Урок для 9 класса по обществознанию на тему: «Право. Гражданин. Государство»


Конспект урокаТема: «Право. Гражданин. Государство»
Цели урока:
- формировать общекультурную компетенцию (языковая грамотность);
- формировать коммуникативную компетенцию (навыки общения, умение работать в группах, использование информационных средств и т. д);
- формировать правовую компетенцию (способствовать развитию у учащихся интереса к правовым знаниям, умению строить логические умозаключения);
- расширить и обобщить знания, полученные на уроках права;
-формировать социально-политическую компетенцию (умение ориентироваться в современной политической ситуации, понимание своего общества и государства);
- способствовать воспитанию гражданственности и любви к Родине.
Тип урока: урок-обобщение знаний.
Форма урока: командная игра
КМО: экран, проектор, карточки, доска, плакаты с названиями команд.
План урока:
Организационный момент. Вступительное слово.
Актуализация знаний.
Практическая часть (конкурсы).
Закрепление.
Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока
Здравствуйте! Садитесь.
Эпиграф к уроку:
«Есть только несколько фундаментальных вещей, которые нас объединяют, и главное - это любовь к Родине».
В. В. Путин
Презентация. Записывают в тетрадях. Далее проговариваю тему и цели урока, которые дополнят учащиеся после первого задания.
Актуализация знаний.
Для разминки все сейчас сделаем небольшие задания по карточкам на листочках. ( Раздаю листы, которые включают в себя такие задания: дать определение понятию, вставить пропущенные слова, найти ошибку). Сдают работы.
А теперь постарайтесь определить, чем мы с вами сегодня будем заниматься? Что будем рассматривать? Что вспоминать? (отвечают).
Итак, начнем. Участвуют три группы-команды.
Законодатели
Правосудие
Справедливость
Каждая команда имеет при себе лист самоконтроля.
1 конкурс. Вернемся к истории права.
Вопрос для первой команды: - Самые древние законы были выбиты клинописью на каменной плите в XVIII в. до н.э.
Как называются эти законы?
                                (Законы Хаммурапи, царя Вавилона.)
 
Вопрос для второй команды:
    В античные времена сложился аллегорический (иносказательный, переносный) образ правосудия в виде богини. В наши дни в правовых учреждениях многих стран можно увидеть ее изображение.
- Назовите имя богини, опишите словами ее образ. Раскройте смысл аллегории, заключенной в этом образе. Что означает повязка на глазах, весы – в одной руке, меч – в другой?
(Изображена Фемида. Иносказательно – Фемида – правосудие. Повязка на глазах – символ беспристрастия, справедливости. «Весы Фемиды» - правосудие, «жрец Фемиды» - служитель закона с весами в одной руке и мечом в другой. Весы – справедливость, меч – могущество.) 
Вопрос для третьей команды:
- Около 1072 г. трое братьев Ярославичей вместе со своими боярами составили в Киеве сборник законов, названный «Русской Правдой». Какое значение для жизни общества имел первый письменный закон?
(До составления законов судили на основе традиций. Широко распространена была кровная месть. С появлением письменного закона Русь поднялась еще на одну ступень в своем развитии. Отношения между людьми в обществе стали регулироваться законами, что в значительной мере приводило в порядок общественную жизнь.)Ставим оценки в лист самоконтроля.
2 конкурс.
 По мнению ученых, наибольшее влияние на европейскую культуру оказали римское право и ораторское искусство. Я приведу несколько латинских изречений. В них заключена мудрость юридической мысли. А вы попробуйте осмыслить, расшифровать их.
Закон не обязывает, если он не обнародован.
Утрата уважения к судьям разрушает государство.
Право учреждается для пользы человечества.
3 конкурс.
Порядок расположения законов. Каждая команда получает карточки следующего содержания:
«В перечне источников права Российской Федерации, приведенном ниже, нарушен порядок. Вам предстоит расположить источники права в соответствии с их юридической силой:
Конституция РФ;
Постановление городской Думы;
Указ Президента;
Нормы международного договора, утвержденного Государственной Думой;
Постановление Правительства РФ;
Договор между Правительством и профсоюзами.
На экране устанавливается правильный порядок расположения законов. Ученики сами проверяют правильность выполнения задания и докладывают членам жюри, есть ли ошибки в их работе.
На экране. Правильный порядок таков:
Нормы международного права, утвержденные (ратифицированные) Государственной Думой;
Конституция РФ;
Указ Президента;
Постановление Правительства РФ;
Постановление городской Думы;
Договор между Правительством и профсоюзами.
4 конкурс.
Далее команды получают кроссворд по теме «Гражданин и государство».  В это время по три игрока готовятся к работе со схемами на экране (как бы создаются малые подгруппы).
 
