«Помощь в профессиональном самоопределении подростков с ОВЗ (из личного опыта)»


Краснобабцева Елена Валериевна,
учитель английского языка
МАОУ СОШ №12 г.Тобольска«Помощь в профессиональном самоопределении подростков с ОВЗ
(из личного опыта)»
Есть на свете много профессий,И важны они всем нам очень:Врач, учитель, сантехник, профессор,Инженер, акробат и рабочий.Все профессии очень разные -Трудно сделать выбор порою.Интересные и опасные,Могут стать для кого-то судьбою.Галактионова К.
Выбор профессии всегда является важнейшим шагом, который делают все люди, достигнув определенного возраста. Особенно актуален выбор профессии у выпускников школ. Наша задача, как педагогов, помочь каждому ребенку сделать правильный выбор.
Актуальной педагогической проблемой является то, что дети с ОВЗ имеют, разнообразные социальные, соматические, психологические, логопедические и педагогические проблемы, разный уровень психофизиологических процессов. В связи, с чем особого внимания заслуживает проблема социальной и профессиональной адаптации выпускников в современном социуме. В современных условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, подготовка выпускников - детей с ОВЗ к социально-профессиональной адаптации в социуме становится актуальной и значимой.
Целью деятельности классного руководителя является координация совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, предупреждению и преодолению негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении. Одним из важнейших звеньев работы классного руководителя является осуществление профориентационной работы, которая в свою очередь, выступает как средство социализации учащихся.
В условиях инклюзивного образования в школе подготовка детей с ОВЗ к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Для успешного осуществления поставленных задач, педагогический коллектив в лице классного руководителя, школьного психолога и социального педагога ведут работу с подростком. Но для адекватного выбора профессии данной категории подростком профориентационная работа должна быть грамотно и индивидуально поставлена.
Трудовая деятельность имеет огромное значение в плане коррекции недостатков психики, свойственных детям с ОВЗ. Обучение труду и профессиональная подготовка учащихся специальной школы направлена на устранение нарушений познавательной деятельности, развитие личности и социальную адаптацию в целом. Для большинства детей с ОВЗ характерно неумение адекватно оценить свои возможности. Школьники путаются и забывают, что и когда надо сделать, и нуждаются в постоянном контроле и разнообразной помощи со стороны учителя. Большинство школьников в ОВЗ достигают значительной самостоятельности в труде. По мере обучения и развития умственно отсталых школьников мотивы их деятельности становятся более дифференцированными, длительными, действенными.
Знания школьников с ОВЗ среднего звена о профессиях ограничены. Представления о выбираемой профессии носят, как правило, практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретенными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом школьники с ОВЗ отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как водитель и т. д. Лишь к концу обучения в школе они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, маляр, сантехник и др.).
В силу некоторых психофизических особенностей детям трудно самостоятельно осуществлять выбор будущей профессии и адекватно оценивать собственные возможности по усвоению тех или иных таких детей должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества. Система профессиональной ориентации в образовательной организации должны быть продуманной, пошаговой, с четкой реализацией комплексного подхода, т.е. должна учитывать все особенности детей данной категории.
Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которого является система профессионального образования и профессиональной адаптации. Профессиональная ориентация детей решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу ее профессионального самоопределения. Правильное профессиональное определение человека имеет огромное значение как для него самого, так и для общества в целом.
На современном этапе развития общества возросшие требования производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации учащихся с ОВЗ, особенно старшеклассников, поскольку профессиональные намерения у значительной части школьников не соответствуют их способностям и возможностям.
Мною работа по профессиональной ориентации в школе включала в себя проведение следующих мероприятий:
классные часы по профориентации. Учащиеся знакомятся с различными видами профессий, знакомятся с рабочими местами и требованиями к различным профессиям;
экскурсии в средне-специальные учебные заведения города Тобольска. В ходе экскурсии учащиеся узнают много информации об условиях обучения, о качествах, необходимых для освоения той или иной профессии.
экскурсии на предприятия города Тобольска. Учащиеся во время экскурсии получают полную информацию о профессиях, востребованных на рынке труда г.Тобольска.
Особое внимание уделялось посещению ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум», где реализуется программа по работе с детьми с ОВЗ. На базе учебного учреждения дети осваивают скорректированную программу, получают профессиональные навыки, активно участвуют в студенческой жизни. В процессе проведения профориентационной работы педагог одновременно ведет и работу по профессиональной адаптации детей
В заключении еще раз хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья как одного из приоритетных направлений трудового обучения. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей. Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, принесет свои положительные результаты.
Список литературы:
1. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости.// под ред. Е.М.Старобиной, 2007 г.