Внеклассное мероприятие: Литературно-музыкальная гостиная «Творчество А.С.Пушкина в музыке».

Литературно-музыкальная гостиная
«Творчество А.С.Пушкина в музыке».

Цель:1.Познакомить учащихся с творчеством великих русских композиторов М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, которые за основу своих произведений взяли произведения великого русского поэта А.С.Пушкина.
2.Приобщить к высокому искусству.
Оборудование: проектор, экран, DVD, телевизор, «Карта музыкальной страны
А.С.Пушкина», презентация - «Творчество А.С.Пушкина в музыке» со слайдами:1.Портрет А.С.Пушкина; 2.Портрет П.И.Чайковского; 3.Портрет М.И.Глинки; 4.Портрет Н.А.Римского-Корсакого; 5.Портрет Арины Родионовны; 6.Пушкин в ссылке; 7.Изображения к «Сказке о царе Салтане»:1) «Три девицы»; 2) «Белка»; 3) «Черномор»; 4) «Царевна Лебедь»; 5) «Черномор»; 6) «Замок Черномора»; 7) «Руслан и Людмила»; 8) «Полет шмеля». 8.Книги с произведениями А.С.Пушкина; 9.Выставка рисунков по сказкам Пушкина; 10.Шмель из бумаги; 11.Отрывок из художественного фильма «Сказка о царе Салтане»; 12.Музыкальные произведения: «Девицы-красавицы» П.И Чайковского к произведению Пушкина «Евгений Онегин»; романс «Зимний вечер М.Яковлева; «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова к произведению «Сказка о царе Салтане»; «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»; увертюра из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила; вальс Г.В.Свиридова к повести Пушкина «Метель»; тема города Леденца из антракта «Три чуда» к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Участники: герои: Фея, Скрипичный ключ, Балда; танцоры хоровода «Девицы-
Красавицы; два ведущих: I ведущий освещает творчество А.С.Пушкина, II ведущий-творчество композиторов, читающие стихи А.С. Пушкина «Сон» и «Буря мглою».
(Включается слайд с портретом А.С.Пушкина)
1. Звучит «Вальс» Г.В. Свиридова к произведению А.С.Пушкина «Метель».
(Играет ансамбль гитаристов)
2. I ведущий – классный руководитель.
- Наша встреча началась вальсом Георгия Васильевича Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».В этом году наша страна и весь мир отмечают 210 лет великому русскому поэту А.С.Пушкину и наша литературно-музыкальная гостиная посвящена творчеству А.С.Пушкина в музыке.
3. Звучит тема города Леденца к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
(Входит Фея)
Фея: Здравствуйте, ребята. Я – Фея музыки. Ее волшебные звуки привели нас сегодня сюда. Придумана она композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую, наверное, вы все хорошо знаете. Послушайте ее начало: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Кто может сказать, о чем эта сказка и кто ее герои? (Вспоминает вместе с ребятами название этой сказки и ее героев.) Вот видите, у меня есть книга со сказками Пушкина и с замечательными рисунками. Давайте поставим ее на эту подставку.
Вбегает Скрипичный ключ.
Скрипичный ключ: Ой, дорогие ребята и уважаемая Фея, простите меня, что я чуть не опоздал. Но я поспорил с одним приятелем, что сегодня мы будем говорить, как всегда, о музыке, а он утверждает, что о сказках.
Фея: А кто твой друг?
Скрипичный ключ: Это всем хорошо известный герой сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Фея: Так твой друг – Балда? Вот хорошо! Зови его немедленно к нам в гости.
Скрипичный ключ: А чего его звать. Вот он сам пришел.
Входит Балда. Он тоже несет в руках книгу со сказками Пушкина.
Балда: Здравствуйте, уважаемая Фея и ребята. Я знаю, что ваши встречи всегда посвящены знакомству с новой музыкой. А нельзя ли вам сделать одно исключение из ваших правил?
Фея: Какое исключение?
