Литературная викторина В мире много сказок


Тақырыбы/ Тема: Литературная викторина «В мире много сказок»
Мақсаты/ Цель: учить детей узнавать сказки по заданию
Білімділік міндеті/ Образовательная задача/: уточнять и обогащать знания о русских народных сказках.
Дамытушылық міндеті/Развивающая задача/: развивать речь, мышление, артистизм детей.
Тәрбиелік міндеті/ Воспитательная задача/: воспитывать интерес к устному народному творчеству, эмоциональное развитие.
Материалы: иллюстрации к сказкам «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок», фигурки из настольного театра, аудиозапись «В мире много сказок».Ход занятия
Бабушка - Загадушка встречает детей.
Б а б у ш к а - З а г а д у ш к а. Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! Добро пожаловать ко мне на посиделки - посидим, сказки послушаем да медку покушаем, загадки отгадаем да дружно поиграем! (Отгадки - иллюстрации или книги сказок - выставляет на мольберт.) (Дети отгадывают название сказки.)
Б а б у ш к а - З а г а д у ш к а. Вот и первая загадка: в одной сказке жили-были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Кто там был еще? Как называется сказка? (Мышка.«Репка».) Кто кому помогал в этой сказке? Можно ли назвать героев сказки дружными? Почему?
В другой сказке были старик со старухой, заяц, лиса, волк, медведь и еще кто-то - веселый, румяный, аппетитный. Кто это? Как называется сказка? («Колобок».) Как вы думаете, старик со старухой любили Колобка? А Колобок любил их? Почему?
В третьей сказке было много зверюшек: мышка-норушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок и медведь косолапый. А еще в сказке было что-то - что медведь развалил. Что же это? Как называется сказка? («Теремок».) Кого в этой сказке можно назвать добрым? Почему? А какой медведь в сказке?
Хотите поиграть?
(Проводится хороводная игра «У медведя во бору». «Медведь» спит на одной стороне площадки - «в бору». Дети идут в бор> как будто собирают грибы и ягоды, пропивают или речитативом проговаривают слова. «Медведь» ловит детей, которые от него убегают.Кого поймает, уводит в «бор».)
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
А потом - как зарычит
И за нами побежит!
Б а б у ш к а - З а г а д у ш к а. А теперь отгадайте, кто пел в сказках эти песенки? (Героев сказок - фигурки из настольного театра - выставляет на стол.Побуждает детей подпевать песенки, пропивать слова, передавать характер, тембр и интонации.)
- По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел.
И от тебя, лиса, не хитро уйти.
(Колобок.)
- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслина головушка,
Шелкова бородушка.
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошка.
(Лиса из сказки «Кот, лиса и петух».)
- Сяду на пенек,
Съем пирожок!
(Медведь из сказки «Маша и медведь».)
- Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
(Маша из сказки «Маша и медведь».)
- Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечь:
Пошла, лиса, с печи!
(Петух из сказки «3аюшкина избушка».)
- Ау, ау, Снегурочка,
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурочка;
Ее подружки в лес заманили,
Заманивши - покинули.
(Снегурочка из сказки «Снегурочка и лиса».)
- Козлятушки, дитятушки!
Отопритесь, отворится.
Это я, коза, в лесу была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытцу ,Из копытца в сыру землю!
(Коза из сказки «Волк и семеро козлят».)
Б а б у ш к а - З а г а д у ш к а. Назовите героев сказки, которые разговаривают между собой.
- Отпусти меня на денек в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.
- Нет ... Ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу. (Маша и медведь из сказки «Маша и медведь».)
Здравствуй, кумушка, хлеб да соль ...
Я ем свой, а ты подальше стой.
Дай мне рыбки.
Налови сам да ешь.
Да я же не умею.
Эка! Ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти
хвост в прорубь, сиди да приговаривай ...
(Волк и лиса из сказки «Лиса и волк».)
- Ку-ка-реку! Заинька, о чем ты плачешь?
- Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала.
- Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
(Петух и заяц из сказки «3аюшкина избушка».)
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего лесного яблочка - скажу.
- У моего батюшки и садовые не едятся ...(Девочка и яблонька из сказки «Гуси-лебеди».)
Всех героев отгадали. А голоса друг друга отгадать сможем?
(Проводится игра «Угадай, чей голосок». По считалке выбирается ведущий, который встает в центр круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу и произносят:
Собрались мы все в кружок,
Ты послушай нас, дружок,
Угадай - чей голосок?
По указанию педагога один из детей говорит:
Это я. Узнай меня!
Водящий должен узнать, чей это был голос, назвать ребенка по имени.
В конце игры отмечаются дети, которые с первого раза узнали по голосу участника игры.)Б а б у ш к а - 3 а г а д у ш к а. В каких сказках есть печка? (Предлагает рассмотреть иллюстрации к русским народным сказкам «Гуси-лебеди», «3аюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Колобок».) Избы раньше были деревянные. А в каждой избе обязательно была печка. Без нее было просто не обойтись. Кто знает, для чего нужна печка? (Печку топили дровами, чтобы в избе было тепло; в печи готовили обед; на печи отдыхали, спали, грелись.)
Интересно, в нашей печи есть ли угощение? (Вместе с детьми открывает заслонку и достает пироги, угощает ими детей.)