Литературно-музыкальная композиция «…Все для вас. Посвящается вам» (к 70-летию начала Великой Отечественной войны)


Литературно-музыкальная композиция«…Все для вас. Посвящается вам»(к 70-летию начала Великой Отечественной войны)Аннотация: данное мероприятие призвано продолжить разъяснение учащимся сущности и нравственной значимости для каждого человека таких качеств, как патриотизм и гражданственность, активизировать соответствующие эмоционально-чувственные переживания и выработку взглядов и убеждений, составляющих основу гражданско-патриотического сознания.
Сценарий мероприятия
Введение
Июнь. Рассвет. Река изломом.
Туман над лесом. Тишина.
Снаряд. Разрыв. И с неба громом:
«Сегодня началась война...»
…Толпа растерянно стояла,
Галдели громко пацаны,
Будил всех голос Левитана:
«Без объявления войны...»
Мне скажет кто-то – все не ново,
Давно не та уже страна...
Но в памяти живут три слова:
«Сегодня началась война...»
22 июня 2011 года Беларусь и все передовое человечество вспомнят одну из самых трагических дат мировой истории. На рассвете 22 июня в 4 часа семьдесят лет назад началась Великая Отечественная война. Со слов диктора Левитана, которые перевернули судьбы десятков миллионов людей.
Эта дата – одна из самых печальных дат в нашей истории, навсегда разделившая жизнь страны на две половины: до и после.
Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив мир на Земле и Великую Победу. Именно им мы обязаны тем, что над нами светит солнце и сияет голубое небо. А значит наш долг – помнить о тех суровых днях и героях войны.
Содержание воспитательной работы архитектурно-строительного колледжа по формированию гражданственности и патриотизма личности ориентировано на воспитание у учащихся чувства долга перед народом, Отчизной; осознание необходимости увековечения памяти воинов, павших в Великой Отечественной войне; воспитание личности учащегося–патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны; формирование нравственных ценностей подрастающего поколения; воспитание уважения к своей истории и на развитие творческих способностей учащихся.
Чтец.
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю.
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыщу.
Ведущий 1.
Именно этими словами Николая Когана мы хотели бы начать наш разговор на тему: «…Все для вас. Посвящается вам».

Учащийся.
Заглянём в толковый словарь Даля: «Патриот – тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины».
Ведущий 2.
Попытаемся разобраться в наших мыслях, чувствах, отношениях к этому понятию. Поэтому я сегодня приглашаю вас к свободному микрофону.
Примерные ответы учащихся.
Учащийся 1.
«Патриот – это человек, который любит свою родину, готов её защищать, но вовсе не обязательно с оружием в руках. Знать и принимать историю своей страны, как бы о ней не говорили – это важно, и особенно сегодня»
Учащийся 2.
«Патриот в моём понимании – человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Он сделает гораздо больше, чем человек, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине. Это – настоящий патриотизм».
Учащийся 3.
«Быть патриотом в наше время очень сложно, вокруг много соблазна – погоня за деньгами, приводящая к побегу из страны. Быть патриотом – значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами»
Учащийся 4.
«К сожалению, иногда патриотизм трактуется неправильно. На экране мы видим группы «скинов», которые с твердой уверенностью в своей правоте, забивают до смерти ни в чем не повинных людей другой национальности. «Россия для русских!», «Очистим Россию от черных!» – кричат они… Замечательно, конечно, что в людях есть стремление к тому, чтобы больший процент жителей страны были русские… Но это не значит, что надо истреблять других! Существует море способов… Насилие – худший из них… Знаете, ложь всегда режет слух… Поэтому мне гнусно и яростно, что они прикрываются при этом словом «патриот».
Учащийся 5.
