Статья на тему: Создание здоровьесберегающей среды в образовательной организации в условиях модернизации и реформирования образования.


Секция 3. «Модернизация системы дополнительного профессионального образования педагогов в условиях реформирования дошкольного и начального общего образования»
Губченко Лариса Ивановна
Первая квалификационная категория
Учитель начальных классов
СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Аннотация. В статье представлена одна из актуальных задач реформы образования - создание здоровьесберегающей среды в образовательной организации в условиях модернизации и реформирования образования. Представлен системный подход в разработке здоровьесберегающей образовательно-воспитательной среды в классе.
Ключевые слова: благоприятные условия, смены динамических поз, психологический климат, эмоциональная разрядка, личностно-ориентированное обучение, экологическое пространство, работе с родителями.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж.-Ж. Руссо
Наше общество испытывает сегодня острую потребность в успешных, инициативных, грамотных, нравственно и физически здоровых, ответственных за свою страну молодых людях.
Ученые утверждают, что здоровье народа определяется на 17–20 % – экологическими, на 8–10 % – биологическими (наследственными) факторами, на 8–10 % – состоянием медицины и на 45–55% образом жизни.
Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья своих учащихся учитель?
«Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть хорошими, умными и здоровыми». С.М.Громбах.
Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед школой, в том числе и перед учителем является создание здоровьесберегающей среды.
Цель статьи – познакомить с результатами решения задач по созданию здоровьесберегающего среды с помощью здоровьесберегающих технологий в начальных классах.
Современные школы решают эту задачу с помощью здоровьесберегающих технологий. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Когда я приняла 1 класс, большинство детей, имели те или иные отклонения в здоровье. Это были заболевания желудочно-кишечного тракта, сколиоз, плоскостопие, ухудшение зрения, нарушения центральной нервной системы. Из 17 уч-ся 8 имеют проблемы со здоровьем.
Поэтому я поставила перед собой цель: формировать у детей стремление к здоровому образу жизни.
Проблема над которой я работаю «Аспекты создания здоровьесберегающей среды и внедрения здоровьесберегающих технологий и в начальных классах». 
В выборе форм, методов и приемов ориентируюсь на особенности класса, конкретную ситуацию и интуицию. В урочной деятельности придерживаюсь традиционных технологий с применением интерактивных форм и методов обучения. Вместе с тем изучаю новые методы и технологии и применяю их в работе. 
При организации урока в условиях использования здоровьесберегающих технологий предусматриваю:
-эмоциональность и доброжелательность учителя, благоприятный психологический климат, позитивное сотрудничество учащихся;
- чередование видов деятельности;
- использование наглядных пособий;
- включение в деятельность элементов творчества;
- обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода, создание ситуации успеха каждому ученику;
- проведение физкультурных пауз, упражнений на релаксацию, музыкальных пауз; работа в режиме смены динамических поз;
- оптимальная дозировка домашнего задания.
Созданы все благоприятные условия в классе: тепло, светло, много комнатных растений. Свой учебный день мы начинаем с проветривания помещения. Уроки провожу таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Особое внимание уделяю правильной посадке учащихся: правильной осанки, позы. Дети сидят за партами с учётом рекомендаций врача. Ежемесячно меняю положение каждого ученика в классе по отношению к свету, так как необходимо менять детям угол зрения.
Режим смены динамических поз. Во время урока учащиеся работают то сидя, то стоя, иногда по моей команде передвигаются по классу. Главное в этой технологии – смена позы. Чередование работы, сидя за партами с работой стоя за конторками. Работа за конторками способствует лучшему обмену веществ, уменьшению нагрузки на спину, повышению умственной и эмоциональной активности, уменьшению уровня стрессов.
