Разработка урока по истории на темуПольша и Чехия: время расцвета (6 класс)


Конспект урока «Польша и Чехия время расцвета»
Цель урока: сформировать обобщенное представление об условиях развития Польши и Чехии в XIV-XV вв.
Задачи урока: выяснить, какие обстоятельства способствовали подъему экономики и развитию государственности Польши и Чехии в XIV-XV вв.; выявить причины гуситского движения в Чехии, назвать его участников, лидеров, определить последствия гуситских войн;
 использовать факты героической борьбы чешского народа против феодальных армий крестоносцев для патриотического и нравственного воспитания.
Вид урока – комбинированный
Новые понятия: сейм, гуситы, табориты, умеренные .Оборудование: ПК, проектор, экран, мультимедийная презентация, учебник В. А. Ведюшкина «История средних веков» (2012 г.).
Ход урока
I.Организационный момент.Проверка домашнего задания.
Вопросы:
1)Почему культура Возрождения возникла именно в Италии?
2)В чем взгляды гуманистов расходились с традиционным средневековым мировоззрением?
3) как проявилось Возрождение в искусстве?
II. Изучение нового материала.
XIII век очень трудное время в Европе.
- Столь тяжкие времена, как «Черная смерть» не обошли стороной и Восточную Европу.
- Полчища монголо-татар разрушили в 1241 году столицу Польши Краков.
- C XIII века большой проблемой стал Тевтонский орден, который успешно воюя с пруссами создал на завоеванных территориях собственное государство со столицей в Мальборке во главе с великим магистром. В 1237 году тевтонцы объединились с орденом меченосцев из Прибалтики. И это уже была реальная угроза спокойствию поляков, поэтому пришедший к власти король Казимир III Великий (1333-1370гг) продолжил политику объединения Польши.
Что же сделал Казимир III Великий?
Укрепил королевскую власть;
Вернул часть утраченных ранее земель;
Упорядочил законы страны;
Создал сословно-представительный орган власти сейм (Покровительствовал ремеслу и торговле, ввел единую монету и одинаковые пошлины;
Он всячески поощрял торговлю и ремесла, давая горожанам льготы и привилегии. При нем было выстроено столько новых крепостей, церквей и других зданий, что о Казимире III говаривали: «Он получил Польшу деревянной, а оставил ее каменной».
Был веротерпим.
Изгнанные из Германии после «Черной смерти» евреи получили защиту и покровительство у короля Казимира III. Он дал им полную свободу селиться в своем королевстве, пользоваться всеми правами и беспрепятственно исповедовать свою религию. Не менее терпимо относился Казимир III и к православным из Галичского княжества, частично присоединенного при нем к Польше.
А рыцарство и шляхта называли Казимира III «мужицким королем» за то, что выступал защитником крестьян от насилия и несправедливости их владельцев.
Но у такого обширного государства, как Польша был опасный враг – это Тевтонский орден. Откройте страницу 229 учебника. Найдите территорию, которую занимал тевтонский орден.
- С какой целью и когда был создан орден? (германский духовно-рыцарский орден, основанный в 1190 г. Для защиты немецких рыцарей, борьбы с врагами католической церкви)
- Как далеко находились земли Тевтонского ордена от Польши? 
Для борьбы с Тевтонским орденом Польша нуждалась в сильном союзнике. И она нашла его в Великом княжестве Литовском, которое тоже враждовало с Тевтонским орденом. В 1385 году польскую королеву Ядвигу просватали за литовского князя Ягайло. Так стали связаны судьбы Польши и Литвы. Однако, уния сблизив их, не означала полного объединения.
1409 год - начало войны Польши и Литвы против ордена.
1410 год – Грюнвальдская битва – решающее сражение у деревни Грюнвальд.
Что же представляли собой армии противников?
Армия короля – польские и литовские рыцари, а также русские и чешские воины и даже отряд татар, находившийся на службе у литовцев.
Армия ордена превосходила союзников в вооружении и военной подготовке, на ее стороне сражались рыцари 22 государств.
Результат был ошеломляющим - крестоносцы были разбиты. Немалую роль в этом сражении сыграли русские полки из Смоленской земли, входившей в составы Литвы. Поддержка папы и империи позволила ордену уцелеть, но могущество тевтонцев было подорвано, и позже, он признает себя вассалом Польши.
Задание: Рассмотрите карту ( учебник – стр. 229). Найдите на карте королевство Чехия. В состав какого государства оно входит? (в состав Священной Римской империи).
Во второй половине XIV века Чешское королевство стало одним из самых важных политических и культурных центров Европы. Расцвет Чехии был заслугой короля Карла I (1346-1378гг), ставшего императором Священной Римской империи Карлом IV.
В Чехию переселилось много немцев, и они захватывали в городах управление в свои руки. И хотя их деятельность способствовала экономическому расцвету, но всевластие иностранцев вызывало недовольство чехов.
