Проект Мы зажигаем звёзды


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №3
г.Гусиноозёрск
Проект
по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых детей
«Мы зажигаем звёзды»
Автор: учитель начальных классов
Богданов Пётр Витальевич
Содержание
Паспорт Проекта
Обоснование актуальности Проекта
Нормативно-правовое обоснование Проекта
Пояснительная записка
- цели,
- задачи,
- сроки,
- участники,
- ценностные приоритеты,
- ожидаемый результат проектной деятельности в целом.
Этапы реализации Проекта.
Содержание Проекта
- Концептуальные положения.
- Выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
- Методы и формы работы с одаренными детьми.
- Условия успешной работы с одаренными детьми.
- Основные направления деятельности, цели и задачи, условия успешной работы с одаренными детьми
- Организация работы с одаренными детьми.
Литература.
I. Паспорт Проекта
Наименование Проекта
Поддержка и сопровождение одарённых детей
«Мы зажигаем звёзды»
Основание для разработки Проекта
Конституции РФ;
Конвенции о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
Закона РФ "Об образовании";
Национальный проект «Образование»;
Постановления правительства РФ "О федеральной целевой программе "Дети России" от 30 октября 2002г.";
Программа "Развитие воспитания детей в РФ до 2010г.";
Доклада Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе".
Разработчик Проекта
Учитель начальных классов Богданов П.В.
Цели и задачи Проекта
Основная цель: создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Основные задачи:
Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
Внедрение новой оценочной деятельности учащихся и учителей - «Портфолио»;
Подготовка и повышение квалификации кадров работающих с одаренными детьми;
Разработка нормативно-правового обеспечения.
Сроки и этапы реализации Проекта
2012-2016 гг.
Организационный этап (2012 – 2013 гг.): разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
Этап реализации(2013-2015гг.):
непосредственная работа с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Завершающий этап (2015-2016 гг.):
контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
Механизм реализации Проекта
Проект реализуется через работу методических объединений учителей и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей, через работу творческих групп учителей и обучающихся по созданию базы данных и ее пополнению, взаимодействие всех участников образовательного процесса, которое обеспечивает школьный сервер.
Ожидаемые результаты Проекта
После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:
совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
стимулирование мотивации развития способностей;
проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;
создание электронного банка данных «Одаренные дети».
Объем и источники финансирования ПроектаФедеральный бюджет
Муниципальный бюджет
Организация контроля за исполнением Проекта
Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация школы.
Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет директор школы.
II. Обоснование актуальности Проекта
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако, очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.
Проблемным полем остаётся:
отсутствие новых технологий управления системой работы с одаренными детьми;
стихийность поиска информации по технологиям управления системой работы с одаренными детьми;
недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные учителя недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения. В силу сложившихся стереотипов такой категории учителей достаточно сложно выстроить профессионально-личностное отношение с одаренными детьми в образовательном процессе. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в ОУ одаренные дети, родители, педагоги.
В связи с этим школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с четом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.III. Нормативно-правовое обоснование Проекта
Конституции РФ;
Конвенции о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
Закона РФ "Об образовании";
Национальный проект «Образование»;
Постановления правительства РФ "О федеральной целевой программе "Дети России" от 30 октября 2002г.";
Программа "Развитие воспитания детей в РФ до 2010г.";
Доклада Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе".
IV. Пояснительная записка
Цели Проекта:
Стратегическая цель - создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Дидактическая цель Проекта – повышение профессиональной компетентности учителя при введении системы работы с одарёнными детьми.
Задачи:
Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
Внедрение новой оценочной деятельности учащихся и учителей- «Портфолио»;
Подготовка и повышение квалификации кадров работающих с одаренными детьми;
Разработка нормативно-правового обеспечения.
Гипотеза Проекта:
При наличии эффективной и постоянно действующей системы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей (своевременной диагностики, выбора и планирования оптимальной траектории развития склонностей и способностей ребенка, необходимой коррекции), сформированной профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, а также нормативно-правовом, научно-методическом, материально-техническом и финансовом обеспечении в школе будет создана система выявления, развития и творческой самореализации одарённых детей.Основополагающие принципы инновационного Проекта:
В основу проекта положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Системный подход, позволяющий выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. При таком подходе работа с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: целей образования, субъектов педагогического процесса, содержания образования, методов и форм обучения и материально-технической базы.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход, предполагающий обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Полисубъектный (диалогический) подход, рассматривающий личность как систему характерных для нее отношений, как носителя взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.
Культурологический подход, обусловленный объективной связью человека с культурой как системой ценностей.
Реализация этих методологических принципов позволит определить основные способы решения проблем, осуществить планирование и прогнозирование деятельности при работе с одаренными детьми.
Сроки:
Внедрение инновационного Проекта работы с одаренными детьми выполнимо в течение 2012 – 2016 гг.. Вместе с тем школа не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.
Участники Проекта:
Педагоги и учащиеся МБОУ ООШ №3 , родители.
Ценностные приоритеты Проекта:
1 модуль: одаренный ребенка в различных социокультурных пространствах
2 модуль: систематизация педагогических средств, использование которых обеспечивает готовность педагога к работе с одаренными детьми.
Система показателей по оценке достижений цели и задач Проекта
Критерии, показатели и методы диагностики оценки достижения цели проекта показаны в таблице:
Критерии

