Курсовая работа на тему «Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве начальной школы»

драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.
М. Монтень
Задачи образовательных учреждений, в сфере охраны здоровья обучающихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость моей работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ «Об образовании»:
- во-первых, это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- во-вторых, это обязанность образовательного учреждения создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся.
Цели моей курсовой работы:
- углубление знаний по избранной теме;
- формирование навыков теоретического обоснования и обобщения собственного опыта;
В связи с тем, что в настоящее время от первого к выпускному классу неуклонно увеличивается число детей с различными заболеваниями (более чем в 5 раз), актуальным стал пересмотр подходов к организации учебно-воспитательного процесса. Приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста должна стать подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий.
Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ); привитие детям элементарных навыков; через специально организованную двигательную активность ребенка; в процессе реабилитационных мероприятий; массовых оздоровительных мероприятий; а также через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития.
В исследование и решение проблемы здоровья детей, формирования здорового образа жизни у детей внесли вклад в различное время ученые различных наук: философы: К.Гельвеций, Дж.Локк, М.В.Ломоносов и др.; психологи и физиологи: В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский и др.; ученые -медики: Н.А.Амосов, В.Ф.Базарный, И.И.Брехман, И.И.Буянов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицин, Б.Н.Чумаков и др.; педагоги: Ш.А.Амонашвили, В.К.Зайцев, В.В.Колбанов, Я.Корчак, С.В.Попов, В.А.Сухомлинский и др.
Отдельные аспекты организации педагогического процесса и педагогического взаимодействия с целью сохранения здоровья ребенка мы находим у педагогов XX века Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинского, Я.Корчака, К.Роджерса. Из современных авторов стоит отметить работы Н.Т. Лебедевой и М. П. Осиповой, которые наиболее глубоко рассмотрели педагогические основы формирования здорового образа жизни младших школьников.
Эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета физических и психологических особенностей детей. Здоровье -основной фактор, определяющий эффективность обучения.Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
Целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья, отсюда вытекают задачи:
Воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни;
внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой;
реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель, стремящийся дать ученику старт счастливой жизни.
Здоровье человека – это актуальная тема во все времена. Сохранение и укрепление здоровья учащегося – одна из важнейших задач школы.






