Исследовательская работа для ежегодной школьной научно-практической конференции Социализация детей-сирот


Федеральное государственное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
Министерство обороны РФ




Научно-исследовательская работа

«Социализация детей-сирот»








Автор:
Бондарева Светлана Сергеевна
8 А класс г.Вольск-18,


Научный руководитель:
Шишкин Николай Владимирович,
учитель истории и обществознания,















г. Вольск-18
-2010-


Содержание

Введение............................................................................................................2
Глава 1 История детских домов......................4
Глава 2 Статистика...........6
Глава 3 Виды социализации8 Заключение..19
Список использованной литературы.........21
Приложение 1 Социальный опрос 24
Приложение 2 Количество детей, оставшихся без попечения родителей..25
Приложение 3 Динамика роста учреждений социализации детей-сирот...30































Введение

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья залог стабильности и процветания любого общества.
Семья это та общественная структура, в которой, прежде всего, происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества. Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности.
Однако в современных условиях существует ряд неполных семей, семей с одним родителем, различного вида "сожительства" в которых права и гарантии детей не защищены, либо реализуются в неполной мере. Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества. Прежде всего, должны быть реализованы функции семьи в отношении детей: воспроизводства детей, экономическая, воспитательная, образовательная функции. Одна из наиболее острых проблем современности – социальное сиротство.
Согласно нормативных документов, сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.
К данной категории также относят:
- детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо воспитательной функции;
- детей в возрасте до 18 лет, оставшихся без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием последних либо лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах;
- детей, родители которых признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявленными умершими, отбывающими наказания в виде лишения свободы, находящимися в местах содержания под стражей, а также подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений.
Качественные параметры: какие они, социальные сироты?
Можно выделить несколько категорий детей, попадающих в  поле зрения органов опеки и попечительства, органов милиции и т.п.:
1. Дети, родители которых  злоупотребляют алкоголем или наркотиками. имеющие проблемы с правоохранительными органами; и т.п.
2. Дети, родители которых имеют выраженные материальные и социальные проблемы (малоимущие и/или безработные; не имеющие собственной жилплощади).
3. Дети из распадающихся семей.
4. Дети, потерявшие родственников, ранее заботившихся о ребенке (когда фактическая забота о ребенке исходила не от родителя, а от другого родственника, например, от бабушки).
5. Дети, родители которых временно находятся в больницах (соматических или психиатрических), тюрьмах, др. учреждениях;
6.Дети душевнобольных родителей, которые в силу своего состояния не могут осуществлять заботу о ребенке.
Возрастной состав детей-сирот: данных еще меньше, чем о количестве. По сиротским учреждениям: 77,5% дети от 7 до 15-ти лет, 10% - старше 16-ти. Дети от 3 до 7 лет - около 5%, итого: 92,5% - дети старше 3 лет. Усыновляют же детей до 3 лет.





Глава 1 История детских домов в России

В конце 1910-х, начале 1920-х годов всю Россию захлестнула большая проблема: огромное количество беспризорных детей на улицах городов. Постановлением ВЧК были созданы первые специализированные учреждения для ухода и воспитания подобных детей детские дома.
Второй пик беспризорничества в СССР наблюдался в 1930-е годы, в эпоху массовых репрессий.
Третий пик беспризорничества в СССР наблюдался после Великой Отечественной войны.
Четвёртый период начался в 1990-годы и, возможно, продолжается сейчас.
Эксперты направления «Социальная политика» Фонда «Институт экономики города» - выделили в современной истории социального сиротства несколько этапов: 1991 - 1996 годы - "адаптационный период", начало которого совпало с резким пост-реформенным спадом производства и падением доходов населения. В это время цифры ежегодно выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, существенно возросли. Государство реагировало на эти события расширением сети институциональных учреждений и изменениями в законодательстве. 1997 - 2005 годы - "стабилизационный период". Темпы выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей снизились, было принято несколько законодательных актов, формирующих социальную защиту детей. Приоритеты в области решения проблемы социального сиротства стали постепенно меняться в сторону семейного устройства, но развитие форм семейного устройства еще не стало частью государственной политики.
2006 - 2008 годы - "деинституциализация". В рамках государственной политики сформулированы цели по снижению числа детей в интернатных учреждениях, принят ряд мер по материальному стимулированию семейного устройства детей-сирот. "Процесс пошел", но пока темпы слишком слабы, чтобы прогнозировать сроки его завершения.




