«Наверное, мало кто из нас задавал себе этот вопрос. А почему? Видимо, мы настолько заняты повседневными заботами и проблемами, что не до того. Что сейчас является главным для наших родителей? Дать нам, детям, хорошее образование. А дети сходят с ума по американским фильмам и гордо заявляют: «Мы не патриоты». И не все родители испугаются, услышав эту фразу. А может быть, нечего пугаться? Еще неизвестно, что хотел сказать этим подросток. «Я не люблю свою страну» или «Я хочу жить в богатой и процветающей стране». И все же можно с уверенностью сказать, что русские люди – патриоты. Не напоказ, нет»
Учащийся 6.
«Первое, что приходит в голову, когда заговаривают о патриотизме – Америка. Вот уж кто громко заявляет всему миру, что они патриоты, так это американцы. Патриотизм стал визитной карточкой США. Американцы снимают фильмы на патриотические темы, пишут об этом в прессе»
Учащийся 7.
«Я с такими выводами не согласен «по-моему, это ненормальный или патологический патриотизм. Бомбардировки Ирака из-за, находящегося якобы там оружия массового поражения и Югославии из-за вообще просто так – президент не понравился – это же всё последствия их «патриотизма». Их «патриотизм» не имеет ничего общего с настоящим Патриотизмом, поэтому считаю нам нечему учиться у американцев.
Учащийся 8.
«Искать недостатки надо не в других – в себе. Надо не критиковать и ненавидеть чужое, а делать лучше свое собственное»
Учащийся 9.
«Настоящий патриот, на мой взгляд, должен хотя бы знать историю своей страны. Как можно любить свою Родину, не зная о ней ничего?!! Можно ли считать людей, которые якобы борются за чистоту славянской расы, историю этой самой расы не знают, на их лицах написаны: агрессия и желание драться неважно с кем. Сколько высказываний можно прочитать на заборах… А, наверное, тем «патриотам», которые это пишут, не приходит в голову, что знание родного языка входит в список требований, предъявляемых истинному патриоту. И настоящий патриот не будет орать на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он просто будет молча делать свое дело, тем самым реально помогая стране».
Учащийся 10.
«А я считаю, знание государственной символики – это тоже проявление патриотизма».
Преподаватель.
Разговор можно продолжать долго… Всегда найдутся свои «за» и «против», найдутся и другие трактовки проблемы. В классическом смысле слово «патриотизм» никогда не меняло своего значения.
Вспомним слова А.С. Пушкина: «Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
Обратимся к истории своих предков: в войне против Наполеона патриоты погибали за Россию, в Великой Отечественной войне погибли миллионы патриотов… Они все были готовы на подвиг ради родной земли…
Звучит колокольный звон, и учащийся на фоне этого звучания говорит слова об Александре Невском.
Ведущий 1.
Князь Александр Невский прожил всего 43 года, он стал князем в 16 лет, в 20 – победил шведов в битве на реке Нева, а в 22 года – одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. И было прославлено его имя. А затем он своей осторожной политикой уберег Русь, дал ей окрепнуть, оправиться от разорения. Он – родоначальник возрождения России!
Ведущий 2.
Моя Родина, моя Беларусь в тех людях, которыми она может гордиться…
Звучит музыка Чайковского, на фоне её читают слова об известных деятелях Беларуси.
Учащийся.
Тадеуш Костюшко.
Костюшко Андрей Тадеуш Бонавентура, политический и военный деятель Речи Посполитой, руководитель восстания 1794 г. Национальный герой Беларуси, Польши и США, почетный гражданин Франции.
Родился в 1746 г. в д. Меречевщина Ивацевичского района Брестской области.
В 1776–83 гг. добровольно участвовал в войне за независимость США. В 1784 г. вернулся на родину, с 1789 – в польской армии. В 1794 г. объявлен главнокомандующим вооруженными силами и начальником восстания 1794г. В битве под Мацеевице (1794) был тяжело ранен, попал в плен и заключен в Петропавловскую крепость. После освобождения (1796) выехал в США, в 1798 вернулся в Европу.
Умер в 1817 г. в Швейцарии, перезахоронен в г. Кракове.
Учащийся.
