Конспект урока по литературе на тему Если душа родилась крылатой… ( 11 класс)

МБОУ Андрейковичская СОШ Погарского района Брянской области

Ф. И. О. учителя: Астащенко Татьяна Георгиевна,
учитель русского языка и литературы.
Учебный предмет: литература.
Класс: 11 класс.
Тема урока: «Если душа родилась крылатой »
(по творчеству М. И. Цветаевой)
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Цели:
- обобщить знания о творчестве М. Цветаевой;
- показать сложность, секрет и обаяние цветаевской лирики;
- развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству Цветаевой и к литературе в целом, навыки сотрудничества, совместного поиска, а также навыки выразительного чтения лирического произведения;
-воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуально-групповая.
Форма урока: погружение в поэзию, технология мастерских.
Оборудование:
- портрет М. И. Цветаевой;
- ассоциативные рисунки по творчеству М. Цветаевой;
- компьютерная программа для теоретической разминки;
- «рассыпанные» стихотворения («Рубили рябину», «Красною кистью рябина зажглась», «Вскрыла жилы»);
- диск с фонограммой романса на стихи М. Цветаевой «Мне нравится»;
- выставка печатных изданий по творчеству М. Цветаевой;
- компьютер;
- презентация «Интернет-экскурсия».
.
Опережающее домашнее задание.
В группах:
1. Создать ассоциативный рисунок по творчеству М. Цветаевой, подобрать к нему эпиграф, сделать пояснение.
2. Написать мини-сочинение в жанре эссе на тему: «Марина Цветаева – это»
3. Выучить наизусть одно стихотворение Цветаевой, подготовить его чтение и устный анализ.
4. Повторить стиховедческие термины.
Индивидуальные:
Подготовить экскурсию о жизни и творчестве М. Цветаевой.
2. Подготовить Интернет-экскурсию о жизни и творчестве Цветаевой и сделать мультимедийную презентацию.
Написать мини-сочинение на тему «Мои впечатления о творчестве Марины Цветаевой».