Глава 2 Статистика
В России скоро появится поколение преступников и попрошаек, выросших из сегодняшних беспризорников. Ведь только в Москве насчитывается более десяти тысяч малолетних бродяг. Пока правительственные чиновники кричат на каждом углу о новых программах, направленных на уменьшение количества бездомных, министерства даже не может полностью посчитать их. Что уж говорить про приюты и ночлежки, куда могут попасть только те, у которых есть справка из милиции. Как правило, разговоры об уменьшении количества бездомных сопровождаются всевозможными выборами. Политики стремятся нарисовать избирателям красивую картинку, а что происходит на самом деле, знают очень немногие. Независимые эксперты в десятки раз увеличивают цифры, которые публикуются в официальных изданиях. Беспризорные дети уже стали частью наших дворов, вокзалов и подвалов. Проблема до сих пор не решена. Милиция выгоняет их из одного места, они появляются в другом. Дети стремятся заработать, кушать хочется всем. Кто-то собирает и сдает бутылки, другие продают на вокзале просроченные билеты. Дети стреляют мелочь у сердобольных прохожих. Они живут полноценной самостоятельной жизнью. И многие из них уже свыклись со своей самостоятельностью. С каждым годом беспризорников становится все больше и больше. Некоторые уходят из семьи, где родители пьют и не обращают внимания на своих чад. Но дело не только в неблагополучных семьях, дети бегут даже из детских домов и интернатах, в которых государство не может предоставить нормальных для жизни условий. Главную проблему России независимые эксперты видят в том, что беспризорниками на территории нашей страны занимаются сразу три ведомства. А вот скоординированности в действиях министерств не наблюдается. У них даже нет полного банка данных о количестве беспризорных. Каждая организация представляет свои данные, которые очень далеки от действительности. Кроме работы министерства внутренних дел, министерства здравоохранения и министерства социальной защиты должен существовать еще и мозговой центр, задача которого управлять процессом. Сегодняшнюю работу этих служб можно сравнить только с героями басни Крылова, которые втроем тянули воз.
















