Создание здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры


Тема: Формирование здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры в МОСШ п.ЛыхмаУчитель физической культуры Вид В.В.
Краткая характеристика организации спортивной работы в школе.
В школе п.Лыхма созданы все условия для спортивной работы. Всего в настоящее время в школе обучается 189 учащихся. В рамках программы развития школы на 2011-2014гг «Школа-культурный, спортивный и образовательный центр п.Лыхма», наше образовательное учреждение выступает как центр, взаимосвязывающий спортивные организации поселка: ФОК и спортивный центр «Лыхма». Тренерский состав спортивных
учреждений поселка и учитель физкультуры
школы работают для достижения общих целей – физического развития и совершенствования детей, подростков и молодежи поселка, а также пропаганды и развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
Количество детей, подростков и молодежи, привлеченных крегулярным занятиям физической культурой и спортом
Всего привлечено к занятию физической культурой и спортом 95% школьников.
Количество секций (групп) физкультурно-оздоровительногохарактера и количество занимающихся в них
В школе работает 3 секции спортивной направленности:
ОФП для младших классов – 24чел,
«Баскетбол» для учащихся 6-11 классов -19чел,
«Волейбол» для учащихся 8-11 классов-16чел.
Всего в спортивных секциях школы занимается 66 учащихся (35%).
Спортивные тренировки и секции учащиеся посещают в спортивных учреждениях поселка:
«Футбол» - 17 чел.,
«Плавание»- 30чел.(младшая и старшая группа);
«Лыжи»-20 чел.,
«Спортивное ориентирование»-10 чел.,
«Теннис» -10 чел,
«Спортивная акробатика» -8чел.,
«Шейпинг»-5 чел.
Всего в спортивных учреждениях поселка занято 90 учащихся (48%)
Всего в спортивных секциях школьного и поселкового уровня занято 156 учащихся, что составляет 83%.
1.3 Наличие и состояние физкультурно-оздоровительной материальной базы, обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием (описание)
В школе и в поселке в целом созданы все условия для занятий физической культурой и спортом. Урочная и внеурочная деятельность в проводятся в соответствии с рабочими учебными программами: - Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич; Москва, 2004 г., допущенной Министерством образования РФ.);
- Типовая комплексная программа физического воспитания по плаванию.
- Рабочие программы по секциям «ОФП», «Ритмика», «Волейбол», «Баскетбол»;
Обеспеченность учебниками по физической культуре составляет 75%.
База для занятий учащихся физкультурой и спортом:
Школьный спортивный зал 24х12 м

Беговая дорожка 200м
Полоса препятствий
Бассейн СК «Лыхма»

Физкультурно-оздоровительный комплекс
Лыжная база Футбольное поле Материально-техническое обеспечение
№ Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения Количество Примечание
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебники 75% Образовательные программы 6
2. Технические средства обучения
Музыкальный центр. 1шт. Компьютер (в тренерской) с доступом в интернет 1 шт. Телефон (в тренерской) 1шт. 3. Учебно – практическое оборудование
Бревно напольное (3м) 1шт. Козёл гимнастический. 2шт. Конь гимнастический 1шт. Перекладина гимнастическая (пристеночная). 2шт. Перекладина гимнастическая 1шт. Мячи:
-набивной 1 кг и 2 кг;
-мяч малый (теннисный);
-мяч малый (мягкий);
-мячи баскетбольные;
- мячи волейбольные;
- мячи футбольные. 2шт
10шт.
5шт.
20шт.
6шт.
2шт. Палка гимнастическая. 25шт Скакалка детская. 25 шт. Мат гимнастический. 20шт Акробатическая дорожка. Комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек) Коврики:
-гимнастические;
-массажные. 20шт. Кегли. 10шт. Обруч пластиковый детский. 20шт. Планка для прыжков в высоту. 1 шт. Стойка для прыжков в высоту. 2шт. Флажки:
- разметочные с опорой;
- стартовые. 20шт. Лента финишная. 1шт. Рулетка измерительная. 1шт. Секундомер электронный 1шт. Лыжи детские (с креплениями и палками). 25шт. Щит баскетбольный тренировочный. 2шт. Сетка для переноса и хранения мячей. 1шт. Сетка волейбольная. 1шт. Мостик прыжковой2шт. Теннисный стол 1шт. Ракетки теннисные 8шт. Аптечка. 1 экземпляр 6. Игры и игрушки
Стол для игры в настольный теннис. 1шт. По возможности
Сетка и ракетки для игры в настольный теннис. 1 сетка 8 ракеток По возможности
Футбол. 2 мяча Шахматы (с доской). 5 шт. По возможности
Шашки (с доской) 3шт. Бамбинтон 2шт. Дартс1шт 7. Оборудование класса
Шведская стенка 8 шт. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

