Путешествие на поезде «Учебно-опытный участок». (Игра)


Путешествие на поезде «Учебно-опытный участок».
(занятие экологического кружка).
Цель: Углубить знания учащихся, потренироваться в их творческом применении, наблюдать в условиях учебно-опытного участка, работать в команде.
Оборудование: цветные жетоны (1-5 баллов, маршрутные листы).
Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие на поезде «Учебно-опытный участок». У нас сформированы 2 команды по 6 человек и 2 команды болельщиков. Команда № 1 размещается в 1 вагоне, а их болельщики во 2 вагоне. Команда № 2 размещается в вагоне № 3, а их болельщики – 4 вагон. Путешествие наше будет, как и на любой детской железной дороге, по кольцу. Каждая команда находится на станции в течение 10 минут, затем переход на следующую станцию в течение 1-2 минут. Наш состав передвигается от одной станции к другой по часовой стрелке. Время прибытия на каждую станцию указано в маршрутном листе вашей команды. Капитаны команд получают маршрутные листы.
№ п/п Название станции Время прибы-
тияВремя убы-тия Баллы Общий балл
Участ-никиБолельщи-киштраф 1 Цветочно-декоративная 2 Овощная 3 Плодово-ягодная 4 Экологичес-
кая 5 Ориентиро-
вочная6 Домашнее
задание 7 Общий сбор Итого: Итого: Итого: Итого:
Штрафные очки минусуются за шумное поведение на станциях и в пути, несвоевременное прибытие, грубость. Названия станций соответствуют названиям отделов учебно-опытного участка. На каждой станции рефери-старшеклассник. Вопросы для команд оцениваются от 1 до 5 баллов, для болельщиков – 1 балл.
1 станция «Цветочно-декоративная».
С весны до поздней осени на нашем участке цветут разные цветы. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы – это радость, любовь, вечный источник вдохновения. Цветы необходимы людям даже в самое трудное время. Тысячелетиями люди пытались найти объяснение этому настоящему живому чуду. Слагали легенды о внеземном происхождении цветов. Но, придумывая легенды, человек не редко сам творил чудеса, и создания природы бледнели перед созданием его рук. Многие цветы не появились бы на клумбах, если бы не труд садоводов. У каждого цветка свой неповторимый аромат, свои особые очертания, свой набор красок для хрупких лепестков. И у каждого из них своя история и свои тайны. Предлагаю раскрыть некоторые секреты растущих у нас цветов.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Весенний цветок. В сказках он служил колыбелью для малюток-фей и нежных эльфов. Его родина – Персия. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме за три луковицы этого цветка были куплены два каменных дома (тюльпан).
Этот стойкий цветок способен даже выдержать лёгкий мороз и цветёт до поздней осени. Является символом Солнца в Японии (хризантема).
Название этого цветка в переводе с греческого означает «звезда». Его называют последней улыбкой осени. По старинной легенде этот цветок вырос из пылинки, упавшей со звезды (астра).
Этот весенний цветок является королём цветов и символом долголетия. В аптеке имеется настойка из его корней (пион0.
Какой цветок раскрывается только ночью? (душистый табак).
Вопросы болельщикам. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Ботаники называют этот цветок виолой, а как он зовётся в народе? ( анютины глазки).
Как по другому называется календула? (ноготки).
2 станция «Овощная».
Вопросы оцениваются в 3 балла.
Вы знаете, что чем больше растения получают солнечного света, тем больше накапливается в них органического вещества. Определите, правильно ли расположены делянки и рядки по отношению к частям света? (Правильно делянки и рядки следует располагать с востока на запад).
Определите семена трёх видов овощных культур по морфологическим признакам (баклажан, томат, перец).
Перед вами три делянки: 1-морковь; 2-лук; 3-огурцы. Составьте ротацию трёхпольного севооборота. (1год: морковь, лук, огурцы; 2 год: огурцы, морковь, лук; 3 год: лук, огурцы, морковь).Назовите схему посадки томатов, капусты, перца (томаты – 70х70см, капуста – 70х50см, перец – 70х35см).
Назовите примерные сроки посева моркови, огурцов, лука (морковь, лук – начало мая, огурцы – начало июня).На одной из делянок растёт талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперёк, объясняли своим ученикам строение Вселенной, то есть он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания (лук).
Вопросы болельщикам. За правильный ответ – 1 балл.
Отгадайте загадки.
Привязан кустик к колышку,
На кустах шары.
Бока подставив солнышку,
Краснеют от жары. ( помидоры)
Неказиста, шишковата.
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель)
3 станция «Плодово-ягодная»
Команде за правильный ответ – 2 балла.
