Авторская статья Создание здоровьесберегающей среды на занятиях по английскому языку в Школе раннего развития.


Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Кировградского городского округа»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Создание здоровьесберегающей среды на занятиях по английскому языку в Школе раннего развития
Одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту детей, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье дошкольников.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). Обязательным условием проведения всех уроков являются мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (дыхательная гимнастика, динамические паузы, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, подвижные и спортивные игры, где основной акцент уделяется формированию у детей привычки заботиться о своем здоровье, формированию мотивов самосохранения: провожу упражнения по профилактике утомления, предусматриваю увеличение двигательной активности детей при необходимости, осуществляю индивидуальный подход к детям с ослабленным здоровьем путем рациональной регламентации деятельности, объема и интенсивности, провожу игры по правилам дорожного движения и противопожарной безопасности.
Иностранный язык является одним из наиболее трудных занятий в Школе раннего развития и характеризуется большой интенсивностью, требующей от детей концентрации внимания и напряжения сил в течение вечерних занятий. Именно здесь для меня и возник вопрос: « Нельзя ли использовать игры сразу для достижения двух целей – обучающей и здоровьесберегающей?»
Чтобы реализовать мою концепцию, я решила проанализировать игры с точки зрения их применения, в рамках физкультминуток или вместо них.
Существуют следующие виды физкультминуток:
1) упражнения для снятия общего или локального утомления;
2) упражнения для рук, ног, головы;
3) гимнастика для глаз;
4) гимнастика для слуха;
5) упражнения, корректирующие осанку;
6) дыхательная гимнастика;
7) артикуляционно-мимическая гимнастика.
Приведу по несколько примеров игровых элементов, имеющих целью обучение какой-либо стороне речи и включающих один из видов физкультминутки. Конечно, работа в этом направлении только начата, но уже есть много игр, отобранных мною и применяемых на уроках.
1.Упражнения для снятия общего или локального утомления.
Учителями английского языка на уроках применяется большое количество стихотворений, считалок, песенок. Многие песенки сопровождаются различными движениями.
Например, песня
Sing, sing, sing a song,
Sing a song together.
Dance, dance, dance a dance,
Dance a dance together.
Изучая глаголы действия (писать, читать, плавать, летать), можно их добавить в песенку вместе с фразой «Давайте» (Let us).
Swim, swim, let us swim,
Let us swim together.
А можно предложить детям изобразить действия, которые раскрывают значение глагола.
С помощью игры можно мотивировать учебный процесс, предотвращать перегрузки, социализировать обучающихся, получая речевой продукт в более естественной для детей среде.
Пальчиковые игры - это прекрасная возможность общения с ребёнком на уровне тактильных ощущений, что несомненно является очень важным для маленького человека, начинающего осваивать иностранный язык. Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно - временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.
Пальчиковые игры применяю при изучении цифр, темы «Моя внешность».
Так же неотъемлемой частью моих занятий является использование подвижных активных детских игр для изучения английского языка. Дети изучают этот мир играя. Хорошее упражнение-игра в движении для автоматизации грамматических структур, когда дети становятся в два круга. Сначала движется внешний круг по очереди задавая вопрос (What is your name?, How are you?, How old are you?) детям внутреннего круга, затем наоборот. Когда дети приносят на урок игрушки животных, это прекрасная возможность подвигаться, спрашивая от имени зверей как кого зовут или сколько лет, или где живёт. Мои дошкольники очень любят играть в змейку, когда выстроившись в две колонны, нужно, называя слова, двигаться по одному с хвоста вперёд. В этой игре присутствует и соревновательный момент. С удовольствием дети любят прыгать по «болоту». На плотных листах картона я рисую «кочки» разного цвета или с цифрами. Какая команда быстрее пройдёт по порядку по «кочкам». Это задание можно выполнять и индивидуально.
Игра «Помогите» заключается в том, чтобы спасти летящих на воздушном шаре над океаном, где акулы. На доске можно прикрепить или нарисовать волны, акульи плавники, воздушный шар. На корзине шара прикрепляются мешки с грузом, спасти людей можно, сбросив груз. Для этого, естественно нужно знать слова – назвал по-английски, снял (или стёр) груз. Дети стараются, чтобы шар не упал в океан. К играм такого типа, только в командах можно отнести «Собери грибы в корзинку», «Доплыви до острова», «Собери яблоки с яблони» (в общем, это забытые всеми игры, которые использовали уже много лет назад.
2.Упражнения для рук, ног и головы.
Данные упражнения на занятиях обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений. При подборе стихотворений стараюсь следить за тем, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока.
One, one, one
Little dog run. (бежим)
Two, two, two
Cat sees you. (смотрим через ладонь)
Three, three, three
Birds in a tree. (полетели)
Four, four, four
Rats on the floor. (прыгаем)
Hands up! Clap! Clap! Clap!
(руки на верх, похлопали)
Hands down! Shake! Shake! Shake!
(руки вниз, потрясли)
Hands on hips! Jump! Jump! Jump!
