Разработка классного часа на тему:«Мы разные – и в этом наше богатство, мы вместе – и в этом наша сила»


Автор разработки: учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 1"
Тарасова Светлана Викторовна
Разработка классного часа « «Мы разные – и в этом наше богатство, мы вместе – и в этом наша сила»
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Все чаще я задумываюсь, как воспитать у детей терпимость по отношению к людям? Как помочь ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами? Некоторые дети, хорошо усвоив нравственные категории , начинают яростно осуждать своих сверстников за их неправильные поступки. Часто возникают конфликты. В ходе классного часа , при обыгрывании различных ситуаций детям предстоит понять ,что несмотря на их различие, они живут в обществе и должны проявлять терпимость к окружающим.
Цель :
познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;
развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
формирование умения проявлять терпение по отношению к
окружающим.
Задачи:
дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Так как основы нравственности закладываются в детском возрасте, то и занятие разработано для   учащихся начальной школы – возрастная категория 9-10 лет (младший школьный возраст).
В ходе занятия, у детей должно сформироваться понимание того, что несмотря на их различие , они живут среди людей, с которыми нужно общаться, мириться с недостатками другого человека и быть терпимыми по отношению к окружающим.
Ход занятия.
“Здравствуйте! Добрый день, мои дорогие друзья!Сегодня такой прекрасный день.
– Всем разным, но равным!– Всем, желающим научиться, жить рядом с непохожими людьми! – Всем, мечтающим жить в согласии с собой и другими посвящается этот классный час!
Дорогие ребята! Этот классный час мне бы хотелось начать с высказывания Б. Шоу: (слайд №2)
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под
водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
И действительно: мы живем в 21 веке. Наука неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, теракт, заложники, жертва насилия...
– Каждый из нас не похож на другого. Чем же мы отличаемся друг от друга?
(Дети высказывают свои мнения. Учитель обобщает ответы детей и вывешивает карточки.)

Игра: “ Какой я” (Детям предлагается написать на листочках то, что отличает каждого из них от других ребят, а затем прочитать.)
Учитель:
– Ребята, что вы заметили ?
Учитель обращает внимание детей на повторяющиеся характеристики. Дети приходят к выводу:
Мы все разные, но у нас много общего!
Учитель:
– Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим. Ученик:
Я, ты, он, она,Вместе - целая страна.Вместе - дружная семья,В слове «мы» - сто тысяч «я»Большеглазых, озорных,Черных, рыжих и льняных,Грустных и веселыхВ городах и селах!
Учитель:
Россия согласно конституции является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов, разных национальностей.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
На доске написано: «Мы разные – и в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»
Класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. И очень хочется, чтобы вы научились бы правильно находить истину, проявляли сострадание, милосердие, терпимость, понимание и признание.
Путешествие по станциям:
Первая остановка – Многонациональность России.
В нашей стране живет много разных народов, которые заметно отличаются друг от друга своими привычками, обычаями и традициями. Они живут в разных уголках нашей огромной страны, говорят на своем национальном языке, но что, же их объединяет? (Наш общий дом Россия)
- В чем же сила народов России? (В единстве)
-Как вы думаете, как понимают друг друга разные народы России?
-Верно. Многонациональный народ нашей страны общается между собой на русском языке.
Вторая остановка – Славянская письменность
24 мая - это День Славянской письменности.
- Первыми славянскими просветителями стали ученые монахи - болгары из Византии братья Кирилл и Мефодий.
Кирилл на основе греческого алфавита создал славянскую письменность. С помощью Мефодия Кирилл перевел на славянский язык несколько богослужебных книг. Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь.
Третья остановка – Сочи-2014
Мы сегодня с вами говорим о единстве, сплоченности, дружбе. Вспомните, какое знаменательное событие этого года показало силу единства нашего народа
- Верно. Это олимпийские игры. Каждый спортсмен мечтает выступить и победить в Олимпийских играх. И наши спортсмены доказали, что они лучшие.
Место
Страна Золото Серебро Бронза Всего
1 Россия 13 11 9 33
А на паралимпийских? 1 Россия30 28 22 80
-Что помогло им добиться таких результатов?
-Верно. Поддержка болельщиков, сплоченность команды, советы тренера.
-Можно сказать, что весь Российский народ был един?
- Так в чем сила народа? (В единстве)
Четвертая остановка – Крым и Севастополь.
-Ребята, кто знает, жители какой республики захотели объединиться с Россией в марте этого года? (Жители полуострова Крым и города Севастополь)
- С момента подписания 18 марта 2014 года договора о вхождении в состав России Крым, включая Севастополь, является частью Российской Федерации.
- Почему это произошло? ( В Украине нет согласия между жителями разных регионов, мира и единства)
- Что бы вы посоветовали нашим братьям украинцам, для того, чтобы сохранить сильное государство. (Быть дружными, жить в согласии, потому что в единстве наша сила.)
Давайте вырастим дерево дружбы.
У вас на партах лежат ладошки. Выберите из слов на экране ( Слайд № 6) и напишите на пальчиках те слова, которые относятся к (Милосердие, гнев, миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, дружба, конфликт, великодушие, поддержка, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, доброта.)
Написав одно слово передавайте ладошку соседу . ( готовые ладошки прикрепляем к « дереву дружбы» на доску)
А теперь давайте все возьмемся за руки и встанем в круг
– Жизнь так коротка, жаль растрачивать ее на ненависть, надо жить, надо радоваться жизни, некоторые вещи нам даны свыше, и мы не можем их выбирать.Но мы вправе выбрать ту дорогу, по которой мы пойдем, – по тропе ненависти, человеконенавистничества или по дороге мира, милосердия, любви, согласия.
Ученик:
Чтобы солнышко светилоЧтоб на всех его хватило,Чтоб цвели в лугах цветы,Чтоб дружили я и ты.За руки возьмемся, встанем в круг.Каждый человек человеку - друг!За руки возьмемся, пусть пойдетПо земле огромный хоровод!
Приложение .
Использованная литература:
Интернет festival@1september.ru.
Журнал “ Начальная школа”.
Книга “Классные часы 1–4 класс”.
Текст песни: автор текста :Жигалкина Е. ,
композитор: Хайт А. «Большой хоровод»
Книга “ Актуальные проблемы нравственного воспитания ”.
Л.Ф. Колесников. – М.: Наука, 1987.