я жизнь отдаю.Пел я, весеннюю свежесть почуя, Пел я, вступая за родину в бой. Вот и последнюю песню пишу я, Видя топор палача над собой.Песня меня научила свободе, Песня борцом умереть мне велит. Жизнь моя песней звенела в народе,Смерть моя песней борьбы прозвучит.26 ноября 1943
ҖЫРЛАРЫМҖырларым, сез шытып йөрәгемдәИл кырында чәчәк атыгыз!Күпме булса сездә көч һәм ялкын,Шулкадәрле җирдә хаккыгыз!
Сездә минем бөтен тойгыларым,Сездә минем керсез яшьләрем.Сез үлсәгез, мин дә онтылырмын,Яшәсәгез, мин дә яшәрмен.Мин кабыздым җырда ялкын итепЙөрәгем һәм хаклык кушканны.Җырым белән дусны иркәләдем,Җырым белән җиңдем дошманны.Алдый алмас мине түбән ләззәт,Вак тормышның чуар пәрдәсе,Шигъремдәге чынлык, ут һәм сөю —Яшәвемнең бөтен мәгънәсе.Үлгәндә дә йөрәк туры калырШигъремдәге изге антына.Бар җырымны илгә багышладым,Гомремне дә бирәм халкыма.Җырлап үттем данлы көрәш кырын,Җырлап килдем тормыш языма.Соңгы җырым палач балтасынаБашны тоткан килеш языла.Җыр өйрәтте мине хөр яшәргәЬәм үләргә кыю ир булып.Гомрем минем моңлы бер җыр иде,Үлемем дә яңрар җыр булып.
1 ведущий:
Из письма жене Амине:
"Родная, я не боюсь смерти. Это не пустые фразы. Когда мы говорим, что мы смерть презираем, это на самом деле так... Когда приходит мысль о смерти, то думаешь так: есть еще жизнь за смертью (надгробная жизнь), не та "жизнь на том свете", которую проповедовали попы. Мы знаем, что этого нет. А вот есть жизнь надгробная, после смерти, в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, то этим я заслужил эту другую жизнь - "жизнь после смерти"... Цель-то жизни в том и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать..." 
(Чтение стихотворения «Дороги» русскими детьми на татарском языке)
ЮЛЛАРЮллар, юллар! Мине, туган йорттанАерып, ерак алып киттегез.Җитәр инде, озак кунак булдым,Хәзер кире өйгә илтегез.Бик сагындым таныш кырларымны,Урманымны, күпер башымны,Бик сагындым мине өзелеп сөйгәнНечкә билем, кара кашымны.Көн яңгырлы иде мин,киткәндә,Карап калды боегып сердәшем,Юешләтте аның керфекләренЯңгыр түгел, назлы күз яше.Читен дә соң читкә киткән чакта,Ярты җаның калса өзелеп!Ярый әле, сөю белән бергәБар йөрәктә корыч түземлек.Юллар, юллар! Сез бит барыгыз даМенә шундый каты, аяусыз!Я, әйтегез, кемнәр үтте сездән,Салындыгыз башлап каян сез?Минем кебек кайсы шашкын йөрәкБеренче кат шуннан атлады?Кемне шулай өмит, дәртләндереп,Еракларга илтеп ташлады?Беләм, дәртләр ташый, безне шулайЯшьлек куша кыдырып йөрергә!Сезне, юллар, аяк эзе түгел,Йөрәк хисе салган бу җиргә.Кая гына ләкин китсәк тә без,Сукбайлыкка яшьли салышып,Шул юллардан кире алып кайтаТуган йортка йөрәк сагышы.Юллар, юллар! Мине, илкәемнәнАерып, ерак алып киттегез.Яна дәртләр, яңа хисләр беләнСөйгәнемә кире илтегез.
Заключительная часть.
1 и 2 ведущие поочередно:
ПАМЯТЬ
Именем Мусы Джалиля названы: посёлок Джалиль. Республика Татарстан,
Монументальный памятный комплекс на площади 1 Мая. Казань.
Памятники Мусе Джалилю поставлены в городах: Альметьевск, Мензелинск, Москва, Нижневартовск, Санкт-Петербург.
Имя Мусы Джалиля носит Татарский академический государственный театр оперы и балета. Казань.
Подвигу поэта посвящена опера Назипа Жиганова "Джалиль" (1957).
Именем Мусы Джалиля названа школа № 1186. Москва. Здесь установлен памятник поэту.
Мемориальная доска установлена на здании МОУ СОШ № 15. Тобольск.
Мемориальная доска на воротах при въезде в Динабургскую крепость. Даугавпилс, Латвия.
Именем Мусы Джалиля назван кинотеатр. Нижнекамск.
Его именем названа библиотека. Ижевск.
Проспекты и улицы Мусы Джалиля есть во многих городах бывшего СССР.
Именем поэта в 1972 году названа малая планета.
(Звучит аудиозапись песни «Дороги» на слова М. Джалиля.Исполняет Р. Султанов) Слово гостям мероприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Внеклассное мероприятие по творчеству татарского поэта Мусы Джалиля «Цветы любимому поэту. ЧӘчӘклӘр яраткан шагыйрьебезгӘ» стало для всех присутствующих праздником патриота Родины, поскольку Муса Джалиль является олицетворением поэтического и гражданского долга, патриотического духа, несломленной воли и борьбы до конца с фашистскими  захватчиками.
Ребятами был прослежен жизненный и творческий путь замечательного поэта на русском и татарском языках. Более того они поняли, что судьба Мусы Джалиля — это живой пример мужества, убежденности и патриотизма перед лицом вечной борьбы добра и зла. 

Литература по теме
1. Муса Джалиль. Избранное – М.: Художественная литература,1966.
2. Муса Джалиль. Красная ромашка. Казань, Татарское книжное
издательство, 1981.
3. Джалиль, М. Костер над обрывом: Стихи и поэмы. Письма.
Из воспоминаний о поэте / М. Джалиль; [сост. Ч. М. Залилова, С. П. Кошечкин; вст. ст. С. П. Кошечкина]. – М.: Правда, 1987. – 574, [2] с.
4. Ахтамзян А.А. Муса Джалиль в Москве. - М.: Инсан, 2006г.
5. Бикмухаметов Р. Муса Джалиль. Критико-биографический очерк. М.:
Советский писатель, 1957.
6. Воздвиженский, В. Г. «Моабитские тетради» Мусы Джалиля. – М.:
Наука, 1969.
7. Исхак А. Поэт-герой Муса Джалиль.- М.: Знание, 1956 год.
8. Корольков Ю.М. Через сорок смертей. — М.: Молодая Гвардия, 1960.
9. Корольков Ю.М. Жизнь – песня. Жизнь и борьба поэта
Мусы Джалиля.— М.: Госполитиздат, 1959.
10. Мустафин Р.А. По следам поэта-героя. Книга-поиск. — М.: Советский
писатель, 1976.
Интернет-источники1. Биографические страницы жизни Мусы Джалиля. – Режим доступа:
musajalil.narod.ru›bio.htm 2. Биография Джалиля Мусы Мустафовича. – Режим доступа:
BiografGuru. ru› about/ dzhalil/?q=47983. Герой Советского Союза Залилов (Джалиль) Муса Мустафович.- Режим
доступа: warheroes.ru›hero/hero.asp…
Муса Джалиль. Биография. – Режим доступа:
nikkka.ru›3m_dj_biograf.shtml