Марк Шагал, белорусский и французский художник. Родился 6 июля 1887 г. в Витебске. Работал в области живописи, станковой и книжной графики, театрально-декоративного, монументального, декоративно-прикладного искусства, скульптуры.
Почетный доктор университета в г. Глазго (Великобритания, 1959). В 1910–14 гг. жил и работал в Париже, с 1914 г. – в Витебске, с 1915 г. – в России. С 1918 г. полномочный представитель по делам искусств в Витебской губернии, основатель Витебского народного художественного училища. В 1922 г. эмигрировал в Париж, с 1941 – в США, в 1947 вернулся в Париж. Умер в 1985 г.
Во Франции создан музей Шагала. В Витебске – Дом-музей, Арт-центр им. Шагала, ему поставлен памятник. Проводятся международные Шагаловские пленэры.
Учащийся.
Жорес Иванович Алферов, российский физик. Родился 15 марта 1930 г. в Витебске. Автор более 500 научных работ.
Академик Российской АН (1991). Иностранный член НАН Беларуси (1995), Академии наук ГДР (1987), Польской АН (1988), Национальной инженерной АН США (1990), Национальной АН США (1990). Почетный доктор Гарвардского университета (1988). С 1990 г. вице-президент Российской АН. Лауреат Ленинской премии (1972), Государственной премии СССР (1984). Лауреат Нобелевской премии (2000).
Учредил Фонд поддержки образования и науки, в основание которого вложил треть полученной им Нобелевской премии. Целью фонда является поддержка фундаментальных исследований в области физики, жизненно необходимых для развития экономики.
Ведущий 1.
Примеры истинного патриотизма можно продолжать…
Звучит начало песни «Священная война».
Ведущий 2.
Я думаю, вы узнали эту знаменитую песню.
Правильно. Это начало Великой Отечественной войны. Песня «Священная война» была написана 24 июня 1941 года. Слова – В. И. Лебедева-Кумача, музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Премьера песни состоялась на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».
Ведущий 1.
Уважаемые ребята и гости! Тема нашего разговора «…Все для вас. Посвящается вам» выбрана не случайно. 22 июня 2011 года исполнится 70 лет со дня начала Великой Отечественное войны – той страшной войны, которая унесла миллионы человеческих жизней…
Фрагмент из фильма о войне.

Ведущий 2.
22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии. Наша страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.
Голос Левитана.
В 4 часа утра, без всякого объявления войны, германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная Война.
Звучит продолжение песни «Священная война».
Чтец 1.
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Чтец 2.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Чтец 3.
Такою все дышало тишиной,
Что вся Земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Преподаватель.
Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества. Гитлеровцы планировали поработить и физически истребить миллионы людей.
Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, готовностью отдать жизнь за Родину мог ее спасти. Уже начало войны показало, что люди готовы, не щадя своей жизни, сражаться за свое Отечество.
Ведущий 1.
На фотографии в газете
Нечетко изображены
Бойцы, еще почти что дети,
Герои мировой войны.
Они снимались перед боем-
В обнимку, четверо у рва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Ведущий 2.
Никто не знает их фамилий,
О них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын, и чей-то милый,
И чей-то ласковый жених.
Они легли на поле боя,-
Жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Ведущий 3.
Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски
Как души рвутся из земли.
...Они прикрыли жизнь собою,-
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
Ведущий 4.
В первые дни войны им было по 17, 18, 19 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100!
Вот она, война!
Ведущий 1.
Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле.
Ведущий 2.
Война ... От Бреста до Москвы 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600. Итого: 2600 км – это если считать по прямой.
Кажется, мало, правда? Самолетом примерно четыре часа, а вот перебежками и по-пластунски – четыре года, 1418 дней.
Ведущий 3.
В Великой Отечественной войне погибло более 27 миллионов советских людей. Представляете, что это значит? Это значит – 20 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый четвертый житель страны погиб.
Ведущий 4.