Показатели
Методы диагностики
Самооценка личности
Стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.
Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
Адекватная положительная самооценка.
Способность к рефлексии.
Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.
Коммуникативная культура.Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.
Краткий тест творческого мышления П.Торренса, «Портфолио» учащихся.
Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.
Тест «Исследование школьной мотивации».
Тест "Диагностика уровня развития коммуникативной культуры личности"
Удовлетворенность субъектов образовательного процесса жизнедеятельностью одаренных детей в школеУдовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.
Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.
Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.
Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.
Конкурентоспособность одаренных учащихсяЭффективность и качество подготовки одаренных учащихся.
Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.
Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.Методики статистического анализа данных, их динамика.
Ожидаемые результаты реализации Проекта
внедрение в образовательное пространство школы индивидуальной траекторию развития одаренных детей;
· повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях;
· успешная социализация одаренных как основа развития их способностей;
· повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
· повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
· сохранение здоровья одаренных детей в комфортной среде, удовлетворяющей всех участников образовательного процесса;
· пополнение электронного банка данных «Одаренные дети», банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
· повышение рейтинга и социального престижа школы на муниципальном и региональном уровнях;
· издание сборника лучших работ учащихся, сборника методических рекомендаций для работы с одаренными детьми.
Построение инновационного процесса выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей позволит сформировать всесторонне развитую, одаренную личность



Ресурсы
Для получения ожидаемых результатов и успешного внедрения инновационного проекта в системе работы с одаренными детьми необходимы следующие ресурсы.
Организационные: педагогический совет, научно-методический совет, предметные кафедры, методические объединения классных руководителей и педагогов-наставников кадетских классов.
Кадровые: руководитель проекта, научный консультант, заместители директора по НМР, УВР, ВР, заведующие предметными кафедрами, руководители методических объединений классных руководителей и педагогов-наставников кадетских классов, социальный педагог, педагог-психолог, медицинские работники.
Материально-технические: автоматизированные рабочие места заместителей директора поНМР, УВР, ВР, заведующих предметными кафедрами, руководителей методических объединений классных руководителей и педагогов-наставников кадетских классов, социального педагога, педагога-психолога, библиотекаря, учителей-предметников, мультимедийное оборудование, фото- и видеотехника, музыкальный центр, многофункциональные устройства (принтер, копир, сканер).Финансовые: повышение квалификации учителей по проблеме выявления, развития, поддержки одаренных и высокомотивированных детей (проблемные семинары, краткосрочные курсы, обучающие семинары); совершенствование материально-технической базы; поддержка детей, достигших высоких образовательных результатов (премии, стипендии), педагогов, обеспечивающих реализацию проекта за счет бюджетных средств, спонсорской помощи, прибыли от оказания дополнительных платных образовательных услуг, грантов.Прогнозируемые риски, возможные способы предупреждения и минимизации негативных последствий при реализации проекта
Риски проекта

Возможные последствия
Меры по минимизации
1.Непрофессионально выполненное диагностирование одаренности ребенка.
У ребенка, проявлявшего способности в избранной им деятельности и не достигшего высоких результатов, может сформироваться комплекс неполноценности, блокирующий проявление истинной одаренности.

