Классный час «Мы разные – в этом наше богатство, Мы вместе – в этом наша сила»


Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновская средняя школа №2
«Крутецкая основная школа»
Методическая разработка
классного часа
«Мы разные – в этом наше богатство
Мы вместе – в этом наша сила»

Разработала: учитель I категории
Волкова Н.Г.
c. Крутые 2013год
Пояснительная записка
Опыт работы показывает, что в настоящий период очень многие дети эгоцентричны, не пытаются понять позицию родителей, педагогов, нетерпимы к ним. Многие из-за несформированности этого качества «уходят в себя», дистанцируются от окружающих людей, не находят с ними общего языка, страдают и множат комплексы. Чаще всего результатом таких процессов становятся межличностные проблемы, которые мешают успешной учёбе и обретению позитивного социального опыта. Обычно такие явления проявляются в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте следует обратить особое внимание на воспитание толерантности.
В декларации принципов толерантности толерантность определяется как «…уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Принципы толерантности закреплены в законодательных актах и провозглашены в международных декларациях (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских политических правах, Конвенция о защите прав человека). Конституция РФ прописывает позиции, касающиеся толерантности в ст. 136 и 282.
К сожалению, нетерпимость через средства массовой информации, через достаточно агрессивно настроенное социальное окружение проникает и в детскую среду, находя в ней живой отклик. Может ли школа как-то препятствовать этому? На наш взгляд, не только может, но и должна! Одна из важнейших целей воспитания - ориентация ребёнка на общечеловеческие ценности. Сегодня важно найти эффективные механизмы воспитания детей в духе терпимости (толерантности), уважения прав людей всех рас и народов.
Классный час«Мы разные – в этом наше богатство
Мы вместе – в этом наша сила»
подготовлен для учащихся 8 класса и проведён 16 ноября 2013 года в предверии международного дня толерантности.
Цель:
Познакомить обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества, основными чертами толерантной личности
Задачи :Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей.
Учить обучающихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.Вступительное слово классного руководителя:
Однажды Антуан де Сент–Экзюпери сказал: «Если я чем- то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова – это не только урок нам , живущим в ХХIвеке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы – люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующие поколения не только продолжили наши традиции. Но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.
Видимо, поэтому, был учреждён международный день толерантности, который отмечается 16 ноября. Тема нашего классного часа
«Мы разные – в этом наше богатство
Мы вместе – в этом наша сила»
Что такое толерантность? Приведите слова – синонимы слову «толерантность».
Обсуждение мнения учащихся.
Выступление ученицы :Что означает слово « толерантность» на разных языках?
С французского – отношение, при котором допускается, что другие могут действовать или думать иначе, нежели ты сам;
С испанского – способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;
С английского – готовность быть терпимым, снисходительным;
С китайского- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
С арабского – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. Обсуждение мнения учащихся.
Толерантность – «уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира<…> , добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира»
(Декларация принципов толерантности, принятая ЮНЕСКО в 1995 году)
На рубеже ХVIII- XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правителях оставался министром иностранных дел. Это был человек талантливый в умении учитывать настроение окружающих, к ним относиться, искать решение проблем без ущемления интересов других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а слепо подчиняться обстоятельствам.
Что значит быть толерантным?
Обсуждение мнения учащихся
Мне бы хотелось познакомить вас с договором учеников класса одной из школ Новой Зеландии «О принципах толерантности друг к другу»
Я имею право на счастье и доброе отношение в этом классе
Я имею право быть самим собой в классе
Я имею право на безопасность в классе
Я имею право слушать и быть услышанным
Я имею право познавать себя в классе
Что бы вы добавили в этот договор?
Обсуждение мнений учащихся
У толерантности, терпимости есть обратная сторона. Она проявляется, прежде всего, в том, что человек делит всех на «своих» и «чужих». «Чужие» представляют опасность, они враги, с ними нужно быть настороже, при этом индивидуальные свойства чужаков зачастую не имеют никакого значения .Чаще всего это деление происходит по национальному приказу. Иногда его называют стереотипным мнением.
Стереотип – предвзятое, не основанное на свежей и непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартных суждений и ожиданий мнение о свойствах людей и явлений.
- С какими стереотипами в оценке людей, наций вы сталкивались в своей жизни?
Театрализация отрывка пьесы Е.Шварца «Дракон».
Рыцарь Ланцелот въезжает в город. Ему рассказывают о доброте и справедливости деспотичного правителя города- Дракона, который много сделал важного и полезного для страны.