В Беларуси нет ни одной семьи, которой бы не коснулось пламя войны.
Мы уверены, что у каждого из вас в семье есть родственники, дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки, которые пережили тяжелейшие годы войны.
О своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, рассказывают ребята.
О своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, рассказывают преподаватели.
Чтец 4.
«Когда-нибудь мы вспомним так много, что соорудим самый большой в истории экскаватор, выроем самую глубокую, какая когда-либо была, могилу и навеки похороним в ней войну». (Рэй Брэдбери)
Чтец 5.
То ли мед, то ли горькая чаша,
То ли адский огонь, то ли храм...
Все, что было его, – нынче ваше.
Все для вас. Посвящается вам.
Звенит звонок с урока. Выходят два учащихся с плакатом и скотчем в руках начинают прикреплять к стене плакат, на котором написано: «Да здравствует День Победы. Никто не забыт, ничто не забыто». Работая, юноши разговаривают между собой.
Юноша 1.
Так, ну и чего дальше?
Юноша 2.
Знаешь, чего преподаватель загнула. Рассказывала про Апокалипсис...
Юноша 1.
Про что, про что?
Юноша 2.
Про А–по–ка–лип–сис (произносит по слогам).
Юноша 1.
А что это такое?
Юноша 2.
Получается, что это конец света. Вот смотри (открывает книгу, читает вслух). Апокалипсис – от греческого откровение, весть. У древних христиан это аллегорическое предсказание уничтожения дьявола, победы над сатаной. Нет, это что–то не все.
Юноша 1.
Здесь еще о какой–то войне написано (заглядывая через плечо, читает по книге). «И произошла война на небе».
Оба жужжат, изображая заходы истребителей и воздушный бой.
Юноша 1.
(заглядывает в книгу).
Нет, смотри, картинка не про то.
Юноша 2.
(лицом к зрителям, пожимая плечами, повторяет).
И произошла война на небе.
(хмыкает, и оба уходят).
Шумно вбегает толпа молодых людей. В руках у них атрибуты украшения зала: лестница, разные мелочи, обязательно ведро с цветами. Две девушки входят со старым фотоальбомом в руках.
Первая (любовно вытирая страницу).
И отсюда тоже можно взять фотографию для стенда. А вот это мои бабушка и дедушка.
Вторая.
Какие красивые и молодые. Это они еще не женаты?
Первая.
Ну что ты. У них уже дети были. Это они в Крыму.
Задумчиво, уткнувшись в какую–то книгу, входит солдат. На обложке книги написано: «Э.Манштейн. Утерянные победы». Солдат доходит до стула, глядя в книгу, и садится на него верхом, лицом к зрителям. Оторвавшись от своих мыслей, разглядывает ребят, которые заняты украшением зала.
Солдат.
Ребята, слушайте, что я нашел для вашего стенда. (Командным голосом, немножко изображая фельдмаршала.) Немецкий фельдмаршал Манштейн. «Утерянные победы». 18 мая сражение на Керченском полуострове было закончено... По имеющимся данным, мы захватили около 170 000 пленных, 1133 орудия и 258 танков... Наши войска... сделали невероятное... (Постепенно понижает тон голоса, ужасаясь.) Победоносно была окончена настоящая битва на полное уничтожение Крыма. (Слово «Крыма» произносит потерянным голосом, поднимая глаза на зал.) А вся эта операция называлась (снова поднимает глаза на зрителей и участников, произносит раздельно) «Охота на дроф».
Кто–то из ребят.
А кто такие дрофы?
Другой.
Да птица это такая, у нас в зоопарке есть.
Солдат (с оттенком ужаса).
А у меня в Крыму была тогда куча родственников... «Охота на дроф» (задумывается).
Секундное молчание у всех.
Юноша 3 (раздраженно).
Ребята, да что вы в самом деле развели тут! (напевает «Чижика–пыжика».)
Чижик–пыжик, где ты был?
На войнушке водку пил.