1.Разработка показателей и внедрение диагностических методик изучения детской одарённости. 2. Поэтапный поиск одаренных детей в процессе их индивидуального образования. 3. Комплексный характер оценивания разных сторон деятельности ребенка. 4. Многократность и многоэтапность обследования с использованием психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка. 5. Экспертная оценка продукта деятельности детей с привлечением специалистов в соответствующей предметной области.
2.Возрастание учебной нагрузки учащихся при реализации проекта.
Ухудшение здоровья учащихся: зрения, осанки, угроза виртуальной зависимости.
1. Активизация работы по проекту «Здоровье».
2. Разработка с учетом валеологических основ учебного плана образовательного учреждения, учебных программ по предметам.
3. Неправильные действия субъектов образовательного процесса в рамках проекта.
Снижение социального престижа и значимости данной работы среди родителей, педагогов и учащихся ОУ.

1. Совершенствование работы с одаренными детьми.
2. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
3. Постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными учащимися.
4. Развитие единой системы общего и дополнительного образования, стимулирующей любознательность ребенка.
V. Этапы реализации Проекта
Организационный этап (2012 – 2013 гг.): разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
Этап реализации(2013-2015 гг.): непосредственная работа с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Завершающий этап (2015-2016 гг.): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
VI. Содержание Проекта
Концептуальные положения Проекта
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Виды одаренности.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):
Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п.
Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.
Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия. Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Особенности, присущие одаренным детям:
Знание признаков способностей и одаренности позволяет определить принципы и методы выявления одаренных детей (Бабаева ЮД, Богоявленская Д.Б, Брушлинский А.В. и др.):
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;
- развернутое во времени наблюдение за поведением ребенка в разных ситуациях;
- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;- подключение к оценке одаренности ребенка специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
- оценка признаков одаренности ребенка не только по актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития, на основе выстраивания для данного ребенка индивидуальной траектории обучения;
- опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации (анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей и др.).
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Раньше других обнаруживается художественная одарённость. В области науки быстрее всего проявляется математическая одарённость. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребёнка и выраженностью специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами. Но даже самые выдающиеся проявления не являются достаточным залогом будущего таланта.
Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.
В качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются личностно-ориентированные технологии обучения.
Выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда,
где и когда существуют условия, благоприятные для их развития.
Г.В. Плеханов
В настоящее время одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Нами выделяются следующие категории одаренных детей:
Стратегия работы с одаренными детьми заключается в создании условий для их оптимального развития, включая детей, чья одаренность ещё не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейшее развитие их способностей.
При выявлении одаренных детей необходимо учитывать:
1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности;
3) потенциальные возможности ребенка.
Этапы работы по выявлению одаренных детей:
Для выявления одаренности предполагается вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам. Будут использованы методы оценки реальных действий ребенка в реальных ситуациях: анализ продуктов деятельности, достижений в предметных олимпиадах, конкурсах; наблюдение; экспертные оценки педагогов, специалистов и т.п.
Предлагается следующая модель выявления одаренных детей в зависимости от вида одаренности





К работе по выявлению одаренных детей будут привлекаться специалисты различных категорий: психологи, педагоги, социальный педагог, эксперты в определенной предметной деятельности, родители. Одной из эффективных форм подобного сотрудничества является психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения.
После выявления одаренности детей работа с ними будет вестись следующими группами педагогов:
-учителями – предметниками, создающими атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету;
-наставником (руководитель секции НОУ, учитель – предметник, классный руководитель, психолог), который помогает в научно – исследовательской работе по выбранной теме;
-классным руководителем, который координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями.
Для выявления одаренных детей будут использованы все возможные источники информации о ребенке: замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников; результаты олимпиад, конкурсов и т.п.
С целью систематизации информации об одаренных детях в школе поддерживается банк данных, содержащий анкетно-биографические сведения о талантливых и одаренных детях, результатах их психодиагностического обследования и анкетирования. Педагоги используют инновационную педагогическую технологию «Портфолио».
Алгоритм сбора и обработки информации способствует обновлению банка данных об одаренных детях:
В системе деятельности образовательного учреждения по идентификации одаренных и талантливых детей в рамках проекта планируется:
· совершенствование системы учета способных детей через анализ особых успехов и достижений;
обновление банка данных по талантливым и одаренным детям;
· диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб.
Таким образом, результаты выявления должны создавать основу для выработки стратегии дальнейшего обучения и сопровождения одаренного ребенка.
Развитие одаренности ребенка будет достигаться реализацией комплекса мер по четырем направлениям:
· обновление содержания учебных программ;
· применение дифференцированных и индивидуальных форм обучения, в том числе разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
· использование современных ИКТ-технологий для дистанционного обучения;
· интеграции основного и дополнительного образования.
Содержание работы по развитию одаренных детей,
Для развития каждого вида одаренности предлагается образовательная модель школы, позволяющая обучающимся выбирать готовую или самостоятельно моделировать свою образовательную траекторию.