Балда: Я прошу, чтобы сегодня ребята вспомнили сказки, которые написал для них мой автор –Александр Сергеевич Пушкин.
Фея: Дорогой Балда, хорошо, что ты пришел к нам именно сегодня. Мы только что начали разговор о произведениях Пушкина.
Скрипичный ключ: Как? А музыка? О музыке мы сегодня не будем рассказывать?
I ведущий:
- Успокойся, дорогой Скрипичный ключ. Все дело в том, что многие композиторы очень любили произведения Александра Сергеевича Пушкина и сочиняли на его стихи удивительную музыку. Вот с их сочинениями и встретятся сегодня наши ребята. К нам пришли в гости преподаватели из школы искусств и принесли с собой карту волшебной страны А.С.Пушкина, которую мы будем использовать во время нашего путешествия.
Скрипичный ключ: Какой страны?
Фея (подходит к карте и открывает ее): Вот, посмотрите, это «Карта музыкальной стороны Александра Сергеевича Пушкина».
Скрипичный ключ и Балда (вместе) : Вот это да-а-а!
Скрипичный ключ: Только кто же нас будет провожать по этой карте, ведь мы дороги не знаем!
Фея: Почему не знаем? Ведь с нами – герой одного из произведений Пушкина, веселый и хитрый Балда. Что, Балда, будешь нашим провожатым в музыкальной стране Пушкина?
Балда: С удовольствием! Только я прошу вас взять мне одного помощника.
Скрипичный ключ: Какого помощника?
Балда: Пусть нам помогает найти верную дорогу волшебный шмель.
Скрипичный ключ: Какой еще волшебный шмель?
Фея: Я догадываюсь. Наверное, Балда имеет в виду шмеля из сказки о царе Салтане. В шмеля, как вы помните, превращался князь Гвидон.
Балда: Совершенно верно.
Фея: Тогда минуточку внимания. Крибле, крабле, буме! (Делает волшебные пассы руками и жезлом. Потом достает из складок платья бумажного шмеля.) Вот тебе помощник, Балда.
Балда: Спасибо. (Прикрепляет шмеля на первый пункт карты- «Народная музыка»)Давайте начнем наше путешествие по этой музыкальной стране с рассказа о том, что Пушкин любил слушать русские народные песни.
II ведущий – преподаватель музыки из школы искусств.
- Верно. Александр Сергеевич специально приезжал на народные ярмарки, чтобы слушать, как поют там странники- певцы, он старался запоминать и записывать песни, которые звучали на шумных гуляниях и праздниках. Вот почему многие стихи самого Пушкина так похожи на подлинные народные песни. Одну из таких песен, которая очень напоминает народную, мы сейчас послушаем. Она написана для взрослого произведения- романа в стихах под названием «Евгений Онегин». (Перелистывает страницы книги «Евгений Онегин, роман в стихах», взятой с подставки.) Но русский композитор Петр Ильич Чайковский сочинил по роману Пушкина оперу, и стихи поэта зазвучали в прекрасной музыке. Песня, которая прозвучит сейчас, называется «Девицы-красавицы». Девушки собирают ягоды и поют песенку о том, как они любят весело и шумно играть. Петр Ильич Чайковский придумал для стихов Пушкина мелодию, тоже очень напоминающую народную- бесхитростную, запоминающуюся, но мелодичную и светлую.
Идет слушание хора «Девицы-красавицы» П.И.Чайковского. (Под песню «Девицы-красавицы» девочки одетые в народные костюмы в духе того времени танцуют хоровод).
Скрипичный ключ: А теперь куда приведет нас наш проводник шмель?
Балда: Следующий пункт нашего путешествия называется «Нянины сказки». (Переставляет шмеля на нужное место карты.)
I ведущий. (Слайд Арины Родионовны).
- Все мы слышали о том, что у Пушкина была няня, которую звали Арина Родионовна. Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Она была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни – когда поэт был в ссылке в Михайловском.
(Слайд «Зимние вечера в Михайловском»).