Делает выпад, похожий на выпад карате, с выставленными вперед руками и криком «Кия!». Все молчат.
Юноша 3 (говорит почти извиняющимся тоном).
Ну, напишем мы что-нибудь в эту стенгазету, ведь каждый же год писали. И потом. (Говорит с уверенностью, нажимая на каждое слово, случайно оказавшись под лозунгом «Никто не забыт, ничто не забыто».) Кому все это надо? Все давно про все забыли. У нас уже давно мир, и война давно закончилась.
Очень тихо начинается фрагмент 7–й симфонии Шостаковича: эпизод «Нашествие» (не сначала). На следующем тексте музыка постепенно крепнет.
Солдат (выходя из задумчивости).
Как закончилась? Черчилль во время войны писал в своих дневниках: «Продавайте оружие и немцам, и русским, и пусть они убивают друг друга можно больше». А разве сейчас не торгуют оружием? Как будто весь мир – сплошной полигон!
Музыка Шостаковича явственно слышна в тишине.
Входят, танцуя что-то определенное под музыку, две девушки. Одна играет с длинной красной лентой, то обвивает ее вокруг ног, вокруг талии, то подбрасывает (как в художественной гимнастике), будто неожиданно для самой себя оборачивается вокруг шеи, приподнимая руку с концом ленты вверх, прислушиваясь к музыке, где в этот момент звучат наиболее сильные, высокие музыкальные конструкции оркестра. Музыка напоминает «перемалывание» мелодии. К девушке с лентой в это время бросается вторая девушка, музыка постепенно затихает.
Вторая девушка.
Ты что, сомнешь. Ведь эта лента – выставку открывать. (Солдату, сидящему на cmуле). Ты ступай, приколи там, а я здесь приколю.
Ленту прикалывают невысоко сильно натягивая, так, что она перегораживает помещение на две неравные части, как бы создавая границу. Помещение получается разделенным на три части: треть – зрители, треть – просцениум, треть – возле лозунга, за лентой. Это разделение несет символический смысл. Все, что происходит со стороны лозунга, отнесено к прошлому, просцениум, наоборот, современность. Ребята – участники сцены остаются по краям просцениума, могут сесть на заранее приготовленные стулья, получается как бы две группы зрителей.
Медленно входит Женщина-мать, проходит к центру помещения, к стулу. В руках белые халаты, медсестринские повязки на голову, солдатская каска. Она – в военном плаще защитного цвета, сама одета в белое. Подходит к стулу. Поворачивает его лицом к зрителям, ставит так, что лента оказывается между его передними и задними ножками. Снимает плащ, кладет его на сиденье стула, вешает халаты, повязки, каску на его спинку. Встает лицом к зрителям, спиной к стулу.
Женщина-мать.
Говорят, что война заканчивается, когда похоронен последний солдат, а на полях до сих пор еще находят солдатские кости и черепа.
Есть молчание – ложь...
Ложь – полей тишина,
И разодраны рты в поднимающем зове.
Ямы – рвы, ямы – рты, ямы – взрывы...
Война.
И закаты в тиши, покрасневшей от крови.
Вам спокойно ромашки кивнут наугад,
Колокольчик споет пpo хрустальные росы.
И не знаете вы, что лежит здесь солдат,
Среди боя упавший на серую осыпь.
Есть молчание – ложь,
ложь – полей тишина.
Тишина эта громче любого набата.
В тишине, словно призрак, стояла война,
И ромашки росли через сердце солдата.
Женщина-мать стоит некоторое время. Кто–то из участников приносит ей несколько цветов, которые она кладет на плащ. Кто–то включает музыку. Звучит 3–й вальс ля минор Шопена. Какое-то время Женщина-мать слушает негромко звучащую музыку. К ней из группы участников просцениума подходят несколько девушек. Она дает им белые халаты и повязки на голову. Одеваясь, они, приподняв ленту от одного конца стула, проходят под ней «внутрь» третьей части сцены, к лозунгу, в «прошлое». Музыка звучит.