(руки на пояс, прыгают)
Hop! Hop! Hop! Stop! Standstill!
(останавливаются)
Hands up! Hands down!
(поднимают и опускают руки)
Hands on hips! Sit down!
(руки на пояс, садятся)
Hands up! To the sides!
(руки наверх, в стороны)
Bend left! Bend right!
(наклоняются влево, вправо)
One, two, three... Hop!
(прыгают)
One, two, three... Stop!
(останавливаются)
Stand still!
(успокаиваются)
Hands on the head,
(руки на голову)
Hands on the hips,
(руки на пояс)
Hands on the table,
(руки на стол)
Hands like this.
(Любое движение,)
Hands on the shoulders,
(на плечи)
Hands up and down,
(руки наверх, вниз)
Hands behind the head
And sit down!
(садятся)
Clap, clap, clap your hands.
(хлопают в ладоши)
Clap your hands together.
Clap, clap, clap your hands.
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet.
(топают ногами)
Stamp your feet together.
Stamp, stamp, stamp your feet.
Stamp your feet together.
Nod, nod, nod your head.
(кивают головой)
Nod your head together.
Nod, nod, nod your head.
Nod your head together.
Dance, dance, dance and dance.
(танцуют)
Dance and dance together.
Dance, dance, dance and dance.
Dance and dance together. Hands up! Hands down! Shake! Shake!
(Руки поднимают, опускают, трясут ими)
Stand up! On the tiptoes
(Встают на цыпочки)
Turn around. Step aside,
(Поворачиваются вокруг себя)
Step left! Step right!
(Шагают влево, вправо)
Red, red, touch your head,
(достают до головы)
Black, black, touch your back,
(дотрагиваются до спины)
Blue, blue, touch your shoe.
(достают до туфлей)
Green, green, touch your chin.
(касаются щек)
Brown, brown, touch the ground.
(достают до земли)
Очень активно дети на моих занятиях играют с мячом, называя слова, задавая вопросы и отвечая на них. Также при введении прилагательных, таких как круглый, толстый, тонкий, я всегда показываю обучающимся руками движения, которые соответствуют этим прилагательным. Проверяя их усвоение, можно попросить детей показать эти слова движениями рук и кистей рук. Счёт по-английски, загибая и разгибая пальчики, показ букв с помощью рук и карандаша, игры с мячом являются прекрасными упражнениями для кистей рук.
Игры с мячиком используются при изучении темы «Овощи, фрукты» при игре «Съедобное- несъедобное», названий месяцев, дней недели;
3.Гимнастика для глаз.
Поиграть в игру «Кто пропал с фермы у Джонса» любят все. Это развивает зрительную память, даёт время глазкам отдохнуть. Разместив на доске картинки с домашними животными мы повторяем их названия. Затем водящий (может быть любой ребенок) говорит, что Джонс лёг отдохнуть (sleep),убирает одну картинку, дети должны отгадать какое животное пропало. Очень часто, перед занятием, в поле зрения детей, я приклеиваю по классу или цифры, или картинки по уже изученной лексике. Задача – найти нужное, когда я называю слово на английском языке. И не требуется упражнений, типа «глаза вверх, вниз, влево, вправо». При всём при том обучающая роль такой игровой физкультминутки очевидна.
4.Гимнастика для слуха.
На моих занятиях английского языка дошкольникам очень много приходится слушать иноязычную речь. Хорошим упражнением, в этом плане, является задание хлопнуть в ладоши если услышали, например среди названий животных – цвет или цифру. Малышам очень нравится игра в «испорченный» телефон. Дети выстраиваются в две колонны. На моем столе или на одной из парт лежат два набора картинок или цифр. По одному игроку подходят ко мне, и я говорю слово, а ребенок говорит это слово следующему. Те, в свою очередь, идут в конец колонны и на ухо говорят слово предыдущему и так далее. Первый в колонне должен прибежать за картинкой или цифрой. Игра проходит очень весело и эмоционально.
5.Артикуляционно-мимическая гимнастика.
С удовольствием, использую в начале урока гимнастику для язычка и детям она тоже нравится. Проще повторять слова и звуки за педагогом, но намного интереснее озвучивать то, чем «занимается» язычок.
Всегда эмоционально проходит игра «Угадай животное». Ребята с большим удовольствием показывают повадки и мимику разных зверей.
Запоминая лексический материал характеристики человека (грустный, весёлый), тоже можно использовать приём мимического портрета.
6. На занятиях английского языка обязательно следует использовать песни.
Песня – хороший вид релаксации, предоставляет обучающимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Песня хороша на всех уровнях обучения. Это своего рода релаксация в середине или в конце занятия, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.
Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, веселые четверостишия, юмористическая картинка) также необходимы для снятия умственного напряжения и утомления. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребёнка, улучшает психологический климат на занятиях.
Я думаю, что игра прекрасно вписывается в здоровьесберегающие технологии, так как они предполагают смену деятельности, чередование интеллектуальной, эмоциональной и двигательной активности.