Внеклассное мероприятие по поликультурному воспитанию. Тема: Мы разные — в этом наше богатство, мы вместе — в этом наша сила.


Внеклассное мероприятие по поликультурному воспитанию.
Тема: Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила.
Цель: формирование всесторонней и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных и семейных традиций, ценностей культуры; создание условий для развития толерантного сознания обучающихся. 
Задачи:1.Овладеть основами национальной культуры и приобщить учеников к истории разных народов, представители которых обучаются в классе.2. Воспитывать у обучающихся понимание самобытности культуры народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям.3. Показать учащимся, что они абсолютно разные и непохожие друг на друга, но каждый из них – это личность; содействовать осознанию школьником своей уникальности.4. Дать возможность каждому ученику задуматься над своим поведением в классе, в семье, в кругу друзей и оценить поведение других; помочь понять учащимся, что дискриминация в любой форме способствует отчуждению.5. Расширить кругозор воспитанников.
Планируемые результаты:Личностные:1. Положительное отношение к культуре всех народов.2. Желание приобретать новые поликультурные знания, умения, совершенствовать имеющиеся.3. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивая новые виды поликультурной деятельности.Метапредметные:Регулятивные УУД1. Самостоятельно определять цель внеурочной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью.2. Составлять план выполнения заданий внеурочной деятельности под руководством воспитателя.3. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиям выполнения, результатом действия на определенном этапе.4. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы.5. Оценивать собственную успешность в выполнении заданий.Познавательные УУД:1.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации в рамках проектной деятельности.2. Извлекать информацию, представленную в разных формах.3. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.4. Активно участвовать в обсуждении заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.Коммуникативные УУД:1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.2. Читать вслух и про себя тексты художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятное.3. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.4. Участвовать в работе группы в ходе проектной деятельности, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.5. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.Оборудование:  музыка представленных народов, костюмы, карточки с названием стран, выставка рисунков.Участники: учащиеся начальной школы, педагоги.
Ход мероприятия
I. Организационный момент (музыка «Адай кюй»)
Енді бүгін қарасам,
Айналам бақыт, кең жатыр.
Бірімен-бірі туысқан,
Қол үстасқан ел жатыр.
Қырғыз, қазақ, өзбектер,
Моңғол, үйғыр, дүнгендер,
Армян, қазақ, грузин,
Орыс пенен украинТерезесі тең жатыр.
Бақыттың әні асқақтап,
Қүлаққа даусы кеп жатыр.
У каждого народа
Язык свой и наряд
Один черкеску носит,
Другой халат надел
Один – рыбак с рожденья
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит, другой готовит мед.
Одним милее осень,
другим милей весна.
А Родина у каждого
У нас на всех одна
Там лазурное небо и снежные горы,
Бескрайних полей золотые просторы,
Закаты, как в сказке, и звездные ночи,
Рассветы ясны, как красавицы очи.
Там вольные ветры и быстрые реки,
Яркое солнце, широкие степи,
Манящие тайной святые озера
И лоз виноградных витые узоры
Там свято хранятся традиции предков,
И люди плохие встречаются редко.
Там радость – так радость! Беда – не беда,
Гостям в каждом доме там рады всегда.
Там разные нации в мире живут,
Там вечные ценности – знания, труд.
Самая лучшая ты на Земле
Родина-матушка, слава тебе!
Спросите, где это, и я вам отвечу!
Краткой, но убедительной речью:
«Осы маған үлы Отан,
Қасиетті жер Қазақстан!»
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие друзья! Приветствуем наших гостей собравшихся на нашем открытом мероприятии.- Все мы разные, и, тем не менее, у нас много общего. На нашей планете живут люди разных национальностей. Между ними есть, что - то схожее, а есть и различия. Сегодня, в преддверии дня толерантности мы поговорим на тему как же нам живется под единым шаныраком
Упражнение-приветствие.
Цель: • оказывать содействие установлению контакта между участниками группы и настрой на работу в группе.• познакомиться с приветствиями разных народов. 
Давайте поздороваемся на разных языках
По – казахски Кайырлы кун
По-украински Здоровеньки буллы
По-английски Гуд монинПо-немецки Гутен тагПо-болгарски Добыр дэнПо-французки БонжурПо-китайски Ни хауА теперь узнаем как же приветствуют люди друг друга в разных странах- объятие и троекратное целование поочередно в обе щеки (Россия); - легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай); - рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция); - легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия); - легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония); - поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания); - простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия); - мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия); - потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).
Вы стали чуточку ближе друг другу, почувствовали энергию другого человека, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни».
2.Упражнение «Самый главный человек ».
Учитель: Я предлагаю вам познакомиться с самым главным человеком, портрет которого находиться в «волшебном сундучке». (Дети заглядывают в шкатулки и видят своё отражение в зеркале.)Вывод – самый главный человек на земле это они сами.