В представленной модели образовательная деятельность – системообразующее ядро, объединяющее «круг» необходимых компонентов, направленных на образование и воспитание обучающихся. Все компоненты взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.
Расширение единого образовательного пространства - необходимое условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей, возможности самореализации в различных видах деятельности. В единой системе общего и дополнительного образования предполагается использовать следующие формы работы с одаренными детьми
Созданная образовательная среда способствует выявлению и развитию одаренных детей. В то же время следует отметить, что в этом направлении деятельности достаточно неиспользованных резервов: в организации учебного процесса на компетентностной основе; в повышении эффективности работы НОУ; в повышении личностно ориентированного характера программно-методического обеспечения дополнительного образования; в привлечении к исследовательской деятельности младших школьников. В рамках проекта предполагается реализовать указанные резервы.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе выступает как особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в школе осуществляется психолого-педагогической службой, в которую входят зам. директора по НМР, УВР, ВР, педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники.
Цель сопровождения: создание условий гармоничного развития одаренного ребенка.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
— предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
— содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
— психологическое обеспечение образовательных программ;
— формирование психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.
Актуальность задач психолого-педагогического сопровождения определяется существующими рисками возникновения проблемных ситуаций в развитии, обучении и отношениях одаренного ребенка с окружающими. У некоторых одаренных детей отмечается дисинхрония (неравномерность) психического развития, проявление особенностей развития эмоционально-волевой сферы и характера, которые при отсутствии системы поддержки и сопровождения могут выступить причиной школьной и социальной дезадаптации.
Сопровождение одаренных детей планируется осуществлять на трех уровнях:
-уровень класса;
- уровень учреждения;
-уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические консультационные центры г. Гусиноозёрск).
Психолого-педагогическое сопровождение будет строиться на следующих принципах:
Направления психолого-педагогического сопровождения:
· Развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей;
Психолого-педагогическая поддержка (диагностика, консультирование, тренинги);
· Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений;
· Охрана и укрепление здоровья;
· Поощрение учащихся.
Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей. Конкретными задачами работы в данном направлении являются:
· развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
· формирование установок на здоровый образ жизни;
· профилактика школьного и дорожного травматизма.
Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но и формировать навыки здорового жизненного стиля. Необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуации и т.д.).
Поощрительные меры являются действенным инструментом в повышении мотивации одаренных детей к обучению и росту своих достижений. Приведение этих мер в систему, и ее регулирование будет формировать стимулирующие мотивы одаренных детей и способствовать оказанию им социальной помощи и поддержки. В школе разработана инвариантная и разноуровневая система поощрения учащихся.
Работу с родительской общественностью школа рассматривает как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение будет являться неотъемлемым элементом системы образования, равноправным партнером структур и специалистов разного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.
Предлагаемая модель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей может быть представлена в виде следующей схемы :В соответствии с этой моделью работа психолого-педагогической службы планируется проводить по трем направлениям:
· непосредственно с ребенком;
· путем организация квалифицированной помощи педагогам;
· путем реализации помощи родителям одаренного ребенка.
Образовательная среда школы будет адаптирована к образовательным потребностям одаренных детей за счет следующих факторов:
· подбора оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития;
· психолого-педагогической, правовой, социальной, валеологической поддержки обучающихся;
свободного выбора профиля, уровня, вида творческого труда;
· комфортности окружающей среды.
Анализ работы школы показывает, что на сегодняшний день ресурсы системы психолого-педагогического сопровождения недостаточно задействованы в решении актуальных задач обучения и воспитания. В этом направлении необходимо:
