Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме С. Романовский «Русь», «Александр Невский»

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе.
Тема: С. Романовский «Русь», «Александр Невский»
Учебные задачи:
самостоятельно работать с текстом;
обогащать словарь учащихся;
обобщить и расширить представления детей о России;
формулировать свою точку зрения, аргументировано отстаивать её;
уметь уважительно относиться к мнению оппонента.
Оборудование урока: расположение мест учащихся таким образом, чтобы они могли видеть друг друга, сигнальные карточки «согласия-несогласия», индивидуальные таблицы с предложенными вариантами прогнозов событий, демонстрационная таблица прогнозов, мультимедийная доска, учебник «Литературное чтение»
Ход урока
Блок № 1 (5 минут)
Цель: дети учатся сознательной мотивации учебной деятельности. (слайд 1)
В начале урока учитель предлагает детям сформулировать собственные ожидания от предстоящего урока и представляет им свои предположения-ожидания.
Ожидания (слайд 2)
учителя
учеников

Ребята будут делать самостоятельный прогноз событий.
Свои ответы и прогнозы будут объяснять, защищать.
Весь класс будет активно участвовать в обсуждении.
Хочу свободно высказывать своё мнение об услышанном и прочитанном.
Буду внимательно слушать, чтобы согласиться или не согласиться с мнением одноклассников.
Буду активно отстаивать свою точку зрения (позицию, мнение, мысль))

Цель считается достигнутой, если дети осознанно формулируют свои ожидания.
Блок №2 (25 минут)
А) Повторение пройденного
Цель: ребята учатся аргументированному прогнозированию событий на основе уже известных фактов.
-Как С. Романовский объясняет значение слова «Русь» в своём тексте?
(Русь – это страна, где много рек и озёр. Русь – светлое место, страна света. Страна русичей, .)
- Что бы вы своего добавили к авторскому видению этого слова? (слайд 3)
( Место, где я родился; где живут русские люди; где говорят на русском языке; страна великих городов и дивных сёл; необъятных просторов, высоких гор, дивной красоты, несметных подземных богатств, обширных полей, край голубых озёр, рек и родников, непроходимых болот, дремучих лесов, бесчисленных стай птиц, различных животных, страна заповедных мест, родина берёз, родина великих русских богатырей)
Б) введение в тему (подготовка к полилогу).
-Как называют Русь в современном мире? (Родина, Родительница моя, земля Русская, Отчизна, Отечество, Россия, Родина-мать, держава, страна, государство(слайд 4)
В) Самостоятельное чтение произведения С.Романовского «Александр Невский»
Г) Первичное закрепление изученного
Высказывание мнения детей по предлагаемым вопросам. (слайд 5)
- Чем удивляет и восхищает нас русская земля?
- Как беречь свою Родину?
- Что можно сделать для приумножения богатств родного края?
Д) Работа в тетради.
Блок № 3 (15 минут)
Цель: ребята получат новые знания об историческом прошлом России, учатся находить подтверждения своих прогнозов.
А) Предлагаю вам попробовать себя в роли исторических предсказателей.
-Ролевая игра. Вы – русичи тех давних времён (рыбаки, охотники, бортники, гончары, кузнецы, плотники )
-Как вы бережно относились к природе?
Полилог (слайд 6)
У каждого ученика «летописи» (таблица с вариантами ответов-прогнозов предсказателей).
-Предлагаю рассмотреть каждый вариант и объяснить свою точку зрения на вероятность (невероятность) их происхождения и заполнить пустые «летописи». Бережное отношение русичей к природе Руси


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

-А теперь постарайтесь увидеть, услышать, уловить, какие же предположения верны?
-Все ли прогнозы подтвердились?
-Что бы вы могли сделать ещё лучше?
- Достаточно ли убедительны были доказательства одноклассников.
Цель считается достигнутой, если дети доказывают свою точку зрения, опираясь на уже полученные знания.
Ответы детей должны быть аргументированы.
При анализе ответов ребята пользуются сигнальными карточками обратной связи («согласия-несогласия»). Свое несогласие с тем или иным прогнозом также объясняется ими и доказывается. Учитель выступает в роли посредника в споре между учащимися. В процессе обсуждения могут возникнуть новые прогнозы. Они тоже записываются детьми в предложенную таблицу (слайд 6 дополняет учитель на уроке или быстро печатающий тексты ученик).
Б) Подведение итогов полилога.
-Все ли ответы и предположения были аргументированы?
-Все ли ребята участвовали в обсуждении?
- Удалось ли вам показать величие России?
Релаксация
-Как вы считаете, оправдались ли мои ожидания о ваших самостоятельных гипотезах?
-Оправдались ли ваши ожидания от урока? (Повторить слайд 2)

Распахиваются и засеваются




Строим сёла и великие города





Гудят и жужжат пчёлы. Наполняются соты мёдом То-то радость детям



Текут реки полноводные в России