Женщина-мать (на фоне музыки).
Хорошо бы написать книгу – без всякого сюжета, событий, любовных драм, книгу о человеческом сердце, пульсирующем от движения уходящих и прибывающих поездов. Это была бы грустная книга о встречах, разлуках, о любви...
Голос (на фоне музыки).
Письма, письма!
Музыка прекращается. Вся следующая сцена происходит в «прошлом». Вбегает в зал еще одна Девушка с письмами. Девушки в белых халатах подбегают к ней. Каждая берет письмо и раскрывает. Одновременно звучит музыка Шопена.
Первая медсестра (на фоне музыки).
Здравствуй, любимая. Я с тобой каждую минуту, каждую секунду нашей разлуки...
Голоса следующих медсестер накладываются один на другой, сливаясь в единое «эхо».
Вторая медсестра (берет из рук первой это же письмо, начиная с середины фразы первой, как бы эхом).
Bonjour, mon amour. Je suis avec toi chaque moment...
Третья медсестра (начиная с середины фразы второй).
Hello, my love. I am with you all the time...
Четвертая медсестра (начиная с середины фразы третьей).
Guten Tag, meine Liebe. Ich bin mit dir immer, die ganze Zeit...
Пятая медсестра (начиная с середины фразы четвертой).
Добры дзень, мая каханая. Я заўжды з табой, маё сэрца…
Первая медсестра (на продолжающейся музыке Шопена). Я такая счастливая, что ничего не могу с собой поделать!
Сказала так, словно что–то должна делать с собой, чтобы не чувствовать себя такой счастливой. А что надо делать, когда человек чувствует себя счастливым? Разве что–нибудь надо делать? Наоборот, как раз ничего и не надо делать!
(Некоторое время все слушают музыку до конца.)
Шестая медсестра достает из конверта бумажный квадратик. Все оборачиваются к ней.
Все медсестры (на общем выдохе).
Похоронка!
Медсестра с похоронкой стоит совершенно помертвевшая. Медсестры бросаются к подруге, обнимают, надевают черный платок, успокаивают. Одновременно тихо начинается «Землянка». Звучит только первый куплет песни.
Вдруг раздается плач седьмой медсестры, которая не читала писем. Она стоит, уткнувшись лицом в скрещенные руки, в стену.
Первая медсестра.
Что у нее, кого убили?
Никто не может вспомнить, все пожимают плечами.
Первая медсестра.
Как же мы забыли, кто у нее на фронте? (Подходит к плачущей, протягивает к ней руку.) Что с тобой, что случилось? Успокойся.
Седьмая медсестра (неожиданно вызывающе).
А нет у меня никого на фронте. Ну нету, и все. (Одергивает юбку.) Юбка, видишь, какая страшная. Ну кому я такая нужна!
Протянутая рука первой медсестры падает.
Седьмая медсестра (сложив руки на груди, пританцовывая).
Хороша, я хороша, плохо лишь одета,
Никто замуж не берет девицу за это.
(Падает на колени, бьет себя в грудь, кричит.) Они наших, они моих парней перегубили!
Голос.
Раненые прибыли!
Медсестры бегут за кулисы, выносят раненого. Он бредит по-немецки стихами немецкого поэта. Медсестры окружают раненого, начинают ему помогать.
Седьмая медсестра (не вставая с колен, возмущенно крича).
Что? С фрицем цацкаться? Да добейте вы его!
Шестая медсестра (с похоронкой, оборачиваясь).
Да что ты! Это же Человек!
Все медсестры, неся раненого, уходят из зала.
Женщина-мать (стоя).
Человек, Творец. Гете, Бах, Энштейн, Швейцер...
Кто–то из участников (с просцениума). И таких убивает война?
Начинается музыка Шенберга «Свидетель из Варшавы».
Солдат.
Януш Корчак, польский философ и учитель. Добровольно пошел со своими воспитанниками, еврейскими детьми, в газовую камеру в фашистском гетто.
