Методическая разработка в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога без опасности» номинация: методическая разработка творческого конкурса-визитки отряда юных инспекторов движения


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Методическая разработка
в сфере профилактики
детского дорожно-транспортного травматизма
«Дорога без опасности»
номинация: методическая разработка
творческого конкурса-визитки
отряда юных инспекторов движения.
(посвящение 70-летию Победы в ВОВ)
автор: Семенова С.В.
педагог-организатор,
учитель музыки
г. Югорск 2015
Пояснительная записка
Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о том, что ситуация по стране, округу, городу с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся тревожной. Передвижение человека в условиях современного интенсивного дорожного движения, насыщенного большим количеством транспортных средств, многолетний жизненный опыт, постоянно растущее количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах страны и высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма, требуют постоянной системной профилактики школьников. Более всего подвержены опасности на дороге учащиеся младших классов, у которых отсутствуют достаточные знания и навыки участия в дорожном движении.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в уличной дорожной сети, зависит его здоровье. Для нас, взрослых самое ценное это жизнь и здоровье детей.  Очень важно, чтобы соблюдение Правил стало нормой и образом жизни для обучающихся.
Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одной из самых важных. Актуальность и практическая значимость обучения и воспитания и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчёркивается высокими  статистическими  показателями. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать  нормой поведения каждого культурного человека.
Образовательные учреждения являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного   поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Одна из ярких, практичных, убедительных, занимательных и увлекательных форм профилактики культуры поведения на дорогах является пропаганда Правил дорожного движения через сценическое искусство. Применение агитбригадной формы, театрализации обогащает особенно младших школьников новыми впечатлениями, способствует  формированию навыков социальной компетентности, даёт им новый социальный положительный опыт. Творческий подход к актуальным вопросам являет собой одну из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу по изучению Правил дорожного движения обучающихся на творческо-поисковом уровне (в процессе подготовки выступления).
Методическая разработка может быть рекомендована педагогам-организаторам, классным руководителям для использования на внеклассных мероприятиях по данной теме.
Цель: создание условий по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах.
Задачи:

Привить, закрепить навыки безопасного поведения на улицах города.
Вовлечь обучающихся в отряды юных инспекторов дорожного движения, привлечь к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
Активизировать познавательную деятельность и инициативность детей в сфере изучения ПДД.
Совершенствовать профилактическую работу по предотвращению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.
Совершенствовать учебно-материальной базы образовательного учреждения для более качественного обучения обучающихся правилам дорожного движения.
Развить творческую активность обучающихся через вовлечение в жанры сценического искусства (агитбригада).
Укрепить взаимодействия родителей и педагогов в вопросах обучения обучающихся культуре поведения на дороге;
Повысить эффективность совместной работы МБОУ «СОШ № 5» и ГИБДД г. Югорска.
Форма проведения: агитбригада
Оборудование: экран, проектор, атрибуты отряда юных инспекторов движения (экипировка, жезл, дорожные знаки), панно с изображением машины, 5-метровое полотно - георгиевская лента в увеличенном масштабе.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся:
Приобретут опыт культуры безопасного поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания личности;
Разовьют умение воспитывать ответственность и культуру безопасного поведения на дорогах.
Получат возможность участвовать в совместной деятельности, как деятельности социально-значимой.
Обретут чувство социальной востребованности, возможности участия в общественной жизни школы, города, округа, страны.
Приобретут дополнительные знания об исторических моментах страны.
Представители общественности, представители ГИБДД по работе с детьми:
получат возможность расширения опыта социального взаимодействия и свободного межличностного общения с разновозрастными группами участников образовательного процесса.
Практическая значимость
Расширение содержательного пространства предполагает:
повышение уровня сознательного положительного поведения на дорогах и соблюдения правил дорожного движения;
воспитание ответственного сознания и культуры безопасного поведения в повседневной жизни;
приобретут опыт оказания посильной помощи в вопросах пропаганды и профилактики безопасности на дорогах;
проявление инициативы по продолжению за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия, пополнения отряда ЮИДовцев;
обретут понимание, что творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу;
Критерии эффективности разработки
воспитание уважения культуры безопасности на дорогах;
увеличение количества обучающихся, задействованных в мероприятии;
расширение опыта социально-педагогического сотрудничества;
чувство социальной востребованности, возможности участия в общественной жизни.
возможность поделиться с зрительской аудиторией знаниями.
Оценка результативности
Показатели Форма проявления Результат
Количественный показатель Количество учащихся, принявших участие. В выступлении было задействовано 4 обучающихся, количественный состав аудитории посмотревших – более 1000 обучающихся 5 школы - 43 класса (1054 уч.), количество обучающихся (аудитория муниципального этапа конкурса – 62 обучающихся в составах команд, зрительская аудитория – 118 обучающихся.Количественный состав аудитории окружного конкурса (команды городов ХМАО-Югры по 4 участника)
Эмоциональный показатель Проявление позитивного социально-полезного отношения к происходящему. Для участников выступления – возможность самореализации, позитивное общение, проявление творчества и положительные эмоции.