- Там, под завывание вьюги и вой волков, поэт коротал глухие зимние вечера с няней. В письме своему другу он писал об этом так: «Она единственная моя подруга -* и с нею только мне не скучно». Своей няне Пушкин посвятил немало стихов, в которых ласково называет ее своей подругой, голубкой, а в стихотворении «Сон» - мамушкой.
I чтец читает стихотворение «Сон».
Скрипичный ключ: Благодаря своей нянюшке, Пушкин записал сюжеты многих народных сказок.
Фея: А стихи, которые он ей посвятил, стали песнями. Предлагаю перелететь на следующий пункт нашей карты - «Лицейская служба».
Балда: Пушкин получил хорошее образование. Он окончил лицей, где в годы учебы и начал сочинять стихи. А почему мы сделали такой скачок: после рассказа о няне Пушкина принялись вспоминать его учебу?
I ведущий
- Потому что есть еще одно стихотворение Пушкина о его няне, которое, наверное, знает каждый из нас.
(Читает стихотворение II чтец полностью).
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.<>
Скрипичный ключ: Это очень популярное стихотворение. Как раз в нем поэт вспоминает о своей ссылке в глухом селе.
II ведущий
- Правильно. Но это стихотворение оказалось таким музыкальным, что на него написано сразу несколько романсов. И один из них – другом Пушкина Михаилом Яковлевым, с которым он вместе учился в лицее. Давайте послушаем романс «Зимний вечер». Обратите внимание, как его мелодия передает, с одной стороны, монотонность завываний вьюги, которые неоднократно пришлось выслушивать Пушкину, а с другой стороны – нежность, которую выражает поэт своей няне.
(Звучит запись романса «Зимний вечер» М.Яковлева.)
Балда: Теперь шмель перелетает в следующую точку карты. Она называется «Три чуда и шмель». Ой, шмель у меня в руках прямо бьется и гудит, наверное, он чувствует, что мы приближаемся к его сказке.
Фея: Да, мы находимся в сказке под длинным и сложным названием «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Скрипичный ключ: Но мы привыкли называть эту сказку короче – просто «Сказка о царе Салтане».
(Просмотр отрывка из художественного фильма «Сказка о царе Салтане»).
II ведущий
- Оперу на сюжет этой сказки написал Николай Андреевич Римский-Корсаков, Оперное либретто дословно пересказывает сказку Пушкина. Римский-Корсаков придумал удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев. Одно из самых знаменитых мест оперы – отрывок под названием «Три чуда». Ребята, помните, какие? Первое чудо – белочка.
(Слайд: I чудо- «Белка»).
Скрипичный ключ: Можно, мы продолжим чтение этих стихов вместе с ребятами? Помогайте, ребята, подсказывайте мне слова.
«Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
«Во саду ли, в огороде»».
II ведущий
- Вот сейчас вы услышите, как главную партию исполнит музыкальный инструмент, который называется флейта. У флейты – нежный, очень высокий голос. Слушая эту музыку, представьте себе, ребята, что это белочка поет таким высоким звонким голоском. (Идет слушание отрывка «Белка» из оперы Н.А.Римского-Корсакова.)
II ведущий
- А еще вы знаете напев русской народной песенки, которую упоминает Пушкин,
- «Во саду ли, в огороде». Давайте споем начало этой песенки вместе с ансамблем гитаристов

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка,
Лицом круглоличка.
Скрипичный ключ: Можно, я назову, каким было второе чудо в этой сказке?
Балда: А я подскажу.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.

Скрипичный ключ продолжает:
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
(Слайд «Богатыри»).
II ведущий:
- Сейчас с помощью музыки к нам придут в гости богатыри. Послушайте, как композитор рисует нам их облик. Сначала мы услышим призывный голос трубы, потом их тяжелую богатырскую поступь. Сначала богатыри будут идти издалека, и музыка будет звучать чуть слышно постепенно она будет нарастать, усиливаться – как будто богатыри подходят все ближе и ближе. А потом они вновь уйдут в морские волны, и музыка постепенно станет тише. (Идет слушание отрывка «Богатыри» из оперы Н.А.Римского-Корсакова.)