Задание. Откройте учебник стр. 233, ознакомьтесь с содержанием документа «Из высказываний и проповедей Яна Гуса», ответьте на вопросы к документу.
Католики были недовольны критикой Яна Гуса, его обвинили в ереси и Ян Гус был вызван на церковный собор в немецком городе Констанце, чтобы он отрекся от своих взглядов. Гуса объявили еретиком и заточили в тюрьму. В 1415 году Ян Гус был сожжен на костре.
Подумайте, какую реакцию вызвала казнь Яна Гуса у чешского народа?
Это событие послужило поводом к народному восстанию. Последователей Яна Гуса стали называть гуситами. На горе Табор в южной Чехии собралось более 40 000 человек, наиболее решительных последователей Гуса. Их стали называтьтаборитами. В этот год умер король Вацлав IV и престол должен был перейти к Сигизмунду, запятнавшего себя расправой над Гусом. Начались гуситские войны (1419-1434 гг.). Подавить движение гуситов император не мог и поэтому при помощи папы Римского начался крестовый поход в Чехию.
Движение таборитов возглавил Ян Жижка.
- Кто он Ян Жижка?
Сообщение учащегося.
ЯН ЖИЖКА
Чехия услышала о Яне Жижке (ок. 1360 - 1424 гг) в 1419 г. когда начались гуситские войны. К тому времени этот выходец из мелкого рыцарства был опытным воином, в одной из схваток потерял глаз) 1420 г. он стал лидером таборитов. Когда войско императора Сигизмунда двинулось на Чехию, на помощь жителям Праги пришли табориты во главе с Жижкой. В битве на горе Витков под Прагой Жижка разгромил крестоносцев. Он ввел новую военную организацию и новую тактику, в которой важная роль принадлежала боевым повозкам гуситов, молниеносно превращавшимся в настоящую крепость. Почти все их войско состояло не из рыцарей, а из простых людей, однако боевой дух гуситов, убежденных в правоте своего дела, был чрезвычайно высок. Выиграв под руководством Жижки несколько сражений подряд, гуситы стали считаться непобедимыми; иной раз враги обращались в бегство, едва заслышав боевые песни гуситов, или грохот их повозок. В минуту опасности Жижке всегда удавалось объединить гуситов, несмотря на разногласия внутри движения гуситов. Ранение лишило его зрения, но даже слепым он продолжал выигрывать сражения.
Табориты одерживали победу за победой.
- В чем причина побед таборитов?
Задание.Прочтите документ 2 «Тактика гуситского войска», ответьте на вопросы к документу.
Тактика гуситского войска.
«Чехи, в стране которых много равнин и редко встречаются овраги, окружают всю конницу и пехоту повозками; на повозках же, как на стенах, помещают воинов, чтобы они удерживали неприятеля…
Идя в бой, они из повозок образуют два фланга: посредине идут пешие, рядом с ними, почти вне прикрытия, отряды конницы.
Когда бывает решено вступать в бой, то возницы на флангах, по знаку полководца, незаметно окружают намеченную часть противника и стягивают круг повозок.
Отрезанных неприятелей, без помощи со стороны своих, умертвляют: частью пехота мечами, частью находящиеся на повозках мужчины и женщины стрелами.
Конница сражается за пределами прикрытия, и ее в случае поражения и бегства принимают, внезапно раздвигаясь, повозки; затем она защищается как за городскими стенами…»
***
Ян Жижка совсем по-новому стал пользоваться пушками. Поставив пушки на повозки, сделал их подвижными. Кроме того, он создал более легкие пушки «гоуфнице». Они перешли потом в другие армии под своим чешским названием (отсюда «гаубица»).
Гаубица – первоначально – камнеметательное орудие. В современном языке – тип артиллерийского орудия, отличающийся от пушки тем, что имеет относительно короткий ствол, разные по весу заряды.
Вопросы:
Какие виды вооружений были у гуситов и упоминаются в текстах?
Какие преимущества имело гуситское войско? Что нового в военное дело внесли гуситы?
После многих поражений крестоносцев, Сигизмунд понял, что «победить чехов могут только чехи». И стал разжигать рознь между таборитами и умеренными.
Папа пообещал чешским феодалам оставить захваченные ими церковные земли, и признал новые церковные порядки в Чехии. Горожане добились управления в городах.
Какая часть гуситов добилась поставленных целей? V (умеренные)
Предположите, как поступят умеренные? V (умеренные выступили против таборитов).
1434 году армия таборитов получила сокрушительное поражение при Липанах. Гуситские войны закончились.
Гуситские войны оказали огромное воздействие на судьбу Чехии и всей Европы.
III. Закрепление.
Сравним требования гуситов с последствиями войн. Что удалось добиться гуситам?
Дайте определение понятию «сословная монархия». В каких европейских странах в XV веке существовали сословные монархии?
IV. Домашнее задание.
Прочитать, пересказать §24
Выучить новые даты и понятия.