Социальный-педагогический показатель В социальном развитии личности. У обучающихся формируется активная гражданская позиция и повышается уровень социальной успешности.
В социальном развитии разработки Подобная разработка значима, поскольку именно социально активная деятельность в роли ЮИДовцев готовит ребят к последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт, формируется умение самостоятельно планировать и реализовать запланированное, нести ответственность за свои действия.
Результат Диплом 1 степени муниципального этапа
Диплом 1 степени окружных соревнований юных инспекторов движения ХМАО-Югры за творческий конкурс «Безопасность движения зависит от каждого!»
Содержание
методической разработки
музыкальный фон «Брянская улица»
(на экране кадры из документальных фильмов военных лет: регулировщицы в освобождённых городах)
композиция «Регулировщица»
(сценическое изображение командой эпизода хроники военных лет)
1 ученик
Весна! Поёт на улице народ,Шумит, ведёт беседы. 2 ученик
Да (!), это он! Наш знаменитый день, и год Свершившейся Победы!
3 ученик
Улицы, ограды, проспекты, парапеты,Машины, батальоны, уличная праздничная суета…,
4 ученик В освобождённых городах наполненных Победой
Уже тогда к порядку острой надобность была!
1 ученик
- Югорск своё выступление посвящает Великому событию нашей страны!
Все: СПАСИБО НАШИМ ПРАДЕДАМ
ЗА МИР, ЗА СЧАСТЬЕ, ЗА ПОБЕДУ!
Музыкальная заставка «Эх путь дорожка…»
2 ученик
- Команда города Югорска «Счастливый случай» – самая законопослушная команда!
Потому, что именно счастливый случай и свёл нас всех в одну единую команду –
3 ученик (вопросительная интонация)
- Уверенная победа на игре «Что? Где? Когда?»?
4 ученик (с юмором, на улыбке)
- Ага, сверхуверенная отец сказал, проиграешь (!?), покажу мастер-класс, как составляется протокол на лишение водительского удостоверения на новенький велосипед…
(команда играет мимикой)
1 ученик
- Семён, а у тебя как
2 ученик
- (в быстром темпе) Ой, не спрашивай… перекладина в виде жезла, расписание по дому с помощью сигнализации, заглянешь в холодильник не вовремя – оповещение о приостановке движения
3 ученица
- Бедненький…
4 ученик
Дисциплина, брат…дисциплина
Музыкальная заставка игры «Что? Где? Когда?»
1 ученик
- Ну что ж, а мы продолжаем и приглашаем вас на игру знатоков юных инспекторов движения…
(команда перестраивается – погружение в формат игры «Что? Где? Когда?», держится за руки, в характере сильного волнения и переживания)
(вопросы в записи в сопровождении музыкальной заставки,
см. муз. приложение)
- Итак, внимание вопрос!
- Почему на перекрёстках разместился светофор?
Команда: ааа…(изображение сильной взволнованности, но характер ответа быстрый и последовательный, громкий, уверенный) регулировать движенье очень помогает он!
Голос в записи:
- Это правильный ответ!
Голос в записи
- Почему по зебре только переходит пешеход?
Команда:
- Он знает правила движенья и жизнь свою он бережёт!
Голос в записи
- И это снова правильный ответ
(команда в характере взволнованности, но и в радости)
Голос в записи
Почему необходимо на дорогах нам взаимоуваженье?
Команда
Потому что на дорогах интенсивное движенье!
Голос в записи
(в характере голоса Левитана) - И ЭТО ПОБЕЕЕЕЕЕДААААА!!!
Музыкальная заставка из детской программы «Ералаш»
(в стиле речитатива, команда из 4 человек - каждый по строке, с использованием сценических движений)
- Мальчишки и девчонки, а также их родители!
- Дорожную историю увидеть, не хотите ли?
- Дорожную историю Экран покажет наш!
- Внимание – (все) ДОРОЖНЫЙ ЕРАЛАШ!
Музыкальная заставка
1 ученик
- Ни для кого не секрет, что на свете уже давно существуют умные дома, умные квартиры, а на дорогах нас уже окружают ну очень …ууууумные машины…
Миниатюра с юмором «Заводись…»
(команда стоит за панно, изображающее машину, водитель просит машину завестись, машина вступает в диалог с отрицательным ответом несколько раз и на последний…)
Автомашина отвечает:
- А ТЫ ДЕТСКОЕ КРЕСЛО БЕЗОПАСНОСТИ ВЗЯЛ?!
Музыкальная заставка
на военную маршевую тему
1 ученик
Югорская команда рулит очень смело, посмотри направо, посмотри налево…
2 ученик
Среди нас пропагандисты, пешеходы, велосипедисты…
3 ученик
На дорогах не просто нарушенье - это игра не пораженье!
4 ученик
Детям и взрослым нашей страны правила очень важны
Команда
- По примеру наших дедов мы «воюем» за Победу!!!
Музыкальная заставка припев песни «День Победы»
(эффектная кульминация: команда выстраивает композицию с 5 метровым полотном, изображающем Георгиевскую ленту)