На одном из деревьев растут плоды, употребляемые в свежем, сушёном и мочёном виде. Дикие предки его растут на Кавказе и Средней Азии. Растение перекрёстно опыляемое (опылители-насекомые), весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30 градусов. Плоды содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжёлые металлы. Что это за дерево? (яблоня).
Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. Это дерево символ и гарантия в мире и семье (рябина).
Ты сорвал с куста ягоду, проглотил. И, возможно, даже не знаешь, что проглотил не одну, а сразу много ягод. Только они маленькие и слеплены вместе (малина).
Задания болельщикам. За правильный ответ – 1 балл.
Синий мундир,
Жёлтая подкладка,
В середине складка (слива).
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды (шиповник).
4 станция «Экологическая»
За каждый правильный ответ команде – 2 балла.
У какого огородного растения больше всего врагов? (капуста).
Перечислите врагов капусты и какие органы они повреждают? (земляная блошка повреждает рассаду; личинки капустной мухи, медведки – корни; клоп черепашка и его личинки высасывают сок из тканей капусты; личинки капустной белянки грызут листья).
Перечислите известные вам способы борьбы с вредителями капусты.
(повесить скворечники – для скворцов гусеницы капустной белянки являются деликатесом; кукушки поедают личинок белянок; использовать домашние средства: отвары полыни, ботвы картофеля, томата и горького перца).
Наш участок находится в 20 метрах от трассы. Почему мы отгородились от неё сплошной полосой тополей? (они защищают наши растения от пыли и выхлопных газов автомобилей).
В третьем ряду есть дерево, которое люди называют королевой сибирских лесов. Древесина этого дерева не знает износа. 25 веков пролежали изделия из него в алтайских курганах, пока археологи не нашли их. Внутренние детали Московского Кремля сделаны из древесины этого дерева и служат уже 400-500 лет! Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из древесины этого дерева. Назовите его (лиственница).
Посмотрите вот на это дерево. Как оно называется? (осина) По стволу осины вверх и вниз движутся насекомые. Назовите их (муравьи). Что за дела у насекомых там, на 15-20 метровой высоте? ( многие листья покрыты липкими пятнами патоки, которую вырабатывают тли. Муравьи – сластёны устроили на осине своеобразное пастбище, где культивируют тлей в корыстных целях).Болельщикам. За правильный ответ – 2 балла.
Как без пестицидов бороться с колорадским жуком? ( между рядами можно посеять ноготки, в пластиковые бутылки насыпать порошок-какао и уложить их на бок в междурядье).
Посмотрите на стволы деревьев. Почему на коре деревьев со временем образуются трещины? (древесина в толщину растёт быстрее, чем кора).
Почему у ели зелёная не только верхушка, но и нижние ветви до самой земли? (ель – теневыносливая).
5 станция «Ориентировочная»
По растениям нашего учебно-опытного участка попробуйте определить стороны горизонта. За каждый способ команда получает 1 балл.
(кора берёзы с северной стороны грубее и темнее, чем с южной; после дождя стволы сосен обычно чернеют с севера – это вызвано тем, что на коре развита тонкая вторичная корка, которая образуется раньше на теневой стороне ствола и заходит по ней выше, чем на южной, корка во время дождя набухает и темнеет; если нет дождя и стоит жаркая погода, то сосны и ели с южной стороны ствола выделяют больше смолы; мхи и лишайники на коре деревьев сосредоточены преимущественно на северной стороне).
Задания болельщикам. За одно правильно названное растение – 1 балл.
По каким растениям нашего участка вы можете определить время? (в июле раскрывают свои лепестки: в 4 часа – шиповник, 5-6ч – черно ягодный паслён, 6-7ч – картофель, 9-10ч – ноготки, эшольция, 20-21ч – ночная красавица; Закрывают свои лепестки: в 14-15часов – картофель, 15-16 – эшольция, ноготки, 19 часов – шиповник).
Станция «Финишная»
В беседке, откуда мы начали своё путешествие, рассаживайтесь за столом (члены команды и болельщики).
Задания для болельщиков:
Придумайте рекламу для собранного урожая салата.
Придумайте рекламу для собранного урожая редиса.
Задания командам:
Составить синквейн 1 команда со словом «фотосинтез», а 2 команда со словом «листопад».
Напомнить детям, что 1 строка – название синквейна, 2 строка – 2 прилагательных, 3 строка – 3 глагола, 4 строка – фраза на тему синквейна, 5 строка – существительное.
Например:
Фотосинтез. Листопад.
Необходимый, невидимый. Яркий, разноцветный.
Поглощает, образует, выделяет. Опадают, защищает, удаляет.
Процесс, когда в листьях на Очень красивое и нужное
свету из углекислого газа, воды и явление природы.
солнечного света образуются Осень.
органические вещества и выделяется кислород.
Жизнь.