Статья для беседы с родителями о профессиональном самоопределении школьников КЕМ БЫТЬ

Статья для беседы на Родительском собрании «О профессиональном ориентировании», можно сопровождать своими примерами.
КЕМ БЫТЬ
Вопрос, волнующий не только выпускников, но и их родителей. Очень, очень рано, когда новорожденный даже не подозревает о своем существовании, родители уже задумываются, над этим вопросом. Вначале они обращаются к себе: «Кем ты будешь, когда вырастешь?».
Но наступает время, когда ребенок сам задает себе вопрос «Кем быть?» Пройдут годы, и дети всерьёз должны будут выбрать свою профессию, свой путь в жизни.
Профессиональное ориентирование – так ставится и именуется этот вопрос. Вопрос исключительно огромной и социально-экономической, педагогической и психологической важности. Вопрос исключительно сложный, трудный и деликатный для разрешения. Иногда активное вмешательство родителей оказывается грубой ошибкой. Иногда, оставшись в стороне и предоставив ребёнку право выбора, они снова совершают ошибку. Из чего следует исходить, когда мы истинно хотим помочь ребенку в его выборе профессии?
Некоторые родители великодушно заявляют, что следует исходить единственно из желания ребенка. Но правильно ли сам ребенок оценивает свои возможности и качества для овладевания соответствующей профессией? Зачастую его желание слишком субъективно и неосновательно. Детское желание овладеть определенной профессией иногда связано с любимым и близким человеком или с внешними привлекательными атрибутами. Подобные причины обычно ведут к смене желаний или к противоречиям и становится ясно, что ребенок в решении этого вопроса не может справиться сам. Необходимо, чтобы ему кто-то помог, подсказал правильный путь. Естественно, что лучше всего это сделают родители. Логика жизни такова, что старший помогает младшему и, наоборот, молодой вслушивается в советы знающего жизнь человека. А как же поможет родитель? Конечно, не путем давления и предопределения профессии своему ребенку, не путем навязывания своего желания, своих амбиций, своего мнения. Родители должны только направлять к определенной профессии. Какую же профессию выбрать? Это им подскажет и желание ребенка, и его успехи в школе по отдельным дисциплинам, и мнение учителей, и ещё ряд других показателей. Самой правильной выбранной профессией окажется та, к которой у ребенка есть необходимые качества, - как физические, так и психические. Известно, что одни качества человека благоприятны, чтобы заниматься данной профессией, они облегчают его, работа становится эффективной и приятной, другие же «противопоказаны» для этой профессии, они затрудняют, утомляют, отягчают исполнителя, дают неэффективный и неприятный труд. Бесспорно, любой родитель желает только добра своему ребенку, желает, чтобы выбранная профессия удовлетворяла его. Вот почему родители должны тактично направлять именно к такой профессии, к которой у него объективно существуют соответствующие качества и способности. Нередко в жизни дети наследуют профессию родителей. Так возникают целые фамилии медиков, строителей, актеров ит.д. Конечно, это совсем не случайно. Под влиянием авторитета родителей, а также в силу наследственной предрасположенности к развитию определенных качеств и способностей у ребенка, такое разрешение вопроса вполне приемлемо и правильно. Но оно не должно превращаться в правило и ни в коем случае профессия родителей не должна быть исходным пунктом для профессионального ориентирования детей.
Из вышесказанного выходит, что вопрос выбора профессии не такой уж и сложный: просто ребенок должен ориентироваться на такую профессию, к которой у него есть нужные качества и способности. Дело усложняется дальше, когда нужно развивать эти способности. Сложность заключается в том, что их развитие тесно связано с деятельностью. С одной стороны, способности действительно обуславливают успех в данной деятельности , но с другой – они развиваются в процессе совершения соответствующей деятельности. Кроме того, не следует забывать, что в большинстве случаев для успехов в выбранной профессии имеют значение не одно качество и способность, а сложные сочетания из качеств и способностей, которые имеют и динамичный характер развития, а это значит, что необходимо постоянно учиться, чтобы развивать свои способности, и быть «на высоте», увы, это удается не каждому.
Не следует спешить с выбором профессии, не следует заранее твердо определять ее. Вначале необходимо овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, развить определенные качества и способности, чтобы каждый мог с успехом трудиться, получать удовлетворение от своей профессии и приносить пользу обществу, себе, семье. Они должны понять, что нет хороших и плохих, важных и неважных профессий, что все профессии хороши, если они приносят удовлетворение во время работы. Однако, необходимость выбрать все-таки главное направление в общем и всестороннем развитии способностей и качеств, ибо человеческая жизнь не бесконечна.
Не нужно разбрасывать свои силы везде и во всем, а сосредоточить их в той деятельности, в которой больше всего можно выразиться как личность, которую можно назвать «моей», в которой чувствовать себя свободным, которая полностью поглощает, в которой можно творить без устали, с полной отдачей, которая не надоедает.. Найти «свою», «свободную работу, выбрать профессию, которая будет твоим настоящим наслаждением, твоим увлечением, которая будет «исходить» от твоего сердца и «наполнять душу» - это огромное счастье. Давайте, же поможем нашим детям испытать это счастье! ( Из статьи Фиданы Даскаловой, кандидата педагогический наук),
Можно использовать: Статья: « Разговор по-взрослому: моя будущая профессия». Вебинары Кирилла Геннадьевича Кузнецова:
1. «Проформентация в школе: как построить работу эффективно»,
2. «Возможности профориентации: как помочь ребенку выбрать профессию?»




15