Статья. Создание здоровьесберегающей среды на уроках математики.


Создание здоровьесберегающей среды на уроке математики путем реализации индивидуально-дифференцированного подхода
Валеева Р.Х.
Россия, г. Златоуст, Челябинская обл., Муниципальное автономное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат№31
Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья, основ здорового образа жизни школьников средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания.
Дети с нарушением интеллекта с трудом включаются в процесс урока: поверхностно воспринимают учебный материал, не всегда выполняют самостоятельные задания без специальной помощи, быстро утомляются, их словарный запас на 20-30% ниже, чем у детей нормы. Отставание от сверстников особенно заметно в их мышлении: они затрудняются анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать. Они остро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивостью эмоционально-волевой сферы, перепадами настроения. Только правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность.
Одним из факторов обеспечения здоровьесберегающей среды является реализация индивидуально-дифференцированного подхода на всех этапах урока.
Основное назначение дифференцированных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия дляздоровьесбережения, формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы.
Свою работу в классе я начинаю с того, что нужно правильно рассадить детей в классе. Детей расторможенных нужно садить рядом с уравновешенными и пользующимися авторитетом. Для слабослышащего ребенка выбираю место напротив стола учителя. Учащегося с нарушением зрения располагаю с краю ряда.
Вначале очень важен психологический настрой детей на урок. Установление личных контактов. Эти контакты должны выстраиваться не только между учителем и детьми, но и между самими детьми.
На этапе обобщения и систематизации имеющихся знаний учащиеся учатся применять их в различных ситуациях, при решении учебных и практических задач. Большое место на данном этапе урока отвожу самостоятельной работе учащихся. Подбираю виды самостоятельной работы с учётом возможностей каждого ученика класса, осуществляя дифференцированный индивидуальный подход. Упражнения для самостоятельной работы не только формируют приёмы и способы учебной работы, но и активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают у них инициативу, смекалку, способствуют устранению утомления.
Учитывая быстрое забывание учащимися знаний, на этом этапе урока важно постоянно воспроизводить главное из ранее пройденного материала.
Закрепление на уроках математики
Варианты I этап II этап III этап IV этап
1 Основное задание Творческое задание Занимательное задание 2 Некоторая степень помощи Основное задание Творческое задание Общее задание
3 Работа с учителем Некоторая степень помощи Основное задание Таким образом, дети, работающие по первому варианту, выполняют на I этапе обучения то задание, которое ученики, работавшие по третьему варианту, смогут выполнить только на III этапе. Но в конце концов все ученики класса на IV этапе выполнят правильно одно и то же общее задание, что создаёт у слабых учеников (третий вариант) уверенность в своих силах, так как они выполняют то же задание, что и самые сильные ученики. Дети себя чувствуют комфортно, рады за свои успехи, этим создается «осознание своего опыта не только на уровне мышления, но и на уровне чувств и эмоций. А поскольку эмоции участвуют в формировании мотивов, то они наполняют его необходимой энергией» (Е. П. Ильин).
Эту линию последовательно провожу на всех уроках.
Намечая пути и приёмы дифференциации учебной деятельности учащихся, я придерживаюсь определённых условий, способствующих использованию дифференцированных заданий, а именно:
Использую дифференцированные задания систематически, почти на каждом уроке, но не превращаю этот этап её изучения в стандарт, поскольку учитываю тему урока, этап её изучения, готовность учащихся.
Как правило, дифференциация обучения проводится в рамках фронтальной работы, когда учащиеся заняты решением общих учебных заданий.
Такой подход создаёт равные возможности для всех детей, так как слабый может перейти к более сложному заданию.Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей. Эту работу я провожу постоянно. На основе выполнения кратковременных диагностических работ, наблюдений объединяю в подвижные группы. Особенность этих групп состоит в том, что один и тот же ученик находится в различных группах; более того, в пределах изучения одной темы его положение в группе тоже может меняться.Перед использованием дифференцированных заданий предусматриваю пути, какими каждый учащийся группы может прийти к решению поставленной перед ним цели. И соответственно определяю работу каждого. Конечным результатом усилий учителя и учеников будет усвоение материала программы всеми учениками без исключения, хотя усвоят они учебный материал разными путями.
Главным методическим принципом дифференциации обучения считают чётко продуманное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий в системе уроков по определённой теме.
Приведу пример, в котором прослеживается сочетание этих форм на одном из уроков.
Фрагмент урока
Фронтальная работа: класс выполняет общее для всех задание.
Индивидуальная работа: учитель в это время подходит к парте и помогает ученику, не мешая остальным.
Своевременная помощь слабому ученику в процессе восприятия нового материала ведёт к тому, что уже на первых уроках изучения новой темы такой ученик усваивает необходимый минимум знаний и дальше движется вместе со всем классом.
Но я всё время даю возможность слабым ученикам работать удобным для них способом. Индивидуальная карточка, которую получает каждый ученик класса, напоминает детям, каким способом можно решить любую задачу. Карточка-подсказка для слабого ученика содержит подробное описание алгоритма действия, а для сильного ученика я готовлю совсем другие карточки.
Групповая работа: два-три ученика, закончивших самостоятельную работу, осуществляют взаимопроверку знаний.
Принципиальная особенность методики состоит в том, что деление детей на группы не носит постоянный характер. Учащиеся не знают о том, к какой группе каждый из них относится в данное время. Это способствует установлению в классе атмосферы товарищеской взаимопомощи, доброжелательных взаимоотношений, нет случаев зазнайства сильных учеников и не вырабатывается комплекс неполноценности у слабых.
Такая форма организации деятельности отвлекает от трудностей, разрушая прежние укоренившиеся стереотипы восприятия и отношения к делу и людям, захватывает своей необычностью, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.
Нелишне будет сказать, что я применяю технологии, приемы общения по Д.Карнеги:
1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.
5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
Таким образом, учитель слышит ученика, а ученик учителя. В науке говорят, что это психологический настрой плюс настрой учителя, здоровье и положительный фон обучения.