Поэт – это человек, постоянно занятый
выпытыванием у жизни её смысла.
А. Кушнер
Ход урока.
Организационный момент.
2. Создание эмоционального настроя.
Звучит романс на стихи М. Цветаевой «Мне нравится ».
3. Слово учителя. Целеполагание.
Учитель. Этот романс на стихи М. И. Цветаевой стал музыкально-поэтическим эпиграфом нашего урока. «Мне нравится, что вы больны не мной» - сказала поэтесса. А мне не нравится! Не нравится, что на земле есть кто-то, кто не болен Цветаевой. Мне хочется, чтобы вы заболели ею, как заболела я, когда впервые в литературном журнале случайно прочла её стихотворение.
Чтение учителем наизусть стихотворения «Если душа родилась крылатой».
Учитель. Сегодня на уроке я впервые хочу не согласиться с любимой поэтессой, хочу, чтобы мы увиделичто?
(Красоту цветаевской лирики, высокий трагизм её стихов.)
Учитель. Чтобы поняли что?
(Что поэт тем гениальней, чем больше откликов он оставляет в нашей душе.)
Учитель. Чтобы мы гордились чем?
(Что имеем честь говорить на том языке, на котором написала Цветаева.)
Учитель. Чтобы знания, полученные сегодня, были вложены не только в ум, но и куда? (В сердце, в душу.)
Учитель. Что ж, вы сами поставили цель сегодняшнего урока. А теперь в путь.
Разминка. Мотивационный момент урока.
В качестве мотивации могут быть использованы вопросы:
- Зачем мы изучаем стиховедческие термины?
- Что нам это даёт?
- Как знание теории стихосложения помогает понять смысл стихотворения?
Теоретическая часть.
1) Стихотворный размер, построенный на основе трёхсложного, с пропуском одного из безударных слогов:
А) ямб;
Б) дольник;
В) анапест.
2) Зеркальное построение фразы:
А) пуант;
Б) анжанбеман;
В) хиазм.
3) Поэтический жанр «грустная песнь»:
А) элегия;
Б) эпиграмма;
В) эпитафия.
4) Повтор элемента в начале строки, строфы, предложения:
А) аллитерация;
Б) антитеза;
В) анафора.
5) Способ рифмовки ААББ:
А) параллельная;
Б) перекрёстная;
В) кольцевая.
5. Практическая работа.
Учащимся предлагаются цитаты стихотворных произведений. Необходимо определить, иллюстрацией какого выразительного средства они являются.
«Бежит тропинка с бугорка»:
А) сравнение;
Б) метафора;
В) олицетворение.
2) 2Мой невоспитанный стих!»:
А) литота;
Б) эпитет;
В) аллегория.
3) «Чёрный читает чтец»:
А) аллитерация;
Б) ассонанс;
В) звукоподражание.
4) «Имя твоё – птица в руке»:
А) метафора;
Б) оксюморон;
В) метонимия.
5) «Моим стихам, написанным так рано»:
А) дольник;
Б) амфибрахий;
В) ямб.
Учитель. А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете творчество
М. Цветаевой. Проведём стилистический эксперимент «Рассыпанное стихотворение».
Задание: из отдельных слов сложить стихотворение Цветаевой. (Работа в группах.)
Учитель. Что ж вы неплохо справились с заданием, но знаний много не бывает. Если вы хотите знать о творчестве Цветаевой ещё больше, то вам стоит обратиться к соответствующей литературе. Какой? Об этом вам расскажет наш эксперт, который подготовил небольшую экскурсию по печатным изданиям о
М. И. Цветаевой.
Мини-экскурсия.
(Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов,
17 поэм, 8 стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, в том числе и философско-критические этюды. К этому надо добавить большое количество писем и дневниковых записей.
Частично письма Цветаевой были опубликованы в журнале «Новый мир» 1993 года издания.
Чуть раньше, в 1998 году, журнал «Нева» публикует письма Ариадны Сергеевны Эфрон – дочери Цветаевой. Ариадна Эфрон описывает свою нелёгкую жизнь. Там же приведены некоторые уникальные образцы акварельной живописи Ариадны Сергеевны.
В 1994 году в журнале «Новый мир» появляется очень интересная статья о последних днях жизни Марины Цветаевой «Третья версия».
В 2002 году в том же журнале печатают стихи и некоторые короткие поэмы Цветаевой. А в 2005 году выходят сразу две статьи о творчестве поэтессы: «Из любви пешеходов» и «Нецелованный крест» под общим названием «Марина Цветаева на фоне новых изданий». Здесь же публикуется статья Ирины Беляковой «Сын поэта». В ней рассказывается о довольно сложных взаимоотношениях, которые сложились у Марины Цветаевой с её сыном Георгием Эфроном.
Безусловного внимания заслуживает монография Вероники Лосской «Марина Цветаева в жизни». В ней автор рассказывает о сложной судьбе поэтессы. Описывает некоторые детали и нюансы, опираясь на воспоминания Анастасии Цветаевой, сестры поэтессы, и её современников.
Дополнительные сведения о жизни и творчестве Марины Цветаевой мы можем почерпнуть из энциклопедий, таких как «Аванта + » и «Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов», а также из книг: «Русские поэты 20 века» - справочно-биографическое издание под редакцией М. Б. Богуславского и «Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели», автор Ю. М. Каган ).
Учитель. Да, работа проделана большая. Но я предвосхищаю ваш возглас: «Да кто сейчас ходит по библиотекам! В наше время информацию в основном получают из Интернета». Я отчасти с вами согласна и поэтому попросила эксперта в области современных информационных технологий подготовить Интернет-экскурсию, цель которой – представить сайты, посвящённые
М. Цветаевой и представляющие интерес для ценителей её творчества.
Интернет-экскурсия (индивидуальная форма деятельности).
Учитель. Какие стихи Цветаевой вам понравились больше всего?
Чтение стихотворений наизусть (по одному от группы) и обмен впечатлениями (индивидуально-групповая форма деятельности).
Учитель. А теперь давайте представим ситуацию, что вам предложили проиллюстрировать книгу стихов Цветаевой. Причём рисунки должны быть выполнены в символической манере, в какой писала сама Цветаева. Что бы вы предложили?
Выставка ассоциативных рисунков (по одному от группы) и их защита.
Учитель. Как, на ваш взгляд, могла бы выглядеть вступительная статья к томику стихов Цветаевой? Давайте послушаем небольшие эссе (по одному от группы) на тему: «Марина Цветаева – это».
(Эссе. Зачем поэты пишут стихи? Одни пытаются самовыразиться. Другие хотят прославиться. Третьи потому, что не могут не писать. К последним относилась М. Цветаева. Однажды она сказала: «Нужно писать только те стихи, от отсутствия которых страдаешь».
Цветаева – автор , в первую очередь, множества проникновенных, женских откровений – о разлуке, измене, одиночестве- обо всех тонкостях любовных взаимоотношений. Подкупает глубочайшая искренность её творчества. Её произведения наполнены воздухом, цветом, безграничным простором и имеют источник, имя которому – душа поэта.
Творческий путь М. Цветаевой был нелёгок. Поэтесса осознавала свой талант, но не делала ничего для того, чтобы стать известной. Она верила, что время её придёт.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
И вот время её ,наконец, пришло.)
6. Заключительная часть урока. Подведение итогов.
Учитель. Подводя итог сегодняшнего урока, хочу задать вам вопрос: «Вы впустили Цветаеву в своё сердце?» Если это так – значит, цель нашего урока достигнута.
В заключение хочу поблагодарить всех за работу на уроке и предложить послушать романс на стихи Цветаевой «Две песни».
Этап рефлексии (обсуждение плюсов и минусов урока).
- Понравился ли вам урок?
- Что вам понравилось больше всего?
- Кого бы вы хотели поблагодарить? (Чтецов, экскурсоводов)
- Кто вас сегодня больше всех удивил?
Информация о домашнем задании.























Викторина по басням И. А. Крылова

В каком городе баснописцу Крылову поставлен памятник?
Что означает слово «квартет»?
Из каких басен взяты эти строки?
А) Да только воз и ныне там.
Б) Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
В) А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
Г) Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмёт,
То их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
Д) У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем.
Г) Голубушка! Как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Ж) Он порча, он чума, он язва здешних мест!
З) Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Каждый герой басни олицетворяет собой определённые качества. Какие качества олицетворяют Волк, Осёл, Ягнёнок, Лиса?
Многие басни содержат выражения , ставшие пословицами и поговорками. Объясните их смысл:
А) «Слона-то я и не приметил».
Б) «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он Кукушку».
В) «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт».
Г) «На задних лапках я хожу».
Д) « чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Е) «Да только воз и ныне там».
Ж) «рыльце у тебя в пуху».
6. В каких случаях употребляется выражение «демьянова уха»?
Ответы: 1. В Петербурге, в Летнем саду. 2. Музыкальное произведение для четырёх инструментов. 3. А) «Лебедь, Щука и Рак». Б) «Стрекоза и Муравей». В) «Квартет». Г) «Мартышка и очки». Д) « Волк и Ягнёнок».
Е) «Ворона и Лисица». Ж) «Кот и повар». З) « Слон и Моська».



15