Глава 3 Виды социализации
В социальной международной практике известным и другие формы устройства, которые можно классифицировать следующим образом [9, с.71]:
Семейные формы устройства детей
усыновление (удочерение)
опека (попечительство)
Государственно-общественные формы устройства детей
семейный детский дом (приемная семья)
детские деревни SOS
временная приемная семья
фостеровская (замещающая семья)
патронатная семья
Государственные формы устройства детей
дом ребенка
детский дом
школа-интернат
приют
центры временного содержания детей.
Семейные формы устройства детей являются наиболее приоритетными, так как дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации [31,с.7].
Усыновление (удочерение) – это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом или матерью [11,с.59]. Это лучшая для ребенка-сироты форма его устройства. Важным обстоятельством, для воспитания и развития является то, что в случае усыновления (удочерения) ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Семья усыновителей (удочерителей) является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой он обретает статус родного ребенка. Ребенок может получить фамилию усыновителей (удочерителей), и даже новое имя. Все права и обязанности усыновленного (удочеренного) ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей. Процедура усыновления (удочерения) регулируется Семейным кодексом Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации № 275 от 29.03.2000г. «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля, за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. И правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства» [19,с.2].
Усыновление российских детей иностранными гражданами допускается в случаях, если не представилось возможности передать их на усыновление родственникам или другим российским гражданам. Для реализации этого принципа были созданы региональные банки и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Для этих целей Министерством Образования Российской Федерации разработана информационная программа «Надежда», содержащая банк данных о детях-сиротах. В целях организации оперативной и качественной работы по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 919 от 03.08.1996 г. «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» [11, с.58]. А Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации выпустило приказ №173 от 04.02.1997г. «О порядке учета детей, оставшихся без попечения родителей» [11, с.58].
Опека и попечительство – это форма устройства детей–сирот, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для поддержки их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет [32, ст.1]. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Опекунская семья предполагает родственные связи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Под опеку обычно отдаются дети, имеющие прямых родственников со стороны одного из родителей. Опеку принимают бабушки, дедушки, реже – дяди и тети детей. Определяют опекуна органы опеки и попечительства. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет, контроль за сохранение и использование имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого или недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) а также обязанности опекунов (попечителей) определяются Гражданским и Семейным кодексами Российской Федерации. На подопечных детей распространяются льготы, нормы и преимущества, установленные для воспитанников детских домов [22,с.84].
Государственно-общественные формы устройства детей-сирот – это такие формы устройства, при которых дети-сироты имеют долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботу об их воспитании.
Семейный детский дом (приемная семья) – форма организации жизнедеятельности детей-сирот, созданная по инициативе Советского детского фонда в 1988 году. Впоследствии получила название «приемная семья». Граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в браке), взявшие на воспитание не менее 8 детей, именуются родителями-воспитателями, дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются приемными детьми, а такая семья – приемной. Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители-воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Постановление об образовании семейного детского дома принимается местным органом исполнительной власти по предоставлению органов опеки и попечительства. Направление в семейный детский дом осуществляют органы народного образования на основании решения местной администрации. По данным научной литературы в настоящее время все семейные детские дома в Российской Федерации переводятся в статус «приемная семья» и заключают с местными органами власти специальный договор в соответствии с «Положением о приемной семье», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829 [11, с.65].
В России к началу 2001 года насчитывалось 386 приемных семей, в которых воспитывалось более 2,3 тысяч детей. Однако в последние годы из-за сложной социально-экономической ситуации в стране число приемных семей заметно сокращается, а новых почти не создается.
Детские деревни SOS – это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии [1,с 54]. Первая детская деревня была создана в 1949 году австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 странах мира [1,с.54].
В основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы:
Мать в детской деревне – глава семьи. Работа в этом качестве одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение.
В детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют.
Каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня – это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц, прежде всего, это общество единомышленников.
Руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье [16,с.90].
В России первая детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино Московской области, в Мурманской области в 2000 году в г. Кандалакша также начала работать детская деревня SOS [1,с.55].
Временная приемная семья – форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью, до разрешения его проблем и определения его дальнейшей судьбы. Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя, прежде всего то, что эта семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее признаков: наличие у временных родителей определенной профессиональной квалификации, соответствующей психолого-педагогической подготовке; оплата услуг деятельности такой семьи, время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего стажа приемных родителей; работа временных родителей происходит в их собственном доме.
Фостеровская (замещающая) семья – это одна из разновидностей приемной семьи, новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей [22,с.82].
Временная приемная семья является чрезвычайно, распространенной в ряде развитых стран (Америка, Япония и другие), как форма защиты детства. В России временная приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и распространения. Это связано с экономическими, социальными и политическими катаклизмами, переживаемыми в нашей стране. Жизненный уровень населения настолько низок, что вообще идет речь о выживании семьи, и только в редких, исключительных случаях семьи могут брать на себя функции временной приемной семьи [7,с.3]. Деятельность, временной приемной семьи, предполагает пребывание ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы. Возвращения в родную семью, направления в детский дом, интернат или другое учреждение. При возвращении ребенка в родную семью, предполагается устранение тех условий, при которых ребенок был изъят из семьи: лечение родителей, реабилитация кризисной семьи. Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. Кратковременное нахождение ребенка в приемной семье означает необходимость срочной помощи ребенку, в случае кризисной обстановки в родной семье, неожиданной потере родителей и при других обстоятельствах. Длительное нахождение ребенка в приемной семье может быть обусловлено длительным процессом реабилитации родной семьи ребенка или какими-либо другими причинами. Учитывая сложность континента детей, поступающих во временную приемную семью (социальная защищенность, болезни, физические или психические недостатки), в них должны создаваться особые условия для нормального развития ребенка, комфортная психологическая обстановка, заботливое, внимательное отношение к нему. Позволявшие ребенку выйти из стресса, в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуацией [22, с.81].
Основная цель такой семьи – поддержание контактов с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если невозможно возвращение ребенка в родную семью, тогда он находится в приемной до тех пор, пока не состоится решение суда в отношении судьбы ребенка.
Патронатная семья – под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью, патронатного родителя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа).
В патронатную семью ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы: возврат к биологическим родителям, усыновление или опекунство, устройство в учреждение интернатного типа. В таком случае патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни.
Дом ребенка – учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка – воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.
Детский дом – государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и воспитании.
Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.
Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.
Различают несколько типов интернатов:
интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;
вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);
интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты.
Приют – государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями.
Приют – учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также – определение дальнейшей судьбы ребенка.
Вид помощи, оказываемый в приюте, зависит от его типа. Приют общего типа (открытый приют) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультацией, определяется организаторами конкретного приюта.
Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений.
Центры временного содержания – форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.
Сегодня в нашей стране более 150 социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центров временного пребывания детей-сирот [8,с.1].





