Урок-обобщение по обществознанию на тему: Гражданин. Мораль. Право(9-11классы)


Урок-обобщение на тему: "Гражданин. Мораль. Право"
(Турнир эрудитов)
Цели: •Расширить и углубить знания учащихся, полученные ими на уроках обществознания; •Способствовать воспитанию гражданской ответственности , уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
•Развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации.
Оборудование: Портреты философов и правоведов, карточки с заданиями.
Ход урока 1. Организационный момент.
Класс разделен на 2 команды: «Мораль» и «Право». Перед входом в класс каждый ученик получает карточку, на которой написано слово или сочетание слов (напр. Честь, президент, добро, правовое государство, зло, конвенция о правах ребенка, правонарушение, этика, совесть, гражданское право и др.) и занимают место за столом в соответствии с написанным (обучающийся определяет, к какому понятию относится его слово – право или мораль).
2. Вводная часть. Сегодня мы с вами проводим классный час, посвященный теме, которая важна в современном мире, в нашем обществе.
Известно крылатое выражение: «Пусть свершится правосудие (справедливость), даже если погибнет мир!» Оно может показаться странным человеку, который не задумывался над ролью права в жизни общества. Тому же, кто обладает достаточной правовой культурой, эта мысль близка и понятна. Ее смысл не в том, что может погибнуть мир и что эта гибель допустима, а в том, что справедливость превыше всего!
Нарушение прав приводит общество в дикое, варварское состояние. Право должно стоять впереди политики, а политика должна строго следовать за правом.
Мы остановимся на двух регуляторах поведения в обществе – мораль и право.
И вы непросто получили карточки, по которым заняли свои места. Вы смогли проверить себя, насколько вы компетентны в этом вопросе. Давайте проверим, так ли вы сидите (зачитать слова)
3. Основная часть. Тема нашего урока – обобщения на тему: «Гражданин. Мораль. Право» Наш урок состоит из следующих этапов:
1.Блицопрос
2.Конкурс «Кто быстрее?»
3.Конкурс «Найдите выход»
4.Конкурс «Контурная карта»
5.Конкурс капитанов
6.Конкурс «Свобода слова»
7.Конкурс «Знаешь ли ты закон?»
1) Блиц опрос Вопрос для команды 1
1.Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (12 дек. 1993)
2.Кто избирает депутатов Гос. Думы? (Граждане РФ)
3.Сколько раз подряд одно и тоже лицо может избираться Президентом РФ? (2 срока)
4.В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ребенком признается человек в возрасте до … (18 лет)
5.С какого возраста человек может быть владельцем дома? (С момента рождения)
6.Когда отмечается Всемирный день прав человека? (10 декабря.)
Вопрос для команды 2
1. В каком году была принята первая Конституция СССР? (1924 г.)
2.С какого возраста человек может быть автором худ. произведения? (С любого, с момента создания произ-я)
3.Кто является источником власти в РФ? (Народ)
4.К какому виду собственности относится бытовая техника? (Личная собственность)
5.Как называется малая группа, основанная на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми? (Семья)
6.В каком правовом документе говорится о независимости судей? (В Конституции РФ)
2) Конкурс «Кто быстрее?»
1.Какие из перечисленных прав относятся к правам ребенка?
1) Право на заботу и воспитание
2) Право на выбор способа воспитания
3) Право на свободное распоряжение собственностью родителей
2.Ребенок имеет право:
1) Защищать свои права и законные интересы
2) Распоряжаться собственностью своей семьи
3) Получать при вступлении в брак содержание от своих родителей
3.Согласно Конституции РФ Президент РФ назначает:
1) Председателя Совета Федерации
2) Председателя Государственной Думы
3) Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы
4.К уголовным преступлениям относятся:
1) Изготовление, хранение, сбыт, приобретение наркотиков
2) Переход улицы в неустановленном месте
3) Безбилетный проезд в общественном транспорте
5.Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством обязательное правило поведения называется:
1) Нормой морали
2) Правовой нормой
3) Партийной нормой Ответы 1-1, 2-1, 3-3, 4-1, 5-2.
3) Конкурс «Найдите выход» (на столах лежат листы с заданием. Найти выход из ситуации) Например: А) Представьте, что вы с друзьями приехали отдыхать дикарями на море. К вам подходят несколько пьяных мужчин, которые начинают оскорблять вас. Хулиганы обзывают ваших друзей, съедают ваш обед, угрожают словесно. Превосходство в физической силе явно на стороне хулиганов. Каковы ваши дальнейшие действия?