Кто-то из участников.
Леонгард Франк, немецкий писатель. Прошел концлагерь, пронеся на груди свое самое светлое произведение «Кристина». Умер сразу после освобождения.
Девушка.
Таня Савичева. Маленькая девочка, погибшая в блокадном Ленинграде. До последних минут вела дневник смертей родственников. Последняя фраза в дневнике звучит так: «Все Савичевы умерли. Осталась одна Таня».
Музыка Шенберга постепенно затихает.
Женщина-мать.
Война не может убить тебя, пока ты не стал ее продолжением, ее руками, бэтээрами, снарядами, истребителями.
Солдат.
А если на этот раз война все–таки добилась своего – укоротила тебя, списала!.. Думаешь, война без тебя не обойдется? Надо будет – вполне обойдется. Это ты уже без нее не обойдешься, это другой вопрос!
Женщина-мать.
Война гонится за тобой по пятам, пытаясь поработить тебя. А пусти ты ее в душу, и она захозяйничает там, приторговывая то гранатометами, то судьбами. Она сделает из тебя песчинку Часов Вселенной, отмеряющих время Человечеству.
Кто–то из участников.
Так как же победить войну?
Женщина-мать.
Сохранить Любовь к Человеку в себе.
Кто–то из участников приносит Женщине-матери несколько цветов и кладет на плащ.
Сцена победы. Участвуют все. Крики «Ура! Победа!». Вверх летят косынки медсестер, лента. Граница между «прошлым» и «настоящим» исчезает. Все ликуют, обнимаются.
Входят две девушки.
Первая.
Ты не бойся, ты знаешь, война–то кончилась.
Вторая.
Я не боюсь, только как же мы без войны жить будем?
Солдат вводит в зал слепую бабушку в белом платочке. Она стучит палкой по полу, ищет путь через толпу. Все расступаются.

Бабушка.
Куда ведет эта дорога?
Голоса.
Какая дорога, бабушка, куда ты идешь?
Бабушка.
Поклониться.
Голоса.
Чему поклониться? Кому поклониться?..
Бабушка.
Выстоявшему человеку.
Солдат.
А если кто и убит?
Бабушка.
И тот выстоял. Так где же дорога к храму?
Девушка.
Не знаю, бабушка, куда ведет эта дорога. Пойдем, может быть, вместе отыщем.
Бабушка.
К чему же тогда та дорога, если она не ведет к храму?!
Женщина-мать берет в руки плащ жестом, как держат ребенка. Цветы осыпаются с плаща. Звучит музыка Баха.
Все участники встают полукругом. Когда заканчивается музыка, читают по очереди строки стихотворения Н. Заболоцкого «Завещание».
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.
Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.
О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.
Ведущий 1.
Не нам судить, какой была та или иная война. Наш долг – рассказать о событиях и участниках честно, не унижая и не вознося.
Ведущий 2.
Война, современная или давно прошедшая, – объективное зло. Зло, с которым нельзя мириться и которое нельзя оправдывать ни до, ни после.
Ведущий 3.
Человек – человечность – человечество. Понятийный ряд гуманистического мировоззрения. Масштаб рассматриваемых проблем имеет такое же подразделение. Война – это болезнь мирового масштаба. Вирус бесчеловечности. Мутация, изменяющая души и судьбы прикоснувшихся к ней людей.
Ведущий 4.
Мы смотрим на войну современную, на ее беспечность, и у нас нет оснований подозревать, что в прошлом было по–другому. Человечество не стало ни лучше, ни хуже. История не знает таких критериев. История знает критерий «иначе». Могут измениться формы ведения боя, виды оружия – постоянство смерти останется.
Ведущий 5.
Все вышесказанное верно, однако Великая Отечественная война – случай особый. Это святыня народа, ее пережившего, поэтому следующим поколениям должно учиться и брать пример с поколения военного.
Звучит песня «День Победы».
2011 г.