Заключение
Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличения числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты.
Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. Кризис семьи проявляется и в нарушение ее структуры и функций. Рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.
Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.
Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается число детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстника ми, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца. Дополнительным факторам риска для развития ребенка становится безработица родителей.
Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растёт число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновлении, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. 40% детей, вышедших из интернатных учреждений, становятся преступниками, 40% - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% - способны к полноценной самостоятельной жизни.
При этом парадоксально, но именно профилактически – восстановительная работа с семьями группы риска, с кровной семьей, в России практически не развита, такая работа не является сегодня приоритетом для большинства органов местного самоуправления в Российской Федерации, для комитетов и департаментов, а также «приемлема» она на уровне семейного законодательства Российской Федерации. В Семейном Кодексе Российской Федерации есть целый раздел, посвященный воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, но нет ни слова о том, как сохранить и укрепить родительское попечение ребенка.







Список использованной литературы

Брускова Е. Если вместе: Детские деревни –SOS (история и современность, благотворительность) //Смена.-2000.- №2.-с.54-62.
Василькова Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений-2 изд. стереот. - М: «Академия», 2000.- 440с.
Великанова Л. Сирота с Казанского. О проблемах беспризорных детей //Смена. -2000.-№11.-с.17-27.
Владимирова Л. Дети и общество //Грани общества.- 1999.- август.- с.8-
Воронова Е. Социальная работа с уличными детьми // Социальная работа. -2003. - №4.-с.44-48.
Головань А. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве и о соблюдении и защите прав, свобод и законодательных интересов ребенка в 2004 г.// Социальная педагогика.- 2005.- №3.- с.7-28
Гордеева М. От компенсаторных мер – к опережающему развитию //Социальная работа.- 2003. -№4.-с.2-5.
Дармоделин С. Безнадзорность детей в России // Педагогика.- 2001.- №5. с.3-8.
Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика.- 2003. №3. –с.69-72.
Дерманова И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестник Санкт-Петербургского университета.- 1996. –сер.6.-Вып.- №6.- с.59-68.
Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. – 2000. -3№. –с. 58-67.
Конвенция о правах ребенка.
Костюнина М. Из опыта работы педагога-психолога школы-интерната с социальными сиротами // Воспитание школьников.- 2003. - №6. –с. 44-46.
14.Красницкая Г., Пронина С. Социальное сиротство: причины и профилактика //ОБЖ.- 2002.- №11. – с. 57-58.
Милз Теодор М.О социологии малых групп // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М.: Прогресс. – 1972. –с. 82-93.
Митяев Л. Детская деревня SOS – новая форма детского дома семейного типа // Социальная Педагогика. – 2003. -№3. – с. 88-93.
Назарова И. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни // Социс. – 2001. - №4.- с.70-77.
Нестерова О. Кого назвать мамой // Труд. - 2005.-18 нояб.- с.1,2.
Нестерова О. Сирота до востребования уд. – 2005.- 23 сент.с.1,2
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.; ТЦ. Сфера. – 2002. – 480с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: ОК 57000 слов/Под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз.,1987. – 797с.
Ослон В., Холмогорова А. Замещающая профессиональная семья, как одна из моделей решения проблемы сиротства в России //Вопросы психологии. – 2001. - №3. – с.79-90.
Пименова О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте // Воспитание школьников. – 2003. - №4. – с.29-32.
Пименова О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте // Воспитание школьников. – 2003. – №5. – с. 20-27.
Письмо Министерства социальной защиты РФ от 25.01.95г. - №318/1-34.
Работа в пустую: сирот не становится меньше // Социальная педагогика. – 2004.- №4. – с.113-117.
Современный словарь по педагогике /сост. Рапацевич Е.С.- Мн.: «Современное слово». – 2001. – 928с.
Сорокин П. Системы социологии. Том. 2. Социальная аналитика. Часть 2. Учение о строении сложных социальных агрегатов. – Сыктывкар: Коминвест. – 1992. – 189с.
Тростанецкая Г. Социальные сироты в нашем обществе // Социальная педагогика. – 2004. - №4. – с.3-8.
Черняк А. Хмурое утро: проб леммы детей-сирот в России// Российская Федерация. – 2000. - №7. – с.41-43.
Чуев А. Укрепление семьи возможно только на основе возрождения традиционных ценностей //Социальная педагогика. – 2003.- №4. – с.6-8.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ).



