В школе второй год действует 3-х часовая недельная нагрузка по физической культуре. В соответствии с методическими рекомендациями по введению третьего часа и в целях здоровьесберегающих подходов к обучению школьников, вариативная часть программы с 2 по 11 класс реализуется через плавание.
На уроках по физической культуры не только решается проблема организации физической активности учащихся, но и профилактика возникновения гиподинамии и различных заболеваний, так как поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. В связи с увеличение количества уроков физической культуры, активно реализуются здоровьесбергающие технологии:
К ним относятся: тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного ученика от физически слабого.
По характеру действия различают следующие технологии:
1. Стимулирующие: они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния (температурное закаливание, физические нагрузки);
2. Защитно-профилактические технологии: выполнение санитарно-гигиенических норм и требований; ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление; использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизма.
3. Компенсаторно-нейтрализующие технологии: физкультминутки, физкультпаузы, которые нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.
4. Информационно-обучающие технологии обеспечивают обучающимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье .«Физкультура без освобожденных» - это принцип, которым руководствуются в нашем образовательном учреждении, поэтому физическая активность организуется двумя направлениями:
1) Занятия больших форм - уроки физической культуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время.
2) Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлинённой перемене).
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования.
К основным мероприятиям здоровьесберегающей деятельности, которые мы реализуем, относятся:
- физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия;
- просветительской работы с учениками по формированию культуры отношения к своему здоровью;
- формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
- развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.
К основным принципам, которым мы придерживаемся в рамках организации здоровьесберегающей среды для детей, относятся:
1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося (подбирается такой уровень учебной нагрузки, который соответствует тренирующему режиму и является щадящим (ниже утомляющего). Для каждого ученика составляется оптимальный уровень нагрузки.
2. Помнить о формировании ответственности учащихся за свое здоровье. Способствовать формированию собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья, культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья .
Как показывает практика, здоровье детей во многом зависит от среды в образовательном учреждении, поэтому применение нами здоровьесберегающих технологий способствуют сохранению и укреплению здоровья детей младшего школьного возраста. Поэтому в нашем учреждении мы стареемся создать такие условия, чтобы каждый ученик чувствовал себя психологически и физически комфортно.

На уроке плавания учащиеся 3 класса
1.5 Количество проведенных в течение года массовых физкультурно-спортивных мероприятий
N Наименование соревнований Сроки и место проведения Количество участников Место
1 «Осенний кросс»1-11 класс Сентябрь,
Школьный стадион 180чел Победители и призеры в 3-х возрастных группах (1-4кл., 5-8кл, 9-11кл.)
2 Легкоатлетическая эстафета (1-11кл.) Сентябрь
Школьный стадион 66 человек (от каждого класса 6 участников) Победители и призеры в 3-х возрастных группах (1-4кл., 5-8кл, 9-11кл.)
3 Веселые старты между 1-2,3-4,5-6 классами Октябрь
Спортивный зал школы 60чел
(от каждого класса по 10 чел в команде) Победители: 2,4,6 классы
4 Проведение веселых стартов в оздоровительном лагере 1-4 класс Ноябрь, март, июнь, июль
Спортивный зал школы, ФОКа16 чел
(2 команды по 8 чел) 5 Гимнастическая полоса препятствий
5-11 класс Ноябрь
Спортивный зал школы 42
(6чел в команде) Победители и призеры в 3-х возрастных группах (6-7,8-9,10-11)
6 Соревнования по плаванию среди 2-4,5-8,9-11 классов
+ молодежь поселка Декабрь
Бассейн СК «Лыхма» 62 чел. Победители и призеры в возрастных группах
7 Соревнования по волейболу с 8 по 11 класс;
команда педагогов и родителей Декабрь
Школьный спортзал 50 чел 1м-10 класс
2 место-9 класс
3 место 11 класс
8 Соревнования по баскетболу с 8 по 11 класс Январь
Школьный спортзал 40 чел 1м-9 класс
2 место-8 класс
3 место 10 класс
9 Военно-спортивная эстафета в рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы с 5 по 11 класс Февраль
Школьные кабинеты, спортивный зал школы 60 чел Победители и призеры в 3-х возрастных группах (5-7,8-9,10-11)
10 Соревнования по лыжным гонкам с 1по 11 класс+ родители учащихся Декабрь
Лыжная база п.Лыхма96 учащихся Победители и призеры в 3-х возрастных группах (1-4кл., 5-8кл, 9-11кл.)
11 Веселые старты на воде, посвященные Дню защитника Отечества 2-4 кл. Февраль
Бассейн СК «Лыхма» 20чел 1м-4класс
2 место 3 класс
3 место 2 класс
«Мама, папа, я –спортивная семья» Апрель
ФОК 12 чел (4 семьи) 1м семья Бахиловых2 м. семья Шутовых3м.-Рыбаковых
12 «Полоса препятствий», посвященная Дню Победы 6-11 класс Май
Школьная полоса препятствий 60 чел 1 м-7 класс
2м-11 класс
3 м-9 класс
13 Настольный теннис
2-11 класс Март
ФОК 22 чел Победители и призеры в 3-х возрастных группах (2-4кл., 5-8кл, 9-11кл.)
14 Весенний кросс 1-11 класс Май
Школьный стадион 165 чел Победители и призеры в 3-х возрастных группах (1-4кл., 5-8кл, 9-11кл.)
15 Весенняя легкоатлетическая эстафета 1-11 Май
Школьный стадион 66 человек (от каждого класса 6 участников) Победители и призеры в 3-х возрастных группах (1-4кл., 5-8кл, 9-11кл.)