Провожу специальные физкультминутки для снятия напряжения глаз, пальчиковая гимнастика для расслабления мышц пальцев рук. Использую массажные коврики с пуговицами, которые помогают разнообразить физкультминутки и динамические паузы. В классе сделали игровую стену «Ладошки». Учащиеся наклоняются и прикладывают свои ладони к ладошкам, нарисованным у пола, затем начинают «шагать» по нарисованным ладошкам вверх, «доходят» до верхних ладошек, встав на цыпочки и вытянув руки вверх. Упражнения у стены полезны для осанки, позволяют снимать утомление в мышцах кистей рук.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку. Комфортное начало и конец урока: использую положительные установки на успех «Я смогу», «У меня все получится» и др.
Одним из методов эмоционального настроя – это УЛЫБКА. Умение настроить себя и других на положительную волну это умение улыбаться. Улыбка поднимает настроение, располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников. «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»;
Похвала, «Ты молодец, умничка!», «Горжусь вами!», «Вы мне очень помогли»…
Одно из важных условий для положительного отношения к учебе - ситуация успеха. Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Однажды пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.
Работаем с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, располагаю в любой точке класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом тренируют глазные мышцы.
Для успешной работы необходима хорошая оснащенность учебного кабинета. В кабинете подобран материал, включающий в себя задания и упражнения, различающиеся содержанием, видом и формой, а также схемы уроков, позволяющих гибко и динамично использовать этот материал. Такое разнообразие дает ученику свободу выбора формы задания, стимулирует его к использованию разнообразных способов выполнения. Работу по расширению словарного запаса строю на тщательном отборе нужного и привлекательного для детей материала.
На уроках предпочитаю методы активной педагогики. Часто применяю проблемный, частично – поисковый, творческий, исследовательский, не исключаю репродуктивные методы, такие как рассказ, беседа, наблюдение. Исследовательский метод отвечает природе ребенка и законам его развития. Дети являются по природе своей прирожденными исследователями. Проводили такие исследования как «Значение воздуха для живых организмов», «Определение запыленности воздуха» и др.
Примером применения методов проектов является образовательный проекты «Профессии моего рода», «Моя будущая профессия», «Живи елочка», «Декоративная посуда».
Наряду с традиционной формой урока провожу нестандартные уроки: урок – путешествие, урок – соревнование, урок – игра, урок – экскурсия, урок – конкурс, урок – сказка и др. Такие занятия способствуют развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу и снятию усталости. Каждый из них имеет ряд своих особенностей и позволяет создать атмосферу доброжелательности, помогают зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний.
Игровые технологии. Игры направлены на: развитие внимания; развитие памяти и восприятия, наблюдательности; развитие произвольных движений и самоконтроля; развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации; развитие мышления и речи.
Музыкотерапия. Использование музыки как оформления фона занятий и сопровождения моментов урока. Музыка влияет на человека через ритм, которому подчинены все функции организма: ритмично бьется сердце, дышат легкие. Тихая мелодичная музыка обладает успокаивающим действием и нормализует функции сердечно-сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние. Классическая музыка избавляет от тревожных мыслей. Самой полезной считается музыка Вольфганга Амадея Моцарта.
Цветотерапия. Красный цвет влияет на физическое состояние (Красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности). Жёлтый – на умственное состояние, (это цвет хорошего настроения. Под его воздействием быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача). Голубой – влияет на эмоции. Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.
Арт-терапия-коррекция через творчество. Рисунки на полях тетради символа дня, выделение удачно написанного элемента, лепка, рисование, вышивание. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения.
Рисование ниткой.
Рисование ладошками.
Технология личностно-ориентированного обучения: поддерживаю индивидуальность ребенка; предоставляю каждому ученику возможность работать в присущем ему темпе; предоставляю право выбора деятельности; создаю возможности для реализации творческих способностей; использую демократический стиль взаимоотношений.
Уроки здоровья – это конкурсы и семейные праздники, практические занятия и викторины, заочные экскурсии и путешествия, презентации, утренники, занимательные беседы.
Конкурс рисунков. «Здоровый образ жизни», «Курить – не только себе вредить», «Какими играми я могу заменить компьютер» т.п.