Приложение 1 Социальный опрос
В поисках материала для научной работы в Интернете я наткнулась на одном из сайтов на голосование. Вот его данные:
Всего проголосовавших 2826 человек
На вопрос «Ваше отношение к бездомным детям?» ответили:
Нечего было рожать – 192 человека
Они меня раздражают – 70человек
Мне всё равно – 2556 человек
Мне их искренне жаль – 8 человек
Я им помогаю – 5 человек
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415







Приложение 2 Количество детей, оставшихся без попечения родителей
Количество детей, оставшихся без попечения родителей за 2004 год


В 2004 году выявлено и учтено 132,5 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, что на 3,5 тыс. больше, чем в 2003 г. Кроме этого, за 2004 год выявлено, но не устроено осталось 12,9 тыс. детей (в 2003 г.  13,2 тыс. детей).
Наличие выявленных, но не устроенных детей, объясняется необходимостью определенного временного интервала на их устройство, в то время как данные статистики собираются на определенный момент времени. Этот контингент состоит из детей, которые не изъяты из семьи после лишения родительских прав, находятся в приютах, медицинских учреждениях, учреждениях Министерства внутренних дел и т. д., дальнейшее устройство которых находится в стадии решения.
Таким образом, в 2004 году нуждались в устройстве 145,4 тыс. детей (при 142,1 тыс. в 2003 г.).
На диаграмме отображено количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, начиная с 1993 г.



Количество детей, оставшихся без попечения родителей за 2005 год



В 2005 году выявлено и учтено 133 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, что на 0,5 тыс. больше, чем в 2004 г. Кроме этого, за 2004 год выявлено, но не устроено осталось 13,4 тыс. детей (в 2003 г.  12,9 тыс. детей).
Наличие выявленных, но не устроенных детей, объясняется необходимостью определенного временного интервала на их устройство, в то время как данные статистики собираются на определенный момент времени. Этот контингент состоит из детей, которые не изъяты из семьи после лишения родительских прав, находятся в приютах, медицинских учреждениях, учреждениях Министерства внутренних дел и т. д., дальнейшее устройство которых находится в стадии решения.
Таким образом, в 2005 году нуждались в устройстве 146,4 тыс. детей (при 145,4 тыс. в 2003 г.).
На диаграмме отображено количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, начиная с 1993 г.







Количество детей, оставшихся без попечения родителей за 2006 год



В 2006 году выявлено и учтено 127096 детей, оставшихся без попечения родителей.
На диаграмме отображено количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, начиная с 1993 г.
























Количество детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в 2007 году


В 2007 году в нашей стране насчитывалось 27 миллионов детей, что составляет примерно 20% от общей численности населения Российской Федерации. В 2006 году впервые за последние годы число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось по сравнению с предыдущим годом на 4,5%. В 2007 году эта тенденция сохранилась.




















Количество детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в 2008 году
В 2008 году сохранилась тенденция уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года.





















Приложение 3 Динамика роста учреждений социализации детей-сирот

Интернатные учреждения для детей (в целом по России)
По данным Государственного комитета статистика Российской Федерации

1995 г.
1996 г.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
2000 г.
2001 г.
2002 г.

Число домов ребенка
В них детей, (тыс. чел.)
252
18,3
252
18,5
251
18,1
249
19,3
248
19,3
254
19,3
246
19,4
249
19,3

Число детских домов
В них детей, (тыс. чел.)
620
55,4
966
62,6
1094
67,3
1122
67
1187
68,9
1244
72,3
1265
73,7
1288
75,5

Число детских домов-школ
В них детей, (тыс. чел.)
-
-
-
-
-
-
69
7,7
86
9,7
85
10,3
82
10,1
93
11,1

Число домов-интернатов для детей-сирот
В них детей, (тыс. чел.)
159
31
157
31
158
30
154
29,7
155
29,6
156
29,3
155
29
152
28,9

Число школ-интернатов общего типа
В них детей, (тыс.чел.)
637
163,2
637
163,2
628
161,2
628
161,2
646
160,6
646
160,6
660
167,5
660
167,5

Из общего числа школ-интернатов школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В них детей. (тыс.чел.)
151
28
153
28,4
158
28,8
157
27,4
155
26,9
157
26,5
164
27,2
156
25,5

Число школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья
В них детей (тыс.чел.)
1473
199,5
1471
202,2
1450
202,8
1439
203
1442
201
1420
198,4
1421
194,6
1426
188,7

Из общего числа школ-интернатов для детей с ограниченными возмож-
ностями здоровья школы-интернаты для детей сирот
В них детей (тыс.чел.)
178
21,8
184
23
177
22,9
190
23,4
198
25
203
25,9
205
24,6
213
25,1










13PAGE 15


13PAGE 142915




Root Entry