1. Формирование здоровьесберегающих условий в учебном процессе
1.1. Функции здоровьесберегающей технологии
ФОРМИРУЮЩАЯ - осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;  ИНФОРМАТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ - обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ - заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
АДАПТИВНАЯ - воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности; РЕФЛЕКСИВНАЯ - заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;
ИНТЕГРАТИВНАЯ - объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
1.2. Одна из важнейших технологий здоровьесбережения - школьная оценка
Ребенок ощущает себя счастливым человеком, и мы помогаем ему в этом. 
Каждый занятие должно оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. 
Дети испытывают ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к каждому занятию.
Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.  
1.3. Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.
Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.  
Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
Активизация развития всех сфер личности учащихся.
Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.
1.4. Контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм на уроке
Какое количество видов деятельности применяются в ходе урока (норма 4 -7)
Средняя продолжительность различных видов деятельности не должна превышать 10 минут
Количество видов преподавания – словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. (норма не менее 3)
Чередование видов преподавания (норма не позже чем через 10-15 минут)
Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), освещенность доски и класса
Поза учащихся и её чередование
Наличие и продолжительность оздоровительных моментов – физкульминутки, динамические паузы, минутки релаксации, гимнастика для глаз (норма на 35 минут урока по 1 минуте из 3 лёгких упражнений с повторениями каждого 3-4 раза)
Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу (норма – не менее 60% и не более 75-80%)
Момент наступления утомления и снижения учебной активности
Темп окончания урока. Быстрый темп – нет времени на вопросы учащихся, скорое записывание домашнего задания. Спокойное окончание урока – педагог комментирует домашнее задание и у учащихся есть возможность задать вопросы
Психологический климат на уроке. Взаимоотношения между учителем и учеником (комфорт-напряжённость, сотрудничество-авторитарность, учёт возрастных особенностей). Наличие эмоциональных разрядок – поговорки, известные высказывания, музыкальная минутка.
1.5. Гигиеническое воспитание и обучение
На основании многолетнего опыта изучения данной проблемы ученые пришли к выводу о необходимости следующей систематизации здоровьесберегающих технологий, используемых в образовании. Здоровьесберегающие технологии в образовании - это многокомпонентное понятие, включающее три составляющие: санитарно-гигиенические, медико-профилактические и педагогические технологии.
Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающей среды в начальную школу. Одним из необходимых условий ее эффективности является диагностика потребностей обучающихся в гигиеническом воспитании и обучении.
Под понятием «здоровьесберегающей среды» я подразумеваю следующее:
- соблюдение санитарно гигиенических требований в организации учебного процесса;
- содействие медицинской и психологической служб образовательного учреждения.
На основании исследования гигиенической грамотности обучающихся начальной школы, получены следующие данные:
1) Около 60% младших школьников предъявляют жалобы на здоровье, большинство которых связано с учебным процессом и проявляются частыми головными болями, болями в спине, висках, ногах, усталостью глаз.
2) 20% школьников обращаются к родителям за помощью в случае заболевания не сразу, а лишь когда становится очень плохо, или плохое самочувствие. Это может быть не только свидетельством недостаточной медицинской активности ребенка, но и индикатором имеющегося во внутрисемейных отношениях неблагополучия.
3) 20% школьников не говорят о своих проблемах, так как растут в неблагополучной семье.
При наблюдении за состоянием осанки обучающихся можно заметить следующее: за партой стараются правильно сидеть 50%, иногда - 8% учащихся начинают свой день с просмотра телепередач, а остальные не следят за своей осанкой, что свидетельствует о высокой степени риска искривления позвоночника.
Каждый пятый ученик начальных классов не всегда с удовольствием посещает уроки физической культуры по причине плохих условий, неумения выполнять определенные упражнения и задания, 5% обучающихся вообще не занимаются на уроках физической культуры.
Состояние зрения также вызывает тревогу. Книгу на расстоянии 35-40 см. держат 45%. Около 6% школьников видят плохо, что пишет учитель на доске. Интересные наблюдения о режиме дня обучающихся. На вопрос «Что ты делаешь, когда встаешь утром?», - многие отвечают, что смотрят телевизор, завтракают, 70% говорят, что умываются, 12%-делают утреннюю зарядку.
В отношении следующего важнейшего компонента режима дня – питания - тоже есть проблемы. 20% детей на горячем питании, остальные - на бутербродном. В нашей школе ведется большая работа по организации питания, так как от организации гигиенических условий обучения, личной гигиены, гигиены быта, правильности представлений о гигиенических нормах и правилах во многом зависит состояние здоровья. Руки моют регулярно, чистят зубы один раз в день.
Особое внимание профилактике детского травматизма уделяется во время занятий зимой, когда главную опасность представляет обморожение. Сильный ветер, повышенная влажность воздуха, тесная и мокрая обувь могут вызвать обморожение, даже при не очень низкой температуре.
Таким образом, ведущим направлением педагогической деятельности по охране здоровья младших школьников должно стать гигиеническое воспитание и обучение, удовлетворяющее их реальные потребности. В условиях школы особое внимание должно быть обращено на снижение «цены» адаптации обучающихся к образовательному процессу.

2. Как не допустить перегрузки младшего школьника
2.1. Рекомендации, позволяющие избежать перегрузок на уроках в начальной школе.
Продолжительность урока:
1 класс (сентябрь) 3 урока по 35 мин, с октября 4 урока по 35 мин, и лишь после адаптации детей урок может продолжаться 45 минут. При составлении расписания, планировании контрольных работ учителю необходимо учитывать следующие факторы:

Продолжительность
Усвоение

Динамика урока
1-4 мин
60%


5-23 мин
80%


24-34 мин
45-50%


35-40 мин
6%

Динамика дня
1 урок
врабатывание


2 урок
оптимум


3 урок
спад

После третьего урока должна быть организована динамическая перемена, иначе на четвертом уроке материал не будет усваиваться.