 Учитель: Наша страна очень огромна и многонациональна, богата и удивительна. В ней сосуществуют разные вероисповедания и разные национальности. Живут, дружат, помогают друг другу на протяжении многих веков. Ребята назовите известные вам национальности, живущие на планете.Учащиеся называют известные им национальности
3. Игра «Что нас отличает?»Цель: осознание индивидуальности окружающих людейЕсли ребят немного, можно работать всем вместе, если более 15 человек, можно поделить их на две команды и провести между ними соревнование.Задания:• построиться по первой букве своего имени (в качестве проверки выполнения задания просим ребят назвать свое полное имя);• построиться по цвету волос: от самых светлых, блондинов, до самых темных, брюнетов;• построиться по цвету глаз: от светло-голубых до темно-карих (это задание вызывает обычно бурные эмоции, потому что, проучившись вместе десять лет, многие не знают, какого цвета глаза у его одноклассника).Возможны вариации заданий на усмотрение учителя и учащихся, можно предложить ребятам придумать задания такого типа.Вывод: что нас отличает? (ответы ребят):РостЦвет волос и глазОдеждаИмяНациональностьВозрастМы все такие разные: блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, грустные и веселые…Нас объединяет то, что- Все мы люди, живем в одной стране, на одной планете, живем в одном селе, республике, учимся в одной школе, в одном классе, занимаемся одним делом
Выходят дети разной национальности в костюмах с национальными блюдами
Тыңда, тыңда, тыңда мені,
Үлы жүртым орыс халқым.
Сен тербетіп өсіргенсін,
Сенін даңқын, менің даңқын.
Кім сүймейді ет жақының, туысқаның,
Украина туысымның бірісің.
Түрды биік туымыздай бүл достық,
Ел басына төнгенде де үлы сын.
Тілі бөлек болғанымен тілек бір,
Үлы достық мәпелен жүрек гүл.
Қазақстан бар үлысқа шаңырақ.
Учитель:«Наша школа — наш общий дом,Наше общее счастье,С нею встречи мы ждем,Чтобы вместе собраться,Разных народов сыны —Здесь как одна мы семья.Разные мы, но равны,Будь это ты или я…»
Учитель: Вот видите, какие вы все разные. А что вас объединяет?Учащиеся: - мы учимся в одном школе- мы живём в одном селе- одинаковые по возрасту и т.д.Учитель: Вас объединяет коллектив, определённые правила, которые действуют в обществе.-Чем отличаются национальности друг от друга?Учащиеся называют отличия.
Песня «Солнечный круг»
Солнечный круг, небо вокругЭто рисунок мальчишкиНарисовал он на листкеИ подписал в уголкеӘрқашан күн сөнбесін, Аспаннан бұлт төнбесін, Қасымда болсын мамам, Болайын мен де аман. Милый мой друг, добрый мой другЛюдям так хочется мираИ в тридцать пять сердце опятьНе устаёт повторять
Пусть всегда будет солнцеПусть всегда будет небоПусть всегда будет мамаПусть всегда буду я
Тише солдат, слышишь солдатЛюди пугаются взрывовТысячи глаз в небо глядятГубы упрямо твердятMay there always be sunshine,May there always be blue skies,May there always be Mummie,May there always be me!Против беды, против войныСтанем за наших мальчишекСолнце навек, счастье навекТак повелел человек
Immer scheine die Sonne, Immer leuchte der Himmel, Immer lebe die Mutti, Immer lebe auch ich!
4.Игра: «Кто вы такие?»
Мама-шеше-matherПапа-әке-father
Бабушка-әже-grand mother
Дедушка-ата- grand father
Сын-қыз-a boy
Дочь-ұл-gerlУчитель: Давайте все вместе попробуем отгадать загадки разных народов мира.
Загадки народов мираНикто не обижает, а ее все толкают (казах.). - дверьЦелый день летает,Всем надоедает,Ночь настанет,Тогда перестанет (белорус.). - мухаНа четырех парней одна шапка надета (башк.) - столДеревянная шея, железный клюв, кричит: «Тук-тук-тук!» (нан.) – молоток

1 Қабат-қабат қаттама,Ақылың болса аттама. (кітап)
2. Білімнен мол сый-асы,Балғындардың ұясы. (мектеп)
3. Бейбітшілік құсы деп,Атайды оны барша жұрт.(көгершін)
4.Қыста киімін тастайды,Көктемде киіне бастайды.(ағаш)
5. Таңмен көзін ашады,Әлемге нұрын шашады. (күн)
Учитель: На нашей планете живут люди разных национальностей. Каждый народ славит и чтит свои традиции, обычаи, праздники, у каждого народа есть свои национальные костюмы, блюда, народные поэты и художники, у каждой национальности есть свой родной язык и даже президент, герб, флаг и гимн. Между ними есть, что - то схожее, а есть и различия. Мы с вами живем на большой-большой территории, которая называется Казахстан, в которой живут много людей с разными национальностями. У каждой национальности есть свои игры и кричалки.