(Слайд «Царевна-Лебедь»).
II ведущий:
- Последнее чудо в этой сказке – Царевна Лебедь. «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Вот мы и послушаем музыку к последнему чуду – превращению Царевны Лебеди. Сначала композитор покажет нам образ птицы, плывущей по волнам: звуки оркестра будут рисовать всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. А потом мы услышим, как мелодия станет похожей на привольную русскую песню: это тот момент, где птица – лебедь обернется прекрасной девушкой.
Идет слушание отрывка «Царевна Лебедь» из оперы Н.А.Римского-Корсакова.
Балда: А какую пьесу написал Римский-Корсаков про нашего шмеля, в которого превращался князь Гвидон?
II ведущий:
-Эта музыкальная пьеса так и называется – «Полет шмеля». Вы можете представить себе, как назойливо жужжит шмель?
(Слайд «Полет шмеля»).
II ведущий:
- А в своей пьесе «Полет шмеля» композитор передает, как может жужжать шмель с помощью инструментов симфонического оркестра. Обратите внимание: основной мотив здесь строится на быстром повторении одних и тех же нот. Пьеса очень быстрая, и мелодия постоянно меняется6 то она звучит низко, басовито, будто шмель жужжит где-то возле вас, то вдруг взмывает вверх и становится высокой, пронзительной.
(Идет слушание пьесы «Полет шмеля» Н.А.Римского-Корсакова).
Скрипичный ключ: Посмотрите, на нашей карте остался только один последний пункт. Он называется «Замок Черномора».
Балда: Да, наше путешествие закончилось. (Переставляет шмеля на последнюю точку.)А кто сочинил музыку для замка Черномора? Мне кажется, что это имя мы уже упоминали в нашем путешествии.
I ведущий:
- Ты совершенно прав, уважаемый Балда. Когда мы рассказывали ребятам о чудо-богатырях, которые из моря выходили, то главным у них там был военачальник по имени Черномор. Но в произведениях Пушкина два Черномора. Один- добрый, это Черномор из «Сказки о царе Салтане»
(Слайд «Черномор из сказки «О царе Салтане...»
А второй- злой, он живет в поэме «Руслан и Людмила». Этот Черномор похитил прекрасную девушку по имени Людмила и силой волшебства перенес ее в свой дворец. И вот сейчас музыка нарисует нам появление злого волшебника Черномора. Композитор Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Ребята, обратите внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия- высокая и звонкая, в исполнении колокольчиков напомнит о том, что это герой – сказочный, и бояться его не надо.
( Слушание «Марша Черномора» М.И.Глинки.)
I ведущий(Слайд с портретом М.И. Глинки
- М.И.Глинка в русской музыке занимает такое же положение, как А.С.Пушкин в русской литературе. Если Пушкин- первый наш поэт мирового значения, то Глинка – первый композитор, основоположник русской классической музыки.
(Слушание цвертюры М.И.Глинки к опере по поэме Пушкина «Руслан и Людмила»).
(Слайд «Руслан и Людмила»).
Балда: Наше путешествие подошло к концу. Мы перелистали страницы произведений Пушкина и познакомились с музыкой, написанной русскими композиторами к этим произведениям.
Фея: Жаль только, что времени у нас было немного. Ведь почти ко всем известным произведениям Пушкина, его роману, поэмам, сказкам, драмам обращались и обращаются композиторы. Только одних романсов на его стихи написано более двухсот.
Скрипичный ключ: По произведениям Пушкина сочинены оперы, балеты, оратории, произведения для разных инструментов.
Фея: Ребята, когда вы будете читать книги Пушкина, вспомните, что у многих его произведений есть еще и вторая жизнь - в музыке.








Торопова Галина Яковлевна, учитель начальных классов, МОУ « Лянторская СОШ№1»



15