Динамика учебной недели
Понедельник
врабатывание


Вторник, среда
оптимум


Четверг, пятница
спад

Коэффициент трудности недели
математика 8 баллов,
иностранный язык 7 баллов,
русский язык – 7 баллов,
чтение 5 баллов,
естествознание 6 баллов,
физкультура 1 балл,
труд 2 балла,
ИЗО 3 балла,
музыка 3 балла.
В классе должны быть обеспечены санитарно-гигиенические условия:
достаточное освещение класса;
предпочтение тона окраски стен кабинета зеленые, желто-зеленые, зеленовато-голубые;
соблюдение температурного и воздушного режимов;
разумное помещение комнатных растений, чтобы они не мешали естественному освещению.
Психогигиенические взаимоотношения учителя с учеником:
спокойное общение;
ребенка называем по имени;
не провоцируем стрессовые ситуации;
инструкцию даем один раз, четко её проговаривая, начиная с простой, затем переходим к более сложным;
задавая вопрос, ждем не менее 10с, давая время подумать;
хвалим при всех, делаем замечания наедине.
Выбирая форму и методы обучения, следует помнить, что учащиеся удерживают в памяти:
10% того, что читают;
26% того, что слышат;
30% того, что видят;
50% того, что видят и слышат;
70% того, что обсуждают с другими;
80% того, что основано на личном опыте;
90% того, что проговаривают в то время, как делают;
95% того, чему они обучаются сами.
На уроках нужно проводить различные виды гимнастик. Несколько раз за урок проводятся физкультминутки. С целью расслабления проводятся релаксационные упражнения. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкие мышцы кисти, стимулирует речь, повышает работоспособность.
Учитель, владея этими знаниями и методиками, может организовать обучение младших школьников без перегрузок.
2.2. Требования к проведению физкультминуток
В последние годы в нашей стране возросла престижность образования. Многие родители получили возможность дать ребёнку разностороннее образование, которое было невозможно в их детстве. Однако зачастую эти желания оказываются неосуществимыми, т. к. ребёнок неожиданно для родителей сталкивается с неопределимыми трудностями при усвоении школьной программы, из-за того, что ребёнок часто болеет.
Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.
Считаю очень важными уроки физической культуры. Регулярные занятия физической культурой и спортом благотворно влияют не только на физическое развитие, но и на психику ребёнка.
Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.
Требования к проведению физкультминуток:
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст. При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:
- Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;
- Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом;
- Текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произношении текста детьми у них может сбиваться дыхание.
2.3. Виды физкультминуток. Рекомендации по выбору вида физкультминуток
Виды физкультминуток:
Упражнения для снятия общего или локального утомления;
Упражнения для кистей рук;
Гимнастика для глаз;
Гимнастика для слуха;
Упражнения, корректирующие осанку;
Дыхательная гимнастика.
Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.
Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.
В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- упражнения для кистей рук.
Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать:
- гимнастику для глаз.
Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.
Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют:
- гимнастику для слуха.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:
- дыхательную гимнастику.
Я стараюсь придерживаться этих рекомендаций.
Иногда я предлагаю провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют поручение с большим удовольствием.
Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально – положительное состояние.
В моём классе, у детей наиболее распространённые простудные заболевания.
Родителям я рекомендую упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятием спортом. Для родителей я провожу различные лектории о здоровье детей.
2.4. Схема построения урока с точки зрения здоровьесбережения
Основными задачами педагога являются: сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий. Каждый урок должен быть приятным для ребёнка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь “Не навреди”. Тема: “Здоровьесберегающие технологии в образовании” мне очень интересна, поэтому я занимаюсь подборкой материала по здоровьесбережению. Учитывая требования урока с точки зрения здоровьесбережения, я пришла к такой схеме выстраивания урока
1 этап урока:
Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, т.е. готовлю детей эмоционально и физически. Наши дети такие же, как и мы, взрослые. Поэтому надо не забывать, что учащийся приходит на урок со своими проблемами, занятый своими мыслями. Поэтому некоторым из них нужны время и соответствующие условия, чтобы настроиться на учебную деятельность и духовный контакт.
Каждый урок начинаю с настроя на урок. В чем может проявляться настрой на урок:
1. Посылка ребенком самых добрых пожеланий самому себе, чтобы он смог состояться на уроке.
2. Посылка пожеланий самому уроку, чтобы он смог оправдать надежды, которые дети возлагают на него.
3. Индивидуальное, выборочное обращение учителя к кому-нибудь, кто особо нуждается в этом, от которого учитель ждет большего старания, творчества, большей активности.
4. Ожидание учителем радости, которую доставят ему ученики своей сосредоточенностью, сообразительность, творчеством.
5. Добрая улыбка учителя иногда может стать настроем на урок.