Создание здоровьесберегающей среды во внеурочной деятельности
Одно из направлений работы по формированию у младших школьников здорового образа жизни - это различные мероприятия, на которых дети учатся быть здоровыми; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Такие занятия способствуют профилактике детского травматизма и различных заболеваний; расширению знаний о физической культуре и спорте. Эти занятия проводим с привлечением различных специалистов. Например, Дни Здоровья помогает проводить медработник, учитель биологии. Особым режимным моментом в начальной школе является динамическая пауза.   Цель динамической паузы: после продолжительных учебных занятий, вызывающих умственную и физическую усталость, вернуть ребёнку работоспособность, внимание, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение осанки, повысить эмоциональный уровень учащихся.   Динамическая пауза проводится после третьего урока. Активный отдых на динамической паузе может быть самым разнообразным. Это и подвижные игры, и физические упражнения, прыжки, эстафеты. Важно, чтобы дети на динамической паузе пользовались полной свободой выбора игр и развлечений (из числа рекомендуемых), чтобы сами включались в них.  Для организованного проведения динамической паузы предъявляются общепедагогические требования:
- Они должны соответствовать возрастным особенностям детей, их подготовленности.
- Не утомлять и не возбуждать их излишне.
- Быть доступными и увлекательными как по содержанию, так и по форме.
Дети любят играть. Это стремление использую в интересах самих детей, развиваю и воспитываю в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость. Спортивные мероприятия, разные по форме проведения, очень привлекают учащихся. Многие из них провожу на открытом воздухе.
Обращаю внимание и на экологическое пространство класса.   Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники.  В озеленении класса помощь оказывают родители.  Кроме этого решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.  Для стен и парт был выбран зелёный цвет, так как  зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение. Работоспособность, как раньше было сказано детей, выше при зелёной гамме цветов.
Для профилактики простудных заболеваний  используем “чесночницы” (коробочки из-под “киндер-сюрпризов”, внутри которой находятся лук или чеснок), в кабинете в нескольких местах на тарелках лежит разрезанный лук. Родителям я рекомендую, чтобы дети употребляли витамины “Алфавит”, “Ревит”, “Аскорбиновая кислота”. Также рекомендовано упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятием спортом.
Проблему состояния здоровья учащихся и его сбережения постоянно поднимаю в работе с родителями. Перед тем как начать работу над данной методической темой, провожу анкетирование родителей, а также родительское собрание по изучаемой проблеме.
Анкетирование родителей помогло получить мне необходимую информацию об особенностях здоровья детей. На родительском собрании обсуждаем «Режим дня школьника», «Беседа о правильном питании», «Детские неврозы и их профилактика», «Гармония общения – залог психического здоровья ребенка», «Компьютер: за и против» и др.
Систематически провожу открытые мероприятия с привлечением родителей, посещаемость таких мероприятий 80-90 %. 
На базе нашего класса создана танцевальная группа.  Ребята выступают на концертах, ежегодно участвуют в конкурсе одарённых детей. Неоднократно становились призёрами данного конкурса.
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться, а главное стремление быть здоровым.
«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто». СОКРАТ

Список литературы.
Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.
2. Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М., 1983.
3. Здоровое поколение – основа качественного образования: Материалы всероссийской научно – практической конференции. – Ульяновск: УлГТУ, 2009
4. Амосов М.В. Смирнов Н.К. « Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.: АРКТИ, 2003.
5.Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.
6.Гигиенические проблемы охраны здоровья населения.// Материалы научно-практической конференции. –Самара, 2000.
7. Калинова Г.С., Мягкова А.Н, Учебная нагрузка и здоровье школьников// Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис,1997.
8. Чупраха И.В., Пужаева Е.З. « Здоровьесберегающие технологии»
9.Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
10.Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения./ Под редакцией М.М. Безруких, В.Д.Сонькина. – М.,2002.
11. Н. И. Дереклеева «Родительские собрания 1-4 классы» »// Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО»,2005.
12. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер»// Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО»,2007.
13. Подвижные игры 1-4 классы.// Мозаика детского отдыха.- М.: «ВАКО»,2007.