Б) Представьте, что вам позвонили друзья и предложили прогулять на следующий день уроки в школе, чтобы посмотреть новый фильм. Вам хочется пропустить занятия в школе и вы боитесь обидеть своих друзей, но прогуливать нельзя, да и родители могут наказать.
Как вы поступите в данной ситуации?
4) Конкурс «Контурная карта»
Командам раздаются контурные карты Европы или Азии), на которых они должны красным цветом заштриховать страны с республиканской формой правления, а синим – с монархической.
5) Конкурс «Капитанов»
•Что такое правовое государство?
•Что такое гражданское общество?
6) Конкурс «Свобода слова»
В истории борьбы за свободу слова, свободу высказывать свое мнение имеется немало трагических страниц. Писатель М.М. Зощенко собрал много примеров расправы над теми, кто хотел говорить и писать свободно. Знаменитый итальянский астроном Джордано Бруно был сожжен на костре за «еретическую философию»
Автор «Робинзона Крузо» Д. Дефо был приговорен к тюремному заключению за сатирическую статью. Сутки он провел привязанный к позорному столбу на площади. Ему было тогда 42 года. Русский поэт А.И. Полежаев, в 1826 году написавший поэму «Сашка», содержавшую выпады против самодержавия и церкви, был отдан в солдаты.
Сейчас свобода слова является правом каждого гражданина РФ. Но всяким правом, всякой свободой надо уметь пользоваться цивилизованно.
Задания на столах А) Какие качества необходимы человеку для того, чтобы он мог в полной мере пользоваться свободой слова и информации?
•большие знания
•смелость
•любознательность
•способность вступать в конфликт с человеком противоположных взглядов
•убежденность в своей правоте
•наличие политических взглядов
Б) В каких случаях реально воплощается свобода слова молодого человека?
•Надя отправила заметку в районную газету
•Антон написал на заборе нецензурное слово в адрес соседа
•Аня высказала на собрании несогласие с решением старосты
•Коля на уроке вступил в спор с учителем по вопросу о дисциплине.
7) Конкурс «Знаешь ли ты закон»
1. Среди видов наказания выбери лишнее:
•Увольнение, •штраф, •арест сроком на 15 суток, •лишение специального права
2. Среди правонарушений выбери лишнее:
•Переход улицы в неположенном месте •Распитие спиртного в общественных местах
•Нецензурная брань •Грабеж
3. Назовите вид преступления.
•Нападение в целях хищения чужого имущества, соединенное с насилием, опасным для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению, или угрозой такого насилия.
4. Назовите вид преступления:
•Открытое хищение имущества, совершенное без насилия или с насилием, неопасным для жизни и здоровья потерпевшего.
5. Назовите вид преступления:
•Требование передачи имущества под угрозой насилия
•Назовите принцип, в соответствии с которым лицо, подозреваемое в преступлении, не считается виновным до судебного приговора и не обязано доказывать свою невинность.
4. Итог урока. На этом наши задания подошли к концу. Но урок не закончен, т.к. не подведены итоги. Результатом любого мероприятия должен быть итог увиденного, прослушанного. Наш итог – это рефлексия .
Каждый капитан подведет итоги по своей команде.
1.Дружно, сплоченно ли работала команда?
2.Кто был более активен?
3.Удалось ли группе стать командой?
4.Как ты оцениваешь знания своих товарищей?
(вопросы прилагаются)
И предоставим слово жюри.
Выводы, обобщение.
•Что такое мораль? (Совокупность правил поведения людей в обществе, семье, малых группах)
•Что такое право? (Совокупность обязательных правил, которые устанавливает и контролирует государство)
•Что такое закон? (Правовой акт, основа всех юридических документов, регламентирующий жизнь всех членов общества)
Вот и закончился наш турнир эрудитов. Все мы надеемся, что те сведения, которые вы получили, помогут вам эффективно пользоваться своими правами и свободами, защищать их и выполнять свои обязанности перед государством и обществом.
Литература:
1.Введение в обществознание: учеб. 8-9 кл./под ред.Л.Н.Боголюбова, М., 2001.
2.Никитин А.Ф. Граждановедение., М., 2004.
3.Кашанин А.Д. Основы государства и права. 9-11 класс, Краткий справочник школьника. М., 1998.
4.Юридический энциклопедический словарь/ под ред.А.Л. Сухарева, М., 1995.