6. Тишина, возникающая в начале урока, когда учитель и дети стоят друг перед другом, настраиваясь на урок, когда создается невидимая нить понимания, единая устремленность к познанию и сотрудничеству.
Настрой может проходить в форме медитативного приема. К ним относятся упражнения с пожеланием радости, удачи себе и всему живому. Например:
1. "Все будет хорошо!". Учащиеся с закрытыми глазами настраивают себя на то, что они справятся с предстоящей контрольной работой (диктантом, тестом и т.п.).
2. "Робот". Младшие школьники с закрытыми глазами представляют себя в роли робота. Затем учитель просит детей найти у "робота" кнопку, которая поможет им быть на уроке успешным. Ребята находят у себя эту кнопку, нажимают на нее. Через некоторое время по просьбе учителя открывают глаза.
3. "Выливание из кувшинчика". Дети, сидя, медленно наклоняют головы к полу и "выливают" из головы то, чего там сейчас не должно быть.
4. "Дай себе установку на успех!". Учащиеся с закрытыми глазами настраивают себя на то, что они справятся с предстоящей контрольной работой (диктантом, тестом и т.п.).
5. "Ледокол". Цель: "разбить" плохое настроение, "расчистить" путь доброй мысли, хорошему расположению духа.
Настрой можно создавать посредством игры или "мозгового штурма", небольшой беседы, которые помогают классу настроиться на тему урока, заинтересоваться ею.
На этом этапе урока я провожу пальчиковый или точечный массаж (на уроках русского языка), для подготовки пальцев рук к письму.
2 этап урока. Актуализация темы.
А на уроках математике для устного счета, я предлагаю детям решить задачи физкультурно – познавательного характера.
На уроках изобразительного искусства по теме: “Зимние забавы”,
2 класс, дети в ходе беседы учителя узнают о пользе подвижных игр на свежем воздухе.
3 этап урока. Основной этап урока:
Кроме физкультурно-оздоровительной работы я использую физкультурно-познавательный компонент на общеобразовательных уроках. Он повышает интерес учащихся к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни, а также способствует формированию потребностей в самостоятельной двигательной деятельности.
Так, проводя проверочную работу по теме “Правописание слов с парными согласными в конце слова”, я предлагаю образовать словосочетания со словами: спорт, площадка, футбол, матч и записать предложения.
Работая над словами с двойными согласными, учитель предлагает детям прочитать текст на доске:
Что такое хоккей? Это спортивная командная игра с мячом или шайбой и клюшкой. В хоккей играют зимой на ледяном поле, летом на травяном поле. Родина хоккея на траве – Англия, а на льду – Канада.
После чтения текста учащиеся ищут слова с двойными согласными, подчёркивают их, разбирают слова по составу. Учитель организует беседу по прочитанному тексту. Учащиеся отвечают на вопросы: что они узнали о хоккее? Любят ли они играть в хоккей? Какими зимними видами спорта они занимаются? Что даёт человеку занятие спортом?
Работая над безударными гласными в корне, учащиеся читают стихотворение:
Говорю я всем: “Зимой, закаляйтесь все со мной,
Утром бег и душ бодрящий, как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать, свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодный
Вас не сможет одолеть”.
После чтения стихотворения учащиеся находят слова с безударными гласными и записывают проверочные. После таких упражнений, дети выполняли различные творческие задания. Работа по здоровьесбережению учащихся проходит целенаправленно и систематически в течение всего учебного года.
4 этап урока. Итог урока.
Работая над благоприятной эмоциональной сферой в классе, ребята отражали своё настроение на уроках с помощью лестницы «Как я ощущаю себя на уроке».
Основная задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.
Эмоциональная сторона не менее важна, чем мыслительная деятельность, а желание учиться, в конечном итоге, помогает формировать личность любознательную и творческую.
О благоприятном завершении этапа младшего школьного возраста можно говорить тогда, когда при окончании начальной школы ребёнок: хочет учиться, может (умеет) учиться, верит в свои силы, ему хорошо, интересно, комфортно в школе (во всяком случае, он идёт туда не со страхом и отвращением.)



4. Выводы и рекомендации
Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым. Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятие физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнём, но иногда становится поздно начинать. Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребёнка, то они с самого раннего детства формируют у ребёнка культуру физических занятий, демонстрируя это на своём собственном примере. По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, всё дело в том, что мы взрослые, ошибочно считаем: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А как можно хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространённых причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, поездки в транспорте – все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Возникает необходимость в формировании привычки к здоровому образу жизни. Здоровье сберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников – взрослых и детей. Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения. Здоровье - сберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учётом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.
Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю. Если нельзя взрастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.
Н.М.Амосов















~ 13 PAGE \* MERGEFORMAT 142015 ~




15