Конспект урока Музыки. 3 класс. Путешествие по странам: Грузия, Армения, Азербайджан


СТРУКТУРА УРОКА
Дата:27.01.16
Предмет: Музыка
Класс:3 «А»
Студент: Циеминя Юлия
Учитель: Котова И.В. Методист: Конева Л.В.
Тема: Между музыкой разных народов нет непереходимых границ. Музыка Закавказья.
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: Формирование у детей представления о музыке Закавказья. Разучить с детьми новую песню «Цыплята».
Задачи урока:
Образовательные: формировать представление о музыки Закавказья ,познакомить с видами музыкальных инструментов стран Закавказья; познакомить и разучить новую песню «Цыплята».
Воспитательные: воспитывать интерес к музыке, эмоционально-ценностное отношение к искусству, нравственные и эстетические чувства; научить сотрудничеству и взаимопомощи при выполнении групповых заданий.
Развивающие: развивать умение слушать музыку; развивать, речь, мышление, воображение; продолжить работу по развитию вокально-хоровых навыков, чувства ритма, ансамбля, строя; развивать музыкальную память и слух. Планируемые результаты урока:
Предметные: Познакомятся с музыкой Армении, Азербайджана и Грузии, познакомятся и разучат новую песню «Цыплята»
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: формировать умение наблюдать за учебным материалом, делать выводы на основании наблюдения, использовать знаково-символические средства, осуществлять анализ и синтез объектов.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: Формирование умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения оценивать результат своей деятельности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ: уметь слушать, вести диалог, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование умения выражать свое отношение к искусству и музыке; формировать самосознание, позитивную самооценку, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Средства обучения: наглядное изображение музыкальных инструментов; песня «Сулико»,
Лезгинка; « Танец с саблями», А.И. Хачатурян « Гаянэ»; «Цыплята», Г.Гусейнова, ноутбук, колонки.
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности. (1-2 мин)
-Здравствуйте. Меня зовут Юлия Константиновна и сегодня я проведу у вас урок.
-Каждая страна отличается своими границами, своей архитектурой, языком, национальными костюмами. А чем еще может отличаться?
-А музыкой, песнями, музыкальными инструментами может?
-Верно. Сегодня на уроке мы лучше узнаем про музыку определенных стран. А каких именно, вы мне сами сейчас и скажете. - Приветствуют учителя
Предполагают
2. Актуализация знаний. (1-2 мин)
-Посмотрите на карту. Какие горы вы видите изображенными на ней?
-Верно, это Кавказские горы. В этом районе находятся три страны: Азербайджан, Армения и Грузия. Запоминаем как две на А и одна на Г. Давайте предположим, а как такие страны могут вместе называться одним словом, раз они находятся за Кавказом?
-Верно, Закавказскими странами. Кто может назвать тему нашего урока?
-А какие цели мы можем пред собой поставить на сегодняшнем занятии?
-Тоже верно, сегодня мы будем изучать музыку стран Закавказья. -Кавказские горы.
Слушают и запоминают.
Рассуждение обучающихся.
-Закавказские.
-Музыка стран Закавказья.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
ГРУЗИЯ
-Грузия – одна из ярких частей всей музыкальной культуры Закавказья. Истоки своеобразной культуры грузинского народа уходят вглубь веков. До сих пор грузинский народ сохраняет предания далеких предков. Например, это сказание об Армиране – богатыре-полубоге. Армиран боролся за народное счастье со злыми духами и черным драконом. За это Армеран прогневал бога и был наказан – прикован к железному столбу в горах Кавказа.
-Одно из самых любимых произведений грузинского народа – поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». На тексты поэмы создано много народных песен, она вдохновляет композиторов на создание музыкальных произведений по ее мотивам.
-«Витязь в тигровой шкуре» показывает музыкальную культуру того далекого времени. Дома, в свободное время, я рекомендую вам его прослушать или самостоятельно прочесть.
-Одна из грузинских сказок посвящена народному инструменту – чонгУри – четырехструнный щипковый инструмент. А какой еще музыкальный инструмент вам напомнил вам чонгУри?
-Сейчас мы с вами прослушаем одно произведение « Сулико».
Слушают произведение
- Ребята, какое настроение у этого произведения?
- Какой лад?
- Какие чувство вызвала у вас эта песня?
-Грузинский народ создал много танцев. Лезгинку танцуют все народы Закавказья. Её исполняют мужчины и женщины, а так же участвуют и зрители. Стоя вокруг, они хлопают в ладоши, подзадоривая танцующих.
- Послушайте внимательно «Лезгинку»
- Как в музыке передается характер грузинского народа?
- Какие чувства вызывает это произведение, после прослушивания?
- Чем отличается, по вашему мнению, грузинский танец от танцев других народов?
