Карточки по русскому языку Учимся правильно произносить звуки (1 класс)

Развитие чёткости произношения.
Эту работу мы начинали с упражнений, развивающий речевой аппарат.
В речевую разминку включались упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно). Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей.
Работа началась с показа артикуляции основных гласных: а, о, у, ы, и, э. Сначала учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку, затем давались сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, т.д.
Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата. Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности, нечёткости произношения, упражнения давались в качестве разминки перед чтением.
После отработки произношения гласных включились сочетания гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, бэ, би, ва, во, ву, вэ, ви и т. д.
Сначала читались первые десять согласных, затем последующие десять.
Практически разминки на уроке проводились таким образом: на доску выписываются гласные, а дети по алфавиту подсоединяют к ним согласные. Чтение проводится хором и индивидуально, включаются соревнования по рядам.
Далее учащиеся тренируются на чтении различного рода сочетаний гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж, ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три.
Чтение слов содержащих тренируемый звук.
Чтение коротких текстов с тренируемым звуком.
Чтение скороговорок, чистоговорок для выработки навыков сохранения четкости произнесения при любом темпе речи.
Образцы скороговорок:
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Проворонила ворона воронёнка.
Саша шапкой сшиб шишку.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Мама мыла Милу мылом.
От топота копыт пыль по полю летит.
При работе со скороговорками, необходимо придерживаться следующего алгоритма:
Выяснить ее смысл;
Преодолеть все трудности звукосочетания: произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, без каких либо затруднений, осечек, оговорок.
Проговаривать нужно каждую скороговорку с начала беззвучно, но артикулируя. Затем переходить на шепот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром. Необходимо помнить о четкости произношения.
Отработав чистоту звука, можно перейти на отработку интонации:
Прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь.
В работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания, помогают чистоговорки.
1. Чтение шепотом и медленно
Да-да-да – из трубы бежит вода.
До-до-до – на дереве гнездо.
2. Чтение тихо и умеренно.
Та-та-та – в нашем классе чистота.
Ту-ту-ту – наводим сами красоту.
Ты-ты-ты – нами политы цветы.
3. Чтение громко и уверенно.
Ят-ят-ят – парты ровненько стоят.
Ют-ют-ют – очень любим мы уют.


















А О У Ы И Э
У Э Ы О А И
Э А У И Ы О

АО ОА ИА АИ
ОИ ИО УА АУ
ЫА АЫ УЫ ЫУ

АОУ
ОИА
АЫИ
УАИ
ЭАО


УОА
ИАЭ
ЭУО
АОУ
ЭУЫ


АООА
ЭАОУ
АЫУО
АЫУО

ЫОИА
УАУА
АИОУ
УЫАО

АН
ОН
УН
ЫН
ЭН



ИН
НО
НА
НУ
НЫ
НАН
НОН
НУН
НЫН
НИН
ТАТ
ТОТ
ТУТ
ТИТ
ТЫТ
ТАН
ТОН
ТУН
ТЫН
НАТ
НОТ
НУТ
НЫТ
НИТ
НТА




НТО
НТУ
НТЫ
ТНА
ТНО



ТНУ
ТНЫ
ТНИ
НИТ
ОНТ
Ал|ла
А|лик
А|ля
О|ля
Ю|ля
У|ля
А|ле|на
А|лен|кА
лист
лис|тик
са|лат
са|ла|ты
ко|ло|кол
ко|ло|ко|ла
У Ли|ли лос|ку|ток.
О|ля лас|ка|ет ко|та.
Ле|ня на|тя|нул лук.
У Аллы и Люси соус и сосиски. Толя ест котлеты. Какие котлеты и сосиски!
На дворе трава,
на траве дрова.
Проворонила ворона вороненка.
Да-да-да – из трубы бежит вода.
До-до-до – на дереве гнездо.
Та-та-та – в нашем классе чистота.
Ту-ту-ту – наводим сами красоту.
Ят-ят-ят – парты ровненько стоят.
Ют-ют-ют – очень любим мы уют.










15