Методика проведения занятий и инструктажей по охране труда

Методика проведения занятий и инструктажей по охране труда
Вводный инструктаж начинается из сообщения новой темы и цели урока. Потом мастер производственного обучения (преподаватель) проводит опрашивание по проверке знаний учащихся по материалам предшествующего урока темы по производственному обучению [64].
Изложение нового материала проводится объединением с объяснением и показом трудовых приемов. Используются инструкционные карты, с помощью которых анализируется порядок выполнения упражнений. Мастер (преподаватель) приводит типичные ошибки учащихся, показывает их причины и пути предупреждения. Отдельного внимания заслуживают в объяснении правила охраны труда. Сначала мастер (преподаватель) показывает прием в том темпе, в котором его выполняют в производственном процессе, а потом в замедленном темпе с остановками на отдельных трудовых действиях.
Показ сопровождается демонстрированием плакатов, схем, выполнение операций на компьютере, объяснением и обоснованием каждого действия. После показа объяснения приема организовывается тренировочные упражнения.
Инструктаж завершается закреплением и проверкой усвоения учащимися учебного материала. Опрашивание здесь имеет практическую направленность. Учащимся предлагают, например, воссоздать показанные приемы, повторить правила организации работы, провести определенные расчеты, найти необходимые данные в таблицах.
Текущее инструктирование учащихся мастером производственного обучения (преподавателем) проводится преимущественно индивидуально в форме целевых осмотров рабочих мест учащихся.
Первый обход проводится после вводного инструктажа и размещения учащихся по рабочим местам. Мастер проверяет все ли учащиеся приступили к работе, если нет, то что мешает этому. Во время второго прохода мастер выясняет правильность организации рабочих мест, степень усвоения учащимися показанных приемов, рациональное использование материалов, инструментов, соблюдение правил техники безопасности.
Следующие обходы проводятся во время выполнения учащимися упражнений. Здесь внимание мастера ориентируется на работе каждого ученика, но в особенности на деятельности слабых учащихся. Обнаружив ошибочные действия учащихся, мастер наводящими вопросами помогает ученику самим найти свою ошибку и отыскать пути ее преодоления. Если же дополнительных ошибок допускается много или значительная часть учащихся группы, тогда мастеру следует провести дополнительный коллективный инструктаж. Мастер прекращает работу всех учащихся и проводит дополнительные разъяснения. Допущенные ошибки, причины и способы их устранения анализируются вместе с учащимися. При этом повторно показываются и разъясняются недостаточно усвоенные учащимися приемы [63]. Итоговую часть урока производственного обучения завершается заключительным инструктажем.
Активная беседа, основным содержание которой являются анализ учебной работы, проведенной за день. Мастер анализирует, как прошло занятия, каких учебных результатов достигла группа и отдельные учащиеся; отмечаются ошибки, которые имели место, неполадки, нарушение трудовой и технологической дисциплины. Во время подведения итогов урока учащимися даются домашние задания в виде повторения материала на уроке производственного обучения. Домашнее задание состоит из реализации самостоятельной работы, по типу урока.
Воспитательная работа мастера в процессе изучения темы. Воспитательные задачи мастера производственного обучения целесообразно определить, исходя из «Положения о мастере производственного обучения» и Закона «Про профессионально-техническое образование». Целью образования, как указано в законе является всестороннее развитие человека как личности и высочайшей ценности общества, развитие талантов, умственных и физических способностей воспитания высоких моральных качеств по выполнению норм и правил охраны труда.
В разработке обоснованы методические основы планирования и проведения занятий и инструктажей по охране труда; раскрыты особенности методики поурочного планирования и методики подготовки мастера производственного обучения к занятиям по курсам «Охрана труда» и «Безопасность жизнедеятельности». Рассмотрены нормативные документы, которые необходимы для эффективного поурочного планирования: годовой учебной и рабочей программы, учебного плана, рабочего перечня работ по семестрам, тематического плана по семестрам, план урока и конспекта урока. Акцентированы основные требования к созданию поурочных планов.
Определены дидактические принципы эффективного планирования подготовке мастером производственного обучения к занятиям и инструктажам по охране труда; показана роль материально-технической подготовки к изучению тем по курсу «Охрана труда» и построена система разработки планирующей и учебно-производственной документации: инструкционные карты, инструкционно-технологические карты, технологические карты, карточки-задания, учебные алгоритмы.
Выявлено, что для эффективного проведения и качественной подготовки квалифицированных рабочих, мастер производственного обучения должен осуществлять подготовку, которая состоит из перспективной подготовки к учебному занятию, изучение темы программы и текущей подготовки к конкретному занятию.



Преподаватель спецдисциплин Э.Л.Данилевский