Урок Пусть душа останется чиста по произведениям К. Паустовского


Урок русской литературы в совмещенных 5-6 классах.
Тема урока: «Пусть душа останется чиста»
(По произведениям К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» и «Телеграмма»)
Цель урока: определение идейного содержания произведений, авторской позиции, формирование личного отношения к поднятой писателем проблеме; создать условия для проявления познавательной активности учащихся; помочь ученикам понять нравственные уроки произведений, показать неразрывное единство человека и природы.
Задачи урока:
- формировать умения анализировать произведения на основе духовной проблематики, уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль;
- развивать речь, мышление, творческие способности учащихся через применение приемов технологии РКМ;
- воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, милосердия по отношению к окружающим.
Тип урока: урок-размышление.
Метод: проблемный с использованием ИКТ и применением технологии развития критического мышления.
Оборудование: мультимедийная презентация;
- произведения К. Паустовского «Теплый хлеб», «Телеграмма»;
- музыкальное сопровождение;
- бланк телеграммы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Посмотрите друг на друга. Что хочется сделать, когда видишь хорошего человека? Конечно, улыбнуться. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.
2. Эмоциональная подготовка к восприятию материала.
1) Звучит песня «Если добрый ты».
- Я неслучайно начала урок с этой детской песни. В ней есть слова, точно отражающие одну из главных тем произведений К. Паустовского. Да, это тема добра. Как вы понимаете слово добро?
- по словарю С.И. Ожегова
Добро – 1. Все положительное, хорошее, полезное.
2. Имущество, вещи.
- В какой цвет вы бы покрасили добро? (У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зеленые)
- А как бы вы изобразили зло? (Зло всегда бывает страшным, черным)
- Ребята, какие слова у вас ассоциируются со словом добро? Составление кластера.

мама солнце
добро

хорошие мир
поступки


милосердие любовь
3. Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы с вами, ребята, будем размышлять о творчестве писателя, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. Мы будем говорить о добре, о сострадании, а также о холодности и равнодушии, но самое главное о том, какой путь пришлось пройти героям К. Паустовского, чтобы «душа осталась чиста».
- Сообщение темы и целей урока.
- К.Г. Паустовского всегда интересовала жизнь замечательных людей. Но все-таки чаще он писал о людях простых, безызвестных, о которых мы читаем с волнением и трепетом в душе. Сам писатель говорил о своем творчестве: «Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь – наивно, но писать без веры невозможно». Благодаря этой вере все повести, рассказы и сказки Паустовского направляют и поворачивают душу читателя всегда только в одну сторону – в сторону добра.
- Прочтите тему урока и попробуйте сами сформулировать цель нашего урока.
4. Размышления над прочитанными произведениями.
- Я думаю, что произведения, прочитанные дома, не оставили вас равнодушными. Поделитесь своими мыслями, впечатлениями. Перескажите понравившиеся эпизоды. Если вас, действительно, затронули судьбы главных героев произведений, и вы испытали во время чтения сильное волнение, поднимите открытую ладошку.
Спасибо вам за неравнодушие.
1)Проблемная беседа по произведениям с элементами анализа.
- Как вы думаете, ребята, кто является главным героем сказки «Теплый хлеб»? Панкрат? Филька? Конь? Докажите. (Возможно, это Филька. Именно он виновник конфликта, всей интриги)
- Кто же такой Филька? Дадим ему характеристику. (Сирота, мало видел добра, не доверял людям, «Да ну тебя!»)
- Кто же, по-вашему, является главным героем рассказа «Телеграмма»? Катерина Петровна? Настя? Тихон?
- Сможет ли Настя когда-нибудь простить себя? (Нет, Насте всю жизнь придется нести этот тяжелый крест. Она будет корить себя за то, что не писала письма маме, что так редко приезжала к ней, что не смогла проводить ее в последний путь).2)Чтение по ролям. Диалог Фильки и Панкрата. Диалог Тихона и Насти.
3) Работа в группах.
1 группа «За добро плати добром, не будь пустельгой» (цитатная характеристика Насти)
2 группа «Злое дело обязательно надо исправить» (цитатная характеристика Фильки)
Настя Филька
Холод души Пока не поздно Холод души Пока не поздно
«Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек…»,
-«последний раз она приезжала три года назад», «писем от Насти тоже не было, но раз в 2-3 месяца молодой почтарь приносил перевод на 200 рублей»,
-«письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая…»,
- «большие холодные глаза»,
- «письмо матери вызвало у Насти два чувства: облегчение; раз мать пишет – значит, жива; и в тоже время – безмолвный укор».
«Настя старается оправдать себя: «Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!»
- реакция Насти на телеграмму: «Какая Катя?» Настя скомкала телеграмму и нахмурилась.
«Эх ты, сорока!»
«Сольвейг! -«Настя села на скамейку…и горько заплакала»
-«Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка»
-«Мама! Как это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила». - Филька обидел раненого коня. «Да ну тебя! Дьявол!-крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам.»
- «На вас не напасешься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега!» - «Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз».
-«Будешь ты чистый человек, веселый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит».
- «Согласятся!. Я их умолю. Наши ребята – хорошие».
- «не только человеку извинение требуется».
-«Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем его обижать?»
4) Представление работы в группах.
5) Составление Вен – диаграммы. Как связаны герои? Какие поступки совершали?
Настя
-нет полного раскаяния;
- нет искупления вины
Холодность Филька
Равнодушие - искупление вины;
Пустота - благодарность за урок
Нанесение обиды
Осознание вины
Раскаяние
Преодоление себя