Рыцарь Ланцелот: Итак- простите , что я все вас расспрашиваю, - против Дракона никто и не пробует выступать? Он совершенно обнаглел?
Шарлемань: Нет, что вы! Он так добр! Когда нашему городу грозила холера, он по просьбе городского врача дохнул своим огнем на озеро и вскипятил его. Весь город пил кипяченую воду и был спасен от эпидемии.
Рыцарь Ланцелот: А что ещё он сделал доброго?
Шарлемань: Он избавил нас от цыган.
Рыцарь Ланцелот: Но цыгане – очень милые люди.
Шарлемань: Что вы! Какой ужас! Я, правда, в жизни своей не видал ни одного цыгана. Но я ещё в школе проходил, что они люди страшные.
Рыцарь Ланцелот: Но почему?
Шарлемань: Это бродяги по природе, по крови. Они - враги любой государственной системы, иначе они обосновались бы где-нибудь, а не бродили бы туда-сюда. Их песни лишены мужественности, а идеи разрушительны. Они воруют людей. Они проникают всюду. Теперь мы все очистились от них, но ещё сто лет назад любой брюнет обязан был доказать, что в нем нет цыганской крови.
Рыцарь Ланцелот: Кто вам рассказал все это о цыганах?
Шарлемань: Наш дракон. Цыгане нагло выступали против него в первые годы его власти.
Рыцарь Ланцелот: Славные, нетерпеливые люди…
Шарлемань: Не надо, пожалуйста, не надо так говорить!
Обмен мнениями учащихся по просмотренному отрывку.
Классный руководитель:
Стереотипы – такая вещь, держатся столетия и кочуют с цыганами из века в век.
Деться от этого никуда невозможно и по простой причине – средства массовой информации.
Ведь мы же не судим о великой русской культуре по тем людям, которые пьяными валяются в луже. Потому что слишком хорошо представляем себе, что такое русская культура. Никому не приходит в голову судить о ней по горстке людей.
А кто такие цыгане?
Представление о том, что криминал, искусство и гадание – единственное занятие цыган, это самое страшное, что можно представить о цыганах. А ведь цыгане – это люди, у многих из которых высшее образование. Мало кто знает, что директор Санкт–Петербургской консерватории Павел Серебряков - цыган, главный инженер Звёздного городка – цыган. А сколько среди цыган поэтов и композиторов, музыкантов с мировой славой, врачей, адвокатов, педагогов! Можно ли судить о народе по газетным и журнальным публикациям негативного характера?
Обсуждение мнений учащихся
Анализ сочинений учащихся
Классный руководитель ( рефлексия):
Мы завершаем нашу беседу. И в заключение я предлагаю вам вырастить дерево толерантности. Но сделать это возможно, если вы хорошо усвоили, каким должен быть толерантный человек. Я предлагаю выбрать из предложенных вариантов те черты, которые характеризуют толерантную личность. (Выбирают и прикрепляют к нарисованному дереву магнитами)
Черты толерантной личности.
Расположенность к другим
Снисходительность
Доброжелательность
Доверие
Чуткость
Умение владеть собой
Умение слушать
Способность к сопереживанию
Альтруизм
Терпение
Умение не осуждать других
Гуманизм
Чувство юмора
Заключительное слово классного руководителя:
По одной восточной легенде однажды боги решили создать мир. Вначале они сотворили всё окружающее, затем – человека, и в самом конце они создали истину. Боги задумали не рассказывать сразу истину перед человеком. Они решили спрятать её, чтобы человек искал истину подольше. Один бог предложил: «Давайте спрячем её на дне океана». «Давайте захороним её в глубине земли»,- предложил второй. Третий сказал: «Давайте укроем её на самой далёкой планете». Предложений было очень много. И, наконец, самый старый и мудрый бог сказал: «Мы спрячем истину в сердце человека. Он будет искать её во всей Вселенной, не подозревая, что носит её в себе».
Класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. И очень хочется, чтобы вы научились бы правильно находить истину, проявляли сострадание, милосердие, терпимость, понимание и признание.
Ожидаемый результат
В процессе мероприятия обучающиеся познакомятся с понятием «толерантность», его значением, с основными чертами толерантной личности. Но самое главное – ребята получат урок уважительного, неравнодушного отношения к окружающим людям, независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности.
Расположенность к другим
Снисходительность
Доброжелательность
Доверие
Чуткость
Умение владеть собой
Умение слушать
Способность к сопереживанию
Альтруизм
Терпение
Доброжелательность
Умение не осуждать других
Гуманизм
Способность к сопереживанию
Чувство юмора