ФизминуткаАРМЕНИЯ
-Армянская музыкальная культура известна творчеством Арама Ильича Хачатуряна. Его музыка привлекает тем, что она отражает темперамент, жизнелюбие армянского народа, в ней слышны интонации и ритмы народных армянских песен и танцев. Самое известное его произведение – это «Танец с саблями» из балета «Гаянэ».
-Приготовьтесь к прослушиванию.-Какое настроение у этого произведения?
-Какой лад?
-Как развивалась эта музыка?
-Какую картину перед глазами вы представляете?
-Арам Ильич Хачатурян родился в 1903 году в Тбилиси. Первые музыкальные впечатления – это армянские народные песни в исполнении его матери. Но и незабываемый след в душе мальчика оставило искусство народных певцов – ашУгов, в исполнении которых звучали песни Грузии, Армении и Азербайджана.
-А как назывались народные певцы на Руси в давние времена? Они часто были при дворце и их звание начиналось со слова «шут».
-Верно, это были скоморохи. В Германии их зовут шпильманы. Певцы-ашуги были одновременно певцами-импровизаторами и поэтами. Под аккомпанемент тАра они пели песни про старину, о героях и влюбленных.
-Так – это струнный щипковый инструмент. Мы встречали с вами похожий уже сегодня. Кто запомнил, как он назывался?
-Верно, чонгУри. Рассмотрите изображения на доске. А что общего у этих музыкальных инструментов? А в чем отличия?
АЗЕРБАЙДЖАН
-Азербайджанский народ создал замечательные песни. В народном творчестве бытуют трудовые и обрядовые песни, связанные со скотоводством, как одним из основных занятий Азербайджана. Большую группу составляют лирические, шуточные и исторические песни.
-Все азербайджанские народные песни, независимо от жанра, имеют общую черту – они одноголосны. А как вы это понимаете?
-Верно, это значит – поются на один голос.
-Азербайджанские народные песни часто исполняются с инструментальным сопровождением тара и бубна. Обучающиеся слушают и воспринимают информацию.
- Гитару, балалайку.
Готовятся к прослушиванию песни.
Размышляют.
-Минорный.
Предполагают свои варианты.
Слушают произведение.
Предполагают свои варианты ответа.
Отвечают, приводя аргументы.
Анализируют.
Слушают учителя.
Готовятся к прослушиванию.
Размышляют.
-Минорный.
Размышляют и аргументируют свои ответы.
-Скоморохи.
-ЧонгУри.
Обучающиеся размышляют.
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Сегодня мы с вами познакомимся с новой песней Музыка Г.Гусейнли, Слова Т.Муталлибова.
- Ребята, послушайте это произведение.
-Какое настроение оно передает?
-Какой лад?
-Какую картину вы себе представляете?
-Что помогает нам увидеть цыплят?
- Сегодня мы запишем и разучим 2 куплета этой песни.
-Записываем песню поддиктовку:
1. Цып, цып, мои цыплята.
Цып, цым, мои касатки.
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки.
Здесь в траве густой привольно,
Погулять вам можно вволю.
Ох, мои вы цыплятки
Ох, мои вы касатки!
Вы пушистые комочки.
2. Цып, цып, мои цыплята.
Цып, цым, мои касатки.
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки.
Подойдите вы напиться,
Дам вам зерен и водицы.
Ох, мои вы цыплятки
Ох, мои вы касатки!
Вы пушистые комочки.
-Сейчас будем с вами учиться петь эту песню.
-Я пою первые четыре строки. Внимательно слушайте:
Цып, цып, мои цыплята.
Цып, цым, мои касатки.
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки.
-Пропойте первые четыре строки.
-Слушаем и поем следующие две:
Здесь в траве густой привольно,
Погулять вам можно вволю.
-Теперь вместе поем предыдущие четыре и эти две:
Цып, цып, мои цыплята.
Цып, цым, мои касатки.
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки.
Здесь в траве густой привольно,
Погулять вам можно вволю.
-Слушаем и поем последние три строки:
Ох, мои вы цыплятки
Ох, мои вы касатки!
Вы пушистые комочки.
-Поем полностью первый куплет:
Цып, цып, мои цыплята.
Цып, цым, мои касатки.
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки.
Здесь в траве густой привольно,
Погулять вам можно вволю.
Ох, мои вы цыплятки
Ох, мои вы касатки!
Вы пушистые комочки.
-Теперь поем второй куплет. 6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Ребята, что нового вы узнали на уроке?
-Как вы думаете, почему между музыкой разных народов нет непереходимых границ?
- Какое настроение может иметь музыка?
- С какой песней мы сегодня познакомились на уроке?
- Домашнее задание будет нарисовать рисунок, к песне, которую мы с вами изучили сегодня.
- Вспомните, как она называется?
-Запишите домашнее задание: разучить дома песню «Цыплята».
- Урок окончен. Всем спасибо за урок. -Отвечают на вопросы.
- Подводят итог.
Учитель:_____________________
Руководитель практики:___________________
Отметка:________________________