Решите кроссворд.
 

 
  
      По горизонтали:
1 Лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. 2. Государство, в котором вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. 3. Политическое господство, государственное управление и его органы. 4. Форма государственного управления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту. 5. Принадлежность к числу граждан государства, правовое положение гражданина. 6. Политическая организация.                   7.Соединенное союзное государство, состоящее из ряда государственных образований. 8. Установленный порядок, строй.   9. Политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан. 10. Управление обществом с помощью власти. 11. Режим, характеризующийся полным господством государства над всеми сторонами жизни общества, насилием, уничтожением демократических свобод и прав личности.
 
По вертикали:
1. Особая политическая организация, основной институт политической системы, осуществляющий управление, обеспечивающий охрану и стабильную структуру общества.
 
Ответы:
По горизонтали: 1. Гражданин. 2. Монархия. 3. Власть. 4. Республика. 5. Гражданство. 6. Партия. 7. Федерация. 8. Устройство. 9. Демократия. 10. Правление. 11. Тоталитаризм. По вертикали: 1. Государство.
 
 
       Работаем со схемами.
       Каждый игрок получает баллы для своей команды.
Команда «Законодатели» характеризует схему 1. Форма правления. Объясняет, что характеризует форма правления, какое государство называется монархией, какое  - республикой?
(Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением.  Монархия – государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ей по своему усмотрению.
  Республика – государство, где источником власти является народное большинство. Верховная власть осуществляется представительными органами, избранными на определенный срок народом.)  
Команд «Правосудие» характеризует форму государственного устройства.
(Варианты ответа.Унитарное - полное политическое единство. Составные части государства не имеют собственного законодательства, обладают равными правами.
Федеративная – союз ряда государств. Они сохраняют высшие органы власти, своего законодательства, налоговую систему и т.д.
Конфедерация – государственно - правовые объединения суверенных государств. Имеют свои Конституции, бюджет, самостоятельно выступают на международной арене). 
Команда «Справедливость» характеризует Политический режим.
(Политико-правовой режим показывает, какими средствами и методами государственная власть реализует свои функции.)
                                                    Типы политических режимов.
(Демократический. Россия – демократическое государство. Это означает, что носителем суверенитета и единственным источником власти РФ является многонациональный народ.
Тоталитарный и авторитарный режимы – ученики их называют недемократическими режимами подробно их не характеризуют.)По окончании сдают листы самоконтроля.
«Государство-это Я!»,- сказал французский король Людовик. Мы говорим, что государство - это Мы все вместе. Так что давайте вспомним слова В. Путина, которые прозвучали в начале урока. Небольшое обсуждение. Запомните и формулу успеха молодого человека XXI века: желание постоянно пополнять знания, увлеченный вдохновенный труд и деятельная любовь к родной земле.
Итоги урока. Рефлексия проходит в виде беседы.
Вам понравился урок?
Какие формы работы на ваш взгляд были увлекательными и интересными?
Какая форма работы способствовала углублению знаний?
Мы сегодня хорошо поработали на уроке, закрепили свои знания и узнали много нового. Главный результат – это ваше умение применять полученные знания на практике. По итогам работы вы себя оценили, и я тоже вас оценила со своей стороны. Выставление оценок.
Спасибо за урок! До свидания!