- Ребята, как вы думаете тяжело прощать, а просить прощения?
Проблемный вопрос: Прошли ли Настя и Филька испытание на человечность, милосердие? Кто же из героев произведений Паустовского прошел жизненное испытание на милосердие? (Панкрат, Тихон, Манюшка, молодая учительница).
-Это простые люди, которых любил К. Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.
Физминутка. Встаньте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно глазами, используйте только яркие краски. Оно, как солнышко, нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.
6) Ученик выразительно читает начало рассказа «Телеграмма».
- Для чего автор дает пейзажную зарисовку в начале рассказа? (Это эмоциональный фон, который помогает понять трагическое положение главной героини рассказа Катерины Петровны). Расскажите об обитательнице старого дома. Что задело нас, тронуло в ее судьбе? Индивидуальное задание (Прием «Цветок лотоса»).
Живет в селе Заборье. Дом мемориальный, она последняя обитательница его. Отец ее был известным художником. Когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. У нее нет никого родных, кроме дочери Насти, работающей в Ленинграде.
Добрая, страдает от одиночества, но не упрекает дочь, любит ее. Катерина Петровна Постоянно молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле, временами тихо плачет.
Для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница. Не знает, как дожить до утра. Пишет письмо дочери.
7) Давайте проведем исследовательскую работу и выясним, какие художественные средства и приемы К. Паустовский использует, чтобы передать единство чувств человека и природы. Обратим внимание на пейзаж. Какую роль он играет в тексте?
Работа в парах. «Одиночество Катерины Петровны». «Как изменилось настроение природы после злого поступка Фильки?»
(Пейзаж: «Октябрь на редкость холодный, ненастный», «тесовые крыши почернели», «спутанная трава в саду полегла», «над лугами тащились из-за реки, цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи». Одиночество: «В комнате застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар, керосиновый ночник, единственное живое существо в покинутом доме, картины, потускневшие от времени, немытые окна». Настроение природы: «Зима стояла теплая, снег выпадал и тотчас таял. …вода не замерзла, и в ней кружились льдинки», … и тотчас в печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер. А к ночи небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небесному своду, и колючий мороз прошел по деревне. …мороз, озоруя, стискивал толстые бревна в стенах, и они трещали и лопались. Художественные средства: олицетворение (мороз прошел), сравнение (зазеленела, как лед), эпитеты (колючий мороз)- Молодцы, ребята, с заданием справились.
- Игровой момент. Учитель читает стихотворение, а ученики добавляют хором слова.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …(добрый день).
Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим…(извините, пожалуйста).
И в Казахстане, и в Италии
На прощанье говорят…(до свидания).
- Научиться по - настоящему быть добрым, внимательным, милосердным трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках и о сказанных словах. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте.
Я предлагаю вам, ребята, отправить телеграммы своим родителям. Напишите им добрые, теплые слова любви. Подарите им радость.
5. Подведение итогов урока.
- Наш урок получился очень трогательным, проникновенным, по – другому и быть не могло… Добрый человек умеет радоваться чужому счастью, сочувствовать и переживать, бескорыстно помогать другим. Недаром говорят: «Жизнь дана на добрые дела», поэтому спешите делать добро. Злое дело нужно обязательно исправлять, но вообще-то лучше зла не делать никому и никогда. «Пусть душа останется чиста» (Н. Рубцов).
-Давайте, ребята, в качестве итога проделанной работы на уроке напишем синквейн. (работа в парах)
Телеграмма
Краткая, неожиданная.
Летит, волнует, сообщает.
Я получил хорошую весть.
Радость.
Филька.
Холодный, равнодушный.
Обижает, раскаивается, исправляется.
«Филька не злой человек!»
Молодец!
6. Рефлексия.
- Самооценка работы на уроке.
- Продолжи предложения:
1) На уроке для меня было важно…
2) На уроке мне было сложно…
3) Урок помог задуматься о …
4) Я понял (а) …
- Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему эмоциональному состоянию после урока.
7. Домашнее задание. Напишите сочинение – миниатюру «Поступок, за который мне стыдно…».