- обеспечить активное участие педагогов-психологов в разработке и сопровождении программ обучения и воспитания;
-осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия классных руководителей, наставников кадет и учителей-предметников, социальных педагогов и педагогов-психологов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования;
- расширить использование в учебно-воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся; тренингов личностного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, самостоятельности; методов развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому выделению и манипуляциям.
Методы и формы работы с одарёнными детьми:
Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:
- тематические и проблемные мини- курсы,
- «мозговые штурмы» во всех вариантах,
- ролевые тренинги,
- развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы пли творческих зачетов и т.п.
Организационные формы:
- Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
- Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
- групповые формы работы,
- творческие задания,
- вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
- дискуссии,
- диалоги.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:
- факультативы,
- кружки,
- конкурсы,
- интеллектуальный марафон,
- привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы
- система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.
Условия успешной работы с одарёнными детьми.
При организации работы классного руководителя свою работу необходимо начать с планирования. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:
Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы.
Расширение и совершенствование деятельности психологической службе в школе.
Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Требования к учителю.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика:
- разрабатывает гибкие индивидуальные программы;
- создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
- предоставляет учащимся обратную связь;
- использует различные стратегии обучения;
- уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности;
- поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
- проявляет уважение индивидуальности ученика.
Основные направления деятельности, цели и задачи, условия успешной работы с одаренными детьми
Целями работы учителей образовательного учреждения с одаренными детьми являются:
- выявление одаренных детей;
- создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Инновационный Проект «Мы зажигаем звёзды» нацелен на развитие:
- интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе научного общества учащихся;
- индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей детей на основе соответствующих кружков дополнительного образования;
- способностей детей в прикладных видах творчества и искусства (народные промыслы, прикладные компьютерные программы, видео и пр.);
- спортивных способностей детей на базе разнообразных спортивных кружков и секций.
Задачи по реализации вышеуказанных целей:
Подготовка педагогов, обладающих профессионально-личностной квалификацией для работы с одаренными детьми
Выявление одаренных детей на основе психодиагностики.
3. Выстраивание системы работы с одаренным ребенком, включающей как урочную, так внеурочную деятельность, которая позволяет сформировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, высокий уровень учебных достижений, но и общую высокую компетентность во всех изучаемых областях.
4. Отбор и использование технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
5. Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка и образовательного процесса в целом.
Подразделения ОУ, осуществляющие работу по формированию и развитию творческих умений учащихся – интеллектуальных, художественных, физических и т.п.:
Научно-методический совет.
Методические объединения.
Научное общество.
Предметные кружки.
Дополнительное образование.
Психологи.
Медиатека.
Обучение одаренных детей осуществляется в единой системе общего и дополнительного образования на основе взаимосвязи следующих внутренних и внешних факторов:
- психологических (система исследовательских умений и навыков различных видов деятельности школьника, его адекватная самооценка, установка на творчество, опыт самоорганизации деятельности, саморегуляция поведения, самореализация учащимися своих общих и творческих способностей);
- педагогических (инновационная профессиональная деятельность учителя, широкая мотивирующая образовательная среда, индивидуально-направленная система обучения);
- социальных (ценности этнокультурной среды, социализирующие тенденции микросоциума, здоровый уклад жизни).
Дополнительное образование включает следующие образовательные области и направления деятельности, реализуемые соответствующими направлениями (примерный перечень):
Направления
Области деятельности
Виды образования
Художественно-эстетическое