Тоңса біздің аяғымыз
Етік киіп аламыз
Топ-топ-топ
Топылдатып билейміз
Тоңса біздің денеміз
Тонды киіп аламыз
Зу-зу-зу
Отырайық, тұрайық
Ал, балалар, бір ауық
Әріп сырын ұғайық
«А» дегенде отырып,
«Б» дегенде тұрайық
А-Б, А-Б, А,Б
А-Б, А-Б, А-Б
Head, shoulders, knees and toes
Knees and toes, knees and toes
Head, shoulders, knees and toes
Ears, eyes, month and toes
«Ай да мы!» Если дети не согласны с утверждением, то говорят хором «Нет, не мы!», если согласны – «Ай да мы!»
Вы, конечно, молодцы!
Уже матери, уже отцы!
В школе учитесь на «пять»!
Помогаете по дому!
И не учитесь плохому!
Защищаете детишек!
Как наставите им шишек!
Лезете всегда к прохожим!
На бандитов не похожи!
Помогаете зверюшкам!
Расставляете ловушки!
Не грубите взрослым старшим!
И ругаетесь так страшно!
Не сорите вы повсюду!
Сами моете посуду!
Не читаете газету!
Очень жадны на конфеты!Смирно ходите по школе!
И деретесь прямо в холле!
Это кто сейчас ответил?
Невоспитанные дети!
Учитель: В нашей школе учатся ребята разных национальностей и сегодня они подготовили стихи на казахском, русском, английском языках.
Ақ қара деп алдымен,
Елім бөлмес адамды,
Дәстүр ,өнер, салтыменТаңқалдырған ғаламды.
Жырласа Қазақ, түркімен,
Молдаван, тәжік үн қосқан.
Дос жүректер біріккен,
Мейірлері жарасқанI have a frienelWhose name is..And sing all day
In Ann kind of where
Friend and school
Big and small
Friend and school
Obig of all
Стихи для ребят всех народов и стран: Для абиссинцев и англичан,Для испанских детей и для русских, Шведских, турецких, немецких, французских.Негров, чья родина – Африки берег; Для краснокожих обеих Америк.Для желтокожих, которым вставать Надо, когда мы ложимся в кровать. Для эскимосов, что в стужу и снегЛезут в мешок меховой на ночлег.Из тропических стран, где на деревьяхНе счесть обезьян; Для ребятишек одетых и голых.Тех, что живут в городах и селах.Весь этот шумный, задорный народПусть соберется в один хоровод.Север планеты пусть встретится с Югом,Запад – с Востоком,А дети – друг с другом.
Учитель: О чём это стихотворение? ( Дети разных цветов кожи должны дружить друг с другом)Учитель: А почему они должны жить дружно? ( Чтобы не было войны.)Учитель: Обратите внимание на ваши рисунки. Вы правильно понимаете, что значит дружить. На своих рисунках вы изобразили разные предметы. А как они звучат на разных языках.
Лошадь-жылқы-
Баран-қой-
Карова-сиыр-
Сабака-ит-a dog
Кошка-мысық-cat
Ластик-өшіргіш-a rubber
Леника-сызғыш-a ruler
Книга-кітап-a book
Ручка-қалам-a pen
Пенал-пенал-a pencil case
Кукла-қуыршақ-a doll
Машина-көлік-a corСамалет-ұшақ-a plane
Мяч-доп- a ball
5. Упражнение «Дерево качеств нашего класса»
Цель: осознание ценности и неповторимости собственной личности и личности других людей и наличия объединяющего начала вопреки всем различиям.Итак, мы говорим о том, что каждый человек неповторим, но в то же время есть нечто, что может объединять нас, таких непохожих. Сейчас каждый из вас получит два небольших листочка разного цвета- зеленого и оранжевого. Объясним значение каждого цвета:зеленый – “как все”;оранжевый – “как никто больше”.Каждому ученику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом• на листочке “как все” должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (как ему кажется) со всеми другими участниками группы.• на листочке “как никто больше” написать свои уникальные черты характера, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее выражены именно в вас.На магнитной доске с помощью маркера рисуем ствол. Дерево можно назвать«Качества нашего класса» После заполнения листочков всеми участниками просим каждогонаклеить на дерево два листочка и озвучить оба качества. В результате на доске получается дерево с пышной кроной, состоящей из разноцветной листвы: зеленых листочков (сходств), которых столько же, сколько и оранжевых (отличий).Вывод: каждый смог убедиться в том, что в классе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем – с другой.Упражнение проходит довольно лирично и искренне. Оно позволяет участникам увидеть себя как некоторое “единство непохожих”, помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.
6. Упражнение «Давайте пофантазируем…»Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?2. Хорошо или плохо, что мы все разные?3. Как жить в мире, где столько разных людей?Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.Не оценивайте людей, а цените! 
7.Рефлексия. «Формативный опрос».Глобус – символ мира, дружбы передается по кругу. Все говорят о том, чему научились, что поняли на занятии.
Учитель: Закончить наш праздник я хочу словами дренего пожелания казахов,положенного в основу нашего государственного герба: «Пусть будет высоким твой шанырак, широкими стены и прочной основа твоего дома»
Мир- солнышку и детям,
Мир- природе, мир- весне!
Мир – былинке, мир планете!
Мир –всем людям на Земле!
Каждый из нас должен помнить - «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила»!!!.