Художественно- творческая, эстетическая, культурно-досуговая
Музыкально-инструментальное, сценическое искусство, эстрадные танцы, художественно-декоративное, изобразительное искусство
Научно- гуманитарное

Социальная, научно-исследовательская, краеведческая

Краеведение, профориентация, проектирование
Экологическое

Экологическая, туристско-краеведческая
Краеведение, туризм, эколого-туристическое
Техническое творчество

Научно-техническая, научно- естественная
Информатика и информационные технологии
Спортивно-оздоровительное
Оздоровительная, культурно-досуговая, спортивная
Спортивный эстрадный танец, общая физическая подготовка, восточные единоборства,
Декоративно- прикладное
Декоративная, художественная
Декоративное, художественное, оформительское
Цель дополнительного образования: выявление и развитие творческих способностей детей, помощь в самоопределении и самореализации ребенка.
Задачи:
- Изучение интересов и потребностей обучающихся;
- Определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
- Создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей;
- Расширение видов творческой деятельности;
- Формирование условий для создания единого образовательного пространства.
Организация работы с одаренными детьми
Организация работы с одаренными детьми осуществляется по ряду модулей, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок – учитель – родители».
1.
Научно-методический модуль
Психолого-педагогические исследования
Медико-физиологические исследования
Исследования содержания и технологий образования
2.
Практико-педагогический модуль
Творческие студии
Школьная малая академия наук
Олимпиады, конференции, конкурсы, в том числе проектных и исследовательских работ
Выставки юных художников, юных фотографов, дизайнеров и т.д.
Индивидуальные программы работы с детьми
3.
Акмеологический модуль
Постоянно действующие теоретические и научно-практические семинары, практикумы
Лекторий
Творческие лаборатории
4.
Модуль «Родительский всеобуч»
Просветительский лекторий
Индивидуальная консультация
5.
Финансово-экономический модуль
Финансово-экономическое обеспечение всех видов деятельности
6.
Материально-технический модуль
Компьютерный банк данных «Одаренные дети»
Медиатека
7.
Информационно-издательский модуль
Создание и обновление банка программно-методических материалов, технологий по работе с высокомотивированными и одаренными детьми.
Формирование банка данных психолого-педагогических инноваций по работе с одаренными учащимися.
Обеспечение распространения информации, издания методических, авторских педагогических разработок, альманахов, периодических изданий, творческих работ одаренных детей.
Обеспечение поддержки Интернет, мультимедиа-ресурсов по различным направлениям работы с одаренными детьми.
8.
Административный модуль
Управленческая деятельность по обеспечению руководства работой с одаренными детьми, осуществление координации с учреждениями и организациями, работающими с детьми.
Разработка плана проведения олимпиад, конкурсов и др.мероприятий разного уровня.
Мероприятия по реализации Проекта
№ п/п
Мероприятия
Срок реализации
Ответственные

Совершенствование нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми
2012 - 2014
Администрация школы

Формирование координационного (рабочего) органа по работе с одаренными детьми
2012-2013
Директор

Разработка инновационного проекта «Мы зажигаем звёзды»
2012-2013
Учитель начальных классов Богданов П. В. Зам.директора по ВР

Проведение школьных фестивалей и конкурсов детского художественного творчества, слетов юных натуралистов, краеведов, спортивных мероприятий. Участие во Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях и т.д.
2012-2016
Зам.директора по ВР
М.О учителей

Проведение школьных олимпиад, конкурсов, соревнований по профилям для одаренных детей.
2012-2016
Зам.директора по УР и ВР

Формирование системы внеурочной работы с одаренными учащимися:
организация работы кружков различных направлений;
организация системы исследовательской работы школьников;
организация научного общества учащихся МБОУ ООШ №3
2012-2016
Зам.директора по УР и ВР

Участие в научно-практической конференции младших школьников
2012-2016
Зам.директора по УР и ВР

Создание сборника творческих работ победителей конкурсов (юных исследователей, поэтов и т.д.)
2016
Зам.директора по ВР

Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, обучение специалистов-психологов и педагогов новым образовательным технологиям и методикам обучения, использованию диагностического инструментария в работе с одаренными детьми, включая дистанционные
2012-2016
Директор

Материальная поддержка одаренных детей, учреждение ежегодных премий (призов) одаренным детям
2012-2016
Директор

Разработка нормативно-правовой базы по материальной поддержке педагогов, работающих с одаренными детьми, обеспечение льгот, премий и других видов морального и материального поощрения
2012-2014
Директор

Создание учебно-тематических планов, программ и методических материалов для организации учебно-воспитательного процесса в системе повышения квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми
2012-2016
Зам.директора по УВР и ВР

Организация мониторинга состояния работы с одаренными детьми
2012-2016
Психолог

Участие в конкурсах «Учитель года», «Ученик года», «Лидер в образовании»
2012-2016
Директор

Внедрение новой оценочной деятельности учащихся и учителей - «Портфолио»
2012-2016
Зам.директора по УР и ВР

Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами школьных, муниципальных СМИ
2012-2016
Зам.директора по ВР

Интеграция общего и дополнительного образования
2012-2016
Директор

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по направлению одаренные дети.
2014-2016
Зам.директора по УР и ВР

Подготовка и обновление сайт-страницы "Одаренные дети" на школьном сайте.
2013-2014
Учитель информатики
Литература:
Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.
Блонский П.П. Возрастные особенности детей. — М., 1971.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов, 1983.
Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.
Вайнваг Поль. Десять заповедей творческой личности. — М., 1990.
Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. — М.,1973.
Выготский Л.С. Конкретная психология человека //Вестник МГУ. Серия "Психология". — 1986.— № 1.— С. 11—19.
Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии.— 1972.— № 2. —С. 114—123.
Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии.— 1969. — № 1.
10. Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы.— М.
11. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М.
12. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.-1960.- № 1.— С.9—14.
13. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. — 1989.— № 6.
14. Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. — Уфа, 1988.
15. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. В 3-х т.- М., 1995.
16. Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избр. тр. Т 1. — М., 1985.